Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7 Основные направления и средства осуществления политики стимулирования привлечения зарубежных инвестиций

7.1 Льготы иностранным инвесторам

По поводу предоставления льгот иностранным инвесторам существуют две противоположные точки зрения.

Первая - состоит в том, что специальные льготы иностранным инвесторам предоставлять не следует, и должны быть единые условия инвестиционной деятельности, как для отечественны, так и для иностранных инвесторов.

Вторая - заключается в том, что иностранным инвесторам должны предоставляться льготы, и их инвестиционный режим должен быть лучше, чем у российских инвесторов. Такой подход, безусловно, ведет к нарушению принципов свободной экономической конкуренции.

В современных условиях наиболее важными видами специфических стимулов для иностранных инвесторов являются фискальные льготы.

К фискальным льготам относятся: «налоговые каникулы» (когда предприятия на определенный срок освобождают от уплаты одного или нескольких налогов); уменьшение ставок корпоративного налога (налога на прибыль); льготы по реинвестированию, освобождающие от уплаты налогов той части прибыли, которая направляется на развитие и расширение производства; введение ускоренной амортизации, позволяющей уменьшать налогооблагаемую базу и быстро проводить замену технологического оборудования; льготы по подоходному налогу для иностранных сотрудников предприятий с иностранным участием; льготы при осуществлении деятельности, связанной с НИОКР; освобождение от импортных пошлин и другие.

7.2 Использование СЭЗ в качестве средства стимулирования привлечения иностранных инвестиций

Свободные (специальные) экономические зоны (СЭЗ) представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, свободная экономическая зона - это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Для некоторых стран «свободные зоны» по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. Для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция свободные экономические зоны создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.

7.3 Особые экономические зоны в РФ. Экономические принципы создания особых экономических зон в России

В России практика создания зон с особым экономическим режимом велась в период 90-х годов 20-ого века. В качестве примеров таких зон можно назвать СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области, СЭЗ «Даурия» в Читинской области, СЭЗ «Алтай» в Алтайском крае, СЭЗ «ЕВА» в Еврейской автономной области, СЭЗ «Находка» в Приморском крае, СЭЗ «Сахалин» в Сахалинской области, СЭЗ в Магаданской области.

Большинство СЭЗ функционировало в режиме зон свободной торговли или технико-внедренческих зон. Основным отличием российских зон с особым экономическим режимом является то, что они не получили широкого распространения в стране, были весьма низкоэффективны и их функционирование не подкреплялось достаточной законодательной и методической базой.

Сегодня это положение в определенной степени изменилось с принятием Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ. Появление этого закона имеет большое принципиальное значение для привлечения иностранных инвестиций в Россию.

Со дня вступления в силу данного Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон (за исключением особой экономической зоны в Калининградской области и особой экономической зоны в Магаданской области), созданных до дня его вступления в силу, прекращается.

7.4 Оффшорные зоны. Факторы, влияющие на выбор зарубежной юрисдикции

Оффшор (от английского offshore – «вне берега», «вне границ») - это один из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие от налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.

Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге.

Льготные компании в налоговых оазисах России по своему правовому положению и организационному механизму во многом аналогичны зарубежным фирмам оффшорного типа, хотя действуют полностью в рамках российского законодательства. Главное отличие заключается в том, что от налогов они освобождены не полностью, а только от местной составляющей.

Под словом «оффшорные зоны» принято понимать юрисдикции (государства, регионы, города и пр.), позволяющие регистрировать на своей территории компании и отвечающие следующим требованиям:

1) отсутствие налогообложения либо низкие налоговые ставки;

2) сниженные требования к финансовой отчетности;

3) возможность анонимного распоряжения средствами.

Тема 8 Меры принудительного изъятия иностранной собственности: национализация, экспроприация, реквизиция, конфискация

Необходимо внести ясность в понятийный аппарат, который используется, когда речь идет о мерах принудительного изъятия иностранной собственности. В литературе употребляются на этот счет разные дефиниции.

