Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»




 

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы.

Личность — фун­даментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансфор­мируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных пра­воотношений. Характерной чертой употребления данного понятия в психологической литературе является более расширительное толкование его содержания (по сравнению с тем, как оно трактуется в психологии), некоторое его смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек [1, c. 153].

Неоднозначность данной проблемы усугубляется еще и тем, что в психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, рас­пространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Если рассматривать человека с самого начала его появления на свет, то о нем в научном плане можно говорить лишь как об индивиде — представителе Homo Sapiens, который имеет обусловленные природой особенности или присущий ему генотип. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

В последующем его индивидные, генотипические свойства получают дальнейшее развитие. Постепенно включаясь в систему существующих в обществе отношений (сначала в семье, потом в школе и т.д.), человек подвергается неизбеж­ному воздействию окружающей его социальной среды, в той или иной мере адаптируется к ней, к социальным условиям своего бытия. То есть происходит постепенный процесс его социализации, формирования его личности. Вот почему считается, что человек не рождается личностью, а ею становится. С этой точки зрения по сравнению с понятием инди­вид понятие личность — качественно более новое образование, появ­ляющееся значительно позже рождения человека, вступающего в отношения с окружающими его людьми [4].

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona — лат.), или маска, в которой актер выступал на сцене древне­греческого, а потом древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводился к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности теат­рального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, те­атральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуаль­ности сохранилось и стало использоваться в определении личности, че­ловека, выступающего в той или иной социальной роли [6, c. 51].

Таким образом, если понятнее «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» — на связь человека с обществом, со­циальной средой. Поэтому в настоящее время понятие «личность» уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге — в какой мере он включен в обще­ственные отношения. Вот, к примеру, одно из таких определений: «лич­ность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует». В данном оп­ределении содержится, пожалуй, то наиболее общее и наиболее важное, что объединяет разнообразные подходы многих авторов к раскрытию по­нятия личности. А определений личности, кстати, очень много. Амери­канский психолог Г.Олпорт насчитал их порядка пятидесяти в психоло­гии, философии, социологии, теологии, в юриспруденции, что лишний раз подтверждает интерес к этому понятию, многогранность самой феноме­нологии личности и уникальность ее организации.

В основе понимания личности в качестве единого целого (биологи­ческого, психического и социального) лежит положение С.Л. Рубин­штейна, согласно которому внешние причины, социальный опыт челове­ка действуют, преломляясь через внутренние условия, его психику, со­знание. «При объяснении любых психических явлений, — писал он, — личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия».

Данная формула — «внешнее действует через внутреннее», рас­крывающая характер воздействия на психику внешних, социальных причин, преобразующее влияние личности на социальные процессы, до­полняется формулой, предложенной другим известным отечественным психологом А.И. Леонтьевым: «внутреннее... действует через внеш­нее и этим само себя изменяет» [2].

Взятые вместе оба эти подхода диалектически дополняют друг друга, достаточно полно отражают развитие психики, процесс формиро­вания личности. «В этом взаимодействии биологическая природа чело­века участвует как необходимое условие протекания, развертывания внутренних психических процессов. Поэтому понятно, что изменение физиологических параметров изменяет и характер протекания психи­ческих процессов, что может сказываться на формировании сложных психических образований, включая и личность человека». Поэтому наиболее взвешенным выглядит утверждение о том, что в человеческой личности нельзя все сводить только либо к социальному, либо к биоло­гическому. Иначе невозможно будет объяснить, почему человек сам для себя выбирает ту или иную, отвечающую его устремлениям, потребнос­тям, внутренним побуждениям и влечениям деятельность, а в последу­ющем и социальную среду, круг общения, образ жизни, которые в еще большей мере оттачивают его личность, заостряя те или иные его пси­хофизиологические особенности и которые в конечном итоге определя­ют его дальнейшее развитие.

На протяжении всей жизни человека происходит непрерывный про­цесс формирования его личности под влиянием социальной среды и вос­питания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздей­ствиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целена­правленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека.

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразу­мевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в ин­дивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, — пишет А.В. Петровский, — проявля­ется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих ин­тересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле дея­тельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности».

И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее они не тождественны. Употребляя термин «индивидуальность» по отношению к кому-либо, мы подразумеваем че­ловека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеоб­разием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек яв­ляется еще и личностью, это означает нечто большее.

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность»

 

Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общест­венных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...