Билет 8. Понятие правонарушения, его состав
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Билет 1. Понятие и признаки государства Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Государство выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство, особенно правовое, призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Признаки: а) наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; б) разделение населения по территориальным единицам; в) суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; г) принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); д) существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.). Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы — гимн, герб, флаг. Билет 4. Законодательный процесс-понятие и стадии Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Выделяют основные стадии: 1) Законодательная инициатива, т. е. предложение об издании законов и внесение законопроекта в законодательный орган.
2) Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе. 3) Принятие закона. Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов. Конституционные законы требуют 2/3 голосов депутатов палаты. 4) Одобрение закона. Законы нуждаются в одобрении Совета Федерации. Закон, принятый Государственной Думой направляется в Совет Федерации в течение 5 дней; в течение 14 дней закон должен быть рассмотрен Советом Федерации. Если в течение этого времени закон не рассматривается в верхней палате, он считается автоматически одобренным. Обязательному рассмoтрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: • федерального бюджета; • федеральных налогов и сборов; • финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; • ратификации и денонсации международных договоров РФ; • статуса и защиты государственной границы РФ; • войны и мира. 5) Подписание закона Президентом РФ и его официальное опубликование (в течение 14 дней). В этот же период Президент может отклонить закон (воспользоваться правом вето) и предложить Федеральному Собранию вновь рассмотреть закон с его, Президентскими поправками. Билет 5. Нормы права. Понятия и признаки Норма права — это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Правовые нормы имеют следующие признаки: 1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение и отношения людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. 2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. 3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.Их легитимность подтверждается нормами морали нравственности.
4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 5) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты. 6) Системность. Нормы права взаимосвязаны и не противоречат друг другу, нормам морали и нравственности. Билет 6. Структура нормы права Под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней неразрывно связанных друг с другом и предполагающих одна другую составных частей. В логической структуре правовой нормы выделяют гипотезу ("если"), диспозицию ("то) и санкцию ("иначе"). 1) Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей. 2) Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Это ядро правовой нормы. В нем изложены мера возможного и должного поведения (права и обязанности) сторон. 3) Санкция - это указание на те меры государственного воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию. Билет 7. Понятие правоотношения Общественные отношения — это связи, которые возникают между людьми и социальными группами в процессе их деятельности. Правовые отношения (правоотношения) — те из них, которые регулируются нормами права. С точки зрения права каждый участник правоотношений обладает набором определенных прав и обязанностей, поэтому правовые отношения можно определить как общественные отношения, возникающие на основе взаимных прав и обязанностей участвующих в них лиц. В правоотношении принято выделять: содержание - юридические права и обязанности участников правоотношения;
объект — те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение; субъекты — физические и юридические лица, участвующие в правоотношении.
Билет 8. Понятие правонарушения, его состав Правонарушение — это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность. Состав (структура) правонарушения: Объект правонарушения — это регулируемые и охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушение причиняет вред. Объективная сторона правонарушения — это конкретное внешнее проявление правонарушения, отражающееся в таких правовых категориях, как деяние, причиненный вред и причинная связь между ними. Субъект правонарушения — это право- и дееспособное физическое или юридическое лицо (организация), совершающее правонарушение. Субъективная сторона правонарушения — это психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям, которое конкретно проявляется как цель, мотив правонарушения и вина в его совершении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|