Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сертификат бывает: гигиенический, качества продукции.




Формы приватизации государственной собственности.

Приватизация может осуществляется путем безвозмездной передачи либо продажи гос. собств-ти. Целью безв-дной приватизации является, передача гос. собств-ти на основе соц-го равенства в процессе ее осуществления на этапе перехода к рын. эк-ке, только гражданам РБ. Порядок распред-ния безв-дно передаваемого гос. имущ-ва определяется Президентом РБ. Безв-дно передаваемая каждому гражданину часть гос.собств-ти опред-ся двумя квотами:- жилищной квотой;- квотой на имущество. Для реализации права использ-ния квот гражданами РБ им выдаются именные приватизационные чеки» Жилье» и» Имущество. Возмездная приват--ция осущ-ся на основе внесения денежных платежей в белор. рублях. Орган приват-ции свободен в выборе способа приват-ции и условий продажи объекта. Способы разгос-ния и приват-ции объектов гос. собств-ти: продажа объектов гос. собств-ти на аукционе, по конкурсу; продажа акций, принад-щих гос-ву, в том числе на льготных условиях в соответствии с закон-вом РБ; выкуп арендованного имущества арендным предприятием.

 

32. Доминирующее положение на товарном рынке. Оно устанавл-ся при: а) при принятии решения о включении/исключении из гос-го реестра субъектов, занимающих домин. положения на рынке; б) устанавл-ся при выдаче заключений по сделкам с акциями, паями, долями. Департамент антимонопольной и ценой политики мин. эк-ки. Монополист-ая деят-ть – это деят-ть, направленная на недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Конк-ция – это состязательность субъектов, кот. лишает их права возд-ть односторонне на товарный рынок. Виды моноп-ской деят-ти: индивидуальная и коллективная, моноп-скую деят-ть комм-ских орг-ций и гос. органов. Основные меры гос. антим-го регул-ния: 1. гос. контроль за субъектами, занимающими доминир-щее положение; 2. принятие мер по реорг-ции и ликвидации домин-щих субъектов; 3. контроль за созданием, реорг-цией и ликвидацией субъектов. Меры: 1. выдача предписания о прекращении антим-ной деят-ти; 2. администр-ные штрафы; 3. меры уголовной ответств-ти (штрафы или лишение права заниматься деят-тью).

 

33. Как юр-ская категория цена выступает условием ряда договоров, базой для формир-ния налогов, а также критерием на определение победителя аукциона. Виды цен: 1. свободные; 2. регулируемые. Применяются: а) в отношении субъектов, занимающих домин-щее положение; б) в отношении социально-значимых товаров и отдельных лекарственных средств; в) товары, кот. предусмотрены указом №285 от 19.05.99г. Повышение отпуска цен на производимые товары осущ-тся при соблюдении предельного индекса. Товары, на кот. не установлен предельный индекс – все то, что производится ИП и предприятиями с иностранными инвестициями. При несоблюдении предельного индекса субъект должен провести регистрацию отпускной цены, иначе на него налагается штраф в 2-кратном взыскании дохода и взыскании всего дохода. Цены на новые товары подлежат обязательной регистрации.

 

34. Стандарты всегда устанавливаются нормативными актами. Группы стандартов: 1. ГОСТы, гос-ные строительные нормы и классификаторы технико-экономической информации. ГОСТы и строительные нормы устанавливаются на виды деятельности, требующие повышенного контроля; 2. ТУ, стандарты отраслей и субъектов хозяйствования. Они не должны нарушать ГОСТов. ТУ разрабатывается, если нет ГОСТа или при необходимости уточнения ГОСТа; 3. Международные и иностранные стандарты (ИСО-9000).

 

Сертификат бывает: гигиенический, качества продукции.

Комитет по стандартизации метрологии и сертификации при Совмине, а также его структурные подразделения в областях и г.Минске. Реализация в РБ и импорт продукции, подлежащей обязательной сертификации, без сертификата запрещается. Расходы по сертификации относятся на с/с.

