Характеристика и оснащение помещений торговой группы предприятий питания.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Виды, методы и формы обслуживания на предприятиях питания.
Виды, методы и формы обслуживания на предприятиях питания зависят от ряда факторов: места приема пищи, способа ее получения и доставки потребителям, степени участия персонала в обслуживании, применения средств механизации и автоматизации и др. Выбор наиболее рациональных видов обслуживания способствует более полному удовлетворению спроса потребителей, повышению культуры обслуживания, эффективности использования оборудования, росту производительности труда. Виды обслуживания. Основными видами обслуживания в общественном питании являются: • реализация продукции в залах общедоступных предприятий питания (столовых, ресторанов, кафе, закусочных), а также в столовых при производственных предприятиях, строительных объектах, учебных заведениях, вагонах-ресторанах; • доставка и реализация продукции общественного питания по месту работы, учебы, проведения спортивных мероприятий, отдыха, в общежитиях, в пути следования; • продажа продукции собственного производства для потребления в домашних условиях через магазины или отделы кулинарии и полуфабрикатов.
Методы обслуживания. Применяются следующие методы обслуживания: самообслуживание, обслуживание официантами, комбинированный метод. Наиболее эффективным методом массового обслуживания является самообслуживание, в процессе которого потребители самостоятельно берут с раздаточных прилавков холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, мучные кондитерские изделия, хлеб, столовые приборы. Горячие блюда раздатчики порционируют перед отпуском. Двигаясь вдоль раздаточной линии, потребители устанавливают отобранные блюда на подносы, а после расчета с кассиром идут к обеденным столам. Эта форма обслуживания позволяет на 20-30% увеличить пропускную способность залов, почти вдвое сократить время на получение пищи и на 20% повысить производительность труда работников.
Обслуживание официантами применяется на предприятиях, в которых создание комфорта играет более важную роль, чем фактор экономии времени обслуживания. Комбинированный метод предусматривает сочетание двух перечисленных методов обслуживания. Например, одно предприятие питания днем может работать как общедоступная столовая самообслуживания, а в вечернее время — кафе или ресторан с обслуживанием официантами. Или: наряду с обслуживанием официантами в залах устанавливаются линии самообслуживания для реализации обедов в дневное время.
Формы самообслуживания. Различают полное и частичное самообслуживание. При полном самообслуживании потребители выполняют самостоятельно все операции, связанные с получением блюд и напитков, доставкой их к обеденному столу и уборкой посуды. При частичном самообслуживании большую часть этих операций выполняет обслуживающий персонал. Пример частичного самообслуживания: предварительное накрытие столов в столовых предприятий и учебных заведений, где установлен единый обеденный перерыв. При этом потребители лишь разливают в тарелки первые блюда из супниц, заранее выставленных на столы, и уносят использованную посуду на конвейер. По способу расчета с потребителями различают самообслуживание с предварительным, последующим и непосредственным расчетом, оплатой после приема пищи и саморасчетом. При самообслуживания с предварительным расчетом потребители, ознакомившись с ассортиментом блюд в меню, приобретают чеки или талоны в кассе, затем по этим чекам или талонам получают выбранные блюда на раздаче. Недостаток этой формы обслуживания — низкая пропускная способность раздачи в связи с тем, что повара-раздатчики должны просматривать и сортировать чеки или талоны. Ускорение при применении этой формы обслуживания достигается за счет отпуска комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам или чекам.
