Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТОСТЫ, ЗАКЛИНАНИЯ, молитвы

Принцип скромности и толерантности.

Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, не хвастались своими подвигами, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани. Грубым нарушением этикета считался разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне. Нэрылъагъу щытхъур нэрылъагъу убщ Всякого, кто заводил разговор о достоинствах дочери или сына, высмеивали, считали бестактными в высшей мере. ц1ыхугъэчеловечность, адыгагъэадыгство, о которых речь пойдет ниже, обязывали щ адить самолюбие другого человека, по мере возможности. Запрещалось (по крайней мере в течение 2—3 дней) расспрашивать гостя о том, кто он таков, откуда и куда
держит путь. Необходимо было прежде оказать путнику услуги и почести, которые предписывает адыгский этикет. Это было своего рода приобретением права на расспросы. Впрочем, и во всех других ситуациях рекомендовалось избегать вопросов, которые могут представить для собеседника некоторые затруднения; ограничиваются» как правило, расспросами общего характера (о новостях, при входе почетного посетителя или девиц каждый раз больной встает с постели. Если исполнить эту учтивость ему нет возможности, то, по крайней мере, он приподнимается... Если больной охает, морщится и не встает при входе посетителей, то навлекает на себя дурное мнение народа и подвергается насмешкам.

ПРИНЦИП ПОЧИТАНИЯ СТАРШИХ

Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц. Равно и в беседах, где случаются старейшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы. Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявлять скромность; хвастовство, бахвальство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считаются грубым нарушением этикета. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к
старшему, готовность выполнить любое его поручение. Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, стоять полусогнутым, сидеть развалившись,
ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, курить, жевать, подпирать щеку или лоб рукой, имеются специальные вежливо-скромные формулы для обращения к старшим, для выражения им благодарности, особым правилам подчиняется размещение старших и младших в пространстве и т. д. и т. п. И еще одна деталь: старший в окружении младших может говорить с почти полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почтением, даже в том случае, когда они идут вразрез с действительным положением вещей или с планами, ожиданиями младших. Молодой человек самого высокого происхождения обязан вставать перед каждым стариком, не спрашивая его имени, уступать ему место, не садиться без его позволения, молчать перед ним, кротко и почтительно отвечать на его вопросы. Каждая услуга, оказанная седине, ставится молодому человеку в честь. мужчина, идущий один по улице, должен был держаться левой стороны дороги, символически уступая правую, почетную сторону. Младшему строго воспрещалось окликать старшего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было
войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему. Прежде чем сказать что-либо старшим, ведущим беседу, младшему полагалось актуализовать специальную вежливо-почтительную формулу вступления в разговор. Принцип уважения к старшим определяет порядок рассаживания за столом. При этом возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: все опасаются занять место, которое не соответствует их возрасту и рангу, и потому некоторое время стоят в нерешительности, соизмеряя свой возраст с возрастом присутствующих. При этом нередко возникают локальные споры и препирательства: каждый стремится уступить наиболее почетное место другому, доказывает, что оно
по праву принадлежит ему, а не его малозначительной персоне. Нетрудно понять, что эти действия являются проявлениями тех свойств национального характера, о
которых было сказано выше. Тот, кто нарушает правила чести (нэмыс) при рассаживании, т. е. занимает место, которое заслуживают другие, наиболее почетные гости, тот в какой-то степени дискредитирует себя в глазах общественного мнения.

Уважение к старшим внедряется в сознание адыгов как высший принцип, следуя которому можно достичь успехов в жизни и завоевать авторитет народа.

