Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Транснациональные средства и агентства (Транснациональные корпорации).

Лекция 5. Коммуникационный менеджмент в международной деятельности.

КМ – это сравнительно молодое теоретическое изложение одного из самых древних практических человеческих навыков, заключающегося в умении субъекта управлять обстоятельствами и процессами, которые складываются как во внешней объективной общественной среде, так и внутри созданной и контролируемой им внутренней среде организации. КМ не существует сам по себе, как некое абстрактное явление: его суть — в управлении и регулировании общественных и человеческих коммуникаций в контексте их отношения к интересам объекта управления.

Сферы деятельности КМ: 1). лоббирование, 2). управление человеческими ресурсами, 3). взаимодействие с внешней деловой средой (публичными контрагентами), 4). международная деятельность, 5). политическая деятельность, 6). кризис-менеджмент, 7). осуществление коммуникаций в виртуальном пространстве Интернета, 8). связи с центрами принятия решений, 9). криминальная среда и правоохранительная деятельность.

Большой опыт применения методологии коммуникационного менеджмента имеется в международной деятельности. Данная, важнейшая сфера деятельности, может быть отнесена к области применения КМ. Дипломатия, как и КМ, имеет очень широкие границы предмета своей деятельности и интересов.

Совпадают целевые составляющие и социальные характеристики применяемых методик. В то же время международная деятельность проводится в условиях иных культурных и социальных условий. Как правило, резко отличаются правовая культура и набор инструментария, практика и традиции лоббирования, меняются привычная среда и средства информационного обмена, не говоря уже о характеристиках контрагентов.

Зачастую меняется и само понятие коммуникаций. Поскольку, внешняя (международная) среда для субъекта может быть перманентно недружественной по разным причинам, то данный вид деятельности требует особых методик и навыков коммуникационного менеджмента, следовательно, необходимы специальные знания и подготовка.

В современном мире контакты и связи с иностранными контрагентами – нерезидентами * и национальными представительствами международных организаций ·* являются не менее обычным делом, чем отношения с контрагентами-резидентами. В бизнесе, научной сфере, культуре и образовании, области государственного управления и общественной деятельности и т.п. зарубежные партнеры, клиенты, поставщики и консультанты давно стали привычными контрагентами общения.

Учитывая политически обусловленную настороженность зарубежных бизнес-организаций к партнерству с Российскими представительствами, обращает на себя внимание широта связей (которая существует вопреки складывающейся ситуации) и наблюдается тенденция к глобализации и демократизации транснациональных отношений.

В рамках управления коммуникационными процессами интересует вполне конкретная тема управления внешними коммуникациями с контрагентами, внешними не только по отношению к организации, но и к стране.

Всю совокупность внешних связей можно условно разделить на:

1). связи с международными организациями, иностранными партнерами;

2). представителями зарубежных организаций в стране.

В настоящее время в мире зарегистрировано 6 тыс. неправительственных объединений. Это мощная сила. Однако отсутствие в России современного опыта участия в таких организациях часто отбрасывает одну из мощнейших держав мира на обочину международных отношений.

Легко заметить, что в мире неизвестны авторитетные международные объединения, созданные по инициативе российских активистов. И напротив, влиятельные международные организации, зачастую действуют без учета национальных интересов нашей страны, находясь под сильным влиянием международных оппонентов России.

Регулированием эффективного участия российских представителей в международных институтах и структурах и оказанием им поддержки мог бы заняться МИД РФ, но министерство едва справляется и со своим объемом работы. В то же время координирующего, информационно-консультативного общественного органа, который бы занимался этой проблемой, в России не существует.

Международные организации можно разделить на 2 группы: межгосударственные и международные неправительственные

Межгосударственные организации (или межправительственные), которые возникли на основе договоров между государствами (действуют в рамках условий международного договора). Воздействие на международное развитие и интернациональные процессы, безусловно, выше у межгосударственных организаций. Это происходит на основе принципов международного права, в силу участия государственных механизмов, потенциала влияния соответствующих стран, в силу организованного финансирования и организационной поддержки.

