Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Стр 1 из 10Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ______________________________________________________________________________ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года ИСТОРИЯ
Москва
Автор-составитель: Игорь Анатольевич Артасов
Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 г. по истории подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений». Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. В методических материалах даётся краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2022 г. по истории, характеризуются типы заданий с развёрнутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по истории, и критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку. Автор будет благодарен за замечания и предложения по совершенствованию пособия.
© И. А. Артасов, 2022
© Федеральный институт педагогических измерений, 2022
Оглавление 1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов 2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий 3. Система оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом Задания 12 и 13. 8 Задания 14 и 15. 12 Задание 16. 16 Задание 17. 19 Задание 18. 22 Задание 19. 24 4. Примеры выполнения заданий с комментариями для экспертов. 27 Задания 12–13. 27 Задания 14–15. 36 Задание 16. 44 Задание 17. 50 Задание 18. 55 Задание 19. 60
1. Задания с развёрнутым ответом в структуре контрольных измерительных материалов для единого государственного экзамена по истории
Контрольные измерительные материалы, используемые при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), позволяют установить уровень освоения выпускниками знаний и умений по курсу истории в соответствии с требованиями федерального компонента государственных стандартов среднего общего образования. Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 2012 № 413) и Историко-культурного стандарта, являющегося частью Концепции преподавания учебного курса «История России». Часть 2 содержит 8 заданий с развёрнутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение участниками экзамена различных комплексных умений. Задания 12 и 13 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника; извлечение информации). Задания 14 и 15 представляют собой комплекс заданий, связанных с анализом изображения (требуется сделать вывод на основе анализа изображения; сформулировать объяснение сделанного вывода на основе знаний по истории культуры).
Задание 16 посвящено Великой Отечественной войне. В задании требуется проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия. Задание 17 нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи. Задание 18 нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте. Задание 19 проверяет умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения. Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. За выполнение заданий 12–15 и 18 выставляется от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 16, 17 и 19 – от 0 до 3 баллов.
В данной таблице представлена информация об удельном весе (в максимально возможных баллах) каждой из двух частей работы.
На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. 2. Общие рекомендации для экспертов по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом
Существует алгоритм действий эксперта при оценивании ответов экзаменуемых. Он включает определённую последовательность действий эксперта, а именно: 1) тщательное ознакомление с текстом задания; 2) формулирование собственного варианта ответа на вопросы задания с учётом возможных направлений рассуждения, круга фактов, которые могут быть привлечены для ответа, предполагаемых высказываний экзаменуемых, в том числе приводимых в качестве аргументов к данным в задании суждениям, мнениям, оценкам и т. п.; 3) ознакомление с предложенной системой оценивания ответов на конкретные задания с развёрнутым ответом;
4) сопоставление собственного варианта ответа с критериями оценивания.
Следует помнить, что в системе оценивания предлагается примерный вариант ожидаемого ответа экзаменуемого, сформулированный для ориентировки эксперта, поэтому: 1) некоторые положения сформулированы в научном ключе, с дополняющими пояснениями и уточнениями; от экзаменуемых следует ожидать более простых формулировок, соответствующих смыслу указанных в системе оценивания положений ответа; 2) в системе оценивания может содержаться большее количество элементов, чем требуется в формулировке задания, что даёт эксперту возможность заранее представить широкий спектр возможных формулировок ответов в работах выпускников; 3) в системе оценивания большинства заданий невозможно зафиксировать все возможные формулировки ответов выпускников, поэтому возможна ситуация, когда в экзаменационной работе может содержаться верный элемент ответа, «не предусмотренный» примерным перечнем позиций ответа в системе оценивания. Подобный ответ подлежит проверке и оцениванию на общих основаниях. На основе примерного перечня позиций ответа в системе оценивания, дополненного собственными вариантами ответа, учитывающего возможности экзаменуемых, эксперт обращается к ответам выпускников.
Результаты оценивания переносятся в протокол проверки развёрнутых ответов следующим образом: - баллы за выполнение задания 12 переносятся в колонку 12 протокола; - баллы за выполнение задания 13 переносятся в колонку 13 протокола; - баллы за выполнение задания 14 переносятся в колонку 14 протокола; - баллы за выполнение задания 15 переносятся в колонку 15 протокола; - баллы за выполнение задания 16 переносятся в колонку 16 протокола; - баллы за выполнение задания 17 переносятся в колонку 17 протокола; - баллы за выполнение задания 18 переносятся в колонку 18 протокола; - баллы за выполнение задания 19 переносятся в колонку 19 протокола.
Рисунок 1. Протокол проверки развёрнутых ответов. Образец
При оценивании заданий с развёрнутым ответом эксперт должен помнить о следующем. 1) Необходимо строго следовать предложенным критериям оценивания задания, руководствуясь указанием, какое количество элементов ответа оценивается тем или иным баллом, не пытаясь «додумывать» то, чего нет в реальном ответе экзаменуемого, трактовать в его пользу наличие неправильного ответа и т. д. Следует помнить, что задания с развёрнутым ответом предназначены в первую очередь для дифференциации выпускников с хорошим уровнем исторической подготовки, поэтому во многих случаях недостаточный по полноте ответ оценивается 0 баллов (например, когда приведён один элемент ответа из трёх или четырёх требуемых); 2) Элементы ответа, представляющие собой повторение (в виде какой-либо вариации) уже засчитанного элемента, не учитываются при оценивании. 3) Оцениваются только те положения ответа, которые соответствуют поставленному вопросу; за ответ, не соответствующий заданию, даже при развёрнутом его изложении выставляется 0 баллов. 4) Не предусматривается начисления «поощрительных» или «штрафных» баллов, не указанных в критериях оценивания. 5) Не предусматривается снижения оценки при нарушении последовательности выполнения требований задания. 6) Эксперт оценивает и засчитывает ответ, если он по ошибке был записан под номером другого задания (например, ответ на задание 18 записан под номером задания 19) и может быть идентифицирован. 7) Не предусматривается снижения баллов за орфографические, пунктуационные и другие ошибки в русском языке, допущенные экзаменуемым, кроме случаев, когда ошибки делают невозможным адекватное понимание и оценивание ответа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|