ПРИНЦИП ГОСТЕПРИИМСТВА

 

Рыцари средневековой Франции, Германии, Испании, Японии, также точно как и рыцари феодальной Черкесии, подвергали насмешкам, изгоняли из своего общества всякого, кто был едва заподозрен в скупости. Щедрость — один из важнейших пунктов всякого рыцарского этикета. Радушие и доброта хозяина объясняются «прежде всего боязнью открыть поле действия для дурного влияния... Отказ вызывает гнев у просящего. Этим вызываются дурные намерения, враждебная настроенность (близкая к зависти), которая будучи раз пробуждена, обладает уже собственной силой и порождает зло... Сознание того, что все, чем располагает общество, является одновременно и твоим, не могло существовать без сознания «мое есть одновременно общественное. Вот откуда берут начало необычайная щедрость и
гостеприимство некоторых народов. Отсюда и поразительное сходство общих контуров гостеприимства. «Индейцы, — пишет Дж. Хекевельдер,— верят, что «великий дух» сотворил землю и всё, что на ней, для общего блага людей. Он дал им страну, обильную дичью, и сделал это не для выгоды немногих а для пользы всех. Все было дано сынам человеческим в общее обладание. Все, что живет на земле, все, что на ней произрастает, все, что живет в реках и водах, текущих на земле, все это было дано всем сообща, и каждый человек имеет право на свою долю. Таков источник индейского гостеприимства, которое является не добродетелью, а строгим долгом».

Основные пункты адыгского гостеприимства суть следующие:

1. Гость—священное, неприкосновенное лицо. Он несет с собой счастье и благополучие.

2. Обычай гостеприимства распространяется на всех адыгов, независимо от их состояния.

3. Долг каждого адыга пригласить к себе в дом тех, кто возможно нуждается в пище и ночлеге.

4. Правом гостеприимства пользуются стар и млад, богатый и бедный, мужчина и женщина, враг и друг.

5. Наибольшим почетом пользуется гость из дальних краев.

6. В некотором отдалении от жилого дома каждая семья строит специальный гостевой дом.

7. Двери кунацкой открыты в любое время дня и ночи. Всякий прохожий может войти и расположиться там, не спрашивая хозяев.

8. На случай прихода гостей необходимо всегда иметь запасы съестного.

9. Увидев гостя, хозяин обязан выйти ему навстречу, приветствовать формулой ф1эхъус апщий, еблагъэХорошим прибудь, добро пожаловать. Другие формулы приветствий для данного случая не годятся.

10. Всаднику помогают спешиться, держа коня под уздцы и заботятся о корме для последнего.

11. Первыми входят в кунацкую гости, все остальные следуют за ними. В настоящее время, ввиду отсутствия специального гостевого дома, впереди идет старший мужчина из числа хозяев, чтобы указать комнату, которая предназначена для гостей.

12. Проводив гостя в кунацкую, следует помочь ему снять верхнюю одежду, оружие и усадить на почетное местожьант!э.

13. Хозяева не садятся одновременно с гостем. Только после настоятельных просьб последнего садится тот из них, кто по летам и статусу стоит ближе всего к гостю. Если таковых нет, то никто не садится, все стоят.

14. Гостя расспрашивают о здоровье, и, после некоторого времени, о новостях.

15. Запрещается в течение трех дней спрашивать гостя о том, кто он таков, куда едет, откуда, с какой целью явился, на какое время, куда держит путь в дальнейшем и т. п.

16. По истечении трех дней, т. е. после оказания гостю всех предусмотренных этикетом почестей, хозяин мог спросить, какими делами тот занят и чем он может быть полезен ему. Бысым считал своим священным долгом способствовать достижению тех целей, которые гость преследовал.

17. Недопустимо оставлять гостя одного в комнате. К нему заходят попеременно и приветствуют соседи, сыновья и дочери хозяина, но, как правило, не садятся,
а вскоре удаляются или стоят, прислушиваясь к разговору старших, выполняя их поручения.

18. Следует как можно быстрее накрыть стол лучшим из того, что есть в доме. блюда обычно в таком порядке: жареное мясо (лы гъэжьа), курица в соусе (джэд лыбжьэ), вареная баранина или говядина (хьэщ!эныш). Завершает трапезу мясной бульон, который пьют из деревянных чаш без ложек.

