Обзор пройденного пути и предуведомление на будущее
⇐ ПредыдущаяСтр 71 из 71 Когда наука завершает свой круг, она естественно приходит к точке скромного недоверия и неохотно говорит о самой себе: скольких вещей я не понимаю! И. Кант Мы только начали путь к построению логики работы сознания. Многое не высказано, ещё больше остаётся непонятным и загадочным. Но перед тем как расстаться (хотелось бы надеяться, что только до следующего тома), кратко резюмируем то, что уже знаем: • Идеальный мозг в буридановой ситуации принимает случайное • Протосознательные процессы приписывают случайному выбору • Человек вводит в сознание (т. е. буквально: принимает за очевид • Та информация, которая подлежит проверке, должна специальным • При случайном угадывании трудно рассчитывать, что догадка вдруг
Обзор пройденного пути правильной только в какой-то своей части. Задача сознания как механизма состоит в том, чтобы попытаться защитить эту догадку от весьма вероятного опровержения и так её улучшить (скорректировать в итерационном процессе), чтобы она более соответствовала действительности. • Сознание как механизм обеспечивает создание защитного пояса
• Работа механизма сознания, тем самым, тесно связана с процессом • Пусть мозг представляет собой идеальное вычислительное устрой • Работа сознания направлена прежде всего на подтверждение своих
• оС точки зрения задачи создания защитного пояса, механизм ________________ 1Подробнее см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 195-212. Обзор пройденного пути подгоняет к этому решению требования к точности сличения, т. е. изменяет соответствующие критерии. При этом, разумеется, принятые решения с какой-либо другой точки зрения — например, с точки зрения экспериментатора — могут квалифицироваться как угодно: и как правильные, и как ошибочные. • Механизм сознания на каждом шаге находится перед выбором: • Механизм сознания может выбирать путь усиления требований к • Если получаемая информация противоречива, то сознание как • Если принятие решения ведёт к расхождению ожидаемого с
• Обобщённый закон Хика: чем менее вероятен предъявленный • Закон разрыва шаблона: неожиданная смена контекста вызывает • Закон Узнадзе: нарушение ситуативной закономерности ведёт к
Обзор пройденного пути оожидании, связанных с закономерностью, наиденной для данной ситуации приводит или к ослаблению требований к точности соответствия, или к поиску (точнее, к угадыванию) иных закономерностей. • Та информация, которая полностью соответствует ожиданиям, • Одним из способов удержания неизменной информации в • При слабых критериях соответствия существует огромное коли
• Каждый класс имеет более и менее типичных представителей. • Всё осознаваемое осознаётся только в качестве членов некоего • Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака • Обобщённый лингвистический закон: в базовом содержании сознания • Любое значение может быть приписано любому знаку. (На экспе Обзор пройденного пути знаками (т. е. у каждого значения есть синонимы). Любой знак всегда приобретает в сознании несколько разных значений (т. е. каждый знак всегда омоним, каждый знак относится одновременно к нескольким классам). • Поэтому любой стимул осознаётся как член позитивно выбранного • Для сознания отождествление есть операция отнесения разных
• Расширение зоны неразличения происходит за счёт смягчения • Закон последействия фигуры: повторное предъявление стимула из • Следствие закона последействия фигуры: если человек приобрёл опыт • Закон последействия позитивного выбора: при предъявлении • Закон последействия фона: если сознание не нашло адекватный
Обзор пройденного пути ситуации побуждает сознание повторно не осознавать не данный при предшествующем предъявлении ответ. Упорный пропуск ответа или настойчивый повтор разных ошибочных ответов может выступать индикатором последействия фона. • Осознание того или иного фрагмента базового содержания • Человек осознаёт (позитивно выбирает) логически непротиво • Осознание процесса выбора происходит тогда, когда последующий • При изменении ситуации наблюдаются две параллельные тенденции: Сознание создаёт свою собственную систему знаний. Накопив определённый опыт подтверждения своих догадок, оно сохраняет однажды выбранные критерии соответствия, опыт отнесения стимулов к тем или иным классам, а в целом рассматривает подтверждённые догадки как верные, а отвергнутые варианты — как неверные. И всё, с чем оно в данный момент не работает, помещает в своё базовое содержание. Но при всём при этом оно обязано уметь (и обычно умеет!) корректировать свои представления. До сих пор мы рассматривали работу сознания, которое во что бы то ни стало отождествляет действительное со своими ожиданиями, и [окончание cтраницы 499]
