Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Роль торговли в формировании потребительского рынка, решении социально-экономических задач

В месте с тем, за последнее время наметилась положительная тенденция роста доли предприятий торговли (т.е. предприятий, основной уставной деятельностью которых является торговля) в объеме розничного товарооборота? а, что видно из следующихданных (см. табл.):

  2002г., январь = 2001 г., январь .2000г.-. декабрь ..1999г.;.
Крупные и средние организации РОЗНИЧНОЙ ТОр1'ОВЛИ 18 18 18 20
Субъекты малого предпринимательства розничной торговли 36 30 27 19
ИТОГО: ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ — ТОРГОВЛЯ 54. 48 45 39
Крупные и средние неторговые организации 9 11 11 13
Субъекты малого предпринимательства других отраслей 12 13 16 15
ИТОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОЧИХ ОТРАСЛЕЙ - ' 21 24, 27 28
Продажа товаров на вещевых смешанных и продовольственных рынках 25 28 28 • 33

Доля предприятий отрасли повысилась с 39 % в 1999 Г. до 54% в январе 2002 г. Одним из существенных моментов, стимулирующих этот процесс, явилось внесение в порядок розничной продажи алкогольной продукции в городах требования о необходимости иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее квадратных метров. В результате торговля алкогольной продукцией переместилась с рынков в магазины. Однако при общей положительной тенденции за последние годы прослеживается рост в объеме продаж доли малого бизнеса С 1999 г. она повысилась на 17 пунктов и на начало 2002 г. составляет около 70% объема товарооборота торговых организаций при снижении доли крупных и средних предприятий, что нельзя признать положительным моментом в развитии отрасли.

Определенное влияние на динамику процесса оказывает наличие разных по налоговой нагрузке систем налогообложения деятельности предприятий в зависимости от их правового статуса и численности работающих, преследующих цели поддержки малого предпринимательства Так, в связи с введением единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ), по данным МНС, с 2001 г. в 72 регионах на уплату ЕНВД переведены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек. Это палатки, павильоны и другие места организации торговли. При этом во многих регионах показатели базовой доходности для организаций были установлены в заниженных размерах, т.е. не обеспечивающих компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов.

Такое положение обусловило в 1999—2000 гг. существенные изменения институциональной структуры розничной торговли. Г Началось дробление крупных предприятий торговли, перерегистрация торговых фирм на индивидуальных предпринимателей или передача им в аренду торговых площадей и торгового оборудования, в ре:зультате крупные торговые предприятия превращаются в торговые центры, способные за счет минимизации издержек обеспечить предложение товаров по ценам ниже, чем в других предприятиях. В ряде регионов более половины розничного товарооборота приходится на долю индивидуальных предпринимателей.

Намечаемые в настоящее время меры по поддержке малого предпринимательства не должны допускать создания стимулов к ликвидации крупных торговых предприятий, которые и так до сих пор вынуждены работать в условиях недобросовестной конкуренции со стороны так называемой рыночной торговли.

Через мелкооптовые рынки России, с их относительно низкими ценами (на 15-20%), а также удобством расположения, в среднем продается пятая часть продовольственных товаров и 36% непродовольственных товаров^

Структура продажи основных товаров торгующими организациями и на рынках представлена на графиках


Развитие неформальных форм торговли способствовало росту численности занятых в отрасли. На сегодня в целом по России в отрасли работает 14,5 % от всех занятых в народном хозяйстве при 7,9% в 7992 г. При этом анализ доли занятых в торговле в общей численности работающих в экономике развитых стран, где она составляет от 17 до 22%, свидетельствует о том, что потенциал отрасли в части трудоустройства населения России не исчерпан, и по мере роста покупательной способности населения будет расти.

Структура занятости по формам торговли наглядно представлена на графике В целом, согласно данным Госкомстата, число занятых в отрасли выросло с 1990 г более чем в два раза (с 4,9 до 9,4 млн. чел.). Однако при этом число работающих в организациях розничной торговли (т.е. с основным уставным видом деятельности розничная торговля) снизилось на 27%, а на предприятиях общественного питания — на 58%. Рост численности работников отрасли обеспечивается за счет развития дистрибуции, посреднической деятельности, организации торговли непосредственно промышленными предприятиями, а также «неформального сектора», о котором говорилось выше. В том числе, поданным Госкомстата России, число индивидуальных предпринимателей, занятых в торговле страны составляет 1,2 млн человек или 13% от общего числа занятых в отрасли.