19. Перед едой гостю предлагают помыть руки. При этом жена, сын или дочь хозяина подносит гостю чашу, поливает ему руки из кубгана и держит наготове чистое полотенце. Все это делается тут же в кунацкой, так что гостю не приходится даже вставать со своего места.

20. При удовлетворении других нужд, гостя сопровождает кто-либо из членов семьи, указывает ему уборную для гостей и вместе с ним возвращается. В уборной для гостей всегда стоит кубган с водой, часто там же висит полотенце и зеркало.

21. За столом хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и насытился.

22. Считается бестактным съесть свою порцию раньше гостя, так как в этом случае гость вынужден будет тоже оторваться от пищи.

23. После трапезы гостю вновь подают воду, чтобы он помыл руки.

24. Избегают пререканий с гостем, если, конечно, он ведет себя в рамках приличий, предусмотренных этикетом.

25. Приличия требуют, чтобы хозяева в присутствии гостя не разговаривали между собой.

26. Чтобы развлечь почетного гостя, приглашают соответствующих его возрасту и рангу соседей, родственников, устраивают танцы, игры, поют песни и т. п.

27. Совершенно исключается даже намек на то, что гость засиделся и ему пора покинуть дом

28. Пока гость находится в доме, его верхнюю одежду, если она этого требует, чистят, приводят в порядок. Если гость остается на ночь, то утром он находит свою одежду выстиранной и выглаженной.

29. Перед сном гостю помогают снять обувь и моют ноги (это делала обычно дочь хозяина). Этот обычай, наиболее характерный для абхазов, у адыгов исчезает
уже в XIX в.

30. Священный долг хозяина — охранять покой и защищать честь гостя. В случае необходимости он исполняет этот долг с оружием в руках.

31. Гостя, собравшегося уходить, настойчиво просят посидеть еще, остаться на ночь, на несколько дней.

32. Наиболее почетным гостям принято дарить подарки.

33. Гостю, покидающему дом, помогают одеться, сесть на коня, держа лошадь по уздцы и придерживая левое стремя.

34. Сидящему в седле гостю дают иногда чашу махсыма, так называемую шэсыжыбжьэстременную.

35. Необходимо проводить гостя до края села, как минимум — за ворота усадьбы... Гостей, прибывших издалека и особенно иностранцев, провожают до следующего пункта назначения или сопровождают в течение всего времени путешествия по стране.

36. Расставаясь с гостем, бысым желает ему счастливого пути, всяческих благ и настоятельно просит заходить еще.

37. После прощания хозяин ждет, пока гость удалится на некоторое расстояние. Неприлично, развернувшись, сразу возвращаться в дом.

Правила для гостя:

1. Гость первым приветствует хозяина возгласом: Сэлам алейкум, дауэ фыщытхэСэлам алейкум, как поживаете.

2. Он отдается целиком во власть хозяина, который изощряется в соблюдении всех пунктов гостеприимства.

3. В народе осуждают гостя, который по тем или иным соображениям, не приняв традиционных почестей от одного хозяина, уходит к другому, например, к соседу.

4. В гостях не следует много есть и пить, чтобы не прослыть обжорой и пьяницей.

5. Гостю запрещается малейшее вмешательство в дела семьи. Считается бестактным вставать без нужды со своего места, выходить из кунацкой во двор, заглядывать на кухню, где готовят угощение.

6. Гость должен хорошо ориентироваться в том, сколько времени ему пробыть в кунацкой, чтобы не обидеть хозяина за быстрый уход и не стать ему в тягость
за долгое пребывание.

7. Считается осквернением дома выяснение отношений в гостях, сведение старых счетов, ссора, брань и т. п.

8. Совершенно недопустимо оскорбление достоинства членов семьи, в которой гостишь, например, флирт с женой или дочерью хозяина.

9. Гость не требует услуг, подарков, а когда они ему предлагаются, из приличия некоторое время отказывается.

10. Гость должен воздерживаться от похвалы тех или иных вещей в доме хозяина: это может быть воспринято как просьба, в которой бысым по обычаю никак не может отказать, т. е. в конечном итоге — как вымогательство.

