Первая история украинской моды
Обнаружил сегодня на Facebook очень интересную страничку Ukrainian Fashion Museum. Там же опубликована заметка, посвященная истории украинской моды. Прочитал с удовольствием, тем более этой информации нигде раньше не встречал-) Ирина Дратва. Клубная коллекция. 1996
Алексей Залевский. Модель Ольга Плотникова. 1996
Начало 90-х годов в нашей стране было как раз таким переломным временем – неудивительно, что все искусства в это время переживали серьезную встряску. Серьезные потрясения происходили и в моде, которая еще недавно была таким же идеологическим плацдармом, как живопись, кино или литература. Старая идеология умерла, и эстетика, ее обслуживающая, оказалась подвешенной в воздухе, она больше не соприкасалась с шестеренками реальной жизни. И вот тут появились люди, которые предложили в этой области нечто радикально новое – причем не все вместе, а каждый свое.
Украинские дизайнеры, которых в 90-е объединили в условное направление «авангардная мода», на самом деле работали в совершенно разных стилях и, честно говоря, в творческом плане имели друг с другом очень мало общего. Их не объединяло ничего, кроме того, что все они НЕ работали в эстетике постсоветской моды. Жизнь «авангардной моды» была короткой – с 1994 по 1996 год, однако жизнь эта была исключительно яркой, потому что за это короткое время на подиумах был представлен целый букет разнообразных творческих решений. Опираясь на такие немеркнущие образцы модного нон-конформиза, как творчество Жана-Шарля де Кастельбажака, Пьера и Жиля, гей-культуру и молодежный клубный стиль, «авангардная мода» предложила несколько вариантов новой, отличной от советской эстетики. Алексей Залевский. Из коллекции "Страсти по бутылке". 1994 Модель Снежана Горова
В 1994 году в Москве открывается журнал «Птюч» -- и появляется одноименный клуб, который стал центром нарождающейся клубной моды из России и сопредельных стран. Слово «рейв» прочно входит в модный лексикон. В это же самое время в Украине повляются очаги арт-моды -- сразу в нескольких городах и практически одновременно. Поначалу одесситка Ирина Дратва, львовянка Олеся Савенко и киевлянин Алексей Залевский жили и работали абсолютно автономно, каждый в своем городе и в своем кругу. Однако у них были общие черты: «мода», которой они занимались, была очень ироничной; она была не просто работой, но неким системным фактором, который создавал вокруг этих дизайнеров круг последователей, единомышленников и просто добровольных помощников. Наконец, никто из перечисленных дизайнеров не был профессиональным модельером в том смысле, что не заканчивал институт по специальности «дизайн одежды».
Ирина Дратва. Фотосессия коллекции "Конец цитаты" в мастерской А. Ройтбурда 1995
К 1994 году Ирина работала в двух параллельных напрвлениях. Первым была клубная мода, которая началась с шапочек – смешных, ярких, абсурдных, из пестрых искусственных материалов. Затем к шапочкам прибавились такие же «кислотные» рюкзаки. И уж потом, как утверждает Дратва, просто для того, чтобы все это можно было показывать, дизайнер дошила к аксессуарам одежду – и назвала коллекцию «Пушистая клубника». Эта «Клубника» и последовавшая вскоре за ней «Одежда для сегодня или новый фетишизм», стали первыми украинскими клубными коллекциями – со стопроцентным попаданием в тренды и целевую аудиторию. Ирина Дратва. Коллекция "Одежда для сегодня или Новый фетишизм". 1995
Примерно в это же время – осенью все того же 1994 года – киевлянин Алексей Залевский, который незадолго до этого закончил сразу два факультета Одесского театрально-декорационного училища: кукольник и гример – показывает на киевском фестивале «Alta Moda» коллекцию «Страсти по бутылке». Практически без всякой раскачки – это был едва ли не первый его публичный показ – он представил остроумное шоу, в котором театральные по своей природе костюмы «работали» как fashion-объекты и создавали новые модные образы. «Спектакль» произвел фурор и стал очень востребованным – в то время об успехе коллекции судили по количеству предложений показать ее еще раз. Алексей Залевский. Модель из коллекции "Страсти по бутылке". 1994
Пригласительный на один из первых львовских показов Олеси Савенко
Итак, в Украине появились совершенно новые, интересные, ни на кого не похожие дизайнеры. Что ж, к их появлению уже все было готово. Как раз к этому времени в нашей стране в изобилии возникли модные фестивали (Аlta Moda, на которую, в частности, приезжали россияне – Владимир Бухинник, Андрей Шаров, Владимир Мандриков, Маша Цигаль, «Волшебная Игла» и «Дни национальной моды» – подробно об этом мы расскажем в следующей части «Истории»). К тому же вдруг оказалось, что ни одно уважающее себя мероприятие, будь то презентация журнала, выставка или ярмарка, не может обойтись без модного показа. Страна узнала своих героев, и внезапно у наших дизайнеров оказался плотный гастрольный график – в разных городах их ждали, чтобы увидеть их необычные модели. Они показывались вместе и по отдельности, в клубах, театрах и концертных залах. Казалось, что жизнь украинской «авангардной моды» совершенно удалась – ведь тогда дизайнеры и их коллекции жили по законам