Сущность и порядок учета основных средств
1. Понятие, классификация и оценка Организация учета основных средств регламентируется ПБУ 6/01. При принятии к бухгалтерскому учету актива в составе основных средств необходимо выполнение следующих условий: · Использование актива в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, либо предоставление организацией зарплаты во временное распоряжение · Использование в течении длительного времени (свыше 12 месяцев, либо в течении нескольких операционных циклов, если они превышают 12 месяцев) · Организация не предполагает перепродажу этих активов Кроме того актив должен приносить экономические выгоды предприятию в будущем. Период, в течении которого организация планирует получать экономические выгоды от использования актива называется сроком полезного использования. К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий племенной и продуктивный скот, многолетние насаждения, а также капитальные вложения на коренное улучшение земель, земельные участки и объекты природопользования. Если основное средство предназначено исключительно для предоставления организацией зарплату во временное пользование с целью получения дохода, то такие активы отражаются в бухгалтерском учете в составе доходных вложений в материальные ценности. Активы, которые отвечают условиям признания ОС стоимостью не более 20000 рублей согласно учетной политике могут отражаться в бух учете и отчетности в составе материально-производственных запасов. Единицей бух учета ОС является инвентарный объект – это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно-обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций или обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки использования которых существенно отличаются, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. В бух учете различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость основных средств. Первоначальная стоимость включает сумму фактических затрат на приобретение сооружение и изготовление ОС, за вычетом НДС и других возмещаемых налогов. Фактические расходы не включаются; общехозяйственные и иные расходы, если они непосредственно не связаны с приобретением ОС. Стоимость основных средств, по которой они приняты к учету не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ – в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объекта и в случае переоценки. Восстановительная стоимость ОС – это текущая стоимость ОС в современных условиях и формируется только в результате переоценки. Коммерческая организация не чаще одного раза в год (на начало отчетного периода может переоценивать группы однородных объектов ОС). Остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной(восстановительной) стоимостью и суммой накопленной амортизации. 2. Учет движения ОС Движение ОС предполагает осуществление хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию ОС. Для аналитического учета и контроля ОС каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер. Для первичного учета используют следующие документы: · Акт о приеме/передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений)
· Акт о приеме/передаче здания (сооружения) · Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) · Акт о приеме/передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных ОС · Инвентарная карточка учета объекта ОС Одним из главных регистров аналитического учета являются инвентарные карточки, которые открываются на каждый инвентарный объект. Если у предприятия незначительное количество основных средств, то допускается вести инвентарную книгу учета ОС. В местах эксплуатации ведутся инвентарные списки. На основании инвентарных карточек и ведомостей расчета амортизации данные о стоимости основных средств являются основанием для составления бухгалтерской и налоговой отчетности. Синтетический учет ОС ведется на следующих счетах: 08, 01, 02, 07, 03.
Если объект ОС не способен в дальнейшем приносить экономические выгоды, он подлежит списанию с бух учета. Выбытие может происходить по следующим причинам: · Продажа · Ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации, прекращение использования при моральном или физическом износе Доходы и расходы по таким операциям, связанным с выбытием ОС учитываются на счете 91 – прочие доходы и расходы.
3. Учет амортизации и ремонта ОС
Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации. Начисление амортизации производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, принятия объекта ОС к учету. Амортизационные отчисление начисляются до полного погашения стоимости объекта, либо списания ОС учета в связи с прекращением права собственности. Амортизация не начисляется при нахождении объектов на реконструкции, модернизации, консервации, продолжительностью не менее 3 месяцев, а также период восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев. Также не подлежат амортизации объекты ОС, потребительские свойства которых не изменяются с течением времени. Начисление амортизации прекращается с 1 числа месяца следующего, за месяцем полного погашения стоимости или списания объекта с учета. Амортизация начисляется исходя из срока полезного использования, который определяется предприятием исходя из: · Ожидаемого срока использования · Ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации и среды · Нормативно-правовых и других ограничений срока использования этого объекта, например срок аренды В соответствии с постановлением правительства №1 от 1.01.2002 «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы». ОС классифицированы по 10 амортизационным группам. По каждой амортизационной группе устанавливается срок полезного использования. Амортизация для цели бух учета начисляется одним из 4 способов: · Линейный · Уменьшаемого остатка · Списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования · Списаний стоимости пропорционально объему продукции, работ Один из способов применяется однородных объектов ОС и не может изменяться в течение срока полезного использования. При линейном способе годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. При способе уменьшаемого остатка годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости на начало отчетного периода и нормы амортизации, исчисленной исходя их срока полезного использования этого объекта.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовую сумму определяют исходя из первоначальной стоимости и соотношением, где в числителе число лет, оставшихся до конца срока службы, а в знаменателе сумма чисел лет, срока полезного использования объекта. При способе списания стоимости пропорционально объему продукции амортизационные отчисления определяются с учетом натурального показателя произведенной продукции в данном отчетном периоде и соотношения между первоначальной стоимостью ОС и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования. Амортизация начисляется ежемесячно, независимо от результатов хозяйственной деятельности в данном отчетном периоде. Сумма начисленной амортизации включается в расходы по обычным видам деятельности и отражается по кредиту счета 02 корреспонденции с дебетами затратных счетов(20,23,25,26,91). Расчет амортизации ведется в ведомости по каждому инвентарному объекту. Для поддержания объектов ОС в рабочем состоянии их необходимо ремонтировать. По объему и характеру ремонтных работ различают текущий, средний и капитальный ремонт. Кроме того ремонт может выполняться либо хозяйственным (силами самой организации), либо подрядным способом. Затраты на ремонт включаются в себестоимость одним из следующих способов: · Включается полностью в затраты отчетного периода · Создается резерв на ремонт · Создается ремонтный фонд · Фактические затраты по проведенному ремонту относятся на расходы будущих периодов (Д 97) с последующим списанием на затраты производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|