Занятия по развитию толерантности у особых детей и подростков
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Цель: интериоризация идей и принципов толерантной коммуникации и развитие на этой основе навыков толерантного поведения Информация для педагогов: Проблему толерантности сегодня можно назвать одной из наиболее популярных в науке. Понятие, толерантность происходит от латинского глагола tolerance, который означает переносить, выдерживать, терпеть. В различных европейских языках оно имеет разный лингвистический оттенок. Например, в английском языке оно употребляется в качестве существительного - “терпимость” и в качестве глагола - “терпеть”. Причем, вызывают интерес случаи применения этого глаголав речи. В этом языке данный глагол употребляется только тогда, когда он является синонимом “допускать” (другие точки зрения, мнения, позиции и т.п.). Он не употребляется в случаях, связанных с испытанием чего-либо (например боли), безропотным подчинением чему-либо (терпеть оскорбления). В немецком языке глагол “терпеть” и существительное “терпимость” - это слова разного происхождения. Причем понятие терпимость в этом языке употребляется только по отношению к человеку. В русском языке аналогом слова толерантность является существительное терпимость, которое означает умение человека без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру и т.п. В этом значении оно уже давно признано в различных науках. Толерантнось (лат. tolerantia - терпение) - терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года, толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии". Под культурным многообразием понимается многообразие культурных групп, которые равноправно сосуществуют в человеческом сообществе. В связи с этим принцип толерантности требует терпимого отношения к любому человеку иной этнической, расовой, религиозной, языковой, социальной, сексуальной принадлежности, терпимость к инвалидам и людям, исповедующим иные политические взгляды.
Толерантность не означает только признание факта существования "Другого". Толерантность означает возможность "Другого" чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе. Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями. Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность не могут быть объектами толерантности. Сущность толерантности точно отражает цитата Вольтера «Я не согласен с тем, что Вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая Ваше право высказывать собственное мнение». Так считает и Р.Р. Валитова, определяя толерантность как заинтересованное отношение к Другому, желание почувствовать его мироощущение, которое побуждает к работе разум уже потому, что оно иное, чем-то непохожее на собственное восприятие действительности. Толерантность не означает отказа от собственных взглядов. Она свидетельствует об открытости участников диалога, об их взаимопроницаемости. Толерантность не предписывает воздержания от действий, это позиция, призывающая к активности, к установлению духовной связи с другими. О.Хеффе представляет толерантность как взаимное уважение различных культур и традиций, признание самоценности других культур. Толерантность рассматривается как моральное качество, принцип, условие взаимоотношений между людьми, характеризующееся терпимостью, стремлением к диалогу с другим. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разного рода интересов и точек зрения без применения насилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Толерантность не равно терпимость. Толерантность в отличие от терпимости предполагает не только сдерживание проявлений деструктивного, но и имеет собственное конструктивное содержание.
Немалый вклад в понимание и осознание обществом сущностных черт толерантности внесла, как не странно, детская литература. Например, у Б. Заходера есть два детских стихотворения, которые, на мой взгляд, точно и понятно для большинства родителей отражают основные черты приведенных выше научных определений. В первом стихотворении, названном в последствии А.Г. Асмоловым «Чутье толерантности», речь идет о незначительности различий по сравнению с главным, тем что ты – Человек. Позволю себе процитировать: «Я собака – всего лишь собака! В голове у меня пустота, Но, другую собаку, однако, никогда не приму за кота! Не нужны ни условные знаки, ни слова – потому что чутьем Брата кровного в каждой собаке мы и так за версту узнаем! Ни порода, ни масть, ни размеры с толку нас никогда не собьют: Даже крошечные тойтерьеры в сербернарах своих признают. Мы вступаем и в драки, и в браки, неизменную веру храня; Что бы ни было – все мы собаки, все мы братья, все мы родня. Вы же, умные, вашего брата распознать не способны никак… Сразу видно – чутье слабовато. В этом вам далеко до собак. Если брат ваш – не вашей масти, разве в этом он виноват? Вы же рвете его на части, словно он вам уже и не брат…» Анализируя данную цитату, становится понятной основа толерантности. Ей выступают некоторые антропологические общечеловеческие ценности, осознание и принятие которых позволяет даже в сложных конфликтных, экстремальных ситуациях принимать решения, основанные на уважении собственного человеческого достоинства и уважении человеческого достоинства оппонента.