Чаще в западных источниках применяется слово «экспроприация», переводимое с английского как отчуждение, конфискация имущества. Например, в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) от 11 октября 1985 г. говорится об экспроприации или аналогичных мерах, что включает «любое законодательное действие или административное действие или бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением, контроля над ним или существенного дохода от такого капиталовложения, за исключением общеприменимых мер правительствами с целью регулирования экономической деятельности на своей территории». Такое же определение применяется в Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций, разработанном под эгидой МБРР.

В специальном материале, подготовленном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), обозначены следующие виды изъятия: прямая национализация, прямая национализация отрасли промышленности, изъятие в специальных целях, ползучая национализация.

С правовой точки зрения прямая национализация означает полное принудительное изъятие собственности иностранного инвестора в ходе осуществления инвестиционной деятельности на территории чужого государства, как правило, по политическим соображениям. Эти меры могут сопровождаться установлением окончательного государственного контроля над экономикой страны и включают иногда захват всех средств производства, находящихся в частной собственности. В случае прямой национализации отрасли промышленности государство стремится реорганизовать определенную отрасль путем изъятия частных предприятий в отрасли и установления государственной монополии (например, национализация медной промышленности в Чили и нефтяной - в Иране).

Поскольку иностранная инвестиционная деятельность напрямую зависит от конкретной земельной территории, изъятие государством земель в значительных масштабах также наносит непоправимый ущерб иностранному инвестору. Изъятие в специальных целях, в соответствии с определением ЮНКТАД, предусматривает, что зарубежная фирма, господствующая на рынке, или в отдельной отрасли производства, или на отдельном участке земли, необходимом, например, для строительства дорог и коммуникаций, является целью национализации.

Тема 9 Положительные и отрицательные последствия привлечения иностранных инвестиций в экономику принимающих стран

Вложения иностранных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран, как положительные, так и отрицательные воздействия.

К положительным последствиям привлечения иностранных инвестиций относятся:

1) увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение темпов экономического развития и улучшение состояния платежного баланса;

2) внедрение передовых иностранных технологий, организационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д., а также использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

3) более полное использование местных природных ресурсов;

4) повышение уровня занятости, квалификации, производительности местной рабочей силы;

5) расширение ассортимента выпускаемой продукции;

6) развитие импортозамещающего производства и сокращение валютных расходов на оплату импорта;

7) расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

8) увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее расширить государственное финансирование социальных программ;

9) повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

10) использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение общего уровня загрязнения окружающей среды.

 

План семинарских занятий

Темы докладов на семинарских занятиях:

1. Парадигма цикла международного производства товара (Р. Вернон)

2. Теория транснационализации в условиях монополистической конкуренции (С.Г. Хаймер, Ч.П. Киндльбергер)

3. Теория прямых иностранных инвестиций и олигополистической защиты (Ф. Никкербоккер, Х. Грэм)

4. Теория интернализации (П. Баккли, М. Кассон, А. Ругман)

5. Парадигма «летящих гусей» экономического развития (К. Акамацу, К. Коджима, Т. Озава)

6. Прямые иностранные инвестиции и конкурентное преимущество наций (М. Портер)

7. Эклектическая парадигма Дж. Даннинга

8. Путь инвестиционного развития наций (Дж. Даннинг)

9. Дифференциальная модель межстранового перераспределения капитала (модель В. Леонтьева)

10. Модель экономического роста на базе производственных функций (модель Вельфенса-Джесински и ее модификации)

11. Модели взаимодействия местных и иностранных инвестиций (модели типа «хищник-жертва»)

12. Модифицированная разностная модель мультипликатора-акселератора

13. Мультипликаторная схема оценки роли прямых иностранных инвестиций

14. Развитие российского законодательства об иностранных инвестициях

15. Правовое регулирование иностранных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений

16. Правовые аспекты и концептуальные модели привлечения иностранных инвестиций в Россию

17. Иностранные инвесторы на российском рынке коллективных инвестиций. Преимущества вложения в инвестиционные фонды, размещающие активы в недвижимости

18. Географическая структура иностранных инвестиций в России

19. Отраслевая структура иностранных инвестиций в России

20. Региональная структура иностранных инвестиций в России

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...