Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обзор пройденного пути и предуведомление на будущее




Когда наука завершает свой круг, она естественно приходит к точке скромного недоверия и неохотно говорит о самой себе: скольких вещей я не понимаю!

И. Кант

Мы только начали путь к построению логики работы сознания. Многое не высказано, ещё больше остаётся непонятным и загадочным. Но перед тем как расстаться (хотелось бы надеяться, что только до следующего тома), кратко резюмируем то, что уже знаем:

• Идеальный мозг в буридановой ситуации принимает случайное
решение.

• Протосознательные процессы приписывают случайному выбору
статус закономерного (закон Юма). Они как бы строят догадку о том,
какова реальность, и пытаются оправдать эту догадку (гипотезу)
логическими средствами.

• Человек вводит в сознание (т. е. буквально: принимает за очевид­
ное) то, что в логическом обосновании этой гипотезы должно быть
принято и принимается за самоочевидное
(за истину, не требующую
доказательств).

• Та информация, которая подлежит проверке, должна специальным
образом маркироваться — эта маркировка субъективно переживается
как осознанность. Иными словами, мы осознаём то, в чём хоть чуть-
чуть сомневаемся.

• При случайном угадывании трудно рассчитывать, что догадка вдруг
окажется истинной, т. е. полностью тождественной реальному положению
дел. В лучшем случае она может быть не совсем точной, может быть [окончание cтраницы 494]



 

Обзор пройденного пути

правильной только в какой-то своей части. Задача сознания как механизма состоит в том, чтобы попытаться защитить эту догадку от весьма вероятного опровержения и так её улучшить (скорректировать в итерационном процессе), чтобы она более соответствовала действи­тельности.

• Сознание как механизм обеспечивает создание защитного пояса
осознаваемых гипотез. Поэтому работа сознания непосредственно
связана с опытной проверкой логических следствий из осознаваемой
гипотезы. Механизм сознания сопоставляет ожидания, логически вытека­
ющие из проверяемой закономерности, с поступающей информацией.

• Работа механизма сознания, тем самым, тесно связана с процессом
сличения. N.B.
Процессу сличения теоретики уделяли не слишком много
внимания, хотя роль обратной связи в теоретических конструкциях, как
отмечалось в исторической преамбуле, постоянно возрастала. И всё же в
теоретических построениях сличение оставалось «закуской» к основно­
му блюду — к процессам формирования психических образований (поня­
тий, образов, следов памяти, гипотез и т. д.). Даже при непосредственном
исследовании процессов сличения больше внимания уделялось, например,
поиску эталона, совпадающего с поступающей информацией (задачей, легко
автоматизируемой с точностью до заданных критериев), но очень редко
обсуждался вопрос о критериях, позволяющих утверждать, что совпадение
действительно произошло '.

• Пусть мозг представляет собой идеальное вычислительное устрой­
ство, работающее мгновенно и безошибочно. Однако процесс последо­
вательного
изменения критериев соответствия протекает во времени. Так
как этот процесс включает в себя акты сличения, то изменение критериев
должно происходить дискретно (т. е. пошагово: изменение критериев,
проверка; изменение критериев, проверка и т. д.), а не непрерывно.
Различные экспериментально обнаруженные временные и объёмные
константы прежде всего и определяют переход к акту сличения.

• Работа сознания направлена прежде всего на подтверждение своих
ожиданий, и начинается эта работа с отождествления этих ожиданий и
действительности. Закон Ланге: работа сознания начинается с самых слабых
требований к точности соответствия.

оС точки зрения задачи создания защитного пояса, механизм
сознания работает безошибочно. Если сознание выбрало какое-то решение
и тем самым закончило работу в данной конкретной ситуации, то, во-
первых, оно фиксировало для данной ситуации уровень критериев
точности соответствия, на которых оно остановилось. А во-вторых, прини­
мает найденное решение за очевидное и правильное. Таким образом,
когда сознание принимает результат сличения за подтверждение, оно [окончание cтраницы 495]

________________

1Подробнее см. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 195-212.


Обзор пройденного пути

подгоняет к этому решению требования к точности сличения, т. е. изменяет соответствующие критерии. При этом, разумеется, принятые решения с какой-либо другой точки зрения — например, с точки зрения экспериментатора — могут квалифицироваться как угодно: и как правильные, и как ошибочные.