Толерантность нужна тогда, когда между людьми существует некоторый антагонизм. Когда, в силу незнания другого и чрезмерного доверия стереотипам или в силу догматичности мышления, человек формирует свое отношение к оппоненту как к противнику, когда это его неприятие грозит вылиться в ту или иную форму агрессии, возникает нравственная проблема толерантности. Следовательно, объектом толерантности некоторых «я» может быть не любой «другой», а лишь тот, кто вызывает негативную реакцию со стороны «я». При этом толерантен лишь тот, кто внутренне готов принять, ассимилировать чужое, новое, не поступаясь своей идентичностью и целостностью. Эта ассимиляция активна по двум причинам: во-первых, она предполагает внутреннюю реорганизацию системы взглядов и представлений, существующую в сознании индивида. Во-вторых, она интегрирует «чужое», неизбежно видоизменяет, в определенном смысле приспосабливает его к данной системе, сохраняя, однако, самобытность нового элемента. В диалоге происходит становление «я». Преодолевается неизбежная односторонность субъективного взгляда на мир, которая вместе с тем, глубже раскрывается при соприкосновении с иным видением вещей. Эти научные выводы находят подтверждение в другом стихотворении Б. Заходера «Про всех на свете». В нем речь идет о взаимозависимости людей друг от друга. Поэт предостерегает нас от принятия поспешных, поверхностных, однобоких решений в отношении Другого: «Все-все, все на свете нужны, и Мошки не меньше нужны, чем Слоны. Нельзя обойтись без Чудовищ нелепых. И даже без Хищников, - злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд: кто делает мед и кто делает яд. Плохие дела у Кошки без Мышки, у Мышки без Кошки не лучше делишки! И если мы с кем-то не очень дружны, мы все-таки очень друг другу нужны! А если нам кто-нибудь лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется!» Таким образом, толерантность становится неотъемлемой частью нашей жизни. Особенно важно формировать ее у детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к социальному окружению, а также у здоровых сверстников по отношению к особым детям В своей книге «Творческое разрешение конфликтов» американский специалист в области конфликтологии Б. Крайдер пишет, что дети зачастую бывают нетерпимы потому, что не знают, как воспринимать культурные и личностные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличия другого человека, как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому детям необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной. В большинстве своем причины нетерпимости к другим людям у детей в неумении аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию мирным, неконфликтным путем; в наличии усвоенных от взрослых, друзей, средств массовой информации негативных стереотипов; в отсутствии умения контролировать свои эмоции. В подростковом возрасте к этому прибавляется стремление самоутверждаться среди сверстников, что часто связано со стремлением верховодить, командовать, властвовать над другими.
В педагогике разрабатываются несколько стратегических направлений воспитания толерантной личности: когнитивное (понимание необходимости толерантных действий через изучение многовариантных проявлений интолерантности и насилия); мотивационное (формирование толерантных установок и готовности к терпимому восприятию других людей); коммуникативное (научение совокупности коммун умений и навыков осуществления толерантной коммуникации, подкрепленное эмоциональным регулированием процесса). На практике эти подходы часто смешиваются, но, несомненно, один из них является ведущим. В этой связи возникает закономерный вопрос: Каким образом измерить сформированность у себя перечисленных признаков? Для этого возможно использовать карту само- и взаимонаблюдения за степенью проявления толерантности в поведении. Попробуйте, сначала самостоятельной, а затем совместно с ребятами, наблюдать свое поведение в ситуации напряженного конфликтного диалога. При этом оценивая его по следующим признакам: · способность к ведению критического диалога; · признание своих и чужих ошибок; · стремление установить равноправные отношения; · взаимное уважение и доброжелательность; · непризнание мнения другого, учет его как ошибочного; · агрессивное восприятие личности другого. Соответствие поведения признаку отмечайте «+», несоответствие – «-». Если по всем признакам, кроме №5, Вы получили «-», то это говорит о низком уровне толерантности. Если признаки №3,4 оценены «+», а остальные «-», то это свидетельствует о средне развитой толерантности. Соответственно, отметки «+» по признакам №1,2,3,4 и «-» по признакам №5,6 могут показывать высоко развитую толерантность. Результаты самонаблюдения и взаимонаблюдения сравните между собой. Это должно стать поводом для серьезного анализа.
Результаты самодиагностики возможно сравнить с выделенными В.А.Лекторским четырьмя возможных моделями проявления толерантности в поведении. Во-первых, «толерантность как безразличие» - классический. Оно связано с именами Бейля и Д.Локка. это безразличие к существованию различных взглядов и практик, так как последние рассматриваются в качестве невозможных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Во-вторых, «толерантность как невозможность взаимопонимания» - как уважение к другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимодействовать. В-третьих, «толерантность как снисхождение» к слабым другим, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним. В-четвертых, «толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог» - как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение чужой позиции в результате критического диалога. В практике чаще всего мы можем встретить первые три модели, причем у приемных родителей с поразительной частотой встречается третья модель, когда приемный ребенок воспринимается как обездоленный и по отношению к нему проявляют псевдотолерантность, больше похожую на снисходительное, всепрощающее поведение. Подобный подход порождает в дальнейшем большое число проблем и поэтому не может быть признан эффективным. Из перечисленных моделей толерантности только последняя представляется плодотворной в современной ситуации, так как представляет собой взаимное движение на встречу, позволяет родителям и ребенку не потерять собственную самобытность и идентичность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса, и заканчивая обществом в целом. Критерии толерантности (по Г.У. Солдатовой): · равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе); · взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.); · равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества; · сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств; · охват событиями общественного характера как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям; · возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе; · свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества; · сотрудничество и солидарность в решение общих проблем; · позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами. Толерантность является одним из гарантов общественной стабильности в современном обществе. Функции толерантности: Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. Психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения. Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом. Существует несколько подходов к формированию толерантности. Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: · признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; · признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; · опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; · индивидуальный подход. Деятельностный: · опора на активность, сознательность и самостоятельность; · ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка; · обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; · построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей. Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление детей-инвалидов не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Ожидается, что в ходе тренинга дети с инвалидностью приобретут опыт толерантного общения друг с другом, смогут развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений "Я" и "Другие". В данной публикации мы предлагаем три варианта тренинга развития толерантности, рассчитанного на разные возрастные группы. Так первый и второй тренинги могут быть как для младших школьников, так и для подростков, а третий тренинг ориентирован на подростков и старшеклассников.
Ход занятия: Упражнение "Приветствие без слов" Участникам предлагается поприветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: · поздороваться глазами; · поздороваться мизинцами; · поздороваться пятками; · поздороваться ушами и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|