 

36. Качество – соответствие свойств товара установленным нормативом (ГОСТы, технические условия (ТУ)). Если продавцом явл. предприн-ль и законом установлены обяз-ные требования к качеству, то товар должен соотв-вать этим треб-ям. Если законом не установлены треб-ния к качеству, то оно должно соотв-ть условиям договора. При отсутствии в договоре условия о качестве товар должен быть пригоден для тех целей, в кот. он обычно используется. При продаже товара по образцам или описаниям товар должен им соотв-ть. Последствия невып-ния качества – требование замены. Товар должен быть пригодным в пределах разумного срока. Различают 3 вида срока: 1. гарантийный; 2. срок годности; 3. срок службы. Гарант. срок начинает течь с момента передачи. Срок годности устанавливается в отн-нии потреб-х товаров. Его особенности: 1. всегда устанавливается законом; 2. реализация товара по истечении срока годности запрещена; 3. срок годности опред-ся с момента производства товара. Срок службы в отношении не потреб-х товаров исчисл-ся со дня изгот-ния товара. Ответ-ть продавца за недостатки товара: 1. незнание продавца о наличии недостатков не освобождает его от ответ-ти; 2. продавец отвечает за любые, не оговоренные недостатки товара, однако покупатель должен доказать, что недостатки возникли до передачи товара.

 

37. Бух. учет – система непрерывного, сплошного документного отражения инф-ции о состоянии и движении имущ-ва и обязательств методом двойной записи в денежном выражении на счетах бух. учета в соответствии с закон-вом РБ. За рубежом существуют м/н стандарты финанс. отчет-ти (МСФО), кот. разрабатывает спец-ный комитет. Задачи бух. учета: 1. форм-ние полной достоверной инф-ции об организации; 2. обесп-ние пользователей совр-ной инф-цией о хоз. деят-ти субъекта; 3. предотвращение отриц-ных результатов хоз.деят-ти и выявление резервов финанс.устойчивости. Принципы бух. учета: 1. обязательность – любой зарегистрированный субъект обязан вести бух. учет; 2. непрерывность – учет с момента гос. регистрации и до ликвидации; 3. двойная запись – одновр. отражение операций на 2 счетах: пассивный и активный.. 5. сплошной учет или полнота; 6. документарность; 7. измерение только в ден. единицах и белор. рублях; 8.системность; 9. упорядоченность; 10. разделенность учета объектов. Способы: 1)докум-ция. Исполнители операции составляют и подписывают первичный учетный док-т. 2) инвентаризация – проверка наличия, а также оценка пассивов и активов. 3)оценка – денежное выражение себестоимости лижет в основе оценки. 4)калькуляция – определение затрат на какой-либо процесс и на единицу его результата. Понятие, состав и предоставление бух. отчетности. Состав: бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, аудиторское заключение, приложения, пояснительная записка, отчет о целевом использовании выделенных средств. Периодичность предоставления: месячная, квартальная, годовая. Исключение для гос. организаций. Стат. Отч-ть предоставляется в Мин. статистики. Отчетность в ФСЗН.

 

38. Аудитор от сл. «ауди» – слушать. Ауд-кая деят-ть – это независимая проверка финанс. отч-ти с целью оценки достоверности и соответствия операции закону. Принципы этики аудитора: 1. проф. компетентность; 2. независимость; 3. конфиденц-ть; 4. честность; 5. объективность; 6. добросов-ть. Аудитор обязан иметь лицензию. Заказчик вправе самост-но выбирать аудитора. Мин. финансов утверждает правила аудит-ой деят-ти. Ауд-кие доказательства – инф-ция, позволяющая сделать выводы о достоверности отч-ти. Источники: бух. Отч-ть, первичная док-ция, результаты инвентаризации, главная книга, различные хоз. договора. Виды аудиторских проверок: внешний и внутренний, обязательный, инициативный. Внешний – приглашается ор-ция со стороны. Внутренний аудит осущ. структурные подразделения предприятия. Обязательный – установленное нормативным актом приглашение ауд-кой компании. Инициативный – приглашение аудитора по своему желанию. Обяз-му аудиту подлежат: 1. ОАО; 2. Иные субъекты, валовых доход которых более 600000 евро; 3. Банки, НКФО; 4. Страховые орг-ции; 5. Орг-ции с иностран. инвестиц-ми, а также представительство. Ауд-кое закл-ние состоит из 2 частей: аналитическая и итоговая. Анал. часть: сведения о сторонах, результаты экспертизы бух. учета, факты нарушения порядка ведения бух. учета, а также случаи нарушения финанс. и хоз. закон-ва. Итоговая часть содержит запись о подтверждении достоверности отч-ти.