• Механизм сознания на каждом шаге находится перед выбором:
или продолжать процесс отождествления, последовательно усиливая
требования к точности соответствия, тем самым постоянно трансфор­
мируя поверхностное содержание сознания; или закончить работу над
этой проблемой, выведя полученный результат из осознаваемого поверх­
ностного содержания в базовое, а далее начать решать следующую
проблему.

• Механизм сознания может выбирать путь усиления требований к
точности соответствия отдельно по разным параметрам (величина, форма, смысл и пр.). Следует учитывать, что почти всегда можно найти
такой параметр, сопоставление по которому ожидаемого с действитель­
ным не помешает и далее их отождествлять даже при усилении требований
к точности соответствия по этому параметру.

• Если получаемая информация противоречива, то сознание как
логическая система стремится избавиться или исказить эту информацию
(закон Фрейда-Фестингера), т. е. стремится не осознавать имеющееся
противоречие.

• Если принятие решения ведёт к расхождению ожидаемого с
действительным (с точностью до ранее фиксированных критериев
соответствия), то время работы сознания увеличивается — сознание
дольше всего работает над той информацией, которая не соответствует
ожиданиям. Сказанное демонстрируется с помощью экспериментально
установленных законов:

• Обобщённый закон Хика: чем менее вероятен предъявленный
стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией
работает сознание. Принятие решения о совпадении ожидаемого с действи­
тельным занимает меньше времени, чем процесс опровержения.

• Закон разрыва шаблона: неожиданная смена контекста вызывает
эмоциональный шок и сбой в поведении до тех пор, пока в результате
длительной работы защитного пояса сознания не произойдёт переин­
терпретация (переструктурирование) ситуации, т. е. не будет найден новый
контекст, который порождал бы ожидания, более соответствующие
действительности.

• Закон Узнадзе: нарушение ситуативной закономерности ведёт к
разрушению привычных схем поведения, к затруднениям в принятии
самых простых решений, вызывает сбой в поведении и хаотические
попытки избавиться от навязанной ситуацией закономерности. Нарушение [окончание cтраницы 496]



 

Обзор пройденного пути

оожидании, связанных с закономерностью, наиденной для данной ситуации приводит или к ослаблению требований к точности соответствия, или к поиску (точнее, к угадыванию) иных закономерностей.

Та информация, которая полностью соответствует ожиданиям,
вообще перестаёт осознаваться. Неизменяющаяся информация пол­
ностью ожидаема, а потому сознание перестаёт над ней работать — эта
информация перестаёт осознаваться. Закон Джеймса: содержание созна­
ния не может оставаться неизменным. Сохранение осознаваемого обеспе­
чивается только путём его изменения, трансформации.

• Одним из способов удержания неизменной информации в
поверхностном содержании сознания может быть переход от этого поверх­
ностного содержания к базовому и обратно. Поэтому испытуемый не
способен без ошибок выполнять задачи, запрещающие ему осознавать
базовое содержание
(феномен интерференции).

• При слабых критериях соответствия существует огромное коли­
чество разнообразных ответов испытуемого, соответствующих этим крите­
риям. Ужесточение критериев соответствия последовательно отсекает
целые классы ответов. Но при этом никогда нельзя так ужесточить
критерии, чтобы одному стимулу соответствовал один-единственный
вариант ответа. Сознание всегда рассматривает любой конкретный стимул
(объект) в качестве члена некоего класса стимулов (объектов). Всегда
существует зона неразличения (зона обобщённости) стимулов.

• Каждый класс имеет более и менее типичных представителей.
Принадлежность к классу некоторого стимула определяется соответст­
воием этого стимула (с фиксированной точностью, т. е. внутри зоны нераз­
личения) наиболее типичному представителю данного класса (закон
Витген штейна-Рош).

• Всё осознаваемое осознаётся только в качестве членов некоего
определённого класса— в отличие от каких-то других классов. Отнесение
к классу строится на основе дифференциальных признаков, отличающих
данный стимул от других, ранее или одновременно предъявленных.

• Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака
сама является дифференциальным признаком, т. е. зависит от других
стимулов, используемых в опыте.

• Обобщённый лингвистический закон: в базовом содержании сознания
любой знак—омоним, т. е. принадлежит к разным классам или категориям,
а в поверхностном содержании этот же знак — синоним, т. е. эквивалентен
каким-то другим знакам, выражающим ту же категорию.

