Тема 4. Классическая логика высказываний.
Требования к обязательному минимуму образовательной программы.
Логика и язык права. Суждение и норма. Вопросно-ответные ситуации. Понятие. Определение и классификация. Дедукция, индукция и аналогия. Логические основы аргументации. Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория.
Тематический план изучения дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятель-ная работа
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| всего
|
| Тема 1. Предмет логики. Причины возникновения логики как науки
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Противоречия доаристотелевской “логики”.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Учение об элементарных формах мышления. Учение о понятии.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Классическая логика высказываний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Учение об элементарных формах мышления: силлогистика.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Законы дедукции. Практическое значение законов логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Исторические условия возникновения 2-го этапа в развитии логики. Новое в учении об элементарных формах мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8. Правдоподобные рассуждения. Полная и неполная индукции, их достоинства и недостатки. Виды неполной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Научная индукция и эксперимент. Сущность метода научной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10. Законы индуктивной логики. Практика применения принципов обобщения данных наблюдения в науке и повседневной жизни.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11. Тенденции развития современной логики. Основные типы неклассических логик.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 12. Элементарные и сложные (систематизированные) формы мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 13. Гипотеза и теория. Способы построения систем знаний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 14. Диалектика и диалектическая логика: взаимосвязь, сходства и различия
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 15. Принципы и законы диалектической логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 16. Практическое значение логики: роль, место и значение логики в познании; в воспитании, образовании, в формировании культуры
|
|
|
|
|
|
|
| Практическое значение логики: огиика как учение о борьбе с ошибками при построении систем знания
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
| |
|
|
|
Заочная форма обучения (полный срок обучения)
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятель-ная работа
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| всего
|
| Тема 1. Предмет логики. Причины возникновения логики как науки
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Противоречия доаристотелевской “логики”.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Учение об элементарных формах мышления. Учение о понятии.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Классическая логика высказываний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Учение об элементарных формах мышления: силлогистика.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Законы дедукции. Практическое значение законов логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Исторические условия возникновения 2-го этапа в развитии логики. Новое в учении об элементарных формах мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8. Правдоподобные рассуждения. Полная и неполная индукции, их достоинства и недостатки. Виды неполной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Научная индукция и эксперимент. Сущность метода научной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10. Законы индуктивной логики. Практика применения принципов обобщения данных наблюдения в науке и повседневной жизни.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11. Тенденции развития современной логики. Основные типы неклассических логик.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 12. Элементарные и сложные (систематизированные) формы мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 13. Гипотеза и теория. Способы построения систем знаний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 14. Диалектика и диалектическая логика: взаимосвязь, сходства и различия
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 15. Принципы и законы диалектической логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 16. Практическое значение логики: роль, место и значение логики в познании; в воспитании, образовании, в формировании культуры
|
|
|
|
|
|
|
| Практическое значение логики: логика как учение о борьбе с ошибками при построении систем знания
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
| | |
|
|
|
Заочная форма обучения (на базе среднего специального образования)
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Аудиторные часы
| Самостоятель-ная работа
| Всего часов
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| всего
|
| Тема 1. Предмет логики. Причины возникновения логики как науки
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Противоречия доаристотелевской “логики”.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Учение об элементарных формах мышления. Учение о понятии.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Классическая логика высказываний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Учение об элементарных формах мышления: силлогистика.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6. Законы дедукции. Практическое значение законов логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 7. Исторические условия возникновения 2-го этапа в развитии логики. Новое в учении об элементарных формах мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8. Правдоподобные рассуждения. Полная и неполная индукции, их достоинства и недостатки. Виды неполной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 9. Научная индукция и эксперимент. Сущность метода научной индукции.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 10. Законы индуктивной логики. Практика применения принципов обобщения данных наблюдения в науке и повседневной жизни.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11. Тенденции развития современной логики. Основные типы неклассических логик.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 12. Элементарные и сложные (систематизированные) формы мышления.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 13. Гипотеза и теория. Способы построения систем знаний.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 14. Диалектика и диалектическая логика: взаимосвязь, сходства и различия
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 15. Принципы и законы диалектической логики.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 16. Практическое значение логики: роль, место и значение логики в познании; в воспитании, образовании, в формировании культуры
|
|
|
|
|
|
|
| Практическое значение логики: логика как учение о борьбе с ошибками при построении систем знания
|
|
|
|
|
|
|
| Перезачет
|
|
| Итого:
|
| | |
|
|
|
Содержание программы учебной дисциплины
Тема 1. Предмет логики. Причины возникновения логики как науки.
Предварительные понятия, раскрывающие предмет логики. Общее и особенное в науке логике. Истина и ложь, истина и заблуждение. Истина и правдоподобие.
Проблема совершенствования человеческих способностей и различные варианты ее решения.
Тема 2. Противоречия доаристотелевской “логики”.
Этап предварительный, связанный с противопоставлением учений Сократа-Платона о путях достижения истинного знания учению софистов об ограниченности человеческих способностей, невозможности достижения истины.
«Индукция» Фалеса и Гераклита. Софисты и софистика. «Дедукция» Сократа и Платона. Логические парадоксы, причины их появления и роль в познании.
Тема 3. Учение об элементарных формах мышления. Учение о понятии.
Определение, структура понятия. Понятие и слово, значение и смысл понятия. Классификация понятий. Отношения между понятиями. Операции с понятиями: отрицание, обобщение, ограничение, сложение, вычитание, умножение, деление и определение. Структура этих операций, законы структуры, виды.
Тема 4. Классическая логика высказываний.
Определение, с труктура суждения. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Суждения модальности, отношения, существования. Структурные особенности простого категорического суждения. Истинность и ложность суждений. Виды простых категорических суждений. Распределенносгь терминов в простом категорическом суждении. Отношения между простыми категорическими суждениями. Истинностные зависимости между суждениями. Операции над простыми категорическими суждениями, или «непосредственные» умозаключения: обращение, превращение и противопоставление.
Суждения модальности, их виды и отношения между ними. Суждения отношения и их особенности. Суждения существования, их структура и виды. Суждения существования как неполные категорические суждения. Закономерности условного суждения и импликация.
Отношения между сложными суждениями, преобразование их. Равносильности сложных суждений, выражение одних логических союзов через другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: