Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Http://www. Budgetrf. Ru/publications/programs/party/sps99/sps99-14/sps99-14000. Htm




Концепция реформирования трудового законодательства

Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни, в том числе в области трудовых отношений. Резко сократилась сфера централизованного государственного регулирования. Предприятия начали самостоятельно решать вопросы заработной платы работников, условий и охраны их труда, численности персонала, организации и нормирования труда. Однако, основным нормативным актом, регулирующим сферу трудовых отношений, был и остается Кодекс законов о труде РФ, принятый еще в 1971 г. Внесенные в него в сентябре 1992 г. изменения и дополнения не затронули концептуальных основ КЗОТ.

Новые законы в сфере трудовых отношений, принятые в 1992-1997 гг., регулируют либо сферу коллективных трудовых отношений (Законы “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)”, “О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности”), либо специфические проблемы труда (“Основы законодательства РФ об охране труда”). В то же время основа трудовых отношений - отношения индивидуального найма - почти не была затронута реформами. Сохранение многочисленных элементов старой системы трудового права при фактических изменениях в трудовых отношениях становится серьезным препятствием на пути становления современной рыночной экономики в России и порождает многочисленные негативные последствия.

Современная ситуация на рынке труда и в трудовых отношениях

Ситуация на рынке труда характеризуется высокой степенью непрозрачности, в ней преобладают латентные процессы.

Прежде всего это касается структуры занятости и незанятости: высокий уровень нерегистрируемой занятости, в том числе вторичной, скрытая занятость среди полностью и частично безработных дополняются скрытой безработицей (в течение 1997 г. около 6 млн. человек находились в вынужденных административных отпусках и почти 3,5 млн. человек работали в режиме неполного рабочего времени).

В сфере оплаты труда появились такие негативные явления, как задержки по выплате начисленной заработной платы, с одной стороны, и незарегистрированные в официальных отчетах выплаты наличных денег и натуральные формы оплаты труда (начиная с выплаты заработной платы или ее части продукцией предприятия и создания возможностей нерегистрируемой работы на оборудовании предприятия и кончая оплатой труда в виде повышенных процентов по банковским депозитам, страховых премий), с другой.

Произошло постепенное вытеснение из трудовых отношений писанного права, что привело к снижению уровня социальных гарантий работников, резко снизило возможности для легальной защиты их прав.

В сфере охраны труда получило распространение сокрытие работодателями от учета и расследования несчастных случаев на производстве: в 1997 г. государственными инспекторами по охране труда было выявлено около 1600 несчастных случаев, скрытых от учета, в том числе - 190 со смертельным исходом.

К созданию такой ситуации в сфере трудовых отношений привело взаимодействие нескольких факторов.

Во-первых, общий процесс расширения неформальных экономических отношений повлек за собой расширение нерегистрируемой занятости.

Во-вторых, сохранение старой системы трудового законодательства с достаточно высоким формальным уровнем защиты прав работника пришло в противоречие с новыми социально-экономическими условиями. При фактическом отсутствии действенных санкций за нарушения трудового законодательства, последние, стали экономически обусловленными и неизбежными: в 1997 году Рострудинспекцией было выявлено 2,2 млн. нарушений трудовых прав работников, судами в этом же году рассмотрено более 1,3 млн. судебных исков по трудовым спорам.

Наконец, высокий уровень обложения связанных с трудом издержек (подоходный налог плюс отчисления во внебюджетные социальные фонды) создает мощный материальный стимул к экономии на них за счет развития неформальных трудовых отношений даже в регистрируемом секторе экономики. При этом практически отсутствует сопротивление со стороны работника не только из-за структурной слабости его позиции, но и из-за отсутствия материальной заинтересованности в оформлении трудовых отношений (такая материальная заинтересованность могла бы быть создана изменением системы пенсионного обеспечения).

Рост скрытой безработицы в форме неоплачиваемых вынужденных административных отпусков может служить примером негативного влияния существующего трудового законодательства на ситуацию в сфере трудовых отношений. Одной из причин такого роста является невозможность для работодателя выполнить жесткие требования законодательства по социальным гарантиям при массовых увольнениях работников, так как объемы требуемых выплат превосходят финансовые возможности оказавшихся на грани банкротства предприятий…….

Направление реформы

Среди различных моделей регулирования трудовых отношений, существующих на современном этапе мирового развития, можно выделить три, представляющих наибольший интерес в свете проблем российского рынка труда. ……

Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой, необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.).
  2. Развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия.
  3. Формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров. Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной защиты трудовых прав и самозащиты.
  4. Повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.
  5. Возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.
  6. Рационализация мер государственной поддержки безработных. Сосредоточение усилий служб занятости на сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства.
  7. Реформирование системы управления охраной труда через создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники безопасности, с другой.

Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и просветительской деятельности государственных органов. Необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные программы информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов занятости и защиты трудовых прав.

Реформа трудовых отношений будет содействовать:

  • увеличению гибкости трудовых отношений, их адаптивности к изменениям экономической конъюнктуры;
  • повышению территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы;
  • постепенному вытеснению неформальных трудовых отношений.
  • расширению сферы регистрируемой занятости;
  • сокращению длительной, застойной безработицы;
  • повышению уровня оплаты труда в регистрируемом секторе и ее удельного веса в национальном доходе;
  • постепенному приближению уровня оплаты труда работников бюджетного сектора к уровню оплаты труда работников внебюджетной сферы;
  • повышению уровня собираемости подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды;
  • сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;
  • укреплению профсоюзного движения;
  • повышению производительности труда;
  • структурной перестройке экономики, дающей начало экономическому росту;
  • общему снижению социальной напряженности, переводу трудовых конфликтов в правовое русло коллективных трудовых споров.

Реформа трудовых отношений и преобразования в смежных отраслях

Реформа трудовых отношений может быть успешной лишь при параллельном проведении необходимых преобразований в смежных отраслях.

Необходимо осуществить налоговую реформу. Общее снижение налогового бремени должно стимулировать рост регистрируемых экономических отношений, что положительно скажется и на трудовых отношениях. Особой задачей является выравнивание налогообложения капитала и труда. Современное предельное обложение труда (подоходный налог плюс отчисления в социальные фонды) почти вдвое выше налогообложения капитала (прибыли), что стимулирует развитие неформальных трудовых отношений и экономически неоправданное вытеснение живого труда из производства.

Тесно связана с реформой трудовых отношений пенсионная реформа. Создание пенсионной системы, непосредственно увязывающей размеры трудовой пенсии и элементы накопительного финансирования (через персонифицированный учет) и трудового дохода работника, будет стимулировать последнего к официальному оформлению своих трудовых отношений и к максимально полной регистрации оплаты труда. Постепенный перевод финансирования досрочных пенсий, назначаемых в связи с вредными условиями труда, в профессиональные пенсионные системы, действующие на основе дополнительных страховых взносов работодателей, создает дополнительные экономические стимулы для работодателей по улучшению условий труда и сокращению числа вредных производств.

Повышение межрегиональной мобильности рабочей силы во многом зависит от проведения жилищно-коммунальной реформы. Создание реального, доступного и широкого рынка жилья требует как решительного отказа от реликтов прописки (разного рода местные поборы за регистрацию и иные противозаконные ограничения на выбор места жительства), так и развития рыночной системы аренды жилья. Необходимы выравнивание экономических условий эксплуатации собственного и арендуемого, муниципального и частного жилья, развитие ипотеки, целенаправленная политика, поощряющая как муниципальное, так и частное строительство жилья с целью сдачи в краткосрочную и долгосрочную аренду, прежде всего в регионах, привлекающих миграционные потоки.

Реформа бюджетного финансирования отраслей социальной сферы общественного обслуживания (прежде всего образования и здравоохранения, где занято около 80% работников бюджетного сектора), заключающаяся в переходе от сметного финансирования к финансированию реально оказываемых услуг по принципу "деньги следуют за учеником, пациентом", позволит решить проблему разрывов в уровнях оплаты работников бюджетного и внебюджетного секторов и задержек с выплатами заработной платы. Внедрение данных механизмов позволит существенно расширить самостоятельность организаций образования и здравоохранения в вопросах кадровой политики и оплаты труда.

Реформы в сфере трудовых отношений тесно связаны с реформами в сфере профессионального образования. Главной проблемой в этой области является возросшее несоответствие между профессиональной структурой подготовки кадров и структурой спроса, предъявляемого на рынке труда. При этом государственное финансирование в сфере образования по-прежнему ориентировано на сложившееся предложение образовательных услуг, а не на рыночный спрос на них, и, тем самым, закрепляет существующий разрыв между структурой подготовки кадров и спросом на них на рынке труда. Это ведет к усилению диспропорций на рынке труда и снижению общего уровня занятости в стране.

Преодоление возникших диспропорций предполагает, наряду с административными мерами, направленными на осуществление необходимых структурных сдвигов в сфере профессионального образования, изменение организационно-финансовых механизмов в целях усиления их ориентации на спрос, предъявляемый со стороны рынка труда. Это предполагает, в частности, развитие механизмов нормативного подушевого финансирования по принципу “деньги следуют за учеником”, а также расширение доступа образовательных учреждений к негосударственным источникам финансирования.