• Любое значение может быть приписано любому знаку. (На экспе­
риментальном подтверждении этого стоит всё учение об условных рефлек­
сах Павлова). Однозначной связи между знаком и значением изначально
не существует. Одно и то же значение может быть выражено разными [окончание cтраницы 497]


Обзор пройденного пути

знаками (т. е. у каждого значения есть синонимы). Любой знак всегда

приобретает в сознании несколько разных значений (т. е. каждый знак

всегда омоним, каждый знак относится одновременно к нескольким классам).

• Поэтому любой стимул осознаётся как член позитивно выбранного
класса. Но одновременно в базовом содержании он опознаётся и как член
каких-то других классов, которым также принадлежит, при этом по крайней
мере часть из них негативно выбирается (и не осознаётся). Негативно
выбранное отнесение стимула к классу не тождественно отсутствию
отнесения
к этому классу.

• Для сознания отождествление есть операция отнесения разных
явлений или стимулов к одному и тому же классу. Причём, согласно
обобщённому лингвистическому закону, к этому классу необходимо
относятся ещё какие-то явления, а каждое из отождествлённых явлений
относится ещё и к каким-то другим классам.

• Расширение зоны неразличения происходит за счёт смягчения
требований к соответствию между ожидаемым и действительным, что
ведёт к увеличению числа синонимов к сделанному позитивному выбору.
А следовательно, расширение зоны неразличения ведёт к отождествле­
нию сходных объектов.

• Закон последействия фигуры: повторное предъявление стимула из
зоны неразличения побуждает сознание повторять выбор предшест­
вующего ответа. Случайный выбор одного из не различимых при осозна­
нии, но реально различимых вариантов (т. е. выбор одного из синонимов)
получает статус закономерного. В последующем сделанный выбор упорно
защищается, в том числе и путём фиксирования выбранной зоны
неразличения.

• Следствие закона последействия фигуры: если человек приобрёл опыт
овыделения дифференциальных признаков с определённой точностью,
позволяющей относить данный стимул к конкретному классу, то он будет и
далее выделять с фиксированной точностью именно эти признаки.

• Закон последействия позитивного выбора: при предъявлении
стимула защитный пояс сознания, прежде всего, пытается отождествить
этот стимул с тем классом стимулов, который до этого уже был позитивно
выбран. Этот закон позволяет осознавать один и тот же объект как принад­
лежащий к тому же самому классу, даже если сам этот объект изменяется.
Ранее сделанный позитивный выбор упорно накладывается на последу­
ющие стимулы, одновременно растягивая зону неразличения. В
принципе, любые последующие стимулы всегда можно осознавать как
принадлежащие к тому же самому классу.

• Закон последействия фона: если сознание не нашло адекватный
ответ на стимул, то повторное предъявление этого же стимула в той же [окончание cтраницы 498]



 

Обзор пройденного пути

ситуации побуждает сознание повторно не осознавать не данный при предшествующем предъявлении ответ. Упорный пропуск ответа или настойчивый повтор разных ошибочных ответов может выступать индикатором последействия фона.

• Осознание того или иного фрагмента базового содержания
сознания может быть заменено лишь осознанием другого фрагмента
базового содержания. Сознание осуществляет только выбор — оно не
может принять решение, которое заранее не имеет. В базовом содержа­
нии заранее должны присутствовать все варианты позитивного выбора—
не только настоящего, но и будущего.

• Человек осознаёт (позитивно выбирает) логически непротиво­
речивую конъюнкцию частных значений текста, т. е. принимает данную
интерпретацию как очевидную.

• Осознание процесса выбора происходит тогда, когда последующий
текст не соответствует имеющимся ожиданиям. Механизм сознания активно
работает над такой ситуацией, и время его работы увеличивается в
зависимости от степени неожиданности. Если расширение текста не
соответствует интерпретации, вытекающей из принятых ранее пресуппозиций,
то эмоциональный сбой продолжается до тех пор, пока не изменятся приня­
тые пресуппозиции. С каждым следующим отвержением в процессе
осознанной работы происходит сужение диапазона классообразования (закон
Ланге).

• При изменении ситуации наблюдаются две параллельные тенденции:
в поверхностном содержании — тенденция сохранить предшествующий
позитивный выбор (путём расширения зоны неразличения); в базовом содер­
жании —тенденция отнесения данного стимула к другим (ранее негативно
выбранным) классам. Может наступить момент, когда то, что ранее было
негативно выбрано, становится предпочтительнее. Тогда позитивный выбор
отвергается и заменяется другим. Переход от одного понимания ситуации к
другому, таким образом, должен происходить сразу, без переходов, т. е.
революционно (феномен инсайта, закон последействия негативного выбора).