11. Покидая дом, гость обязан поблагодарить за прием, попрощаться со старшими членами семьи.

12. Прежде чем сесть на коня, гость разворачивает его головой к дому, что символизирует его добрую настроенность и признательность хозяевам.

13. Гость (особенно если он молод), отказывается от того, чтобы ему помогали сесть на коня, провожали дальше ворот. Он поступает так и в том случае, когда
определенно знает, что хозяева настоят на своем.

«Есть три качества, — пишет Дж. Лонгворт, — которые в этих краях дают человеку право на известность — храбрость, красноречие и гостеприимство; или...острый
меч, сладкий язык и сорок столов» (Лонгворт, стр. 516).

Будучи своего рода эпицентром национальных и межнациональных контактов, гостеприимство играло громадную роль в интенсификации, оптимизации общения внутри этноса и за его пределами. Оно стимулировало и облегчало передачу
культуры от одного поколения к другому, выполняя тем самым функцию интеграции и социального контроля. Наконец, гостеприимство способствовало трансляции
и освоению культурных ценностей других, прежде всего соседних, народов. Можно поэтому согласиться с тем, что кунацкая — своего рода общественное учреждение, принадлежавшее первоначально всей общине. Кунацкая была и рестораном, и концертным залом, и кабинетом, где решались политические проблемы, и
университетом для подрастающего поколения.

 

ПРИНЦИП ПОЧИТАНИЯ ЖЕНЩИН

 

Помочь женщине в беде, выполнить по возможности всякую ее просьбу, оберегать ее — долг чести каждого мужчины. Люди, хорошо знающие быт, культуру, национальную психологию адыгов, не раз наблюдали этот принцип в действии.
Того, кто нарушал его, осуждали, строго наказывали.

По обычаям адыгов мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина
обязан был предложить свои услуги. То же касается и всех других случаев, когда женщина выполняет тяжелую, «мужскую» работу. Просьба женщины о помощи обычно выполнялась мужчиной беспрекословно. Величайшим позором считалась ссора или брань в ее присутствии. Женщина могла приостановить любые действия мужчин, стоило только ей сказать: Щхьэлъащ1эм хьэтыр и1экъэ-на мыгъуэПлаток женский (женщина) уважения (снисхождения) не заслуживает разве и прикоснуться правой рукой к платку на голове. В результате наших наблюдений и расспросов было выяснено, что практиковалось три формы данного стандарта общения, которые различались по интенсивности, силе воздействия на адресата: 1) произнесение вышеуказанной формулы, 2) произнесение формулы с одновременным притрагиванием к платку, 3) сбрасывание платка. Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сорвав платок, бросала его между ними. Известно, что адыги обычно не имели более одной жены. Этикет предписывал быть с ней вежливым и обходительным; делом чести всякого мужчины считалось создание условий, при которых жена могла бы одеваться прилично, со вкусом. Если муж притеснял жену, она собирала свои вещи, уходила к родителям и возвращалась только после заверений супруга и его родственников в том, что это не повторится. Существовало по крайней мере три возможности объяснения с женихами: 1) на празднествах, во время бальных танцев; 2) во время обряда щ1опщак1уэ; 3) визит жениха в дом девушки и разговор в отдельной комнате в присутствии третьих лиц (обычно сестер или подруг девушки, друзей жениха). Визит этот известен у адыгов под названиями хъыджэбзаплъэ, псэлъыхъу. Парни также имеют специальную комнату (или д о м) — лэгъунэ. К числу образцов рыцарства можно отнести и вышеупомянутый обычай вставать при виде женщины.