Важная роль должна принадлежать реформе государственной службы, не только потому, что это существенный сегмент рынка труда, но и потому, что от эффективности государственной службы во многом зависит судьба любых реформ. В настоящее время госслужба практически исключена из нормального функционирования рынка труда, низкоэффективна и развивается по экстенсивному типу. Это связано с низким уровнем оплаты, затрудняющим необходимый отбор кадров и создающим постоянный соблазн коррумпирования, закрытостью и негибкостью отношений найма. Повышение уровня оплаты государственных служащих без увеличения удельного веса расходов на содержание госаппарата (при сокращении его численности) требует изменения условий финансирования и организационных принципов (внедрение балансового метода учета, постепенный переход от сметного финансирования государственных учреждений к финансированию в зависимости от объема работ (услуг), переход к открытому конкурсному механизму найма и должностного продвижения с обязательной публикацией информации о конкурсах на должности в открытой печати и др.).

Повышение действенности механизмов корпоративного управления также будет способствовать нормализации ситуации в трудовой сфере. В отсутствие эффективного собственника невыплаты заработной платы и другие злоупотребления интересами работников используются директорами многих предприятий в качестве средства личного обогащения. Появление у таких предприятий эффективных собственников, - в том числе и в результате реализации процедуры банкротства,- способно существенно ограничить возможности для произвола директоров предприятий, поскольку он наносит ущерб не только интересам работников, но и интересам собственников предприятий.

Улучшение положения работников бюджетной сферы и акционерных обществ с долей государства в значительной степени зависит от реформирования системы управления государственной собственностью. Необходимо укрепление механизма управления казенными и другими государственными предприятиями, государственными пакетами акций на предприятиях любых организационно-правовых форм. Должны быть приняты меры по усилению регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных и муниципальных предприятий, через систему контрактов должна быть обеспечена жесткая связь размеров оплаты их труда с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо в кратчайший срок закончить разработку эффективных юридических и организационных процедур представления интересов государства в акционерных обществах, где имеется доля государства, чтобы обеспечить общегосударственные приоритеты, в том числе в части соблюдения и защиты трудовых прав граждан.

Реформа трудового права

Унаследованное из прошлого трудовое право негативно влияет на ситуацию на рынке труда и на развитие трудовых отношений по трем основным причинам:

  • оно перегружено большим объемом гарантий и компенсаций для работника, основная тяжесть финансового обеспечения которых возложена на работодателя;
  • оно крайне негибко в вопросах найма и увольнения работников;
  • законы по труду, в том числе и КЗоТ, во многих случаях не являются актами прямого действия, чрезмерно велика роль “подзаконных” нормативных правовых актов.

Меры по частичному изменению трудового законодательства (внесение изменений и дополнений в КЗоТ, прежде всего в сентябре 1992 г., принятие законов “О занятости населения в Российской Федерации”, “О коллективных договорах и соглашениях”, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” и др.) нарушили цельность системы трудового законодательства, создали в нем ряд противоречий.

Поэтому одной из центральных задач реформы трудовых отношений является осуществление реформы трудового права как системы нормативных (в первую очередь законодательных) актов, а так же механизмов нормативного и договорного регулирования трудовых отношений…………….

Сущность занятости.

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок.

Управление занятостью в практическом плане можно определить как целенаправленное воздействие на рынок труда, расширение спроса на рабочую силу и поддержку эффективного предложения рабочей силы.

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ характеризует такое состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

РАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ - это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учетом их половозрастной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения по территории страны.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЗАНЯТОСТЬ предполагает отбор из множества вариантов организационных процессов воспроизводства рабочей силы наилучшего, выбранного по совокупности критериев оценки экономической и социальной эффективности.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ характеризует верхний предел занятости, который при определенных условиях может быть достигнут в том или ином регионе.

Следует различать виды и формы занятости.

Виды занятости - это распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства.

Формы занятости - это организационно-правовые способы, условия трудоиспользования.

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.

Выделяют также различные формы занятости — организацион­но-правовые способы, условия трудоиспользования.

Кратко охарактеризуем отдельные формы занятости.

По способу участия в общественном трудезанятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную за­нятость.

Занятость по найму представляет собой отношения, возникаю­щие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной пла­ты. Самостоятельная занятость (self-employment) для России явля­ется относительно новой формой занятости населения. Это отноше­ния (экономические, правовые и т.д.), в которые вступают люди по поводу участия в общественно-полезном труде и которые основаны на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, направлены, как правило, на получение трудового дохода и обусловли­вают самореализацию и самоутверждение личности.

По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режи­мом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на рег­ламентированной продолжительности полного рабочего дня, кото­рая в настоящее время составляет 40 часов в неделю.

По регулярности трудовой деятельностизанятость подразделя­ется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоян­ная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен ра­ботать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение опреде­ленного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выпол­нение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудо­вого договора.

По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это заня­тость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформаль­ная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сек­тор экономики и отдельные его виды.

По условиям организации трудовых процессовзанятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость - это заня­тость, предполагающая постоянную работу наемного работника у од­ного работодателя в его производственном помещении при стандарт­ной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:

§ занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;

§ занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;

§ занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;

§ занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...