Самообслуживание с последующим расчетом может быть с расчетом в конце раздаточной линии. При этом потребители выбирают блюда на раздаче, в конце которой оплачивают их стоимость. Преимуществами этой формы обслуживания являются возможность выбора блюд потребителем, освобождение поваров-раздатчиков от разбора чеков, благодаря чему основное внимание они уделяют отпуску блюд. Самообслуживание с непосредственным расчетом обеспечивает одновременность выбора блюд, их получения и оплаты стоимости. В этом случае отпуск и расчет с потребителем осуществляются одним работником. Чаще эта форма обслуживания применяется в буфетах и закусочных. При самообслуживании с оплатой после приема пищи потребитель, выбрав блюда и напитки, получает в конце раздаточной линии чек у кассира, который оплачивает после приема пищи при выходе из зала. Применение этой формы обслуживания способствует усилению контроля за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость продукции и выбивает чек, а второй осуществляет расчет, с потребителем. При этом пропускная способность зала увеличивается в 1,5-1,6 раза по сравнению с самообслуживанием с предварительной оплатой. Самообслуживание по системе саморасчета применяется на предприятиях с постоянным контингентом питающихся. Потребители самостоятельно выбирают блюда, напитки, кондитерские изделия и рассчитываются, опуская деньги в копилку. Возле каждого вида продукции находится ценник. По способу отпуска продукции различают самообслуживание со свободным выбором блюд и с комплексными завтраками, обедами и ужинами Характеристика и оснащение помещений торговой группы предприятий питания. Торговые помещения Предприятие питания может находиться как в отдельном здании, так и в здании гостиницы, в жилом доме или административном здании. Здание должно быть красивым, привлекать к себе внимание. К помещениям для потребителей на предприятиях питания относят залы, вестибюли (включая гардероб, умывальные и туалетные комнаты), магазины кулинарии, В ресторанах к помещениям для потребителей относятся также аванзалы, бары, коктейль-холлы, помещения для официантов, помещения для хранения музыкальных инструментов и др. В ресторанах раздаточная, буфеты, сервизная и моечная столовой посуды относятся к производственным помещениям, хотя практически являются подсобными торговыми помещениями.
Площади названных помещений зависят от типа предприятия и количества мест. Норма площади на одно место в залах составляет (в м2): в столовых — 1,7-1,8; кафе — 1,2-1,7; ресторанах — 1,7-1,8; в закусочных общего типа — 1,6; в специализированных (пирожковых, шашлычных, сосисочных, пельменных и др.) — 1,4-1,6; в пивных барах 1,4. Торговые помещения Вестибюль — помещение, в котором начинается обслуживание потребителей. Здесь размещаются гардероб, зеркала, мягкая мебель (кресла, полукресла, банкетки), журнальные столики, телефоны-автоматы, продаются газеты, цветы, табачные изделия, сувениры. Гардероб располагается, как правило, в вестибюле при входе. Он оборудован секционными металлическими двусторонними вешалками с раздвижными кронштейнами, либо вешалками иной конструкции. Расстояние между вешалками должно быть не менее 70 см, а общее количество крючков — на 10% больше количества мест в зале. Для хранения обуви, ручной клади - (сумок, портфелей) на внутренней стороне гардеробной стойки оборудуются ячейки. (На предприятиях с самообслуживанием вешалки для одежды устанавливают и непосредственно в залах.) Туалетные комнаты. Должны быть оснащены горячей и холодной водой, электрополотенцем, зеркалом, туалетным мылом и бумагой, индивидуальными салфетками для рук, щетками для одежды и обуви либо автоматами для чистки обуви. Аванзал - это помещение для сбора, ожидания и отдыха гостей. Здесь ставят несколько кресел, диванов (могут состоять из отдельных секций-видений), журнальные столики, цветочницы, пол застилают ковром. В аванзале могут стоять только банкетки и журнальные столики. Вообще говоря, оформление может быть разным (комбинированные столы-цветочницы или скамьи-цветочницы, имеющие квадратную или прямоугольную форму), но должно быть органически связано с декоративным решением интерьера зала и создавать с ним единый декоративный комплекс.