"Ц1ыхур уи щхьэ нэхърэ нэхъапэ ибгъэщмэ — ар адыгагъэщ — Если другого человека дела ставишь выше своих, это адыгагъэ. Честность, т. е. умение сдержать данное слово, является, по его утверждению, еще одним проявлением адыгства". (Б. Альботов из сел. Кахун). Коротко говоря, такую весьма употребительную характеристику человека как Адыгагъэ хэлъщАдыгство в нем есть — можно, смотря по обстоятельствам, понимать как указание на гостеприимность, на уважение к старшим, к женщине, на готовность помочь страждущему, на мужество, стойкость, человечность, терпимость, верность своему слову и т. д. Адыгагъэ — высшая ценность для основной массы населения, идеал, в направлении которого следует совершенствовать себя. Эта категория имеет много общего с японским «гири» *, которое, по словам В. Овчинникова, построено «не на абстрактных понятиях добра и зла, а на строго предписанном регламенте человеческих взаимоотношений, требующем подобающих поступков в подобающих обстоятельствах.

Связывая все добродетели с термином адыгагъэ, т. е. с традициями, ценностями своего народа, адыги стремились подчеркнуть преимущество своего образа жизни перед образом жизни других народов. Решающую роль в этом сыграли исторические условия их социально-экономической, духовной жизни. Как известно, они в течение многих веков нынешнего тысячелетия занимали доминирующее положение на Кавказе: по численности, военной мощи и, отчасти, по духовной культуре, представленной прежде всего устным народным творчеством и этикетом.

"Соседние народы (грузины, чеченцы, абхазы, осетины, карачаевцы, балкарцы, ногайцы и др.) признавали высокие воинские качества адыгов, совершенство их этикета, танцев, формы одежды и т. п. Все лучшее в культуре адыгов было образцом для подражания. Д аж е тур­ки, составлявшие до XIX в. одно из самых могущественных в мире государств, по словам Д ’Асколи, оказывали адыгам «великое уважение, называя их черкес спага, значащим благородный, конный воин»
(Асколи, стр. 63)

 

РИТУАЛЫ ПРИВЕТСТВИИ И ПРОЩАНИИ
ОБ ИСХОДНЫХ ФУНКЦИЯХ И ФОРМАХ
ПРИВЕТСТВИИ И ПРОЩАНИЙ

Функция, которая последовательно присоединяется к утилитарно-коммуникативной функции приветствий и прощаний прежде всего магическая функция. Она вырастает из веры в возможность управления событиями реальной действительности с помощью слов, всякого рода заклинаний, заговоров, молитв и является выражением «созревшей в человеке тенденции к господству над природой». Магические приветствия были ориентированы не только (а поначалу возможно и не столько) на собеседника, но и на невидимые силы с целью завоевать их благорасположение и, таким образом, обеспечить успех взаимодействия, сотрудничества.

Элемент апщий (апщ и), как мы видим, включен в состав подавляющего большинства приветственных формул, поэтому очень важно определить его этимологию. Наше
мнение таково, что он восходит к абхазскому апш ьра-*■ ипшьоу — светлый, святой, святилище (См. Шакирбай,1974, 80—83). Если это так, то полный перевод формулы
будет: Прибытие хорошим [стань] сделай святой [i боже \. Коротко говоря, можно предположить, что апщи употребляется в функции «да будет», «да сделает святой», и, таким образом, усиливает пожелание. В кабардино-черкесских ответных высказываниях слово упсэу — «живи» произносится в знак благодарности. Элемент «апщий» здесь возможно тоже не пустой, хотя в настоящее время он воспринимается всего лишь как звуковой жест, перекликающийся с обращением, и, тем самым, придающий церемонии приветствия особую тональность: бодрость, приподнятость, благожелательность.

Параязык приветствий представлен 1) телодвижениями и жестами (кинезика), 2) физической дистанцией между партнерами по общению (проксемика) и 3) мимикой. Протягивая старшему свою руку, младший поступает неприлично: он должен ждать, пока руку протянет старший, тем более, что последний может воздержаться от такого акта. Редуцированная форма приветствия (без рукопожатия) практикуется, кроме вышеназванной ситуации и при встрече малознакомых или вовсе незнакомых мужчин *, а также в случаях каждодневного общения, характерного для членов трудового коллектива, нуклаерной семьи и т. п. представители старшего поколения,
приветствуя друг друга на дистанции, приподнимают подбородок, поворачивая голову в сторону приветствуемого. Этот жест прямо противоположен наклону головы, принятому у европейцев и является специфичным для адыгов. ритуал приветствия у всадников: приподнявшись в седле, обратив взоры друг на друга, они располагают правый кулак на уровне груди, на расстоянии 10— 15 см от нее.