Обзор пройденного пути тем самым рисовали чересчур уж отрешённую от яви картину. Сознание строит свой собственный, во многом воображаемый и весьма далёкий от реальности мир. Этот мир сознания — всего лишь догадка о том, каков мир в действительности. В этом мире всё детерминировано, всё взаимосвязано. А далее сознание работает так, что почти всегда подтверждает собственные гипотезы-догадки об окружающем мире, всё время пытается отождествить свои ожидания с реальностью. Если бы работа сознания только этим и ограничивалась, то реальность не была бы ему вообще доступна. Сознание имеет много возможностей подтверждать свои гипотезы. Всегда можно выбрать такие слабые требования к точности соответствия, когда всё что угодно может быть отождествлено со всем чем угодно. И всегда существует такой признак, по которому можно отождествить два во всём остальном совершенно различных явления. Конечно, психологи и философы всегда подчёркивали: сознание субъективно, результат работы сознания зависит отнюдь не только от объективной ситуации. Психологи-практики—такие, как А. Адлер,—вообще утверждали: для того чтобы быть психически здоровыми, мы должны рассматривать наши убеждения как вымыслы, а гипотезы — как фантазии '. Более естественнонаучно ориентированные учёные — например, Ю. М. Забродин — говорят осторожнее: в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания 2. Но всё же, всё же... Разве не сознание даёт нам знание о мире? Не может же быть, чтобы всё, что мы в этом мире осознанно делаем, было заведомо ни с чем не соотносимой чепухой. Если мы хотим описывать нормальную (не патологическую) работу сознания, мы должны найти логическую возможность того, чтобы осознаваемые ожидания (гипотезы) могли бы, при определённых условиях, быть признаны невоерными или в целом, или хотя бы частично, т. е. могли корректироваться. Сознание способно более-менее адекватно отражать окружающее. В противном случае поведение здоровых людей нельзя было бы отличить от поведения психически больных, не умеющих корректировать свои гипотезы об окружающем мире и о самих себе. Процесс познания предполагает не только подтверждение своих ожиданий, не только их корректировку, но и хотя бы в некоторых ситуациях — их опровержение. Познание, иными словами, обязано быть чувствительно к обратной связи. [кончание cтраницы 500] __________________ 1См. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб, 1997, с. 136-137. Такая позиция, наверное, полезна для практического психотерапевтического воздействия, но уж очень она однобока. 2Забродин 10. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997,с. 31.
Обзор пройденного пути Для того чтобы субъективный мир был более-менее адекватен реальности, сознание должно ещё исправлять собственные ложные представления, должно быть способно выходить за пределы собственной сферы и весьма существенно изменять свой взгляд на мир. Надо понять, как сознание преодолевает собственный защитный пояс, и надо ещё оправдать эту возможность логическими средствами. Как же механизм сознания формирует на своей поверхности более-менее адекватное отражение реальности? Сознание способно изменить то, что заведомо принимает за очевидное. Оно работает с тем, что осознаётся, т. е. со своим поверхностным содержанием. Сознание активно проверяет собственные гипотезы, ставя реальные эксперименты и оценивая результаты тех действий, которыми оно самостоятельно управляет. Связь сознания с деятельностью — не выдумка советских психологов. Только деятельность, о которой идёт речь, — это действия по проверке собственных гипотез. Начиная с произвольных построений, сознание, тем не менее, с каждым следующим шагом (методом последовательных приближений) уточняет и корректирует своё видение мира. Как оказывается, этот итеративный процесс не так уж сильно зависит от начальной догадки. Мы убедились при рассмотрении самых простых экспериментов, что наше сознание при любой операции неизбежно порождает смыслы, насыщает мир этими смыслами. Тем самым естественнонаучный взгляд на сознание, развиваемый психологикой, приводит к весьма важному для гуманистического мировоззрения выводу: сознание конструирует смыслы, а не находит их в окружающем мире. Именно в этом конструировании сознание проявляет свою свободу, потому что в ореальном мире нет никакого смысла. Б. Рассел справедливо рисует нам мир, описываемый наукой, как полностью бессмысленный: человек есть продукт действия причин, не подозревающих о цели, к которой они направлены; его рождение, рост, его надежды и страхи, его любовь и вера — всё это результат случая; никакой героизм, никакое воодушевление и напряжение мысли и чувств не сохранят человеческой жизни за порогом смерти; вся многовековая работа, всё служение, всё вдохновение, весь блеск человеческого гения обречены на то, чтобы исчезнуть вместе с гибелью Солнечной системы; храм человеческих достижений будет погребён под останками Вселенной. И только в опоре на эти истины, уверяет Рассел, только на твёрдом фундаменте полного отчаяния можно строить надёжное убежище для души '. Жизнь не имеет никакого смысла: ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагичного, ни какого иного, — размышляет по этому же поводу Н. Н. Трубников. [кончание cтраницы 501] ____________________ 1Рассел Б. Поклонение свободного человека. В его кн.: «Почему я не христианин». М., 1987,с. 16.