Зал — помещение для обслуживания посетителей. Потребители воспринимают и оценивают все элементы зала с позиции удобства и красоты, а общее впечатление и оценка эстетической и психологической характеристики отражается понятием «комфортные условия». Эстетически и психологически на потребителей воздействует все: сервировка стола, оформление блюд, композиционное, объемно-планировочное и цветовое решение интерьера, гигиенические характеристики зала (температура, влажность, запах), музыка, окружающий пейзаж, если его можно созерцать, освещение и — самое главное! — культура обслуживания. Комфортные условия достигаются в первую очередь планировочным решением, художественной выразительностью и организацией внутреннего пространства (освещение, цвет и отделка стен и потолков, поля», роспись, керамика, лепка, чеканка, цветное стекло и др.). Современный интерьер характеризуется четкостью, лаконичностью и выразительностью художественных средств, спокойной цветовой гаммой, практичной мебелью. Хорошо дополняет интерьер обеденного и банкетного залов зелень. Безусловно, наиболее значительным элементом интерьера является искусственное освещение. Свет может выявить структуру стен, и подчеркнуть рельеф украшений, свет может «сузить» или «расширить» пространство, придать выразительность декоративным украшениям. Различают освещение общее, местное и смешанное. При общем освещении светильники располагают под потолком, они равномерно освещают весь зал. Местное освещение отдельных участков или зон зала (элементов оформления или оборудования) достигается применением подвесных светильников и бра. Индивидуальное освещение столов, барной стойки получают применением настольных ламп, создающих атмосферу уюта и спокойствия, интимности обстановки. Смешанное освещение — это одновременное использование двух систем освещения. Нередко применяется встроенное освещение — световые карнизы, полосы, подсветка пола. Профессиональное использование различных типов освещения, правильный выбор светильников, их формы и мощности позволяют разнообразить интерьер. Большие возможности открывает динамическое освещение, создающее своеобразное световое оформление.
Как известно, цвет — сильнейший эмоциональный раздражитель. От удачно выбранного цветового решения зала в значительной степени зависит настрой потребителей. На выбор цветовой гаммы влияет ориентация зала по сторонам света. При северной и восточной ориентации помещения выглядят сумрачно, в этих случаях необходима теплая гамма. При юго-западной ориентации помещения перегреваются солнечными лучами, что диктует применение цветов холодных оттенков. В целом красочность интерьера достигается за счет интенсивности окраски стен, потолка, пола, ярких портьер и обивки мебели. Кроме требований декоративности отделки интерьера, надо иметь в виду определенные требования, связанные с эксплуатационными режимами помещений. Материалы, используемые при отделке помещений, должны обладать прочностью, мягкостью, декоративностью, огнестойкостью, малой водопроницаемостью, легко очищаться от пыли и дезинфицироваться, иметь хорошие изоляционные и акустические свойства. Современное оформление залов требует широкого применения синтетических отделочных материалов, ценных пород дерева, металла. Широко используются декоративные подвесные потолки и стены из звукопоглощающих материалов, снижающих шум в зале. С этой задачей справляются перфорированные плиты, древесно-волокнистые, асбестоцементные листы и др. Полы на предприятиях питания покрывают также рулонными полимерными материалами, паркетом, ковровыми материалами на синтетической основе. Очень парадно смотрятся паркетные полы. Покрытие их бесцветным лаком, который образует влагостойкую пленку, придает полу красивый внешний вид и облегчает уборку. Важным функциональным элементом интерьера является мебель, существенную роль играют также различные решетки, экраны, закрывающие приборы отопления, вентиляции, входы в производственные помещения и др. В интерьере зала важное значение имеет площадка для танцев. Ее конфигурация, расположение, размер нередко определяют общую композицию зала. Наиболее удобным в этом отношении является расположение танцевальной площадки ниже уровня пола зала. Критериями при выборе средств декоративно-художественного оформления интерьера является тема интерьера, его общий замысел. Это может быть, например, связь с природой, окружающим пейзажем, выявление национального своеобразия и др. В любом случае декоративные функции выполняет все, находящееся в зале: мебель, светильники, шторы, раздвижные перегородки, фактура стен. Оформление интерьера требует вкуса и культуры. Бессистемное наполнение интерьера