Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Решающую роль в психическом развитии ребенка играют его деятельность и его общение с другими людьми.

Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Организуя деятельность детей, взрослые дают советы и указания по поводу сюжетов игр, рисунков, знакомят детей с взаимоотношениями и действиями изображаемых людей, предъявляют определенные требования к действиям и поступкам самих детей, оценивают их, помогают разрешить возникающие в ходе деятельности затруднения и конфликты. Выполняя совместную деятельность, дети объединяются и вступают между собой в различные отношения, составляющие основу детского сообщества и способствующие развитию личности его членов.

И виды детской деятельности, и формы общения взрослых с детьми – результат исторического развития человечества. Ребенок – маленький член человеческого общества, и все условия его жизни и развития с самого начала социальны, т.е. созданы обществом. Таким образом, через непосредственное окружение (близких людей, игрушки и другие вещи, созданные руками человека) развитие ребенка определяется человеческим обществом, в котором он растет и воспитывается.

Когда ребенок овладевает новым для него видом деятельности, он постепенно усваивает и те действия, которые для него необходимы. Сначала все действия усваиваются во внешней форме, а потом некоторые из них становятся внутренними, психическими. На протяжении дошкольного детства образуются новые, все более сложные внутренние действия. Чтобы такое образование проходило, перед ребенком должны возникать все более сложные задачи, и он должен учиться их решать. Новые задачи все время ставит перед ребенком сама деятельность, которая его привлекает и которой он стремиться заниматься: рисунки получаются подробнее и красочнее, постройки разнообразнее, в играх изображается все более широкий круг событий окружающей жизни.

Каждый вид деятельности вносит свой клад в психическое развитие, но эти вклады неравноценны, установлено, что в каждом возрасте один из видов деятельности становится главным, ведущим. Именно он наиболее важен для психического развития ребенка. В период от рождения малыша до поступления в школу сменяется три вида ведущей деятельности.

 

2. Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.[5]

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

 

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

Эпоха Возрастной период Тип ведущей деятельности

Раннее детство

0 - 1 Непосредственно-эмоциональное общение
1 -3 Предметно-манипулятивная деятельность

Детство

3-7 Общение (ролевая игра)
7-10 Учебная деятельность

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. [2] Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

 

3. Характеристика ведущих видов деятельности.

 

3.1. Непосредственно-эмоциональное общение

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие. Совсем маленький ребенок полностью зависит от взрослого. Самое  интересное для ребенка именно взрослый человек. Даже на яркие игрушки он обращает внимание, если их показывает взрослый.

М.И. Лисина показала, что между младенцем и взрослым осуществляется общение, в котором активны оба партнера и которое возможно только при психологической отделенности ребенка и взрослого. Привлекая внимание взрослого, и отвечая на его воздействия, младенец воспринимает его как отдельное, не совпадающее с ним существо. Следовательно, уже в первые месяцы жизни ребенок отделяет себя от взрослого, а не сливается с ним. Возражая Л.С. Выготскому, М.И. Лисина говорила не о единстве, а об эмоционально-личностных связях ребенка со взрослым, которые рассматривала в качестве главного новообразования первого полугодия жизни [4]. так же М.И. Лисина выделила 3 различных периода, на первом году жизни ребенка,в каждом из которых отношения со взрослым меняются:

· Новорожденность (0-1мес) – адаптация и формирование потребности в общении со взрослыми с инициативой взрослого человека.

· Второй период (от 1 до 6 мес.) - период непосредственно эмоционального (или ситуативно-личностного) общения младенца со взрослым, единственная и центральная форма активности ребенка.

· Третий период (от 6 до 12 мес.) - становление и развитие предметно-манипулятивной деятельности ребенка, а общение со взрослым приобретает форму делового сотрудничества.

Исследование С.Ю. Мещеряковой свидетельствует о том, что Взрослые с рождения и даже еще до рождения ребенка относятся к нему как к личности, наделяют его действия смыслом, вкладывают в него смыслы и значения человеческих отношений[1].

 

3.2. Предметно-манипулятивная деятельность

Предметная деятельность – ВВД ребенка раннего возраста, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных способов употребления предметов.[2] Происходит перелом – предметы начинают интересовать и привлекать ребенка сами по себе, а взрослый становится помощником в овладении ими.

Ребенок  все исследует, «всюду сует свой нос». Изучает и выясняет размеры, подвижность, форму окружающих его вещей, пробует свои силы.Примерно в два года начинает подражать взрослым и старшим детям.                          Сначала он подражает маме и папе: с самым серьезным видом, подметает, вытирает пыль, моет посуду, чистит зубы, бреется. Двухлетний ребенок учится при помощи подражания.

После двух лет его воображение становится более творческим. В этом возрасте дети начинают играть с куклами, машинками, кубиками.

Чтобы возникла новая ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, интересы ребенка должны переместиться с предметов на действия взрослых людей, которые он начинает изображать, пользуясь игрушками.

 

 

3.3. Игровая деятельность.

Игровая деятельность – ВВД детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем [2].

Существует несколько типов игр [1]:

· Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов.

· Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

· Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.

· Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

В жизни взрослых игры служат средством общения, Для детей игры имеют развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки.

А.Н.Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия... потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия... Это противоречие... может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре...[3]

В игре ребенок отражает жизнь, включает свое воображение, при игровых действиях, переживает реальные чувства: по настоящему любит зайку, по настоящему не боится пиратов. Дети сами организуют игру, в игре они приучаются подчинять свои действия определенной цели, т.е. в игре воспитывается целенаправленность. В игре ребенок учится оценивать поступки, быть членом коллектива. Взрослый может направлять игру ребенка, подчеркивая важность дружеских, справедливых отношений.

Существует много разработанных игр, направленных на развитие общения, подавление страхов и снижение агрессии. Формирующиеся в игре качества и навыки, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время, жизненные отношения, развиваются в игре. Искусство воспитания направлено на организацию такой игры, которая настраивает ребенка на положительные чувства и поступки. Дидактические игры – развивают умственное воспитание ребенка. Знания, полученные в развивающей игре, применяются ребенком на практике. Обыгрывая эпизоды из рассказанного или прочтенного сюжета, ребенок начинает размышлять и понимать значение различных явлений.          

Ребенок в игре копирует поведение взрослых их взаимоотношения. В игре можно воспитывать уважение к старшим, заботу о младших. Подражая делам взрослых, дети привыкают к выполнению не сложных хозяйственных поручений по уборке в своем игровом уголке.              

        

 

 

4. Вывод

В ходе развития ребенка один вид деятельности сменяет другой - это не значит, что та деятельность, которая раньше была ведущей, исчезает. Она сохраняется и продолжает развиваться, но отходит на второй план. И общение, и предметная деятельность существуют у взрослого человека, но принимают другие формы

Ведущая деятельность привлекает ребенка больше других видов деятельности, и поэтому ребенок обнаруживает свои максимальные возможности. Так в игре может сделать многое из того, что для него непосильно в других условиях

Деятельность включает как внешние, практические действия, так и внутренние, психические. Ведь для того, чтоб, например, играть в доктора, недостаточно просто прикладывать палочку под мышку кукле. Нужно представлять себе, что кукла – это больной ребенок, а палочка термометр. Внешние игровые действия реализуют замысел игры, который строится в уме.

Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

 

Литература:

1.  Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология – М.: Просвещение, 1988.

2.  Дубровина И.В. и др.

 Д 79 Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.        

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983.

4.   Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.

5.   Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. – М., 1989.  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...