При оценке происходящих в торговле процессов необходимо иметь в виду, что оборот розничной торговли по России в 2000 г. составляет в сопоставимых ценах по продуктам питания около 82% к уровню 1990 г., по непродовольственным товарам — 95%. Объем продаж в 2000 г. превышает 1990 г. только по алкогольным напиткам.

Аудит розничной торговли, проводимый фирмой ACNielsen в 34 крупнейших городах России, показывает наметившиеся положительные тенденции в структуре товарооборота по различным типам торговых предприятий за последние 3 года. А именно,, продажи через продовольственные и специализированные магазины в городах увеличились с 45% в 1998 г до 70% в 2000 г. за счет сокращения реализации товаров через павильоны и киоски(на48%и21 % соответственно). В два раза вырос удельный вес супермаркетов, однако к началу 2001 г. он крайне незначителен — всего 8% товарооборота.

В странах западной Европы в 1999—2000 гг. доля супермаркетов и гипермаркетов, основой торговой политики которых является низкая цена, широкий ассортимент и гарантия качества товаров и услуг, составляет 80%. В Венгрии — 41%, Чехии—Словакии — 46%, Польше —27%. Опыт показывает, что переход на современные торговые технологии существенно изменяет структуру розничных цен по магазинам разных форматов. Например, в Чехии, где серьезные преобразования торговли начались в 1997 г., в конце 2000 г. было 80 гипермаркетов на население 10 млн. человек. Самые высокие розничные цены имели минимаркеты (магазин рядом с домом) около 120% от средних цен по стране, уровень цен местных дискаунтеров — 96%, гипермаркетов — 98%, супермаркетов 108%.

Для российской розничной торговли в настоящее время актуальными стали вопросы интеграции и развития торговых сетей, (рейтинг «ТОП 2000»).

Сеть магазинов Город
ОЛО «Продторг» Ижевск
Концерн «Группа Союз» Москва
ЗЛО ТПК «Элко» Электросталь
ТД «Перекресток» Москва •
ООО ТПФ «Интерьер» Оренбург
Мария РА Барнаул
ЗАО «Продтовары» Первоуральск
Сеть магазинов «Пятерочка» С.-Петербург
Сеть магазинов «Быотик» Москва
ОАО «Черметимпекс» Тула
Торговая сеть компаний «КВАКЕР» Москва
Сеть магазинов «Купец» Екатеринбург
Группа компаний «Дворцовый ряд» Ульяновск
Сеть магазинов «М. Видео» Москва
Сеть магазинов «Дикси» Москва
ЗАО «ПФК-БИН» Москва
Сеть магазинов «Копейка» Москва
Сеть кэш энд кэрри «Мегамарт» С.-Петербург

Вместе с тем на сегодня в России уровень развития розничных сетей и используемые ими технологии и сетевые стратегии не позволяет конкурировать по ценам с оптовыми рынками, а по динамизму развития и с иностранными торговыми сетями, внедряющимися на огромный потребительский рынок России. Например, в Москве 3 основные сети — «Перекресток», «Седьмой Континент» и «Рамстор» — контролируют только около 7% легального розничного рынка города («НТ», Март 2001 г. с. 18). Приход иностранных ритейлеров активизирует процессы объединения ведущих торговых фирм. Однако возможности консолидации действующих предприятий хотя бы для получения существенных скидок при закупке товаров, а также укрупнения сетей и развития современных технологий-торговли пока используются недостаточно активно, в том числе по причине отсутствия инвестиционных ресурсов..

Существенные изменения за последние годы произошли по источникам поступления товаров в организации розничной торговли.

Согласно данным выборочных обследований "растет доля закупок у физических лиц (несмотря на необходимость уплаты налога с продаж даже при безналичных расчетах), а также оптовых и посреднических фирм при снижении прямых поставок от предприятий промышленности.

 

 

Годы

Поступило ' товаров всего

В том числе от

предприятии изготовителей организаций оптовой, розничной торговли, посреднических фирм физических лиц,
1 995 100 39 45 16
1 997 100 34 47 19
1998 100 30 50 20
1999 100 29 50 21
2000 100 30 50 20

Такую тенденцию нельзя признать положительной, поскольку именно поставки товаров мелкими посредническими фирмами и физическими лицами создают предпосылки для теневого оборота в торговле, который, по мнению руководителей территориальных органов управления торговлей, достигает 50% общего объема.. Кроме того, недостаточное развитие крупной, сетевой структуры оптовой торговли приводит к росту трансакционных издержек и, соответственно, неоправданному росту розничных цен.[6]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...