Организация менеджмента процессов
Регламентация (документирование) процесса Документирование (регламентация) процесса означает создание документации определяющей ход, результаты и порядок управления процессом. Структура документации простейшего процесса включает в себя: 1. Регламент (карта, спецификация) процесса 2. Должностная инструкция владельца процесса 3. Должностные и рабочие инструкции по проведению функций.
Карта процесса – это документ, описывающий последовательность операций, ответственность, порядок взаимодействия исполнителей и принятия решений по улучшению.
Назначение карты процесса 1. Определение границ процесса. 2. Регламентация полномочий ответственности владельца процесса. 3. Спецификация входов и выходов процесса. 4. Описание технологии выполнения процесса (последовательность работ, графическая схема процессов в выбранной нотации). 5. Создание матрицы ответственности для сотрудников участвующих в процессе. 6. Регламентация показателей эффективности процесса, показателей продукта и удовлетворенности клиента. 7. Регламентация работ по сбору информации о ходе процесса. 8. Регламентация работ по оперативному управлению процессом. 9. Регламентация работ по анализу процесса (для владельца процесса и вышестоящего руководства). 10. Регламентация работ по разработке мероприятий по улучшению процесса (владелец процесса и вышестоящий руководитель).
Структура карты процесса 0. Титульный лист. На титульном листе указывается наименование организации и обозначение карты процесса (КП01 – 2007). Гриф утверждения в верхнем правом углу. 1. Назначение документа. Настоящая карта процесса устанавливает порядок выполнения процесса «Процесс…» и предназначена для оценки и анализа его результативности.
Требования настоящей карты процесса распространяются на (все структурные единицы или все подпроцессы, выполняемые в ходе процесса «Процесс…», а также при взаимодействии с другими процессами организации, с поставщиками и клиентами): ___. 2. Область применения. Настоящий документ обязаны знать и использовать в работе следующие должностные лица: ___. 3. Нормативные ссылки. При разработке данного описания процесса использованы следующее нормативные документы внешнего и внутреннего происхождения:
Вначале указываются нормативные документы внешнего происхождения в порядке по мере убывания важности: 1) Законы; 2) Постановления Правительства РФ; 3) ГОСТы; 4) нормативные акты и т. д.
Затем приводятся документы внутреннего происхождения. Они указываются в хронологическом порядке, при этом необходимо указать идентификатор документа.
4. Термины, обозначения и сокращения. (В разделе указываются термины и их определения отличные от стандарта ИСО:9000. Перечень сокращений необходимо составить с необходимой расшифровкой). 5. Владелец процесса, входы, выходы и ресурсы процесса. 5.1. Владелец процесса. Владелец процесса занимает должность. Основные обязанности владельца процесса установлены в должностной инструкции: ___. 5.2. Выходы процесса. (Таблицей. Отдельно внутренние и внешние) 5.3. Входы процесса. (Отдельно от вышестоящего руководителя, внутренние и внешние). 5.4. Входы по управлению. (Отдельно от вышестоящего руководителя, внутренние и внешние). 5.5. Ресурсы процесса. (Отдельно от вышестоящего руководителя, внутренние и внешние. К ресурсам могут относиться человеческие ресурсы, оборудование, здания и производственные помещения, транспорт, связь, программное обеспечение и другие ресурсы необходимые для выполнения процесса).
6. Выполнение процесса. 6.1. Описание основных подпроцессов. (Аналогично пунктам 5.2 – 5.5). 6.2. Графические схемы процесса. (Делается ссылка на выбранные нотации – для такого уровня в IDEF0, для другого – в IDEF3). 7. Ответственность. Ответственность за процесс распределяется в соответствии с матрицей ответственности. 8. Управление процессом. 8.1. Для оценки результативности процесса выбраны следующие показатели: (составить табл.). 8.2. Владелец несет ответственность за: ___.(перечень) 9. Документирование и архивирование. (Указывается место и срок хранения контрольного экземпляра документа во время его действия и после аннулирования). 10. Порядок внесения изменений. (Указывается периодичность пересмотра настоящего документа). Ответственность за своевременный пересмотр документа и внесение изменений несет руководитель, утвердивший данный документ. 11. Рассылка. Настоящая карта процесса подлежит рассылке в следующие подразделения организации. (Дается в виде таблицы). 12. Ознакомление сотрудников. (Дается список в табличной форме). Организация менеджмента процессов В 1916 г. Анри Файоль предложил наиболее простой и удачный перечень функций менеджмента, которым пользуются до сих пор: 1. Планирование – это анализ ситуации, в которой на данный момент находится организация, формулирование целей и задач, разработка стратегии действий. 2. Организация – создание организации подразделений и рабочих мест, определение порядка их функционирования, распределения ресурсов, необходимых для выполнения планов. 3. Координация – направление деятельности в нужную сторону, обеспечение уровня взаимодействия между участниками деятельности. 4. Мотивация – выявление потребности людей, обеспечивающих их заинтересованность в результате деятельности, путем выбора наиболее подходящего способа удовлетворения. 5. Контроль – создание системы сбора, обработки, анализа и хранения информации о состоянии объекта управления. Применительно к менеджменту процессов может быть использована система измерения показателей процесса, которая может быть трансформирована с учетом цикла PDCA (рис 1)
Функционирование процесса должно подвергаться постоянному воздействию цикла PDCA. При этом должны осуществляться функции: 1. PLAN (планирование) – установление целей и процессов, необходимых для достижения целей, планирование работ по достижению целей процесса и удовлетворенности потребителя, планирование выделения и распределения необходимых ресурсов. 2. DO (выполнение) – выполнение запланированных работ и основной деятельности процесса. 3. CHECK (проверка) – осуществляется сбор информации и контроль результата, получившегося в ходе выполнения процесса, выявление и анализ отклонений, установление причин отклонений. 4. ACT (воздействие) – управление, корректировка – принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, изменения в планировании и распределении ресурсов.
В соответствии с выделенными функциями общего менеджмента планирование соответствует PLAN, организация соответствует DO, контроль – CHECK, координация – ACT. Мотивация может не выделяться в отдельную функцию менеджмента при процессном управлении, по необходимости учитывать, что владелец процесса управляет ресурсами, т. е. и персоналом. На схему управления процессом накладываются требования разделов стандарта ИСО 9001:2000. Этот стандарт с одной стороны накладывает ограничения на осуществление деятельности в процессах, с другой – подсказывает, какие виды деятельности должны быть регламентированы при описании процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|