Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навешенные ярлыки. Основные формы вины. Вина – это усвоенная эмоциональная реакция. Если ваш ребенок пытается принудить вас к чему‑либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя – у вас!




Навешенные ярлыки

 

Ярлыки «хорошо» и «плохо», навешенные на огромное количество поступков людьми, обществом или религиозными организациями, представляют собой не что иное, как суждения, основанные на существующем уровне сознания, который может быть ошибочным. То, что морально и правильно для вас сегодня, завтра или в другой стране может быть аморальным и неправильным. Мораль – категория непостоянная.

Томас Мор очень хорошо выразил это, сказав:

 

«Все мудрецы и крючкотворы

Ведут между собою споры –

Из ста двоих найдешь едва ли

Согласных, что считать моралью».

 

Законы, основанные на морали, не являются всеобщими законами. Всеобщие законы – константа, их мало, они просты и известны всем, например 10 заповедей из Библии. Эти законы правомерны всегда и повсюду, без вмешательства и моральных оценок любой группы людей, религии или отдельной личности. Однако нет такого всеобщего закона, увековечивающего чувство вины. Помните, вина – это усвоенная эмоциональная реакция.

 

Основные формы вины

 

« Родители‑ ребенок». В детстве вас приучали к чувству вины взрослые, в особенности члены вашей семьи. В конце концов, если они испытывают чувство вины, то и вы должны чувствовать себя виноватыми. Если им не нравилось то, что вы делали или говорили, вас называли «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Осуждали вас, а не ваши поступки. Чувство вины при этом внедрялось в ваше подсознание через систему вознаграждения и наказания. Именно в этом возрасте вы начали отождествлять себя с характером своих поступков.

Родители невольно используют чувство вины как средство контроля над своими детьми. Они говорят ребенку, что, если он не сделает то‑ то, они очень расстроятся. Их оружием служат фразы вроде «что подумают соседи? », «ты позоришь нас! », «ты разочаровываешь нас! », «ты мог бы добиться большего! ». Этот список можно продолжать до бесконечности. Каждый раз, когда вы терпите неудачу, пытаясь порадовать своих родителей, они разыгрывают козырную карту «вины». В результате вы вырабатываете схему поведения, направленную в первую очередь на удовлетворение моральных норм окружающих. Чтобы избежать чувства вины, говорите и делаете то, чего хотят от вас другие люди, каждый раз приходя к выводу, что лишь в этом случае понравитесь всем. Таким образом, вы развиваете устойчивую потребность производить хорошее впечатление на других людей.

«Ребенок‑ родители». В противоположность вышеописанному способу дети часто с помощью чувства вины манипулируют своими родителями. Большинство взрослых хотят быть «хорошими» и не могут справиться с ощущением, будто их ребенок считает их поведение нечестным или безразличным. Для принуждения ребенок оперирует фразами вроде «на самом деле ты не любишь меня! » или «родители такого‑ то разрешили ему это». Он также напоминает старшим о том, что они сделали или не сделали, интуитивно понимая: это рождает в них чувство вины.

Эта схема поведения была усвоена в результате наблюдения за взрослыми. Ребенок не знает механизма ее работы, лишь понимает, что она наиболее эффективна для достижения желаемого. Поскольку манипуляция – одно из основных детских занятий, ребенку не требуется много времени для усвоения урока.

Другая тактика заключается в использовании чувства вины для наказания своих родителей за поведение, не соответствующее нашим ценностям и убеждениям. Копание в старых грехах и напоминание о том, как они были «не правы», помогают поддерживать чувство вины. Пока наши родители чувствуют себя виноватыми, мы можем манипулировать ими. Этот тип отношений подразумевает, что наша любовь зависит от особого поведения, которого мы добиваемся от своих родителей. Когда они не подчиняются, мы используем чувство вины для их «исправления».

Вина – это усвоенная эмоциональная реакция. Если ваш ребенок пытается принудить вас к чему‑ либо с помощью чувства вины, можете быть уверены: он перенял эту тактику у хорошего учителя – у вас!

