Выявление развития чувства ритма
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Детям 5-6 лет предлагается прохлопать руками после показа педагога ритмические рисунки знакомых песен:
При обследовании и в процессе наблюдений на логоритмических занятиях учитываются:
Приведем примерную схему обследования моторики. Ф. и. о.______________________________ Отношение к речевой инструкции: 2. Речевая моторика (точность, объем, подвижность, переключаемость органов речевой артикуляции) 3. Темп движений (быстрый, медленный, нормальный). Ритм (точное, неточное воспроизведение ритмического рисунка, невозможность воспроизведения ритма) 4. Статическая координация (позу удерживает хорошо, с трудом, не удерживает) 5. Динамическая координация _______________
7. Отчетливость движений (наличие или отсутствие синкинезий) ______________________ 8. Тонкие движения пальцев рук (степень дифференцированности движений, качество, темп, действия с предметами) 9. Координация слова с движением (четкое сочетание слова с движением, слово опережает движение, отстает от него, отсутствие координации движения и слова) 10. Сопутствующие речи движения 11. Ориентировка в пространстве 12. Состояние мышечного тонуса 13. Утомляемость (быстро, медленно проявляются признаки утомления, способность к продолжительной работе) 14. Упражняемость в моторных навыках. Заключение. Приведем характеристики обследования моторики при разных клинических формах заикания. Состояние моторики. Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении. Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее. Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.
Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается. Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках. Под влиянием лечения и систематических логоритмических занятий выполнение всех моторных проб достигает возрастной нормы. Движения стали свободными, точными, непринужденными. Появилась ритмичность и плавность движений. Повысилась активность на занятиях, улучшилось эмоциональное состояние. Речь на занятиях стала практически правильной. *** Обследуемая Б. (возраст 6 лет 1 нес). Состояние моторной деятельности. Общая моторика. Выполнение проб на исследование статической, динамической координации и одновременности движений затруднено. При попытке удержать позу ребенок неустойчив, балансирует, раскачивается, ищет руками опору. Плохо ловит и бросает мяч. Не удаются подскоки. При выполнении задании отмечены синкинезии (движение рукой сопровождается движениями мышц лица). Координация слова с движением не удается из-за выраженного заикания. Во время речи отмечаются сопутствующие движения рукой. Двигательная память удовлетворительная. Ориентировка в пространстве слабая. Во время выполнения заданий резко напряжена. Отмечены некоторые признаки леворукости. Быстро проявляются признаки усталости, к продолжи-тельной работе не способна.
Тонкая моторика пальцев рук. Задания по исследованию тонких движений выполняет с трудом. Действия с предметами неловкие. Динамическое наблюдение. При коррекционной работе были проведены фронтальные и индивидуальные логопедические и логоритмические занятия, лечебная физкультура, психотерапия, медикаментозное лечение. В первом случае изменения в моторной сфере менее выражены, более динамичны, чем во втором. Это подтверждает необходимость учета установленных различий состояния моторной деятельности при невротической и неврозоподобной формах заикания у дошкольников для дифференцированного построения логоритмических занятий. Так, при невротическом заикании движения недостаточны в своем техническом исполнении что проявляется в нечеткости, неуверенности выполнения при правильном воспроизведении их формулы. Отмечены ускорение и замедление темпа движений, встречается некоторая неточность при выполнении мелких движений. Имеют место затруднения в выполнении проб на статическую координацию, незначительные изменения подвижности органов речевого аппарата. По остальным параметрам (динамическая координация, одновременность движений, ритм движений, произвольные мимические движения) дети обнаруживают высокие показатели.
При неврозоподобном заикании можно говорить о первичном нарушении координации и одновременности движений, недостаточном развитии артикуляционных и мимических движений, об изменении мышечного тонуса. Результаты обследования учитываются педагогом как на логопедических, так и на логоритмических занятиях при всех методах и формах коррекционных занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|