Межгосударственные организации различаются по:

- кругу участников:

а). глобальные, ООН (главные органы: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить Международный Валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации – Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также Всемирную торговую организацию (ВТО) и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

б). межрегиональные, регионального (Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)) и межрегионального характера (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира), которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств.

В). двусторонние,

- функциональному предназначению:

а). деятельность организаций общей компетенции, затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

б). деятельность организаций специальной компетенции, ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т. д. Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Совет по железнодорожному транспорту государств участниц Содружества, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

- порядку приема новых членов:

а). открытые, любое государство может стать членом по своему усмотрению;

б). закрытые, прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей.

- характеру полномочий:

а). национальные (надгосударственные), Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы надгосударственности в таком понимании присущи Европейскому Союзу (ЕС).

б). традиционные (межгосударственные), большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам.

Центральное место в системе межгосударственных организаций занимает ООН (состоит из 14 специализированных учреждений, среди которых широко известны, например, МВФ, Группа организаций Всемирного Банка, ЮНЕСКО, и т.д.). Это политический системообразующий механизм современного мироустройства.

К тесно связанным с ООН международным организациям относятся МАГАТЕ, ВТО (торговля), ВТО (туризм).

Известны программы и фонды ООН: ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), ПРООН (программа развития объединенных наций), ЦМТ (Центр международной торговли).

С точки зрения национальных интересов представительство России в некоторых из перечисленных международных организаций имеет формальный характер и практически Россия не участвует в ряде международных проектов вообще.

Значимые межправительственные организации – Международный валютный фонд, Мировой банк (Всемирный Банк), Европейский союз, и т.д. Р егиональные организации - Лига арабских государств, Организация Исламская конференция, Организация американских государств и т.д. Международный валютный фонд, – регулирует валютно-кредитные отношения между государствами-членами, оказывая им финансовую помощь при валютных затруднениях. Мировой банк (Всемирный Банк) – паевой финансовый кредитный механизм. (В него входят – Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития, Международная финансовая организация, и т.д.)

Европейский союз – это не только организация европейских государств, но и механизм интеграционного развития ее членов.

Напрямую от межгосударственных объединений интересы большинства национальных организаций-резидентов не зависят. Но вокруг каждого такого международного объединения возникает целая инфраструктура неправительственных организаций с целью помощи реализации ее политики. Общение с подобными инфраструктурными международными организациями обычно очень полезно. Облегчается диалог, информационное сопровождение и доступ к современной методологии. Организации часто встречаются со встречным интересом международных институтов, ищущих контрагентов в странах-членах. Часто такой поиск сопровождается для них риском найти неадекватного коммуникационного контрагента-резидента, что не может не тревожить международные организации, внимательно относящиеся к своей репутации. Поиск новых партнеров может закончиться ошибочным выбором маргинального партнера, не имеющего ни социальной базы, ни авторитета, ни организационного потенциала для того, чтобы реализовывать региональную часть проекта международной организации в национальных границах.

Международные неправительственные организации, возникающие путем объединения физических или юридических лиц на основе общих идей и интересов (деятельность осуществляется на основе принятого ими устава или учредительного договора вне рамок официальной политики каких-либо государств).

Например, Всемирный Совет Мира, Всемирная федерация профсоюзов, Международная демократическая федерация женщин, Международная организация журналистов, Всемирная федерация демократической молодежи и др.

Существует проблема в отсутствии координирующего, информационно-консультирующего органа, который занимался бы регулированием эффективного участия российских представителей в международных институтах и структурах.

В большинстве международных организаций работают национальные директора – представители стран-членов организации. Они доводят до руководства своих стран мнение и позицию объединения по разным вопросам. Позиции менеджеров по международным связям занимают специалисты, имеющие теоретический и практический опыт межгосударственных отношений, опыт работы в международных неправительственных организациях, кадровые дипломаты, финансисты-международники, сотрудники спецслужб и т.п. Национальному директору, и главе местного представительства необходимы группы поддержки, т.е. люди, которые бы давали экспертную оценку тенденциям и их выводам. Обычно такие должностные позиции занимают не специалисты, а карьерные чиновники.

