Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие просодики. Интонация и ударение как явления просодического уровня.




Просодия (от греч. prosodia — ударение, припев) (просодика) - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются след. элементы (компоненты) П.: интонация, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков — словесные тоны.

Ударение – выделение с помощью голоса звука в слове или слова в предложении. Выделяют словесные и синтаксические (фразовые) ударения.

Словесное ударение:

- качественное (с большей силой произносим ударный слог) - ит. яз.;

- музыкальное (существует несколько ударных слогов. В зависимости от того, на какой слог падает ударение, меняется смысл) – вьет., кит. яз.;

- количественное (ударный слог произносится дольше, чем безударн.) – фр. яз.

Свободное – нет четкого места для ударения (фр. яз. – ударение всегда на последний слог). М.б. одноместным (во всех производных от слова ударение падает на один и тот же слог) и разноместным (в производных словах падает на разные слоги); либо фиксированное.

Функция словесного ударения – фиксирующая. Структурирует фразу. В языках, где ударение свободное, оно может выступать, как средство словообразования и формообразования (кр¢ужки - кружк¢и).

Фразовое ударение:

- синтагматическое (выделяется последнее слово во фразе) -самое нейтральное;

- эмфатическое = эмоциональное (можно выделить любое слово в предложении под влиянием эмоций);

- логическое (Я купила книгу – Я купила книгу - Я купила книгу).

Функция фразового ударения также структурирующая.

Интонация – совокупность просодических характеристик предложения. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

Характеристики:

Темп – скорость произнесения (практически не оказывает влияния на понимание)

Тембр – специфическая окраска звуков

Ритм – распределение ударных и безударных слогов

Мелодика – вопросительные, отрицательные и повествовательные предложения.

 

Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения в языке.

Свойства всех единиц языка проявляются в их отношениях с другими единицами языка. В наиболее общем виде эти отношения можно свести к трем видам: синтагматические, парадигматические и иерархические.

Синтагматические — это отношения единиц в линейной последовательности (иначе их называют комбинаторными); могут характеризоваться отношением реального (актуального) взаимодействия. В абстрактной форме они могут быть представлены как отношения некоторых классов.

Парадигматические — это, по терминологии Ф. де Соссюра, ассоциативные отношения (группировки единиц в классы на основании общности или сходства. их некоторых существенных свойств); никогда не характеризуются отношением реального взаимодействия, так как они представляют собой отношения относительно однородных единиц, образуемых, говоря словами Ф. де Соссюра, по умственной ассоциации.

Иерархические отношения — это отношения по степени сложности, или отношения “вхождения” (компонентности) менее сложных единиц в более сложные. Способность вступать в указанные три вида отношений относится числу наиболее общих свойств всех единиц языка. Все эти три вида отношений определенным образом между собой связаны.

В синтагматические отношения могу вступать лишь единицы относительно одинаковой степени сложности (относительно однородные единицы).

Так, например, в линейной последовательности фонемы не сочетаются ни с морфемами, ни со словами, но только с другими фонемами; морфемы не сочетаются ни с фонемами, ни со словами, но только с другими морфемами, слова сочетаются только с другими словами, но не с предложениями и не со словосочетаниями.

Способность соответствующих единиц вступать в синтагматические отношения сопровождается способностью тех же единиц вступать в парадигмагические отношения.

Так, фонемы группируются в различные классы или парадигмы, например, классы гласных и согласных. Эти классы в свою очередь объединяются в общий класс “фонем”. Такой класс является предельно широким объединением данных единиц (фонем) в языке. Его уже нельзя объединить в более широкий класс ни с какими другими единицами языка. Предельно широкие объединения единиц можно назвать сверхклассами, или сверхпарадигмами.

 

Фонетика как раздел языкознания.

Фонетическое членение речи

Фонетика (греч. phone – звук) - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку). В отличие от других лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений.

Аспекты фонетических исследований

1артикуляционный Какие органы речи участвуют в его произношении

2) акустический Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту, силу, длительность.

3) функциональный аспект (фонологический) Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

· Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

· Синтагма (речевой такт ) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

· Фонетическое слово (ритмическая структура ) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

· Слог — наименьшая единица речевой цепочки.

· Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

· Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

· Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

· Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

· Длительность — время звучания сегмента речи.

Фонетика делится.

· Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

· Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.

· Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).

· Описательная - рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

· Орфоэпия

· Экспериментальная изучает звуки речи с акустческой и физиогоч-й т. зрения помощью приборов.

· Социофонетика изучает особенности произношения разных социальных слоев.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...