Обзор пройденного пути Этот ответ, по его мнению, не только более честный, но и более обнадёживающий, чем какой бы то ни было другой. Ибо он предполагает возможность не столько находить смысл, сколько созидать его, творить и сообщать жизни '. Стремление сознания догадаться о том, как устроен мир, позволяет из весьма скудной информации, которую человек в реальности получает от органов чувств, многое узнать о космосе и о микромире, о других людях и о самом себе (не только о своём физическом теле, но и о своём «Я», о своём сознании и бессознательном). Но свобода сознания в выборе догадок всегда оставляет возможности для ошибок, неточностей, неправильного понимания. Поиск истины не может закончиться. Каждый человек (в том числе, разумеется, и автор этой книги) в лучшем случае является лишь искателем истины, а не её обладателем. Путь, который нам ещё предстоит пройти, приведёт к странным, на первый взгляд, результатам. Мы выясним, что сознание с логической неизбежностью принципиально множественно. Именно совокупность неосознаваемых человеком разных собственных сознаний позволит далее ввести представление о психике. Наше Я (нам ещё потребуется определить, что это такое) не осознаёт этих сознаний, но получает от них эмоциональные сигналы. А в результате придётся снова вернуться ко многим психическим феноменам, обсуждавшимся в этом томе. Неожиданно также выяснится, что отражение и доеятельность — всегда, казалось бы, взаимосвязанные — на самом деле исходно независимы друг от друга (ранее я называл это параллельностью сенсорного и моторного 2). Осознание, как было сказано, является результатом процесса классификации, т. е. связано с приданием стимулам какого-либо значения. Мы увидим, как представление о позитивном и негативном выборах позволит ещё дальше продвигаться в описании процесса смыслообра-зования. Но при этом поневоле придётся на другом языке повторно изложить уже известные законы работы сознания. В свою очередь, этот новый язык откроет нам дорогу к новым законам. И на этом пути мы с других позиций вернёмся к взгляду Джеймса на природу эмоций, подойдём с неожиданной стороны к фундаментальным и мучительным проблемам: проблеме свободы выбора, происхождения социального, ко многим феноменам культуры. Впрочем, делать подробный анонс рано, следующий том ещё не завершён, а потому, надеюсь, мне самому предстоит ещё удивиться тому, куда он меня заведёт... [кончание cтраницы 502] _________________________ 1 Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни.// Квинтэссенция. М., 1990, с. 438. ; 2Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии.