Второй группой зарубежных представителей в стране являются местные сотрудники многочисленных зарубежных неправительственных организаций, которые несут большую позитивную функциональную нагрузку: они формируют в стране пребывания позитивный образ своего государства. По ряду объективных и субъективных причин Россия сократила до минимума свои представительства за рубежом, что не могло не отразиться на ее авторитете.

В нашей стране, широко известна и пользуется уважением деятельность таких организаций, как Американская торговая палата в России (AmCham), Британский Совет, Представительство немецкой экономики, Представительство японской экономики, различные именные фонды - Фонд Картера, Фонд Карнеги, Фонд Форда, Фонд Эберта.

В эпоху всеобщей коммуникационной взаимосвязи существенно возрастают обоюдные обязательства стран, поскольку, в условиях глобализации за деятельностью каждого государства наблюдает весь мир, оказывая поддержку, поощряя либо осуждая. Однако действует и правило «оборотной стороны медали», когда международные коммуникации используются для откровенно силового давления на национальные организации и структуры с целью пропаганды и культивирования в стране идей, противоречащих национальным или корпоративным интересам.

Наряду с привычными направлениями коммуникаций важное место занимает борьба с преступниками. Если страна искренне намерена сотрудничать с мировым сообществом в пресечении международной криминальной деятельности, то ограничиваться ролью пассивных наблюдателей со стороны за действиями международных сил, борющихся с криминалом и террором, будет неправильным. Торговля наркотиками, коррупция, террор, отмывание преступных доходов, налоговые преступления - почти всегда интернациональны и реализуются путем криминального использования коммуникационных возможностей. Зачастую в такие процессы бывают вовлечены не только нелегальные структуры, но и внешне пристойные лицензированные организации, владельцы которых неразборчивы в методах получения прибылей.

В России, где за последние десятилетия привлекалась по подозрению к преступлениям почти пятая часть взрослого населения, устойчиво сформировалось терпимое отношение к правонарушениям, склонность игнорировать законы.

Россия не может не учитывать тот прискорбный факт, что на протяжении нескольких лет она была включена в список так называемых «некооперативных» стран ФАТФ*, который является предостережением международному сообществу о необходимости проявлять особую осторожность в отношениях с национальными компаниями и финансовыми институтами. Несмотря на явную динамику улучшения, в стране все еще сохраняются такие симптомы криминогенности, как высокая доля нелегальных, не обложенных налогом доходов, повсеместная распространенность коррупции, невнятная кастодиальная структура собственности, неадекватная сложность процедур взаимодействия власти и населения, социальная терпимость к криминалу, недостаточная транспарентность финансовых институтов и механизмов, сомнительная судебная система.

Все это вызывает вполне резонную настороженность зарубежных контрагентов. Надо быть готовым продемонстрировать полную прозрачность финансовой политики, в отчетности, понимании принципов социальной ответственности и налоговой безупречности. Следует проявлять осмотрительность при выборе деловых партнеров и привлекать аудиторов и консультантов с высокой репутацией.

В международных отношениях большое значение имеют PR- и GR-составляющие проводимой государством политики. Известно, что в военную стратегию информационная борьба и тайная дипломатия входят существенными компонентами. Примеры многих «малых войн», происходящих на наших глазах, наглядно показывают их важность: в результате проигранного PR-сражения страна не может победить противника, поскольку в общественном мнении всегда останется агрессором.

Транснациональные средства и агентства (Транснациональные корпорации).

Наиболее яркая черта, характеризующая современный коммуникационный рынок – глобализация и концентрация капитала и производства информации на уровне корпораций. Количество транснациональных корпораций (ТНК), которые регулируют и управляют коммуникацией постоянно возрастает.

ТНК представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной торговой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение процесса расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран13.

Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» - трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...