разнохарактерными предметами убранства и декоративной отделки не имеет ничего общего с подлинным декорированном. В интерьерах залов одни декоративно-прикладные изделия (драпировочная ткань, ковры, фирменная посуда, светильники, одежда официантов) применяются по их утилитарному назначению, а другие как украшение. К последним можно отнести вазы, кувшины, тарелки, муляжи блюд и др. Часто встречаются национальные мотивы в оформлении интерьера. В этом случае важно умелое сочетание старины и современности, но единый ставь должен сохраняться во всем: мебели, посуде, одежде персонала. Залы ресторанов должны иметь хорошую вентиляцию и нормальный температурный режим (16-18*С) при относительной влажности воздуха 60-65%. Лучше всего эти параметры поддерживать с помощью кондиционеров, они обеспечивают заданную температуру воздуха, его чистоту и влажность. На некоторых небольших предприятиях температурный режим поддерживают приточно-вытяжной вентиляцией. В этом случае надо следить, чтобы в залы не было притока воздуха из производственных помещений, т. е. кратность обмена воздуха в производственных помещениях должна быть выше, чем в торговых. Следующим обязательным условием является удобное сообщение зала с производственными и другими помещениями торговой группы, что значительно ускоряет обслуживание. Коктейль-бары. Для современных ресторанов характерно наличие в вестибюле или в отдельных помещениях коктейль-бара. При правильной планировке бары органично вписываются в общую группу торговых помещений ресторана и дополняют ее, хотя они очень индивидуальны по устройству, оборудованию и оформлению. Стойка бара, как правило, обшивается искусственной кожей, либо другим материалом, одинаковым по цвету и фактуре с обивкой мебели. Интерьер выполняется в современном стиле - ярко, броско, с использованием художественно-декоративных элементов: росписи, чеканки, цветного стекла, зеркал, мозаики, красочной панорамы, подсветки. При оформлении баров широко используют световые и оптические эффекты, цветные диапозитивы и фотографии, содержащие информацию о баре и ресторане. Буфет Во всех ресторанах есть буфеты, помещение для хранения и нарезки хлеба, в крупных оборудуют и кофейный буфет. Из основного буфета ресторана отпускают напитки (воды, пиво и др.), фрукты, кондитерские и табачные изделия. Располагается он в двух помещениях: в первом установлены прилавок и витрина, в том числе охлаждаемые для хранения напитков; во втором хранят запас товаров. Обязательным является наличие раковины с подведенной холодной и горячей водой. В буфете для хранения товаров и напитков должны быть холодильные шкафы, стеллажи» подтоварники. На видном месте устанавливают циферблатные весы, мерную посуду, аппараты для охлаждения соков. Кофейный буфет служит для приготовления напитков — кофе, чая, какао, шоколада. Здесь устанавливают экспресс-кофеварку, электроплиту, электрокипятильник, низкотемпературный прилавок для хранения мороженого, холодильный шкаф для хранения молока, сливок, охлажденного кофе, тортов, пирожных. Помещение для нарезки хлеба предназначено для хранения и отпуска хлеба и булочных изделий. Хранят хлеб в шкафах с отверстиями в боковых стенках, дверцах. Для ржаного и пшеничного хлеба должны быть отдельные полки. Рабочее место резчика хлеба оборудуют столом, весами, щипцами, совком и щеткой для удаления крошек. С помощью хлеборезки хлеб нарезают ломтиками и перед отпуском укладывают на пирожковые тарелки. В помещении буфета устанавливают тостер для приготовления тостов (поджаренных с двух сторон ломтиков хлеба) и стеллаж. Сервизная Сервизная — это помещение для хранения и выдачи официантам столовой посуды из фарфора, стекла, металла, а также столовых приборов. Ее располагают рядом с моечной столовой посуды, что обеспечивает быстроту и удобство передачи чистой посуды для хранения. При отдаленности бельевой от раздаточной в сервизной допускается также хранение небольшого количества чистых скатертей, салфеток и ручников. Для хранения посуды и приборов сервизная оборудуется шкафами и стеллажами. Посуду размещают по видам и материалу, раздельно посуду из фарфора, стекла, хрусталя и металла. Приборы хранят в ящиках с отделениями для ножей, вилок и ложек. Нормами оснащенности предусмотрено наличие на предприятиях трех, трех с половиной и четырех комплектов посуды и приборов на одно место. Это не много: два комплекта находятся в обращении — в зале и на раздаче, третий — в моечной. Понятно, что с меньшим количеством посуды и приборов обеспечить нормальное обслуживание потребителей при двух- и трехкратной оборачиваемости места в час было бы просто невозможно. Вечером в ресторанах, когда место за столом