«Манипуляторы от любви». «Если бы ты любил меня. », – так начинается одна из наиболее распространенных фраз, используемых для манипуляции партнером. Когда мы говорим: «Если бы ты любил меня, ты бы сделал это», – мы, в сущности, говорим: «Ты виноват, потому что не сделал этого» – или: «Если ты откажешься это сделать, значит, ты не любишь меня по‑ настоящему». Если слова не действуют, «манипуляторы от любви» могут прибегать к таким вещам, как наказание молчанием, отказ от секса, обида, гнев, слезы или хлопанье дверьми. Это лишь несколько способов, внедряющих чувство вины в отношения, основанные на любви.

Вина, внушаемая обществом. Все начинается в школе, когда вы оказываетесь неспособны удовлетворить требования учителей. Вас заставляют чувствовать себя виноватым за свое поведение, внушая, что вы могли бы добиться большего, что подвели своего учителя. Не пытаясь добраться до корня проблемы – ошибочного сознания ученика, – учитель давит на чувство вины. Оно приносит мало пользы обучению, хотя и служит эффективным средством контроля.

Общество внушает вам необходимость подчинения. Если вы делаете или говорите то, что считается социально неприемлемым, в вас развивают чувство вины.

Чувство вины, внушаемое общественным воспитанием, заставляет вас беспокоиться о том, как другие отнесутся к вашим поступкам. Вы настолько озабочены чужим мнением, что не можете освободиться для главного: достижения собственных целей. Вся ваша жизнь управляется социально приемлемыми схемами поведения, потому что вы не можете вынести чувства вины. К несчастью, люди чаще предпочитают подчиниться чему‑ либо, чем оставаться самими собой.

Религиозная вина. Религия сделала очень многое для развития и внедрения чувства вины в сознание человека. Именно вследствие наличия понятия первородного греха вина является средством контроля над религиозными людьми.

Через ложную концепцию совершенства многие религиозные конфессии внедряют чувство вины в сознание тех людей, которые не подходят под их моральные критерии, основанные на их интерпретации Писания. Они начинают с предпосылки, что любое суждение основано на понятии совершенства. Они говорят, что совершенство – это «хорошо», а несовершенство – «плохо». Ошибочная интерпретация ограничила понимание истинного значения слова. Если вы поместите под микроскоп десять тысяч одинаковых предметов, то увидите, что среди них нет и двух абсолютно схожих.

Каждое существо четко отличается от другого: это биологический, психологический, философский и метафизический факт. Любая личность является выражением творческого разума, поэтому совершенство относительно, как, впрочем, и все остальное. Уоллес Стивенс говорит об этом так:

 

«Двадцать человек, идущих через мост

В одну деревню, –

Это двадцать человек,

идущих через двадцать мостов

В двадцать деревень…»

 

Религиозные деятели, ожидающие, что два человека будут одинаково понимать Бога, Истину и Писание, приговорили своих верующих к неудаче в поисках истины.

Как ни парадоксально, но, чтобы быть «совершенным», вы должны иметь изъяны, которые нужно исправлять. Несовершенства – это средства, способствующие вашему развитию, побуждающие все человечество к творчеству. Не иметь изъянов – значит быть стерильной личностью, не нуждающейся в умственной, физической, эмоциональной и духовной эволюции. Желание быть успешным человеком, неиспорченное чувством вины, необходимо людям для того, чтобы добиваться все лучших результатов.

Некоторые мировые свершения принадлежат людям, чьи недостатки были двигателем в творчестве. Если вы читали биографии великих людей, внесших существенный вклад в развитие человечества, то могли видеть, что все они без исключения обладали изъянами, многие из которых общество считало «греховными». Осознание этого факта позволит вам переоценить в перспективе ваше собственное чувство вины. Оно бесполезно и саморазрушительно. Нужно не терзаться из‑ за чувства вины, а стремиться к самосовершенствованию.

Самообвинение. Это наиболее деструктивная форма вины. Мы налагаем ее на себя, чувствуя, что нарушили свой моральный кодекс или моральный кодекс общества. Вина возникает, когда мы оглядываемся на свое прошлое и видим, что совершили неразумный выбор или поступок. Мы рассматриваем содеянное – было ли это ссорой, воровством, обманом, ложью, преувеличением, нарушением религиозных норм или любым другим неприемлемым для нас поступком – в свете нашей теперешней системы ценностей. В большинстве случаев испытываемая вина является способом доказать, что наши поступки нам небезразличны и мы о них сожалеем. Мы одновременно сечем себя розгами за содеянное и пытаемся изменить прошлое. И при этом не можем понять, что прошлое не изменишь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...