Сознание создаёт свою собственную систему знаний. Накопив определённый опыт подтверждения своих догадок, оно сохраняет од­нажды выбранные критерии соответствия, опыт отнесения стимулов к тем или иным классам, а в целом рассматривает подтверждённые до­гадки как верные, а отвергнутые варианты — как неверные. И всё, с чем оно в данный момент не работает, помещает в своё базовое содер­жание. Но при всём при этом оно обязано уметь (и обычно умеет!) корректировать свои представления.

До сих пор мы рассматривали работу сознания, которое во что бы то ни стало отождествляет действительное со своими ожиданиями, и [окончание cтраницы 499]


 

Обзор пройденного пути

тем самым рисовали чересчур уж отрешённую от яви картину. Созна­ние строит свой собственный, во многом воображаемый и весьма далё­кий от реальности мир. Этот мир сознания — всего лишь догадка о том, каков мир в действительности. В этом мире всё детерминировано, всё взаимосвязано. А далее сознание работает так, что почти всегда подтверждает собственные гипотезы-догадки об окружающем мире, всё время пытается отождествить свои ожидания с реальностью. Если бы работа сознания только этим и ограничивалась, то реальность не была бы ему вообще доступна. Сознание имеет много возможностей подтверждать свои гипотезы. Всегда можно выбрать такие слабые тре­бования к точности соответствия, когда всё что угодно может быть отождествлено со всем чем угодно. И всегда существует такой при­знак, по которому можно отождествить два во всём остальном совер­шенно различных явления.

Конечно, психологи и философы всегда подчёркивали: сознание субъек­тивно, результат работы сознания зависит отнюдь не только от объектив­ной ситуации. Психологи-практики—такие, как А. Адлер,—вообще утвер­ждали: для того чтобы быть психически здоровыми, мы должны рассматривать наши убеждения как вымыслы, а гипотезы — как фанта­зии '. Более естественнонаучно ориентированные учёные — например, Ю. М. Забродин — говорят осторожнее: в подавляющем большинстве случаев у людей нет точного знания реальной ситуации, а есть лишь иллюзия этого знания 2. Но всё же, всё же... Разве не сознание даёт нам знание о мире? Не может же быть, чтобы всё, что мы в этом мире осо­знанно делаем, было заведомо ни с чем не соотносимой чепухой. Если мы хотим описывать нормальную (не патологическую) работу сознания, мы должны найти логическую возможность того, чтобы осознаваемые ожида­ния (гипотезы) могли бы, при определённых условиях, быть признаны не­воерными или в целом, или хотя бы частично, т. е. могли корректироваться.

Сознание способно более-менее адекватно отражать окружающее. В противном случае поведение здоровых людей нельзя было бы отли­чить от поведения психически больных, не умеющих корректировать свои гипотезы об окружающем мире и о самих себе. Процесс познания предполагает не только подтверждение своих ожиданий, не только их корректировку, но и хотя бы в некоторых ситуациях — их опровержение. Познание, иными словами, обязано быть чувствительно к обратной связи. [кончание cтраницы 500]

__________________

1См. Хиллман Дж. Исцеляющий вымысел. СПб, 1997, с. 136-137. Такая позиция, наверное, полезна для практического психотерапевтического воздействия, но уж очень она однобока.

2Забродин 10. М. Очерки теории психической регуляции поведения. М., 1997,с. 31.



 

Обзор пройденного пути

Для того чтобы субъективный мир был более-менее адекватен реальности, сознание должно ещё исправлять собственные ложные представления, должно быть способно выходить за пределы собственной сферы и весьма существенно изменять свой взгляд на мир. Надо понять, как сознание преодолевает собственный защитный пояс, и надо ещё оправдать эту возможность логическими средствами.

Как же механизм сознания формирует на своей поверхности более-менее адекватное отражение реальности? Сознание способно изменить то, что заведомо принимает за очевидное. Оно работает с тем, что осознаётся, т. е. со своим поверхностным содержанием. Сознание активно проверяет собственные гипотезы, ставя реальные эксперименты и оценивая результаты тех действий, которыми оно самостоятельно управляет. Связь сознания с деятельностью — не выдумка советских психологов. Только деятельность, о которой идёт речь, — это действия по проверке собствен­ных гипотез. Начиная с произвольных построений, сознание, тем не менее, с каждым следующим шагом (методом последовательных приближений) уточняет и корректирует своё видение мира. Как оказывается, этот итеративный процесс не так уж сильно зависит от начальной догадки.

