И.А. Дрынов и проблема русского национального характера.
Привычное дело.
Иван Африканович — простой крестьянин, рядовой колхозник, обремененный большой семьей. Автор не наделяет своего героя какими-то особенными качествами и талантами. И выпить-то он не дурак, и до работы «злой», и характер имеет покладистый. Иван Африканович и на фронте побывал, имеет боевые награды. Но характер Ивана Африкановича раскрывается перед читателем постепенно, герой Белова более многоплановый и глубокий, чем кажется в начале повести. Описывая житейские будни деревни, автор показывает то несправедливое и даже преступное отношение общества к труженику села. У героя и «документации» никакой нет, кроме «молочной книги», где записывается, сколько он сдал молока от своей коровы. Герой для русской литературы послевоенных лет несколько необычен. Но особенность его характера в том, что его нельзя назвать положительным героем, хотя он, безусловно, яркая личность. Ему хорошо знаком любой крестьянский труд, он и рыболов, и охотник, и лодку может вытесать из подходящей осины. Но он не слишком удачлив, с ним всегда что-то происходит, особенно если выпьет. То заснул, выпивший, в чужой бане, а лошадь везла в сельпо товары, пришла сама в конюшню, но повредились два самовара из привезённых товаров – надо выплачивать их стоимость. То его оштрафуют за самовольно накошенное сено. То в поезде он оказывается без билета, без вещей и без денег. Катерина считает его ещё одним своим ребёнком. Но главное в жизни Ивана Африкановича – его жена, Катерина, их огромная, всепоглощающая любовь друг к другу. И самое страшное в его жизни – её смерть. Эту потерю он переживает глубоко трагически. Но что-то словно надломилось в нём. Он никогда не был верующим, но, услышав молитвы старухи-тёщи, приходит на могилу жены и разговаривает с нею, размышляет о жизни и смерти, о бессмертии души.
В произведениях В. Белова мы наблюдаем примерно те же типы характеров, что и у Ив. Бунина. В. Белова, как и Ив. Бунина, интересуют противоположные свойства русского народа: кротость, смирение, доброта и жесткость, бунтарство, склонность к насилию. Простой, бесхитростный, прошедший рядовым солдатом через Великую Отечественную войну, он в жизненно важные моменты может быть упрям, крут с окружающими, может отстоять свое мнение. Как и бунинский Захар Воробьев, Иван Африканович не может найти приложение своей силе, не может реализовать себя, находясь в постоянном поиске, пытаясь осознать жизнь. В сценах, следующих за возвращением Ивана Африкановича в деревню, В.Белов выступает как философ. Автор заставляет главного героя проанализировать свою жизнь, поразмышлять о значении жизни и смерти. Иван Дрынов задумывается о том, что остается после человека, и его поражает простая мысль: " Выходит жизнь-то все равно не остановится и пойдет как раньше, пусть без него, без Ивана Африкановича. Выходит все-таки, что надо было родиться, чем не родиться..." Образ Ивана Африкановича наполняется философским смыслом. В.Белов показывает духовный мир героя, процесс осознания им красоты жизни, рождение в результате душевных переживаний жизнеутверждающей философии.
Другой путь связан со сказками бабки Евстольи, рассказывающей о пошехонцах. Сказки бабки о пошехонцах представляют собой вставную новеллу в повести. Пошехонцы — это народ, который нерадив, глуп, неумел и делает всё в разрез с законами жизни, природы. Это невеселые мужики, всё у них неладно. Первый их поход за табаком ничего не дает, они делают круг и возвращаются в свою деревню без табака и побитые. Второй поход за смыслом жизни также остается без ответа, их попросту обманывают, вымогают у них деньги; в то же время за походами они не сеят, не пашут, растят хлеб, это совершенно бессмысленное существование в дали от природных законов. Поэтому существование пошехонцев прослеживается и в современной жизни, где процветает пьянство, разгул, бессмысленное поведение мужиков. Это люди, во многом, уже потеряли звание крестьянина, труженника. Мишка Петров уподобляется пошехонцу, он предпочитает хитрить, меньше работать, обманывать, Дашка Путанка может бросить телет непоенными и некормленными, Митька, брат Катерины отличается легким нравом, в погоне за легким рублем. Иван Африк однажды испытавший этот путь оказывается наказан смертью самого близкого человека.
О «пошехонстве», как одной из сторон жизни героев «Привычного дела», первым сказал В.А.Сурганов. Он заметил, что пошехонцы, «непутевые эти герои, порождение горьковатого народного юмора... совсем не случайно появились в повести. За лежащей на поверхности сказки иронической и наивной дидактикой есть еще и глубинный подтекст — невеселая усмешка над собственной нескладицей и, пожалуй, едва ли не над философией «привычного дела». В «пошехонском свете» представлены у Белова и характерные для колхозной деревни методы управления и хозяйствования. Не случайно рассказ конюха Федора о том, как перед областным начальством показывали механизированную подачу воды из колодца, куда Федор заранее навозил на своей кляче воду, или размышления старого Пятака о запретах косить в лесу, где трава все равно «под снег уходит», приобретают черты сказки про пошехонцев.
Привычное дело – метафора крестьянской жизни. Привычное дело – это работать до седьмого пота и жить в нищете, спать по два часа в сутки и косить ночью тайком траву в лесу, чтобы было что есть корове-кормилице; привычное дело – когда потом это сено конфисковывают и, чтобы как-то свести концы с концами, хозяин вынужден ехать на заработки, а его тяжело больная жена идет сама косить и умирает от удара. И остаются сиротами девятеро детей. Привычное дело – когда троюродная сестра Ивана Африкановича из сострадания и милосердия берет на себя заботу о его детях. Название повести В. Белова «Привычное дело» повторяется произведении не один раз, становясь, таким образом, своеобразным лейтмотивом, задерживающим наше внимание на какой-то важной мысли. Съездить в другое село за товаром – «дело привычное». Родить ребёнка и вырастить девятерых детишек – тоже «дело привычное». Всё, что ни есть в деревенской жизни (нравы и обычаи, работа, личная и семейная жизнь), – всё привычное дело: и грести, и радости. С одной стороны, в названии заключена горькая мысль автора о состоянии деревни того времени (да и сегодняшней – тоже, во многом). Все привыкли к тому, что деревня кормит и питает город. Он растёт и развивается, а деревня – умирает. И это тоже в каком-то смысле «дело привычное». Вся жизнь деревенского труженика, например, Ивана Дрынова или его жены Катерины, тяжела, наполнена каждодневными заботами о своих детях, работой, домашним хозяйством – «привычное дело». С другой стороны, в этих словах слышится народная мудрость. Неслучайно в повести слова «дело привычное» произносит её главный герой – Иван Африканович Дрынов, воплощающий в себе лучшие качества, чувства русского народа. Он по-житейски мудр и нравственно чист.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|