 

39. Инвестиция – любое имущ-во, вкладываемое в объекты инвестиц-ой деят-ти в целях получения прибыли и (или) для достижения значительного результата. Объекты инвестиц-ой деят-ти – недвижимость, ценные бумаги, интеллект-ная собств-ть. Признаки инв-ции: 1. инв-ции принадлежат инвестору на вещном праве, однако инв-циями могут быть и привлеченные ср-ва, т.е. кредиты; 2. они не используются для личного потребления (для предприн-кой деят-ти); 3. для получения прибыли и(или) для достижения социально значимого эффекта; 4. инициативность инвестора; 5.иногда с инвесторами закл-ся ин-ционный договор. Виды ин-ционной деят-ти: прямая, средняя, портфельная, стратегическая. В РБ с 1993г. по 2003г. было вложено 22 млн. инв-ций. Инвционный договор – это договор между РБ и инвестором.. Гос. рег-ние ин-ционной деят-ти предполагает 2 основных пути: прямое участие в инвестиционной деятельности; создание благоприятных условий для инв-ционной деят-ти.

 

40. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Иностранные предприятия: система льгот -- выражается ввозимое и вывозимое имущество, которое является вкладом в УФ не облагаемое таможенными платежами; все предприятия освобождаются от налога на прибыль в течение 3 лет с момента регистрации, после 3-х лет освобождается на 50%. Иностранному инвестору гарантировано право свободного перехода за рубеж всей прибыли, оставшейся после уплаты налогов.

 

41. Ценная бумага – док-т, удостоверяющий выраженные в нем и реализуемые посредством предъявления или передачи имущ-го права или отн-ния займа владельца бумаги по отн-нию к элитному. Отлич. признаки ЦБ: 1. качеством «ценной» бумаги наделяет гос-во; 2. бумага явл. имуществом и удостоверяет имущ-ное право; 3. наличие установленной формы и обяз-ных реквизитов.; 4. своеобразие субъектов прав, удостоверенных ценной бумагой (3 типа): а) на предъявителя; б) именные; в) лицо, которое может само осуществлять свои права или назначить другое управомоченное лицо (ордерная); 5. исполнение по ценное бумаге возможно лишь предъявлением ее подлинника. Виды ценных бумаг: 1. Док-ные и не док-ные; 2. По статусу эмитента: гос-ные (выпускаются Минфином только от имени СМ), частные. Индоссамент: банковый или ордерный. В первом лицо не указывается; во втором указывается. Индоссамент Все индоссанты несут солидную ответств-ть: по наименованию – акция, облигация, чек, гос. облигация. Депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберкнижка на предъявителя, приватизационные ценные бумаги, коносамент, варант (складское свидетельство).

 

42. Акция - ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собств-ти АО, дающая право её владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом (кроме случаев, предусм-ных закон-вом РБ). Простая акция - ценная бумага, удостоверяющая право владельца на долю собств-ти АО при его ликвидации, дающая право ее владельцу на получение части прибыли общества в виде дивиденда и на участие в управлении обществом. Привилегированная акция - ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение дивиденда в качестве фиксированного процента, право на долю собственности при ликвидации общества и не дающая права голоса на участие в управлении обществом. Порядок ведения реестра акционеров определяется центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Все выпускаемые АО акции обеспечиваются его имуществом Решение о выпуске акций принимается учред-ной конференцией или общим собранием акционеров. Решение о выпуске акций должно содержать сведения, определяемые центральным органом, осуществляющим контроль и надзор за рынком ценных бумаг. Облигация - ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ценной бумаги её номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения. Облигации выпускаются субъектами хоз-ния или другим юр. лицами под залог имущества с согласия собственника или уполномоченного им органа.