Мы убедились при рассмотрении самых простых экспериментов, что наше сознание при любой операции неизбежно порождает смыслы, насыщает мир этими смыслами. Тем самым естественнонаучный взгляд на сознание, развиваемый психологикой, приводит к весьма важному для гуманистического мировоззрения выводу: сознание конструирует смыслы, а не находит их в окружающем мире. Именно в этом конструировании сознание проявляет свою свободу, потому что в ореальном мире нет никакого смысла. Б. Рассел справедливо рисует нам мир, описываемый наукой, как полностью бессмысленный: человек есть продукт действия причин, не по­дозревающих о цели, к которой они направлены; его рождение, рост, его надежды и страхи, его любовь и вера — всё это результат случая; никакой героизм, никакое воодушевление и напряжение мысли и чувств не сохранят человеческой жизни за порогом смерти; вся многовековая работа, всё служение, всё вдохновение, весь блеск человеческого гения обречены на то, чтобы исчезнуть вместе с гибелью Солнечной системы; храм человече­ских достижений будет погребён под останками Вселенной. И только в опоре на эти истины, уверяет Рассел, только на твёрдом фундаменте пол­ного отчаяния можно строить надёжное убежище для души '. Жизнь не имеет никакого смысла: ни мудрого, ни глупого, ни абсурдного, ни трагично­го, ни какого иного, — размышляет по этому же поводу Н. Н. Трубников. [кончание cтраницы 501]

____________________

1Рассел Б. Поклонение свободного человека. В его кн.: «Почему я не христиа­нин». М., 1987,с. 16.


 

Обзор пройденного пути

Этот ответ, по его мнению, не только более честный, но и более обнадёжи­вающий, чем какой бы то ни было другой. Ибо он предполагает возмож­ность не столько находить смысл, сколько созидать его, творить и сооб­щать жизни '.

Стремление сознания догадаться о том, как устроен мир, позво­ляет из весьма скудной информации, которую человек в реальности полу­чает от органов чувств, многое узнать о космосе и о микромире, о дру­гих людях и о самом себе (не только о своём физическом теле, но и о своём «Я», о своём сознании и бессознательном). Но свобода сознания в выборе догадок всегда оставляет возможности для ошибок, неточно­стей, неправильного понимания. Поиск истины не может закончиться. Каждый человек (в том числе, разумеется, и автор этой книги) в луч­шем случае является лишь искателем истины, а не её обладателем.

Путь, который нам ещё предстоит пройти, приведёт к странным, на первый взгляд, результатам. Мы выясним, что сознание с логической неизбежностью принципиально множественно. Именно совокупность неосознаваемых человеком разных собственных сознаний позволит да­лее ввести представление о психике. Наше Я (нам ещё потребуется определить, что это такое) не осознаёт этих сознаний, но получает от них эмоциональные сигналы. А в результате придётся снова вернуться ко многим психическим феноменам, обсуждавшимся в этом томе. Неожи­данно также выяснится, что отражение и доеятельность — всегда, казалось бы, взаимосвязанные — на самом деле исходно независимы друг от друга (ранее я называл это параллельностью сенсорного и мо­торного 2).

Осознание, как было сказано, является результатом процесса клас­сификации, т. е. связано с приданием стимулам какого-либо значения. Мы увидим, как представление о позитивном и негативном выборах позволит ещё дальше продвигаться в описании процесса смыслообра-зования. Но при этом поневоле придётся на другом языке повторно изло­жить уже известные законы работы сознания. В свою очередь, этот новый язык откроет нам дорогу к новым законам. И на этом пути мы с других позиций вернёмся к взгляду Джеймса на природу эмоций, подойдём с неожиданной стороны к фундаментальным и мучительным пробле­мам: проблеме свободы выбора, происхождения социального, ко мно­гим феноменам культуры. Впрочем, делать подробный анонс рано, сле­дующий том ещё не завершён, а потому, надеюсь, мне самому предстоит ещё удивиться тому, куда он меня заведёт... [кончание cтраницы 502]

_________________________

1 Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни.// Квинтэссенция. М., 1990, с. 438. ; 2Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии.