Обзор пройденного пути Главная задача данной книги — описание известной психологической экспериментатики с единообразных позиций. Разумеется, не мне судить, насколько это удалось. Но была и дополнительная задача: хотелось передать моё восхищение — если угодно, даже наслаждение — остроумием экспериментаторов, а для этого попытаться передать радость от встречи с умным и ясным экспериментом. И если хотя бы нескольких студентов-психологов эта книга вдохновит на проведение самостоятельных экспериментальных исследований, у меня будет полное право считать, что проделанный труд не напрасен. Теоретические схемы обладают волшебной силой. Они завораживают или раздражают. Этим они стимулируют новые исследования, подтверждающие или опровергающие догадки теоретиков. В этом томе изложен простой, но непривычный взгляд на механизм и функцию сознания. Этот взгляд изменяет видение многих известных психологических феноменов — последействия фигуры (которое оказывается связанным с последействием смысла), забывания (как следствие закона Джеймса), порогов чувствительности (как следствие закона классификации и закона Витгенштейна-Рош), вытеснения (как следствие последействия негативного выбора), интерференции (как следствие непроизвольного контроля за правильностью выполнения игнорируемого задания), защитных механизмов личности (которые являются частным случаем защитного пояса сознания), а также множества других феноменов, о которых шла речь на протяжении всего этого тома. Наверняка через какое-то время будет найден новый взгляд, и новые теоретики уже в XXI в. будут разрабатывать иные догадки о природе сознания. Что ж! Теоретические построения всегда покоятся на логической идеализации, а потому уязвимы. Однако эксперименты, проведённые под воздействием теоретического замысла, остаются навсегда, даже если они этот замысел отвергают. Более того, экспериментальное опровержение обладает чудодейственной силой. Ведь, как говаривал К. Поппер, если научное построение опровергается в резуль тате специально поставленных экспериментальных исследований, то автор этого построения может гордиться — он создал действительно научную теорию. А я уверен: любая новая теория должна прежде всего объяснить тот круг феноменов, который мы здесь рассматривали. И найти новые феномены. В конце концов, именно в этом вечном движении, вечном поиске истины и состоит неувядаемая прелесть естественной науки. [окончание cтраницы 503] ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Эмпирические феномены, эффекты, законы: автокинетический эффект 373 автоматизм, автоматизированные действия 159, 160, 162, 163, 235, 248, 332, 361, 362, 371, 378 адаптации уровень 465 асимметрия полушарий и осознание 144, 145 ассимилятивного действия и контрастной оценки закон 465 атрибуция каузальная 297, 298 афазия 355, 354, 473 билингвизм 347, 351, 353, 366, 367, 451, 487 бредовые идеи 52, 57, 318 внушение постгипнотическое 170, 171,333 двойственные изображения и их реверсия 190, 194, 327, 372, 373, 390, 396, 397, 455, 456, 465, 482 восприятие невесомости 335, 336 вытеснение 173, 176, 178, 180, 234, 247, 320, 323, 326, 457, 458 галлюцинации 52, 317, 375 гамма-движение 462 генерализация 408, 409 генерализация контекстуальная 492 генерации эффект 473-476 генотропизм (по Зонди) 242 гештальта законы 188, 189, 191, 192, 194, 300 гипноз 151,152,170,179,235,277-280,282,362,379,417 «горячей руки» эффект 301 границы сознания 127, 132, 155, 208, 228-234, 240, 246, 264, 268, 270, 