 

43. Виды операций на ГЦБ: эмиссионные, инвестиционные, клиентские. Суть эмиссионных операций – орг-ция выпуска ценных бумаг(ЦБ) и их распростр-ние, инвестиц-ные операции направлены на приобретение ЦБ. Клиентские осуществляются профильно: участниками ГЦБ. Субъекты РЦБ: элиенты, инвесторы, проф.участки, саморегулируемые участки, гос-во. Выпуск и регистрация ЦБ (акций, облигаций). Стадии: 1. принятие эмитентом решения о выпуске; 2. подготовка проекта эмиссии; 3. регистрация; 4. размещение. Запрещен выпуск ЦБ для покрытия убытков и за счет заемных средств. Проспект эмиссии содержит: данные об эмитенте; планы его развития; сведения об эмиссии. Право на выпуск ЦБ реализуется с момента их регистрации и присвоения соотв-го номера. Этим занимается госкомитет по ЦБ при СМ. Он также ведет реестр ЦБ. Необходимые док-ты при регистрации: заявление, решения о выпуске, копия устава, проспект эмиссии и др. Гос. регистрация не является гарантией стоимости ЦБ. Размещение: подписка либо продажа. Подписка осущ. посредством договора в отношении еще не выпущенных ЦБ на их приобретение после регистрации. Открытое размещение, если: 1. об этом прямо заявлено эмитентом; 2. ЦБ размещ-ся между заранее не опред-ным кругом лиц; 3. ЦБ предлагаются более чем 100 субъектам.

 

44. Гос. комитет по ЦБ при Совмине. Его функции: 1. контроль и надзор за рынком ЦБ и проф.деятельность по ЦБ; 2. регистрация выпусков ЦБ; 3. лиценз-ние проф.деят-ти. Требования: как минимум один из сотрудников должен быть аттестован; финансовая достаточность; проф.деятельность должна быть исключительной. Аттестаты трех категорий по ЦБ: 1. подтверждает право на занятие любым видом деят-ти по ЦБ; 2. право на посредн-скую, ком-скую деят-ть и ведение реестра акционеров; 3. право только на ведение реестра акционеров в качестве сотрудника эмитента. Дополн.меры по защите инвесторов: 1. право на расторжение сделки по ЦБ в течение 15 дней в процессе корректировки проспекта эмиссии.; 2. любое лицо, приобретающее более 5% акций с правом голоса в течение 5 дней после сделки должно сообщить об этом гос. комитету; 3. руководящий работник владелец акций эмитента должен сообщить обо всех сделках с ними в гос. комитет в течение 5 дней; 4. эмитент, объем операций с ЦБ которого составляет более 5% от объема собственных акций должен сообщить об этом в гос. комитет; 5. любое лицо, намеривающееся купить более 50% акций эмитента с правом голоса, должно обратиться ко всем акционерам и в гос. комитет; 6. лица, имеющие доступ к конфиденциальной информации эмитента, и члены их семей могут приобретать акции эмитента при условии их хранения у себя не менее 6 месяцев.

 

45. Товарная биржа ( может быть в любой орг-ционно-правовой форме). Т. биржа не явл. собств-ком товара и не ведет торговлю. Запрещается создание биржевых объединений, закл-ние соглашений, имеющих целью ограничение конкуренции. Т биржа действует на основании устава. По опред-ным секциям проводятся торги на бирже. Группа определенных товаров – секция. Субъекты биржевой торговли. Посредники: рокеры и дилеры. Дилер осущ. сделку от своего имени и за свой счет с целью дальнейшей продажи. Брокер действует от имени и/или за счет клиента. Каждому варианту соотв-ет самост-ный вид договора. Комм-ской орг-цией и брокерской фирмой, брокерской конторой, брокеры – индивид. предпр-ли. Маклеры – это лица, органи-шие торговлю в биржевом зале; это члены персонала биржи.. Биржевой товар – не изъятое из оборота заменимое имущ-во и имущ-ные права. Биржевой товар опред-ся родовыми признаками. Не могут быть биржевым товаром: недвижимость, интеллект. собств-ть, авторские права, произведение искусства. Возможна только торговля по образцам, эталонам, описаниям. Возможно сведение товаров в лоты.