 

Обзор пройденного пути

Главная задача данной книги — описание известной психологи­ческой экспериментатики с единообразных позиций. Разумеется, не мне судить, насколько это удалось. Но была и дополнительная задача: хотелось передать моё восхищение — если угодно, даже наслаждение — остроумием экспериментаторов, а для этого попытаться передать ра­дость от встречи с умным и ясным экспериментом. И если хотя бы нескольких студентов-психологов эта книга вдохновит на проведение самостоятельных экспериментальных исследований, у меня будет пол­ное право считать, что проделанный труд не напрасен.

Теоретические схемы обладают волшебной силой. Они завора­живают или раздражают. Этим они стимулируют новые исследования, подтверждающие или опровергающие догадки теоретиков. В этом томе изложен простой, но непривычный взгляд на механизм и функцию со­знания. Этот взгляд изменяет видение многих известных психологи­ческих феноменов — последействия фигуры (которое оказывается свя­занным с последействием смысла), забывания (как следствие закона Джеймса), порогов чувствительности (как следствие закона класси­фикации и закона Витгенштейна-Рош), вытеснения (как следствие пос­ледействия негативного выбора), интерференции (как следствие не­произвольного контроля за правильностью выполнения игнорируемого задания), защитных механизмов личности (которые являются частным случаем защитного пояса сознания), а также множества других фено­менов, о которых шла речь на протяжении всего этого тома.

Наверняка через какое-то время будет найден новый взгляд, и новые теоретики уже в XXI в. будут разрабатывать иные догадки о природе сознания. Что ж! Теоретические построения всегда покоятся на логической идеализации, а потому уязвимы. Однако эксперименты, проведённые под воздействием теоретического замысла, остаются на­всегда, даже если они этот замысел отвергают. Более того, экспери­ментальное опровержение обладает чудодейственной силой. Ведь, как говаривал К. Поппер, если научное построение опровергается в резуль­ тате специально поставленных экспериментальных исследований, то автор этого построения может гордиться — он создал действительно научную теорию. А я уверен: любая новая теория должна прежде всего объяснить тот круг феноменов, который мы здесь рассматривали. И найти новые феномены.

В конце концов, именно в этом вечном движении, вечном поиске истины и состоит неувядаемая прелесть естественной науки. [окончание cтраницы 503]


ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ Эмпирические феномены, эффекты, законы:

автокинетический эффект 373

автоматизм, автоматизированные действия 159, 160, 162, 163, 235, 248, 332,

361, 362, 371, 378

адаптации уровень 465

асимметрия полушарий и осознание 144, 145 ассимилятивного действия и контрастной оценки закон 465 атрибуция каузальная 297, 298

афазия 355, 354, 473

билингвизм 347, 351, 353, 366, 367, 451, 487

бредовые идеи 52, 57, 318

внушение постгипнотическое 170, 171,333

двойственные изображения и их реверсия 190, 194, 327, 372, 373, 390, 396,

397, 455, 456, 465, 482

восприятие невесомости 335, 336

вытеснение 173, 176, 178, 180, 234, 247, 320, 323, 326, 457, 458 галлюцинации 52, 317, 375

гамма-движение 462

генерализация 408, 409

генерализация контекстуальная 492

генерации эффект 473-476

генотропизм (по Зонди) 242

гештальта законы 188, 189, 191, 192, 194, 300

гипноз 151,152,170,179,235,277-280,282,362,379,417 «горячей руки» эффект 301

границы сознания 127, 132, 155, 208, 228-234, 240, 246, 264, 268, 270, 271 — ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400 действия незавершенные 390—392

диссоциация образа при изменении сопровождающих элементов 155, 436, 437 детерминирующая тенденция 129-131, 313

запоминание с дистрактором 389, 395, 400, 411, 412

золотое сечение 132

изоляция сенсорная 375

иллюзия луны 435

импринтинг 164, 165

инверсия сетчаточного образа 336, 337, 350 инкубация 24, 458, 459

инсайт, озарение 24,191, 459, 477, 493

интеллектуальные тесты 200,267 интенция парадоксальная 398 [кончание cтраницы 504]


