Методические материалы по изучению программирования на языке Object Pascal в среде Delphi
Урок 1. Данный курс посвящен изучению программирования на языке Object Pascal в среде Delphi. Напомню, что назначение программирования – разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Все программы составляются на каком-либо языке программирования. Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Вы уже сталкивались с программированием – писали программы на языке Qbasic. В рамках этого курса мы будем использовать язык Object Pascal и среду Delphi. Чем же отличаются друг от друга языки программирования? Существуют различные парадигмы (методологии) программирования: · «Спагетти». Выполнение шагов программы один за другим. Основное использование получает оператор go to. · Структурное программирование. Языки программирования имеют определенные структурные единицы, позволяющие организовывать процесс программирования таким образом, что программа имеет ясную и понятную структуру (используются условные операторы и циклы). · Модульное программирование. Программа разбивается на отдельные части – модули, которые могут программироваться независимо. Конечная программа – объединение разработанных модулей (используются процедуры и функции). · Объектно-ориентированное программирование. Это целая философия, совершенно особый подход к проектированию приложений. В основе ООП лежит такое понятие, как класс. Любой класс имеет поля, методы и свойства. Сейчас мы не будем останавливаться на этом. Мы поговорим об этом позднее, когда перейдем к программированию в среде Delphi. Сначала мы будем работать с вами на языке OPAscal в консольном приложении среды Delphi. Позже мы перейдем к ООП с использованием интерфейса программы.
Знакомство с языком OPascal мы начнем с написания первой программы. Вы должны ощутить уверенность в себе, понять, что раз вы смогли написать одну программу, сможете написать и другие. Итак. Нашей первой программой будет программа – приветствие. Она выведет на экран текст и завершит свою работу. Открываем: Delphi – File – New – Other – Consol Application. У вас открылось окошко, в котором уже написаны ключевые слова. Ваша задача – написать действия, которые должна выполнить эта программа. Назовем ее First.
Program First; Uses SysUtils; Begin Write (‘Hello, ’); Writeln (‘friends!’) End.
Запуск программы – F9. Успели что прочитать? Но программа была выполнена! Чтобы была возможность прочитать надпись на экране, надо в программу добавить одну строчку:
Begin Write (‘Hello, ’); Writeln (‘friends!’); Readln End.
На этом наш первый урок закончен. Надеюсь, вам понравилось! Урок 2. Программа работает с величинами. При использовании в программе много раз величины одного и того же значения (числа или строки), лучше употреблять константы. Константы – имена для фиксированных значений, ссылка на которые используется в программах. Константы позволяют обращаться к значениям по имени, а не использовать числа. Пример описания констант: Const Pi = 3.14; Значение константы – число или результат вычислений с использованием других констант. Имя константы может состоять из латинских букв, цифр и знаков подчеркиваний, но не может начинаться с цифры. Регистр значения не имеет, то есть имена X_time и x_TimE считаются одинаковыми. Переменные – именованный объект данных заранее определенного типа. Переменная имеет три важные характеристики: 1. Имя – дает способ ссылаться на уникальное место в памяти, которое занимает переменная. 2. Тип – определяет, сколько памяти отводится для переменной, какие значении она может принимать и какие операции можно с ней производить.
3. Значение – любая информация, которая в настоящий момент хранится в занимаемой переменной области памяти. Объявление переменных: Var a, b, c: Тип1; Sum1: Тип2;
Переменная величина получает значение в результате присваивания. Например: a:= 1. Основные свойства присваивания: 1. Значение переменной неопределенно, если ей не присвоено никакого значения. 2. Новое значение, присеваемое переменной, заменяет ее старое значение. Общий синтаксис программы на языке Opascal выглядит следующим образом:
Program <Имя_программы>; Uses <Модули>; Type <список констант>; Const <типы данных, определяемых пользователем>; Var <список всех используемых переменных>; <список функций и процедур>; begin <операторы> end.
Важно: точку с запятой (;) можно не ставить только перед словом end, в остальных случаях отсутствие этого знака считается ошибкой. Теперь попробуем написать программу, которая меняет местами значения переменных.
