Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изложение основного материала исследования

КОНЦЕПЦИЯ СИНЕРГИЗМА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

Автор: студентка гр. МЭ-117М – Левада Е.О.

Научный руководитель: к.э.н., доцент Цвилый С.Н.

ВВЕДЕНИЕ

Современные условия ведения бизнеса, характеризующиеся процессами интернационализации и ужесточения международной конкуренции, требуют от субъектов хозяйствования смелых подходов к развитию и максимального использования системных эффектов при управлении своей деятельностью. Течение последнего мирового экономического кризиса показало, что более устойчивыми и конкурентоспособными в изменяющихся условиях внешней среды являются бизнес-структуры, имеющие формы альянсов, союзов, финансово-промышленных групп. У истоков образования таких структур лежит стратегия синергизма, предполагающая повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов, инфраструктуры или различных сфер деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования является изучение концепции синергизма в деятельности хозяйствующих субъектов. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: исследование понятия «синергизм»; выявление его источников; изучение типов синергизма; определение роли синергизма в современных условиях ведения бизнеса.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Впервые термин «синергия» или «синергизм» был введен английским физиологом Шерингтоном более ста лет назад в ходе исследования мышечных систем и управления ими со стороны спинного мозга. Позднее, профессор Хакен Г. обозначил этим термином процесс самоорганизации, определяемый совокупным, кооперативным действием большого числа объектов. Весомый вклад в развитие концепции синергизма, разработку оценок положительного и отрицательного синергетического эффекта внесли исследователи: Портер М., Ансофф И., Гемел Г., Кантер Р., Кэмбелл Е., Стрикленд Т., Томпсон М., Черт С. и др. [1; 2].

В экономический обиход понятие «синергия» ввел Ансофф И. Он считал, что изначально концепция синергизма представляла собой «переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных стратегических единиц бизнеса». В современной трактовке синергизм – стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Эффект синергизма часто называют эффектом «2+2=5», отображающим то явление, когда взаимодействие нескольких бизнес-единиц дает большую эффективность по сравнению с функционированием их по отдельности [4, с.408; 5, с.133].

Существуют следующие источники синергического эффекта:

1) Экономия расходов. Она связана с операционной деятельностью и возникает в менеджменте, маркетинге, производстве или реализации за счет роста масштабов производства.

2) Экономия финансов. Она возникает вследствие относительно меньших трансакционных издержек на проведение операций и более детального изучения финансовой деятельности компании.

3) Разная результативность управления, допускающая возможность более эффективного использования средств (фондов) предприятия после слияния.

4) Усиление власти на рынке за счет ослабления позиций конкурентов [6, с. 867].

Наиболее распространенной типологией синергизма является классификация Ансоффа И. По его мнению, существуют синергизм продаж, оперативный, инвестиционный синергизм и синергизм менеджмента. Рассмотрим каждый тип синергизма более подробно.

Синергизм продаж может иметь место, когда для нескольких товаров используются одни и те же каналы распределения, управление процессом продаж происходит из единого центра или используются одни складские помещения. Если весь ассортимент продукции состоит из взаимосвязанных товаров, они реализуются совместно, что повышает эффективность работы торгового персонала.

Оперативный синергизм является результатом более эффективного использования основных средств и персонала, распределения накладных расходов, совместного проведения обучения, крупных закупок.

Инвестиционный синергизм является следствием совместного использования производственных мощностей, общих запасов сырья, переноса исследований и разработок с одного продукта на другой, общей технологической базы, совместной обработки изделий, использования одного и того же оборудования.

Синергизм менеджмента способен оказать большое влияние на величину эффекта в целом. Эффект синергизма менеджмента проявляется в момент разработки новых товаров или входа в новую отрасль. Менеджеры обнаруживают, что их опыт и знания, накопленные ранее, могут помочь в решении новых проблем и задач, возникающих при входе фирмы в новую конкурентную среду. Компетентность руководства здесь выступает важнейшим источником конкурентного преимущества.

Синергический эффект наиболее ярко проявляется на уровне портфельной стратегии. Чаще всего именно синергизм, создавая предпосылки для повышения эффективности деятельности бизнес-единиц, является решающим фактором при принятии решений о целесообразности поглощений и слияний. Синергизм позволяет объединенным компаниям ускорить внедрение инвестиций, добиться увеличения объемов реализации производимой продукции, сократить издержки и расходы на управление и т.д. Из этого следует, что синергизм является важным элементом выбора, разработки и детализации стратегии хозяйствующих субъектов, стремящихся к получению конкурентных преимуществ путем объединения с другими субъектами.

На практике синергетический эффект достаточно сложно измерить – определить количественно. Но в основном для этого используют два метода. Первый метод заключается в оценке сокращения затрат при совместном ведении операций бизнес-единицами при данном уровне дохода. При использовании второго метода оценивают увеличение прибыли при данном уровне инвестиций.

Необходимо отметить, что синергетический эффект может быть не только положительным, но и отрицательным. Поэтому концепция синергизма была расширена формулой «2+2<4». Появление негативного эффекта синергии может быть обусловлено высокими расходами, возникающими в процессе адаптации объединенных бизнес-единиц, снижением управляемости новой более сложной системой. Для того чтобы избежать появления отрицательного эффекта необходимо тщательно оценивать и продумывать будущую стратегию синергизма. При планировании внедрения данной концепции важно учитывать такие факторы: есть ли у компании традиция использования синергетического эффекта; какой уровень взаимосвязи будет между бизнес-единицами; какие «правила» будут задаваться условиями внешней среды и т.д.

ВЫВОДЫ

Современные условия хозяйствования обуславливают необходимость поиска новых способов выживания и поддержания конкурентоспособности бизнес-единиц. Одним из таких способов является использование стратегии синергии, которая заключается в том, что объединяя свои усилия субъекты хозяйствования могут значительно повысить эффективность своей деятельности и показывать устойчивое развитие даже при изменяющихся условиях внешней среды. В целом синергетические эффекты (получаемые преимущества) можно описать такими переменными как: увеличение прибыли в денежном выражении, уменьшение оперативных расходов, снижение потребности в инвестициях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...