Типы личности и совместимость
Личность и ее структура
Человек характеризуется многими понятиями, среди которых такие понятия как «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид – характеристика человека как представителя своего биологического вида Homo Sapiens. В основе определения индивида лежит генотип человека. История человечества знает немало попыток выделить «наиболее чистую» расу, например, «истинные арийцы» при фашистском режиме, расистские концепции апартеида и т.д., но научно доказано единство генотипа у представителей различных рас. Личность - характеристика человека как представителя социума. В отличие от индивида, личность формируется в процессе жизни: ориентировочно с 3-х лет, когда ребенок начинает осознавать социальные взаимоотношения между людьми. Три ситуации, когда человек не является личностью: младенец, психически больной и «маугли», т.е. выросший с животными. Индивидуальность - совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других. В отличие от индивида и личности, которые объединяют людей в биологическое и социальное сообщество, индивидуальность выделяет уникальность и неповторимость человека. Психологическая индивидуальность проявляется в особенностях мировоззрения, ценностной ориентации, характере и т.п.
Рис. **. Психологические потенциалы личности
Существуют различные теории личности: социодинамические (среда формирует личность), структурные (взаимосвязь компонентов личности), экспериментальные (обобщение результатов исследований), психоаналитические (бессознательное как основа поведения), динамические (личность в развитии).
Психологический потенциал личности – совокупность свойств, которые могут проявится в деятельности. Выделяют 4 потенциала: мотивационный (потребности, установки, мотивы), творческий (задатки и способности), гностический (знания, умения и навыки), коммуникативный (потребность в общении, знание языков, словарный запас, ораторские способности). Потребность - отсутствие блага. Благом выступает любой объект, желаемый человеком для получения. Классификация человеческих потребностей (пирамида потребностей по А.Маслоу):
Установка - готовность действовать определенным образом в определенной ситуации. Воспитание можно рассматривать как процесс формирования комплекса установок. Мотив - побуждение к действию. Мотивация является совокупностью мотивов, обусловливающих поведение человека. Классификация мотивов: органические, материальные, социальные, духовные и т.д. Формирование и развитие мотивов («хочу – могу – надо»). Задатки - врожденные (природные) и приобретенные (социальные) качества, на основе которых развиваются способности. Характеристика способностей как качеств, которые обусловливают успех в определенной деятельности. Классификация способностей: специальные (в конкретной области) и общие (сенсомоторные, интеллектуальные и творческие). Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.
Знание – информация об объекте, его особенностях, возможных операциях с ним и т.д. Умение - способность реализовать знание, т.е. выполнить действие под контролем сознания. Навык - автоматизированное выполнение действия с минимальным, но все же контролем сознания, что отличает навык от рефлекса. Задатки – врожденные особенности, на основе которых развиваются способности. Способности (рис. **) – качества, которые повышают успешность выполнения определенной деятельности.
Рис. **. Классификация способностей
Выделяют следующие уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Способности могут быть потенциальные и проявиться после определенной подготовительной работы, и актуальные, т.е. доступные для проявления в текущий момент. Оценка потенциальных способностей производится при отборе к долгосрочной деятельности, когда есть время для их проявления, например, при профотборе. Актуальные способности определяются перед отбором для конкретной деятельности, например, для участия в конкурсе или соревновании.
Типы личности и совместимость
Темперамент – свойства нервной системы, которые обусловливают динамику психической активности. Греческий врач Гиппократ (460-37 г. до н.э.) по преобладанию определенной жидкости в организме выделил 4 типа людей: холерик («chole» - желчь), меланхолик («melanos chole» - черная желчь), флегматик («phlegma» - слизь), сангвиник («sanquis» - кровь). Долгое время эта позиция доминировала (хотя были и другие попытки: Кречмер, Шелдон), пока И.П.Павлов экспериментально не опроверг теорию зависимости темперамента от жидкостей организма. В своих психофизиологических исследованиях он выделил следующие особенности нервной системы, которые лежат в основе типа темперамента: сила-слабость, инертность-подвижность, уравновешенность-неуравновешенность. Соотношение этих особенностей нервной системы и определяют тип темперамента. Хотя комбинаций получается много, исследования показали, что в жизни преобладают 4 типа, за которыми сохранились названия по Гиппократу, несмотря на то, что научной базой является теория И.П.Павлова.
Каждый человек является представителем всех типов темперамента, которые ситуационно проявляются в его деятельности, но один-два из них доминируют – этот тип обычно и приписывают данному человеку. Сангвинический тип о тличается энергичностью и высокой работоспособностью. Стремится к частой смене впечатлений. Легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Флегматический тип с покоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Нетороплив, часто медлителен, но зато основателен. Может испытывать трудности в переключении с одного вида деятельности на другой и в приспособлении к новой обстановке. Холерический тип и меет высокий уровень психической активности, энергичен, нетерпелив, часто бывает резок. Подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Склонен к резким сменам настроения, прямолинейным оценкам, быстрому принятию решений. Очень важно - научиться контролировать свои эмоции. Меланхолический тип отличается высокой эмоциональной чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. Осторожен и осмотрителен. Трудно приспосабливается к новым людям. Быстро утомляется. Характер - комплекс устойчивых приобретенных качеств, обусловливающих поведение. Доминирование черты (группы черт) над другими называют акцентуацией характера и используют как критерий для выделения различных видов. Классификация акцентуаций характера (по К. Леонгарду): гипертимный – (повышенный тонус) активный, жизнедеятельный, стремящийся к преобразованию окружающей действительности;
гипотимный (дистимный) - (пониженный тонус) циклоидный – подверженный циклам в своей активности, например, «совы»-«жаворонки», «осень»-«весна» и т.д.; застревающий - демонстративный - самодостаточный - неустойчивый - эмотивный - тревожно-мнительный – переживающий по различным поводам, даже незначительным; возбудимый -.
Социальная обусловленность формирования характера.
Ценностная ориентация личности – совокупность жизненных приоритетов конкретного человека, его способ разделения объектов по значимости. Выделяют терминальные (цели) и инструментальные (средства) ценности личности и их роль в деятельности человека (Автор методики исследования ценностной ориентации М.Рокич).
Совместимость - способность эффективного взаимодействия. Можно выделить биологическую (между биологическими видами – селекция, генетика и др.), физиологическая (в рамках одного вида на уровне отдельных организмов – группа крови, запах и т.п.) и психическая совместимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|