 

46. Биржевые сделки. Общие правила: 1. предмет – только товары, допущенные к торгам; 2. закл-ся только участ-ками биржи и только в ходе торгов; 3. регулируется закон-твом о биржах, уставом биржи, правилами биржевой торговли; 4. сама биржа и ее служащие не могут быть участниками такой сделки; 5. все биржевые сделки подлежат регистрации на бирже; 6. они могут оформляться также маклерскими записками; 7. к биржевой сделке применяется правило о соответствующем договоре; 8. сам договор является типовым и разрабатывается каждой биржей самостоятельно. Общие положения: споры, связанные с биржевыми сделками, если обе стороны являются членами биржи, владельцами прав на участие в биржевой торговле или постоянными посетителями торгов, рассматривается в биржевом арбитраже. Решение арбитража может быть оспорено в суде. Банковские учреждения не могут совершать сделки на биржах со средствами вкладчиком.. Запрещается выступать от имени биржи вне пределов полномочий.

 

47. Правовое регулирование фондовой биржи и государственный контроль за ее деятельностью. Все правила, касающиеся биржевой деятельности. Утверждаются биржей самостоятельно. На торги допускаются ценные бумаги только тех эмитентов, которые опубликовали годовой баланс. Фондовая биржа не имеет права быть стороной биржевой сделки, а также заниматься деятельностью, не связанной с биржевыми функциями. Государственные контролирующие биржевые органы: государственные биржевые инспекторы (подчинены Министерству экономики). Их функции: вправе приостанавливать операции на бирже и котировку отдельных ценных бумаг, если есть нарушение законодательства.

 

Правовой статус Нацбанка

НБ-I уровеньж; Банки и НКФО-II уровень; (не у нас) контролирующие и надзирательные органы III уровень. НБ является центробанком РБ и подотчетен Президенту. Основные цели деят-ти: 1. защита и обеспечение устойчивости белор. рубля; 2. развитие и укрепление нац-ной банковской системы; 3. обеспечение функц-ной платежной системы. НБ для покрытия своих убытков использует гос. ценный бумаги, предоставляемые Правительством. Деят-ть НБ осуществляется по двум направлениям: 1. как органа гос. управления; 2. как субъекта хозяйствования.. Функции НБ: 1. денежная эмиссия, создание и управление золотовалютными запасами; 2. банк Правительства (рассчетно-кассовые операции гос.органов и пр.); 3. банк банков; 4. как проводник официальной ДПК; 5. как орган рег-ния, контроля и надзора; 6. как орган стабильности национальной денежной системы.

 

49.50. Минимальный размер УФ для НКФО 1 млн. евро, для банка – 2 млн. евро, для иностранных банков и дочерних банков иностранных банков – 5 млн. евро. Основные направления деят-ти банков: 1. депозитные операции (привлечение средств во вклады); 2. кредитные; 3. открытие и ведение счетов. Отличие НКФО в том, что она осуществляет один или два вида операций из вышеперечисленных. Банк может быть только АО или УП. НКФО может создаваться в любой организационно правовой форме. НКФО могут привлекать вклады лишь юридических лиц. Депозитные операции осущ. на основании договора банковского вклада. По нему одна сторона (вкладополучатель) принимает от другой стороны (вкладчика) денежные средства и обязуется их возвратить с начисленными процента на условиях договора. Выделяют: сберегательный и депозитный сертификаты. Сберегательный удостоверяет сумму вклада и права его владельца – физ. лица на получение через определенный срок вклада и проценты по нему. Депозитный – аналогично, но для юр. лица. По срокам: долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные – от 1 до 5 лет, выдаются на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов. Краткосрочные – на срок до 1 года, связанные с созданием и движением текущих активов. Физ. лицам на цели: кредиты предоставл. на потреб-ские нужды и финанс-ние недвижимости.