Предметный указатель

Ирвина эффект 296

константности феномен 415, 460

контрастность и фокус контраста 439, 484, 486

лента жизни 282-283

локализация звука 263,272

Марбе закон 351

Марсела эффект 274, 409

мнемотехника 349, 376, 377

мышление первобытное 291, 292

«на кончике языка» феномен 128, 479

насыщение при восприятии движения 373

научение распределенное vs научение концентрированное 481, 482

невроз экспериментальный 329, 330

недизъюнктивности мышления феномен 477, 482

«нога в дверях» феномен 462, 463

обобщенности феномен 412

ограничения по объёму 79-84, 127, 128, 138, 229, 236, 237, 246, 363, 400

ореола эффект 406, 449

отрицательной асимметрии начальной самооценки эффект 440

очевидность непосредственная (самоочевидность) 41—43, 49, 58,113,115,121,

143, 171, 172, 211, 243-245, 253, 254, 256, 257, 316, 368, 369, 371, 386,

499

ощущения отрицательные 136, 140, 247 память феноменальная 281, 383-386, 436 парадокс лжеца 312, 313

псевдогаллюцинации 52

переживание горя 334, 335

период рефрактерный 390, 396

перцепции закон (Н. Н. Ланге) 403, 404

Петерсонов эффект 389, 395

поведение суеверное 302, 303

последействия фигуры (по Рубину) 189, 194, 452

послеобраз 317, 374

послефигурное воздействие (последействие фигуры по Гибсону) 359, 360

постоянной смены впечатлений закон 359

превосходства объекта эффект 435

превосходства слова эффект 435

привязки эффект 466

приобретённой эквивалентности сигналов эффект 452

предъявление дихотическое 231, 232, 390, 396, 412

предъявление диоптическое 273, 326

прогнозирование в вероятностной среде 299-301, 354, 451

простого различения фбноМен 433, 434

прототипы 420-423 [окончание cтраницы 505]


Предметный указатель

 

псевдогаллюцинации 52

псевдопамять 422, 423

психического пресыщения эффект 363, 364

развития сознания закон (Клапаред) 166, 369—371

Раншбурга феномен 360

рефлекс условный 148-151, 330, 407, 414, 415, 497

рефлекс ориентировочный 343-345

реминисценция 481, 482

роль социальная — тенденция к определенности 333, 337, 338

сбережение (в памяти) 139, 140. 247, 275, 283, 313

сверхгенерализация 405

сверхрегуляризации феномен 298

сглаживание когнитивного диссонанса 323, 324, 466, 467

сдвиг мотива на цель 259

семантической сатиации феномен 360, 361

синдром зеркала 35

слух абсолютный 276, 471

сновидения 174-179, 282, 491, 492

состояние коматозное 145

состояние сомнамбулическое 160, 235, 280

стабилизированные изображения 359, 363, 371, 372

сличение 225-227, 313, 495

Струпа феномен 389, 393-395, 397, 399, 400, 411

субсенсорное (подпороговое) восприятие 271-274

схема тела 367

терапия смыслом (борьба с бессмысленностью) 214, 215, 301

техника поведенческого оспаривания 317, 318

тремор 378, 379

тренировка 384, 372, 414

установка как осознаваемая преднастроика 127, 154

установка неосознаваемая 181, 247, 313, 338-340

фи-феномен 185, 186

Фехнера закон 134-136, 187, 188

фон Рёсторф эффект 349

Хика закон 345, 346

Эббингауза закон 138, 139,453

эмоциональное предвосхищение решения задачи 477, 478

этнометодологический эксперимент 332

эффекта закон 198,302 [окончание cтраницы 506]


Именной указатель

Психология (и психиатрия):

Абабков В. А. 63

Абельсон Р. 13

Авалашвили А. М. 461

Августинек А. 277

Авербах Э. 229

Агеев В. С. 440

Адлер А. 30,89, 90, 108, 109, 180,

182, 500.

