Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сходства и различия энвайроцентрических систем.

Тема 5. Отечественные психологические школы.

Московская психологическая школа

Ленинградская (Санкт-Петербургская) психологическая школа

Пермская психологическая школа

Украинская психологическая школа

Тбилисская психологическая школа

Глоссарий

· Отношение - философская категория, выражающая характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта. [ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.]

 

· Установка - неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенность к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличием у субъекта потребности в ее удовлетворении. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление. Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. Кроме этого, большое внимание установкам, в особенности роли установок в познании уделял С.Л.Рубинштейн. В его работах понятие установки связано с понятиями Бессознательное. [http://ru.wikipedia.org/wiki]

 

· Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в её качественных отличиях, противопоставляется типичному (см. Тип) как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. [ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978]

 

· Переживание -то, как отражаются в сознании эмоциональные процессы субъекта. Существует множество противоречивых, неполных определений понятия «переживание», акцентирующих внимание на том или ином их аспекте, отделяющих, не отделяющих или вообще не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это, по всей видимости, связано не столько с противоречивостью понятия, сколько с различием в задачах, которые ставили перед собой дававшие эти определения люди:

 

1. «Особая интегральная единица сознания.» — Выготский, Лев Семёнович

2. «Атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения.» — Платонов, Константин Константинович (1972 год)

3. «Простейшее субъективное явление, психическая форма отражения, являющаяся одним из трех атрибутов сознания.» — Платонов, Константин Константинович(1984 год)

4. «Любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.» — Василюк, Федор Ефимович (1990 год)

5. «Ощущение, сопровождаемое эмоциями.» — Немов, Роберт Семенович (1994 год) [ Ильин, Евгений Павлович. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования // Эмоции и чувства. — 2-е издание. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 784 с. — (Мастера психологии). — 3000 экз. — ISBN 978-5-91180-231-8]

· Событие - понятие, имеющее широкий спектр толкований: как природное явление (геологическое, физическое, биологическое, экологическое, космологическое и т. п.); как событие историческое; как событие психо-биографическое (“история жизни”), мировое событие (катастрофы, войны, эпидемии); как событие в статусе происшествия или случая (событийность повседневного опыта). В современных и новейших философских онтологиях “органицистского” (постбергсонианского), феноменологического и поструктуралистского толка понятие события (аналог становления) противопоставляется понятию бытия. Понятие события становится необходимым в связи с введением в человеческий опыт представления о процессуальных образах мира (универсума), временной длительности (А. Бергсон) того или иного явления. Событие — но не со-бытие (не со-провождение бытия). Событием может быть названо любое явление, которое, свершаясь, индивидуализируется в своей уникальной и неповторимой сущности и даже обретает собственное имя. В этом смысле событийной формой наделяются все научные открытия (физические эффекты, эксперименты или законы), получающие имена ученых, впервые их открывших, как получают имена различные стихийные явления и аномалии, исторические эпохи и политические события. Событие, осуществляясь, отменяет прежние наблюдения (в противном случае событие описывалось бы и исследовалось как повторяющееся явление, т. е. в системе прежних возможностей наблюдения). Каждое событие представляет собой событийную множественность и совершается вне нас как свидетелей-наблюдателей, но через нас и нами как воспринимающими. Понимание природы события зависит в первую очередь от того, где располагаются свидетели-наблюдатели. Первый класс — один и тот же свидетель-наблюдатель для множества (потока) событий, полностью включенный в переживаемое событие. Второй класс — множество свидетелей-наблюдателей для одного и того же события. Избыточная мощь события разрешается в неограниченном числе версий, каждая из которых “истинна”, но не дополнительна по отношению к другой. Событие реализует себя (актуализируется) во множестве интерпретаций, ни одна из которых не получает превосходства над другой. Событие длится и не в силах завершиться до тех пор, пока это “кишение” интерпретаций будет продолжаться. Всякая отдельная точка зрения, свидетельство, истолкование, горизонт, перспектива входят в состав модальности события и определяют порядок его свершения. В структуре события одна часть — это событие-план, форма, или чистое событие, непостижимость свершения, “ненаблюдаемость”; все становится, но ничто не свершается. Другая часть — это свершающаяся событийность события. В любое из мгновений восприятия мы устремляемся через свершившееся событие к его несвершаемой основе: мы во-площаемся в событии, актуализируемся. Наблюдение предполагает отстранение от наблюдаемого, дает возможность тому, что отстраняется, обрести индивидуальную целостность. Часть не просто становится целым или “охватывает” целое, она преобразуется в индивидуальную сущность, в которой раскрывается смысл (ценность) события. “Реальный мир представляет собой многообразие схватываний, а само “схватывание” (prehensio) есть “охватывающее событие”. Охватывающее событие является наиболее конкретной сущностью, понятой как она есть в себе и для себя, а не с точки зрения ее аспектов, заключающихся в природе другого подобного события” (Уайтхед). Наблюдение составляется из этих двух актов отстранения-охватывания: отстраняющего схватывания или охватывающего отстранения, результатом которого и будет воплощение события или его актуализация (которая проходит через наблюдателя). [ Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.]