271 — ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400 действия незавершенные 390—392 диссоциация образа при изменении сопровождающих элементов 155, 436, 437 детерминирующая тенденция 129-131, 313 запоминание с дистрактором 389, 395, 400, 411, 412 золотое сечение 132 изоляция сенсорная 375 иллюзия луны 435 импринтинг 164, 165 инверсия сетчаточного образа 336, 337, 350 инкубация 24, 458, 459 инсайт, озарение 24, 5£ 191, 459, 477, 493 интеллектуальные тесты 200,267 интенция парадоксальная 398 [кончание cтраницы 504] Предметный указатель Ирвина эффект 296 константности феномен 415, 460 контрастность и фокус контраста 439, 484, 486 лента жизни 282-283 локализация звука 263,272 Марбе закон 351 Марсела эффект 274, 409 мнемотехника 349, 376, 377 мышление первобытное 291, 292 «на кончике языка» феномен 128, 479 насыщение при восприятии движения 373 научение распределенное vs научение концентрированное 481, 482 невроз экспериментальный 329, 330 недизъюнктивности мышления феномен 477, 482 «нога в дверях» феномен 462, 463 обобщенности феномен 412 ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400 ореола эффект 406, 449 отрицательной асимметрии начальной самооценки эффект 440 очевидность непосредственная (самоочевидность) 41—43, 49, 58,113,115,121, 143, 171, 172, 211, 243-245, 253, 254, 256, 257, 316, 368, 369, 371, 386, 499 ощущения отрицательные 136, 140, 247 память феноменальная 281, 383-386, 436 парадокс лжеца 312, 313 псевдогаллюцинации 52 переживание горя 334, 335 период рефрактерный 390, 396 перцепции закон (Н. Н. Ланге) 403, 404 Петерсонов эффект 389, 395 поведение суеверное 302, 303 последействия фигуры (по Рубину) 189, 194, 452 послеобраз 317, 374 послефигурное воздействие (последействие фигуры по Гибсону) 359, 360 постоянной смены впечатлений закон 359 превосходства объекта эффект 435 превосходства слова эффект 435 привязки эффект 466 приобретённой эквивалентности сигналов эффект 452 предъявление дихотическое 231, 232, 390, 396, 412 предъявление диоптическое 273, 326 прогнозирование в вероятностной среде 299-301, 354, 451 простого различения фбноМен 433, 434 прототипы 420-423 [окончание cтраницы 505] Предметный указатель
псевдогаллюцинации 52 псевдопамять 422, 423 психического пресыщения эффект 363, 364 развития сознания закон (Клапаред) 166, 369—371 Раншбурга феномен 360 рефлекс условный 148-151, 330, 407, 414, 415, 497 рефлекс ориентировочный 343-345 реминисценция 481, 482 роль социальная — тенденция к определенности 333, 337, 338 сбережение (в памяти) 139, 140. 247, 275, 283, 313 сверхгенерализация 405 сверхрегуляризации феномен 298 сглаживание когнитивного диссонанса 323, 324, 466, 467 сдвиг мотива на цель 259 семантической сатиации феномен 360, 361 синдром зеркала 35 слух абсолютный 276, 471 сновидения 174-179, 282, 491, 492 состояние коматозное 145 состояние сомнамбулическое 160, 235, 280 стабилизированные изображения 359, 363, 371, 372 сличение 225-227, 313, 495 Струпа феномен 389, 393-395, 397, 399, 400, 411 субсенсорное (подпороговое) восприятие 271-274 схема тела 367 терапия смыслом (борьба с бессмысленностью) 214, 215, 301 техника поведенческого оспаривания 317, 318 тремор 378, 379 тренировка 384, 372, 414 установка как осознаваемая преднастроика 127, 154 установка неосознаваемая 181, 247, 313, 338-340 фи-феномен 185, 186 Фехнера закон 134-136, 187, 188 фон Рёсторф эффект 349 Хика закон 345, 346 Эббингауза закон 138, 139,453 эмоциональное предвосхищение решения задачи 477, 