Алгоритм:
1) Нужно взять дополнительную переменную, поместить туда временно одно из значений:
2) Без использования дополнительной переменной:
Program Obmen; Uses SysUtils; Var a, b: Integer; Begin Write (‘a = ’); Readln (a); Write (‘b = ’); Readln (b); a:= a + b; b:= a – b; a:= a – b; Writeln (‘a = ’, a, ‘; b = ‘, b); Readln End.
Домашнее задание: Написать программу обмена значений трех переменных (А à В à С à А). Выводы: Выбирая стратегию преподавания информатики в школе, необходимо учитывать, что задача общеобразовательного курса – это в большой степени выработка определенного стиля мышления, формирование наиболее общих навыков, умений и представлений, нежели освоение тех или иных конкретных языков и технических средств программирования. В то же время такой курс должен служить базой для последующего профессионального изучения программирования в высшей школе или старших классах средней школы (в рамках профессионального обучения). Тенденция понижения роли алгоритмизации и программирования в современном курсе информатики является основной проблемой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более дифференцированным, индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают около четверти старшеклассников. К 15 – 16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром Социологических исследований Минобразования России, профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе. При этом примерно 70 – 75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности. Большинство профессий в данное время связаны с компьютерами и программированием, поэтому широко распространяются элективные курсы по информационным технологиям, в том числе и по программированию, о которой шла речь в нашей работе. Выбор языка программирования Object Pascal обусловлено рядом их преимуществ:
1. Object Pascal позволяет справляться со сложностью. Первое важное преимущество объектно-ориентированных систем вытекает из природы их связи с реальным миром. 2. Object Pascal предназначен для изменений. Второе преимущество объектно-ориентированных систем обусловлено способом взаимосвязи объектов через сообщения. 3. Объекты могут использоваться несколько раз. Третье преимущество объектно-ориентированных систем заключается в том, что классы могут наследовать процедуры от других классов. Компания может составить библиотеки наиболее часто используемых классов, содержащих процедуры, предназначенные для специфических нужд и применяющихся в последующих прикладных задачах. 4. Object Pascal легко поддерживается. Четвертое преимущество заключается в способе комплектования объектно-ориентированных программных модулей. Вследствие этих преимуществ, а также еще ряда причин, ООП является в настоящее время самым перспективным, распространенным и эффективным направлением в программировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Ваграменко Я.А., Зобов Б.И., Осипов А.П. "Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структура информационных ресурсов. // "Педагогическая информатика", 1, 2002г. 2.Гусева О.Л., Гусев Е.В., Миронова Н.Н. Одна задача - два решения. - М.: "Информатика и образование" - 2000. 3.Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике в старшей ступени школы.-М.: МЦНТИ, 1997 4.Информатика. Систематический курс. 10 класс / Бешенков С.А, Ракитина Е.А..- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. 5.Кузнецов А.А. Смекалкин Д. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам ИВТ. // Информатика и образование. 2003. 6.Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей редакцией М.П.Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 624 с. 7.Макарова Н.В. Информатика (объектно-информационная концепция): Программа для учащихся с 6-го или 7-го по 11-й класс. - СПб.:Питер, 1999. 8.Макарова Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. 9.Методическое письмо "Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании информатики в средней школе" 10.Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям ИнФО, N4, 2004. 11.Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень ИнФО, N4, 2004.
12.Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень ИнФО, N4, 2004. 13.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10 класс.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 14.Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 11 класс.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 15.Соловьева Е.Г. О межпредметных связях математики и информатики. // "Педагогическая информатика", 1, 1997 г. 16.Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям ИнФО, N4, 2004. 17.Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. ИнФО, N4, 2004. 18.Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Профильный уровень. ИнФО, N4, 2004. 19.Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. - М.: БИНОМ, 2003-2006. 20.Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ Учебник для 10 класса. Профильный уровень - М.: БИНОМ, 2007. 21.Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ, 2006. 22.Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. - М.: БИНОМ, 2004-2005. 23.Угринович Н.Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. - М.: БИНОМ, 2004-2006. 24.Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1990. 25.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утвержден приказом 1312 Министерства образования РФ от 09.03.2004).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|