 

· Жизненный путь личности - индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности. Стратегия жизненного пути:

1. Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

2. Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

3. Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

4. Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь. [http://personpsy2005.narod.ru/literature/bel24.htm]

 

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. С. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. [ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.]

 

Деятельность -специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. [ Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.]

2.Сравнительная таблица

Сходства и различия энвайроцентрических систем.

 

 

Критерии сходства и различия Московская психологическая школа Ленинградская (Санкт-Петербургская) психологическая школа   Украинская психологическая школа   Пермская психологическая школа Тбилисская психологическая школа
Предмет исследования Деятельность, культурно-историческое развитие, личность Изучение человека как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности.   Самосознание, самооценка, механизмы саморегуляции как проявление внутренней самоактивности личности. Интеграция индивидуальности человека, влияния различных типов индивидуальности на структуру интегральной индивидуальности, и свойств индивидуальности друг на друга   Установка, поведение человека.
Методы исследования Метод анализа предметной деятельности (Леонтьев), наблюдение и эксперимент В 1970 г. впервые после длительного перерыва в ЛГУ возврат к применению тестов Основные направления исследований включали эмпирические исследования разнообразных психических явлений и процессов, психических действий Для изучения разноуровневых свойств интегральной индивидуальности были использованы общеизвестные методики, применяемые в лаборатории В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина: опросник Я. Стреляу (1974, 1982), опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека В.М. Русалова, опросник личности Айзенка в переводе, редакции, адаптации Дорфмана и Денисовой (1998), многофакторный личностный вопросник Р.Кеттелла 16PF (Форма А) (Рукавишников А.А., 1995), опросник уровня субъективного контроля (УСК), разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Бажин Е.Ф., 1984), опросник изучения типов межличностного поведения Р. Лири (Бурлачук Л.Ф., 1989). Исследование проводилось в рамках факторного дизайна и дизайна "сравнение групп".   Был разработан метод экспериментального исследования установки   разрабатывается система методов психотерапии — сеттерапия.
Основные категории Категория деятельности. категория отношений, категории деятельности, субъекта и бытия. простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин); сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев); двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин); умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко); формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова); мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко). Для изучения разноуровневых свойств интегральной индивидуальности были использованы общеизвестные методики, применяемые в лаборатории В.С. Мерлина - Б.А. Вяткина: опросник Я. Стреляу (1974, 1982), опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека В.М. Русалова, опросник личности Айзенка в переводе, редакции, адаптации Дорфмана и Денисовой (1998), многофакторный личностный вопросник Р.Кеттелла 16PF (Форма А) (Рукавишников А.А., 1995), опросник уровня субъективного контроля (УСК), разработанный на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (Бажин Е.Ф., 1984), опросник изучения типов межличностного поведения Р. Лири (Бурлачук Л.Ф., 1989). Исследование проводилось в рамках факторного дизайна и дизайна "сравнение групп".   В разных концепциях зарубежной психологии — интроспекционизме, Вюрцбургской школе, бихевиоризме, психоанализе, персонализме В. Штерна, гештальтпсихологии и др. Узнадзе увидел одно общее основание, которое обозначил термином «постулат непосредственности»; называя его «догматической предпосылкой традиционной психологии».
Методологические принципы Деятельностный подход – единство сознания и деятельности Концепция отношений, системный подход к изучению личности.   Представители группы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности, в которой геном выступает базой созревания разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов деятельности и многоуровневого языкового общения занимают ключевое место, выступают опосредствующими звеньями между иерархизованными уровнями свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности. с первых лет Советской власти в Москве, Ленинграде, на Украине и в других регионах, психологи Грузии под руководством Узнадзе, опираясь на достижения всей предшествующей мировой психологической и философской мысли, создавали психологическую науку на основах марксизма-ленинизма.

 

Эссе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...