Айзенк Г. 66

Алампей Д. 465

Александров А. А. 193

Альтенвегер А. 243

Аминев Г. А. 305

Андреева Г. М. 14, 191

Анциферова Л. И. 130

Арнхейм Р. 132, 185, 300, 469, 470

Аронсон Э. 325, 334

Арохова О. 395

Асмолов А. Г. 205

Аткинсон Р. 82,376

Ах Н. 129, 278, 365

Байер Л. 475

Баллонов Л. Я. 374

Бардин К. В. 34, 136, 418, 419,433,

442

Бартлетт Ф. 222, 383

Басов М. Я. 204

Бассин Ф. В. 182, 278

Безносюк Е. 273

Бейвелас Л. 302, 303, 331

Бек А. 65, 318

Бендлер Р. 59

Бёрдзалл Т. 416

Березанская Н, Б. 449

Берн Э. 180, 181

Бернгейм И. 170

Берне Р. 450

Бехтерев В. М. 196, 280, 333, 358,

407, 408, 417, 454

Бжалава И. Т. 317, 340, 353, 467, 473

Бине А. 200

Блак Г. 345

Блийер Э. 170

Блинков СМ. 279

Блонский П. П. 373, 374

Богомолова Н. Н. 14, 192

Боринг Э. 123, 124, 200, 455

Борисова М. Н. 433

Боуман Й. 189

Братусь Б. С. 193

Браун Р. 479

Брем Дж. 458

Бродбент Д. 223

Брунер Дж. 223, 297, 449, 451

Брушлинский А. В. 477, 478

Брэйн М. 492

Брэнсфорд Дж. 383

Бугельский В. 465

Бушке Г. 229

Бэгби Дж. 326

Бэкен П. 304

Бэллард П. 481

Бэн А. 30

Бюлер К. 129, 382

Вагенаар В. 304, 305

Вайсштейн Н. 435

Вайткявичус Г. Г. 313

Валлон А. 378

Валлон Р. 301

Веккер Л. М. 142, 248, 404, 412, 435,

446

Величковский Б. 82, 274, 348, 390 [окончание cтраницы 507]


 

Именной указатель

Вергилес Н. Ю. 359

Вертгеймер М. 184, 185, 187, 188,

191, 199, 297

Вертхаймер М. 164

Верч Дж. 208

Викенс Д. 273

Винникот Д. 65, 302

Виноградова О. С. 409

Виттельс Ф. 184

Войтенко Т. П. 433

Волицкий Д. 455

Вудвортс Р. 222

Вудсон У. 416

Вундт В. 66, 83, 123-128, 130, 138,

140, 153, 154, 170, 185, 200,

222, 228, 230, 246, 259, 313

Вучетич Г. Г. 82

Выготский Л. С. 96-98, 131, 157,

201,204-209, 247, 282, 331,

427

Вюрпилло Э. 350

Гальперин П. Я. 208. 268

Ганзен В. А. 207

Гарднер Г. 424

Гарфинкель Г. 332

Гербарт И. 124, 125, 283

Герген К. 43 7

Геффен Дж. 230

Гибсон Дж. 359

Гилфорд Дж. 267

Годфруа Ж. 160, 196, 375, 408, 464

Голубев Г. Г. 257

Голубиное В. В. 355

Гольдштейн К. 214, 353

Горбатенко А. С. 31

Гордеева Н. Д. 367, 396

Гордон В. М. 212

Граник Г. Г. 341

Грановская Р. М. 319, 376

Грегори Р. 264, 404

Грин Дж. 369, 469, 470

Гриндер Дж. 59

Грэгг В. 349

Гурова Л. Л. 294, 406

Дерябин B.C. 434

Джадсон А. 326

Джеймс У. 41, 54, 55, 62, 64, 124, 128,153-159, 166, 170, 200, 223, 247, 248, 250, 255, 278, 313, 356, 362, 379, 436, 437, 492

Дженнигс Д. 316

Джеффри У. 452

Джилович Т. 301

Джонсон-Лэрд Ф. 413,429

Диксон Г. 467

Доминовски Р. 475

Дормашев Ю. Б. 232, 344

Дункер К. 191

Дьюи Дж. 159, 160

Дэвис Дж. 210

Жане П. 234, 235, 243, 333

Ждан А. Н. 130

Журавлев А. 273

Забродин Ю. М. 136, 355, 500

Закс Ж. 470

Залевский Г. В. 341

Запорожец А. В. 372, 439

Зачесова И. А. 367

Зейгарник Б. В. 192, 204, 331, 364, 391, 433

Зиглер Д. 217,458

Зимбардо Ф. 325, 332, 333, 337, 338

Зинченко В. П. 3, 82, 122, 212, 223, 228, 246, 302, 359

Зинченко П. И. 458, 474

Зинченко Т. П. 37, 227, 436

Зонди Л. 242, 243

Иванников В. А. 32, 34, 299

Иванов В. О. 450

Иванова Н. 275,276

Игл М. 455, 479

Изард К. 30, 326

Ирвин Э. 296

Иткин Н. Г. 278,279

Иттельсон У. 368 [окончание cтраницы 508]


Йенсен А. 400

Йетс Ф. 108, 349

Йост А. 481

Кавагучи И. 340

Канеман Д. 466

Кантор Г. 348

Канфер Ф. 65

Карлсмит

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...