Характерен для адыгов приветственный жест правой рукой. Раньше он имел, по-видимому, большее распространение, чем сейчас. Свидетельства целого ряда авторов— Хан-Гирея, Тебу де Мариньи, А. Кешева и др. — позволяют считать, что прикладывание правой руки к головному убору, во-первых, служило компонентом приветствия малознакомых, но высокочтимых людей, прежде всего женщин и гостей, во-вторых, выступало в качестве мужского шаблона поведения. Мужчины, «встретясь с женщиною... приветствуют ее подниманием руки к голове и желают ей доброго дня»,— сообщает Хан-Гирей (1836,75). У абадзехов, при встрече гостей, мужчины рук не подают и шапок не снимают. Такой же ритуал приветствия гостей действовал в первой половине XIX в. и у черкесов. Для демонстрации особого расположения, уважения к тому или иному (особенно старшему) лицу его руку пожимают обеими руками одновременно. Вступая в контакт с большой группой мужчин (свыше 6—7 человек), рекомендуется обменяться рукопожатием с двумя-тремя наиболее старшими, а другим адресовать общее словесное приветствие. В разряд этих других обычно попадают близкие родственники, друзья, соседи, именуемые словом хэгъэрей, что означает «свой человек», не претендующий, а потому и не рассчитывающий на оказание ему формальных почестей. Понятие это породило целый ряд других правил и ограничений, касающихся коммуникативного
поведения. Так, например, адыг при встрече двух лиц, старший из которых его брат или какой-либо другой близкий родственник, значительно старше его самого,
приветствует сначала того, с кем он не связан узами родства. Приветствие с рукопожатием требует соответствующего предуготовления. Не рекомендуется держать левую руку в кармане, курить, стоять в расслабленной позе.
Сидящий, обмениваясь рукопожатием, должен обязательно встать.

«Если вошел мужчина, женщины встают. Если вошла женщина, мужчины также встают» «Если всадник встретит подводу с сидящими в ней женщинами, он должен дать женщинам правую сторону. Женщины должны встать (привстать) и мужчина
должен в знак приветствия приподнять правую руку и опустить ее»

«Перед старшими людьми и перед девушками встают...»

К параязыку адыгских приветствий следует отнести также объятия, предшествующие рукопожатию. Объятия — обязательный компонент приветствия у женщин, связанных узами родства. Часто к нему прибегают близкие знакомые и даже вовсе незнакомые женщины, встречающиеся в гостях. Мужчины обнимаются друг с другом очень редко. Гораздо чаше пользуются они этим шаблоном поведения при встрече с близкими родственниками из числа женщин. Количество объятий между мужчиной и женщиной сокращается до одного, совершается направо и не столь крепко, как между женщинами. При этом рукопожатие, как правило, совершается одновременно с объятием: левой рукой мужчина слегка касается правого плеча женщины (она обращена к нему боком), а правой пожимает ей руку. У адыгов улыбка практикуется, главным образом, в составе приветствия женщины женщиной. Для мужчин этот жест менее характерен — более того, он недопустим в составе приветствия старшего младшим. В последнем случае улыбка сообщает некоторую фамильярность акту приветствия, в то время, как этикет предписывает совершать его с серьезным, сосредоточенным выражением лица. В общении между равными и близко знакомыми мужчинами улыбка, как атрибут приветствия, вполне допустима. Если же мужчины малознакомы друг с другом, то улыбка исключается, даже, если они равны по положению. То же самое, но в меньшей степени, касается женщин.

РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ

1. Прощались женщины; сначала они обнимали друг друга правыми руками, а затем пожимали друг другу правую руку.