используется чаще всего 1 раз, потребность в посуде и приборах сокращается до полутора комплектов на место. Порядок отпуска посуды и другого инвентаря зависит от характера работы предприятия. Столовая посуда и приборы для залов поступают из кладовой липу, ответственному за их сохранность. Ответственность за находящиеся в обращении посуду и приборы на предприятиях с обслуживанием официантами может быть возложена на работника сервизной, отпускающего посуду, заместителя директора предприятия, метрдотеля или администратора зала, бригадира официантов. На предприятиях с самообслуживанием ответственность за находящиеся в обращении посуду и приборы возлагается на заместителя директора предприятия, администратора зала или других лиц, уполномоченных на это приказом руководителя предприятия. С этими людьми заключают договоры о материальной ответственности. Может быть установлена бригадная ответственность официантов и других лиц за посуду и приборы, находящиеся в обращении в зале, но только при согласии работников, входящих в состав бригады, и профсоюзной организации. Бригадная ответственность также оформляется договором между администрацией и бригадиром, являющимся представителем бригады. Лицо, ответственное за посуду и приборы, получает их, обеспечивает выдачу официантам и сохранность в процессе обращения. В конце дня посуду и приборы сдают. Посуда выдается в количестве, необходимом для бесперебойного обслуживания (обменный фонд), учет столовой посуды ведется в соответствующей книге. При необходимости при сдаче посуды и приборов составляется акт на бой, лом, порчу и утрату посуды и приборов. Акт оформляется комиссией в составе работника, ответственного за находящиеся в обращении посуду и приборы, работника, у которого эти ценности были под отчетом в течение дня, а также представителя профсоюзной организации. Акты рассматриваются руководителем предприятия. Порядок может быть и другим: посуда и приборы выставляются на прилавке для свободного пользования официантами, а под отчет выдается посуда только из хрусталя. В процессе работы запас посуды пополняется.
Моечная На каждом предприятии питания должны быть обеспечены своевременное мытье использованной посуды и приборов и подача чистой посуды в раздаточную. Эта работа выполняется в моечной. Четкая работа посудомоечной способствует бесперебойному обслуживанию потребителей, обеспечивает экономное расходование посуды. Разумеется, моечная должна располагаться в месте, близком с залом и раздаточной, что облегчает сбор использованной посуды и доставку ее в моечную, позволяет бесперебойно обеспечивать официантов чистой посудой. Моечные оснащают посудомоечными машинами, ваннами, производственными столами, сушильными шкафами, стеллажами и шкафами для хранения чистой посуды, бачками для сбора отходов. Чтобы обеспечить сохранность посуды и уменьшить шум, столы и прилавки в местах сбора посуды обивают линолеумом или другими материалами, поглощающими звуки. Производственная линия организована так. У окна, через которое поступает использованная посуда, ставят стол с воронкообразным углублением, под которым устанавливают бачок для сбора остатков пищи. Далее размещают производственный стол для сортировки посуды по видам (тарелки, стаканы и т. д.), затем идут моечные ванны или посудомоечная машина, стол для чистой посуды и шкаф для ее хранения.
В моечных используют посудомоечные машины различной производительности. Посудомоечные машины моют, стерилизуют тарелки, стаканы и столовые приборы. Мытье производится в трех отделениях с разными температурными режимами воды: в первом при температуре 45-48 *С проводится обмывание и обезжиривание, во втором при температуре 50-55"С — мытье и дезинфекция, в третьем при температуре 90 *С — ополаскивание. Перед мытьем в машинах тарелки освобождают от остатков пищи и ополаскивают в ваннах. На небольших предприятиях посуду и приборы моют в специальных ваннах, в которые подается горячая и холодная вода. Бережного обращения при мытье требует мельхиоровая посуда. Нельзя допускать, чтобы предметы ударялись друг о друга во избежание вмятин. На выдаче посуды столы также обивают материалом типа линолеума или застилают скатертями, что способствует ее сохранности.
Раздаточная Раздаточная — это помещение, имеющее непосредственную связь с горячим и холодным цехами, буфетами, сервизной, моечной, помещением для резки хлеба. При одностороннем расположении указанных помещений ширина раздаточной должна быть не менее 2 м, при двустороннем — 3 м. Фронт выдачи блюд в раздаточной для горячих цехов.— 0,025 м, для холодных — 0,01 м на одно посадочное место в зале.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|