478 этнометодологический эксперимент 332 эффекта закон 198,302 [окончание cтраницы 506] Именной указатель Психология (и психиатрия): Абабков В. А. 63 Абельсон Р. 13 Авалашвили А. М. 461 Августинек А. 277 Авербах Э. 229 Агеев В. С. 440 Адлер А. 30,89, 90, 108, 109, 180, 182, 500. Айзенк Г. 66 Алампей Д. 465 Александров А. А. 193 Альтенвегер А. 243 Аминев Г. А. 305 Андреева Г. М. 14, 191 Анциферова Л. И. 130 Арнхейм Р. 132, 185, 300, 469, 470 Аронсон Э. 325, 334 Арохова О. 395 Асмолов А. Г. 205 Аткинсон Р. 82,376 Ах Н. 129, 278, 365 Байер Л. 475 Баллонов Л. Я. 374 Бардин К. В. 34, 136, 418, 419,433, 442 Бартлетт Ф. 222, 383 Басов М. Я. 204 Бассин Ф. В. 182, 278 Безносюк Е. 273 Бейвелас Л. 302, 303, 331 Бек А. 65, 318 Бендлер Р. 59 Бёрдзалл Т. 416 Березанская Н, Б. 449 Берн Э. 180, 181 Бернгейм И. 170 Берне Р. 450 Бехтерев В. М. 196, 280, 333, 358, 407, 408, 417, 454 Бжалава И. Т. 317, 340, 353, 467, 473 Бине А. 200 Блак Г. 345 Блийер Э. 170 Блинков СМ. 279 Блонский П. П. 373, 374 Богомолова Н. Н. 14, 192 Боринг Э. 123, 124, 200, 455 Борисова М. Н. 433 Боуман Й. 189 Братусь Б. С. 193 Браун Р. 479 Брем Дж. 458 Бродбент Д. 223 Брунер Дж. 223, 297, 449, 451 Брушлинский А. В. 477, 478 Брэйн М. 492 Брэнсфорд Дж. 383 Бугельский В. 465 Бушке Г. 229 Бэгби Дж. 326 Бэкен П. 304 Бэллард П. 481 Бэн А. 30 Бюлер К. 129, 382 Вагенаар В. 304, 305 Вайсштейн Н. 435 Вайткявичус Г. Г. 313 Валлон А. 378 Валлон Р. 301 Веккер Л. М. 142, 248, 404, 412, 435, 446 Величковский Б. 82, 274, 348, 390 [окончание cтраницы 507]
Вергилес Н. Ю. 359 Вертгеймер М. 184, 185, 187, 188, 191, 199, 297 Вертхаймер М. 164 Верч Дж. 208 Викенс Д. 273 Винникот Д. 65, 302 Виноградова О. С. 409 Виттельс Ф. 184 Войтенко Т. П. 433 Волицкий Д. 455 Вудвортс Р. 222 Вудсон У. 416 Вундт В. 66, 83, 123-128, 130, 138, 140, 153, 154, 170, 185, 200, 222, 228, 230, 246, 259, 313 Вучетич Г. Г. 82 Выготский Л. С. 96-98, 131, 157, 201,204-209, 247, 282, 331, 427 Вюрпилло Э. 350 Гальперин П. Я. 208. 268 Ганзен В. А. 207 Гарднер Г. 424 Гарфинкель Г. 332 Гербарт И. 124, 125, 283 Герген К. 43 7 Геффен Дж. 230 Гибсон Дж. 359 Гилфорд Дж. 267 Годфруа Ж. 160, 196, 375, 408, 464 Голубев Г. Г. 257 Голубиное В. В. 355 Гольдштейн К. 214, 353 Горбатенко А. С. 31 Гордеева Н. Д. 367, 396 Гордон В. М. 212 Граник Г. Г. 341 Грановская Р. М. 319, 376 Грегори Р. 264, 404 Грин Дж. 369, 469, 470 Гриндер Дж. 59 Грэгг В. 349 Гурова Л. Л. 294, 406 Дерябин B.C. 434 Джадсон А. 326 Джеймс У. 41, 54, 55, 62, 64, 124, 128,153-159, 166, 170, 200, 223, 247, 248, 250, 255, 278, 313, 356, 362, 379, 436, 437, 492 Дженнигс Д. 316 Джеффри У. 452 Джилович Т. 301 Джонсон-Лэрд Ф. 413,429 Диксон Г. 467 Доминовски Р. 475 Дормашев Ю. Б. 232, 344 Дункер К. 191 Дьюи Дж. 159, 160 Дэвис Дж. 210 Жане П. 234, 235, 243, 333 Ждан А. Н. 130 Журавлев А. 273 Забродин Ю. М. 136, 355, 500 Закс Ж. 470 Залевский Г. В. 341 Запорожец А. В. 372, 439 Зачесова И. А. 367 Зейгарник Б. В. 192, 204, 331, 364, 391, 433 Зиглер Д. 217,458 Зимбардо Ф. 325, 332, 333, 337, 338 Зинченко В. П. 3, 82, 122, 212, 223, 228, 246, 302, 359 Зинченко П. И. 458, 474 Зинченко Т. П. 37, 227, 436 Зонди Л. 242, 243 Иванников В. А. 32, 34, 299 Иванов В. О. 450 Иванова Н. 275,276 Игл М. 455, 479 Изард К. 30, 326 Ирвин Э. 296 Иткин Н. Г. 278,279 Иттельсон У. 368 [окончание cтраницы 508] Йенсен А. 400 Йетс Ф. 108, 349 Йост А. 481 Кавагучи И. 340 Канеман Д. 466 Кантор Г. 348 Канфер Ф. 65 Карлсмит
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|