2. При встрече на улице и особенно в дороге младшему, прежде чем расстаться со старшим, вменялось в долг сопровождать его некоторое время.

3. И в настоящее время считается хорошим тоном купить что-либо для друга, знакомого, родственника, в дом которого входишь. Обычно это конфеты, различного рода пряности, фрукты и т. п. Хозяева при прощании нередко снабжают дорогих, по-особому близких гостей такого же рода продуктами или недорогими вещами, предметами туалета: сорочки, чулки, носки, платок, отрез на платье, духи и т. п. Кроме того, они обнаруживают склонность дарить гостям вещи, предметы, вызывающие у последних живой интерес, желание их приобрести, заиметь.

 

О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ АДЫГОВ

Есть три качества, которые в этих краях дают человеку право на известность — храбрость, красноречие и гостеприимство; или... острый меч, сладкий язык и сорок
столов. Человек, отличающийся храбростью, знанием обычаев и красноречием,— пишет К. Ф. Сталь,— назывался у черкес... тле губзыгъ» * (1900, 156), то есть — мужчина умный. Красноречие вырабатывалось, оттачивалось в постоянных упражнениях. В детстве для этого использовались народные куплеты различных жанров: скороговорки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные и другие детские песни.

«Хьэщ1эр ирагъэблагъэ,
Еблэгъам сэлам ират,
Ятам хущ1емыгъуэж,
Гъунэгъур благъэм нэхъапэ,
Зи гуапэ ящ1ыр шыпхъу,
Шыпхъуф1ым ф1ыгъуэ къыдок1уэ,
Къэк1ухьырей насыпыншэщ.
Нэхъыжьыр блэк1ым хуотэдж,
Жыджэрым жьыуэ зеужь,
Зц ужь уимык!ыр мэк1уатэ,
Хьэтыр зымышДыр щ1огъуэж» (Нало, 1960, 50—60).

 

Парни и девушки использовали молодежные языки (щ!алэгъуалэбзэ), чтобы скрыть от посторонних содержание разговора, носящего нередко фривольный характер.

Характерной для официальной средневековой идеологии, обряд щ1опщак1уэ сыграл значительную роль в развитии различных форм искусства, в том числе и красноречия. То же можно сказать и о свадебном обряде, в составе которого большое место занимали церемониальные словопрения различного рода, например, полемика родственников жениха с родственниками невесты, требующими плату за прикосновение к ней, за вывоз ее со двора, увещевание родителей жениха, долгое время отказывающихся принять. Между черкесами есть много людей, говорящих с необыкновенным искусством длинные речи, замечательные по составу, логическому порядку выводов и силе убеждения

 

ФАТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 

Смол толк при встрече.

 

ТОСТЫ, ЗАКЛИНАНИЯ, молитвы

Тост, произносимый в честь постройки дома.
«Унэу ящ1ар:
Уардэ унэжьу,
Выжь ук1ып1эу,
Ик1ым кърихьэу,
Къихьэм къринэу,
Унап1э махуэу,
Борэм хуэдэу 1умахуэу,
Пхъэм и махуэр и бжаблэу,
Лым и пшэрыр и шхыгьуэу,
Хъупи-шхыпи щымыщ1эу,
Зыщыщ1и щымы1эу,
Гъэ миныр гъащ1эу,
Гъэ мыщ1эм хэмык1уадэу,
Гу к1уэди къемыхъулЬу,
Тхьэм унап1э махуэ фхуищ1» (АФ, 1963, 59)

 

Перед началом сева, например, говорили:
«Ялыхь!
Жылэ махуэ тедгъасэ,
Тезысар гьэузыншэ,
Зы лъэдийм щхьэмыжит1 къыпыгъакЬ,
Зы ху нап1эм т1у ирегъашДэ!
Ялыхь!
Бэвымрэ берычэтымрэ кт-ыхэлъхьэ.
УзыншагъэкЬ къедгъэхьэл1эж,
Гуф1эгъуэк1э дыгъэшхыж! (АФ, 1963,46).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...