шоу-бизнеса: мерилом успеха и вообще основным критерием существования были собственно показы-выступления. В этот короткий период авангардная мода оказалась настолько модной, что даже некоторые художники, подвизавшиеся на ниве contemporary art, решили попробовать себя на этой преспективной стезе. Первой обратила внимание на сопредельную область творчества художница Оксана Чепелик, которая представила в 1995 году на конкурсе «Волшебная Игла» впечатляющих размеров инсталляцию под названием «Рождение Венеры». В высоту объект был метров 5. Дело было на Певческом поле, в лучах заходящего солнца и софитов надутый полиэтилен загадочно светился, объект выглядел эффектно, но главный его смысл был в самом прецеденте – справедливости ради нужно признать, что до этого таких огромных fashion-перформансов в Украине еще не было. Илья Чичкан на фоне своей инсталляции "Спящие принцы Украины". 1998
Вторая половина 1996 года стала временем, когда «авангардная мода» в Украине достигла своего расцвета. Имена немногих дизайнеров многократно растиражировали медиа, они стали известными людьми, и на волне собственной популярности Олеся Савенко задумала серию цветных вечеринок, которые должны были пройти во Львове. У нас не было своего клуба «Птюч», но очень хотелось создать площадку, пусть виртуальную, для «своей» моды». Первой и, по факту, единственной вечеринкой в серии стала Оранжевая (никакой связи с Оранжевой революцией, дествительно никакой, простое совпадение). На ней, помимо самой Савенко, должны были показывать свои коллекции все та же Ирина Дратва, донецкий дизайнер Виктор Григорьев и москвич Владимир Мандриков – резидент клуба «Птюч», с которым наши дизайнеры успели сдружиться во время его регулярных показов на «Аlta Moda». За месяц до мероприятия Олеся Савенко купила на секонде 10 пар оранжевых штанов (рабочая одежда), стала носить их сама и раздала всей своей команде. Кроме того она маниакально скупала ткани оранжевого цвета. В сером, унылом Львове люди в оранжевом выглядели просто феерично – тогда еще бабушки были настолько непугаными, что очень легко можно было добиться то, чтобы они оборачивались тебе вслед и показывали пальцем. Не менее вызывающе выглядела и сама вечеринка – в каком-то не вполне безопасном клубе один за другим шли показы какой-то вполне безумной, на взгляд обывателя, одежды. Тем не менее проекто прошел успешно, участники, гости и пресса остались довольны и вечеринку решено было повторить, но уже в черном цвете – на Новый год. Однако вышло так, что новогодние «авангардные показы» прошли в Киеве. Так случилось, что эпатажный московский дизайнер и стилист Раф Сардаров, в 1995 году приехавший в Киев на фестиваль «Дни национальной моды», спустя год сумел договориться с директором Центра развития моды о проведении серии вечеринок под общим названием «от Рождества до Рождества», которые должны были длиться две новогодние недели – с конца 1996 до начала 1997 года. С наибольшим азартом он готовился к Сексуальной вечеринке, на которую, помимо украинских дизайнеров, пригласил все еще находящегося в зените славы эпатажного дизайнера Андрея Бартенева с его перформансом «Нижнее белье для жителей Африки». Бартенев же в свою очередь пригласил приехать в Киев проветриться донельзя эпатажного персонажа – британского скульптора, художника, дизайнера и мастера перформанса Эндрю Логана – друга Джармена и организатора скандально известного международного травести-конкурса «Альтернативная Мисс мира». В Киеве никому из местной публики не известный Логан скромно представил в фойе небольшую коллекцию эффектных украшений из осколков зеркал и c милой улыбкой отсмотрел фантастическую по своей эклектичности программу, в которой, наряду с опять-таки «Сексуальными игрушками» и проcто приличными коллекциями вроде мужского трикотажа Натальи Соболевой были напиханы потрясающие раритеты типа шляпок из соломки, коллекций «Осенние мотивы» и прочей постсоветской дребедени. Олеся Савенко. Коллекция "Сексуальные игрушки". 1994
К тому же, даже в пору своего наибольшего расцвета «авангардная мода» была маргинальной по отношению к «большой» украинской моде. В то же самое время, когда проходили клубные показы и «Оранжевые вечеринки» настоящие, всамделишные дизайнеры – Лилия Пустовит и Сергей Бызов, Алена Ворожбит с Татьяной Земсковой и Анжела Лисица с Ириной Куцюк показывали настоящие, взрослые коллекции, а множество людей вокруг пытались создать инфраструктуру для существования украинской моды. В следующем, 1997 году произошел переход от фестивалей к профессиональным «Сезонам моды» -- всему этому будет посвящена следующая глава нашей «Истории». Это была сложная, нужная и важная работа, и она делалась для того, чтобы украинская мода была. Но «авангардной моды» со всей ее непоследовательностью, сбивчивой скороговоркой противоречивых идей и шармом в Украине уже больше не было. Из коллекции рюкзаков Ирины Дратвы. В качестве моделей художники Фил Перловский и Глеб Катчук
Алексей Залевский стал профессональным дизайнером, маститым постановщиком – правда, он и до сих пор не всегда может удержаться в рамках старого доброго prêt-a-porter.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|