Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

______________________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации

по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года

ИСТОРИЯ

 

 

 

Москва


 

Автор-составитель: Игорь Анатольевич Артасов

 

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 г. по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории.

В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2022 г. по истории, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по истории, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Автор будет благодарен за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© И. А. Артасов, 2022

© Федеральный институт педагогических измерений, 2022

 

Оглавление

1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов
для единого государственного экзамена по истории. 4

2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий
с развёрнутым ответом.. 5

3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом
в КИМ ЕГЭ 2022 г. (с примерами заданий) 8

Задания 12 и 13. 8

Задания 14 и 15. 12

Задание 16. 16

Задание 17. 19

Задание 18. 22

Задание 19. 24

4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов. 27

Задания 12–13. 27

Задания 14–15. 36

Задание 16. 44

Задание 17. 50

Задание 18. 55

Задание 19. 60

 


1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории

 

Контрольные измерительные материалы, используемые при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования.

Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2012 № 413) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции преподавания учебного курса «История России».

Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений.

Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника; извлечение информации).

Задания 14 и 15 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображения (требуется сделать вывод на основе анализа изображения; сформулировать объяснение сделанного вывода на основе знаний по истории культуры).

Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.

Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.

Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.

Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.

Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. За выполнение заданий 12–15 и 18 выставляется от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов.

 

В данной таблице представлена информация об удельном весе (в максимально возможных баллах) каждой из двух частей работы.

Части работы Коли­чество заданий Макси­мальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 56 Тип заданий
Часть 1 С кратким ответом
Часть 2 С развёрнутым ответом
Итого  

 

На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.


2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом

 

Существует алгоритм действий эксперта при оценивании ответов экзаменуемых. Он включает определённую последовательность действий эксперта, а именно:

1) тщательное ознакомление с текстом задания;

2) формулирование собственного варианта ответа на вопросы задания с учётом возможных направлений рассуждения, круга фактов, которые могут быть привлечены для ответа, предполагаемых высказываний экзаменуемых, в том числе приводимых в качестве аргументов к данным в задании суждениям, мнениям, оценкам и т. п.;

3) ознакомление с предложенной системой оценивания ответов на конкретные задания с развёрнутым ответом;

4) сопоставление собственного варианта ответа с критериями оценивания.

 

Следует помнить, что в системе оценивания предлагается примерный вариант ожидаемого ответа экзаменуемого, сформулированный для ориентировки эксперта, поэтому:

1) некоторые положения сформулированы в научном ключе, с дополняющими пояснениями и уточнениями; от экзаменуемых следует ожидать более простых формулировок, соответствующих смыслу указанных в системе оценивания положений ответа;

2) в системе оценивания может содержаться большее количество элементов, чем требуется в формулировке задания, что даёт эксперту возможность заранее представить широкий спектр возможных формулировок ответов в работах выпускников;

3) в системе оценивания большинства заданий невозможно зафиксировать все возможные формулировки ответов выпускников, поэтому возможна ситуация, когда в экзаменационной работе может содержаться верный элемент ответа, «не предусмотренный» примерным перечнем позиций ответа в системе оценивания. Подобный ответ подлежит проверке и оцениванию на общих основаниях.

На основе примерного перечня позиций ответа в системе оценивания, дополненного собственными вариантами ответа, учитывающего возможности экзаменуемых, эксперт обращается к ответам выпускников.

 

Результаты оценивания переносятся в протокол проверки развёрнутых ответов следующим образом:

- баллы за выполнение задания 12 переносятся в колонку 12 протокола;

- баллы за выполнение задания 13 переносятся в колонку 13 протокола;

- баллы за выполнение задания 14 переносятся в колонку 14 протокола;

- баллы за выполнение задания 15 переносятся в колонку 15 протокола;

- баллы за выполнение задания 16 переносятся в колонку 16 протокола;

- баллы за выполнение задания 17 переносятся в колонку 17 протокола;

- баллы за выполнение задания 18 переносятся в колонку 18 протокола;

- баллы за выполнение задания 19 переносятся в колонку 19 протокола.

 

 

Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец

 

При оценивании заданий с развёрнутым ответом эксперт должен помнить о следующем.

1) Необходимо строго следовать предложенным критериям оценивания задания, руководствуясь указанием, какое количество элементов ответа оценивается тем или иным баллом, не пытаясь «додумывать» то, чего нет в реальном ответе экзаменуемого, трактовать в его пользу наличие неправильного ответа и т. д. Следует помнить, что задания с развёрнутым ответом предназначены в первую очередь для дифференциации выпускников с хорошим уровнем исторической подготовки, поэтому во многих случаях недостаточный по полноте ответ оценивается 0 баллов (например, когда приведён один элемент ответа из трёх или четырёх требуемых);

2) Элементы ответа, представляющие собой повторение (в виде какой-либо вариации) уже засчитанного элемента, не учитываются при оценивании.

3) Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу; за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении выставляется 0 баллов.

4) Не предусматривается начисления «поощрительных» или «штрафных» баллов, не указанных в критериях оценивания.

5) Не предусматривается снижения оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания.

6) Эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 18 записан под номером задания 19) и может быть идентифицирован.

7) Не предусматривается снижения баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...