 

51. Открытие и ведение счетов: счета открываются на основании соответ-их договоров. Общие права и обязанности банка: 1. открыть счет и зачислять на него средства; 2. хранить на счете деньги и уплачивать проценты за пользование; 3. выполнять поручения владельца счета о перечислении и выдаче средств; 4. соблюдение сроков, порядка и очередности списания средств; 5. соблюдать банковские тайны. Обязанности клиента: 1. предоставить документы, необходимые для открытия счета; 2. своевременно и в полном объеме оплачивать банковские услуги; 3. предоставлять в банк необходимые расчетные и иные документы; 4. согласовывать с банком сроки и порядок сдачи наличности, а также лимит остатков кассы. Банки не вправе отказать лицу в открытии счета. Каждому счету присваивается номер, что исключает открытие анонимного счета. Каждое лицо может открыть один расчетный счет, а также по одному счету на каждую валюту. Виды счетов: 1. расчетный (текущий): обеспечение расчетов и платежей; 2. внешний: открывается для формирования или увеличения УФ; 3. ссудный: открывается для перечисления заемных средств; 4. контокоррентный: открывается только в белорусских рублях при отсутствии задолженности за ранее выданные кредиты; 5. корреспондентский: открывается одним банком в другом. Типы: лоро, ностро. Лоро – корреспондентский счет, открытый в уполномоченном банке. Ностро – корреспондентский счет банка, открытый в банке-корреспонденте (т.е. если я – банк, то это счет другого банка у меня); лоро – наоборот. 1.благотворительный; 2. договор карт-счета: открывается для отражения операций с банковскими пластиковыми карточками.

52. Правовые и орг-ционные основы создания, деят-ти и ликвидации СЭЗ на терр-рии РБ установлены Указом През-та РБ от 20.03.1996 г. № 114 "О СЭЗ на терр-рии РБ" и Законом РБ от 07.12.1998 г. № 213-3 "О СЭЗ " с послед-ми изменениями и дополн-ми.В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ - это часть территории РБ с точно опред-ми границами и специальным правовым режимом, устанавл-щим более благопр-ные, чем обычные, условия осущ-ния предприн-ской и иной хоз. деят-ти. Резидентом СЭЗ признается зарег-ное администрацией СЭЗ юр. лицо или физ. лицо в качестве ИП, на которое распростр-ся правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деят-ти резидент СЭЗ должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предприн-ской деят-ти в СЭЗ. Согласно ст. 6. Закона резидент СЭЗ также вправе на общих основаниях заниматься предприн-ской деят-тью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается През-том РБ на основе предложения Сов. Мина. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование противоречит экон-ким и другим гос-ым интересам РБ. Сегодня перечень СЭЗ ограничивается: СЭЗ "Брест", СЭЗ "Витебск", СЭЗ "Гомель-Ратон", СЭЗ "Гродноинвест", СЭЗ "Минск", СЭЗ "Могилев".

53. Субъекты малого предпринимательства (бизнеса). Средне списочная численность: в промышленности и на транспорте до 100 человек; сельскохозяйственная и научно-техническая сфера до 60 человек; строительство и оптовая торговля до 50 человек; розничная торговля и бытовое обслуживание до 30; все иные сферы до 25 человек. Две группы преференции: декларативные (помощь через инкубаторы малого предпринимательства; помощь по ежегодным республиканским и местным государственным программам). Финансово-промышленная группа (ФПГ) – договор о создании – это объединение юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в судах. Цель: экономическая интеграция участков для реализации инвестиционных проектов; повышение эффективности производства; создание новых рабочих мест. Характеристики: организация проекта; заключение антимонопольного органа; участие более чем в 1 ФПГ запрещается. Виды ФПГ: межгосударственные (их большинство), транснациональные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...