Модели иерархии результатов
Бернет Дж., Мориарти С. Стратегия и планирование маркетинговых коммуникаций // В кн.: Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. - Спб.: Питер, 2001. С. 160 - 174 Прежде чем начать обсуждение конкретных шагов по маркетинговому коммуникационному планированию, познакомимся с моделями иерархии результатов, которые представляют собой общую схему анализа воздействия коммуникаций. Хотя коммуникационные теории и процессы более подробно будут рассмотрены в главе 8, основные представления о них даются уже в этом разделе, поскольку имеют непосредственное отношение к планированию маркетинговых коммуникаций. Коммуникационные модели оказываются полезными при планировании стратегий маркетинговых обращений. Эти модели, рассматриваемые в зависимости от иерархии получаемых результатов, предполагают, что потребители постепенно, за шагом, продвигаются к принятию решения по мере получения ими маркетинговой информации. Например, реклама считается эффективной, если она помогает продвинуть потребителя на один шаг вперед в процессе принятия решения о покупке. Мы рассмотрим три модели иерархии результатов: - традиционную модель AIDA - модель «думать-чувствовать-делать» и - модель доменов. Модели иерархии результатов помогают анализировать влияние обращения и обеспечивают общую схему для постановки коммуникационных целей.
· Традиционный подход, основанный на использовании МОДЕЛИ AIDA, описывает результаты воздействия маркетинга, начинающиеся - с появления осведомленности, - переходящие в интерес, - который затем приводит к возникновению желания, - приводящие к действию. Разновидностью данной модели является так называемая модель DAG-MAR (аббревиатура из начальных букв названия книги РАССЕЛЛА КОЛЛИ «Defining Advertising Goals for Measured Advertising Research»), которая исходит из
- первоначального появления осведомленности, - приводящей к осознанию, - затем к убежденности - и, наконец, к действию. В обеих моделях достижение результата на ранних этапах процесса оказывается более легким, чем на последующих. НАПРИМЕР, - использование щенков или котят является отличным способом привлечения внимания, но чтобы заставить покупателя приобрести товар, требуются совсем другие действия. С. 161 · Модель коммуникационного результата, получившая название модели «ДУМАТЬ-ЧУВСТВОВАТЬ-ДЕЛАТЬ», предполагает, что мы продвигаемся к совершению покупки следующим образом: - сначала мы задумываемся о поданном нам сигнале (думаем), - затем формируем внутреннее отношение к нему (чувствуем) - и, наконец, проявляем определенные ответные реакции (делаем). Как видно из рис. 4.2, данная модель сходна с моделью AIDA. Нередко она называется также моделью высокой вовлеченности, так как описывает типичные реакции потребителей, осознанно участвующих в процессе сбора информации. Эти потребители активно фиксируют все сведения, которые можно получить о товарах, отличающихся различной ценой, сложностью или риском приобретения. Реклама подобных товаров обычно содержит подробные описания их особенностей и является высокоинформативной. · Модель рекламного агентства Foote, Cone and Belding (FCB) представляет собой разновидность модели «думать-чувствовать-делать», в которой учитывается высокая и низкая вовлеченность потребителей. Она позволяет создать матрицу для четырех типов реакций, категорий товаров и ситуаций, каждый из которых характеризуется различным порядком возникновения реакции «думать-чувствовать-делать», как это показано на рис. 4.3.
НАПРИМЕР, - при незначительном интересе к товарам (импульсная покупка) или при наличии минимальных различий между ними FCB показывает, что потребитель - сначала будет опробовать товар - и затем формировать свое мнение о нем, т. е. использовать схему «ДЕЛАТЬ-ЧУВСТВОВАТЬ-ДУМАТЬ».
· Коммуникационные цели могут устанавливаться в соответствии с необходимостью достижения требуемых результатов в конкретных областях. МОДЕЛЬ ДОМЕНОВ, представленная в табл. 4.4, основывается на представлении о том, что изменения восприятия потребителей, их воспитание и убеждение являются основными задачами маркетинговых коммуникаций. Данная модель предполагает, что маркетинговые коммуникации воздействует на разум и душу покупателя скорее одновременно, чем последовательно. Поэтому специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций должны выделять те факторы, которые оказываются наиболее важными для потребителей, и концентрировать свои усилия на соответствующей части маркетингового обращения. В табл. 4.4 показано, какие типы результатов измеряются в сфере - восприятия, - обучения - и убеждения. С.163 Таблица 4.4. Модель доменов оценивает результаты восприятия, обучения и убеждения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|