Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психология социального взаимодействия

Объект. Предмет и задачи психологии социального взаимодействия

Психология социального взаимодействия -изучает закономерности возникновения функционирования и проявления соц.-псих. явлений на макро- микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложнённых и экстремальных условиях.

Объект: конкретные соц. общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Психология социального взаимодействия возникла на стыке двух наук- психологии и социологии. Каждая из этих дисциплин включает её в себя в качестве составной части.

По мнению учёных, психология социального взаимодействия изучает:

1. соц. психологию личности

2. соц. психологию общения

3. соц. отношения

4. формы духовной деятельности

Соц.-псих. явления возникают в результате взаимодействия субъектов в определённых условиях, выражающее отношение к ним, побуждающее и регулирующее поведение людей. К числу основных соц.-псих. явлений относятся: общение, образ жизни, конфликт, стереотип. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных соц.-псих. явлений выступают их позитивные, стабилизирующие состояния на влияние экономики, политики, жизни общества.

Критериями деформированных соц.-псих. явлений выступают негативные слухи о состоянии политики, экономики. Эти обстоятельства создают предпосылки для создания экстремальной соц. психологии.

В зависимости от возникновения субъекта различаются следующие соц.-псих. явления:

· Межличностные

· Групповые

· Межгрупповые

· Массовые

В качестве основного механизма возникновения соц.-псих. явлений выступает общение. В результате этого формируется личность, образуются малые группы, происходит изменение различной степени сложности психики людей.

Универсальный механизм соц.-псих. явлений:

1. Подражание- следование примеру.

2. Внушение- процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания.

3. Заражение- процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому.

4. Убеждение- метод воздействия на сознание личности.

Соц. психология выполняет теоретическую и практическую функции.

 

Методы психология социального взаимодействия

 

Приёмы и средства, при помощи которых учёные получают достоверные сведения, которые используются для построения научных теорий и разработки практических материалов, называется методами научных исследований. Методы психология социального взаимодействия являются междисциплинарными и применяются в других науках(социологии, психологии). Благодаря методам научных исследований соц. психология выделилась в самостоятельную науку, и это привело к её активному развитию.

 

Методы психология социального взаимодействия

1. Наблюдение- целенаправленное изучение действий и поступков путём непосредственного восприятия и регистрации фактов поведения и деятельности в естественных и лабораторных условиях через органы чувств. Метод наблюдения используется как наиболее достоверный и эффективный. Выделяют стандартизированные (опираются на перечень признаков, которые предстоит наблюдать; сбор данных предполагает их последующую обработку и анализ при помощи средств математической статистики) и нестандартизированные наблюдения (предполагают лишь общие направления, и результат фиксируется в момент восприятия или по памяти). Самонаблюдение(метод внутреннего наблюдения) позволяет проанализировать свои мысли и чувства. Психолог даёт клиентам задание наблюдать за собой, и, после, прорабатывает полученные данные. При проведении включенного наблюдения исследователь становится его частью, включаясь в соц. среду следит за событиями и взаимоотношениями людей в группе в качестве её члена. У включённого наблюдателя имеется свой недостаток при взаимодействии с исследуемым: наблюдатель рискует утратить нужную нейтральность при отборе и интерпретации данных. На полевое, проводящееся в естественных условиях. Метод наблюдения использовался историками и летописцами, которые не только фиксировали то, что слышали, но и давали свою оценку наблюдаемым фактам. Недостатки метода наблюдения: высокий уровень субъективизма при сборе данных.

2. Метод анализа документа. Данный метод исследования изучает не только письменные документы, но видео-, аудиозаписи, фотографии и различные компьютерные данные. Все методы «анализа документа» делятся на первичные, на базе непосредственной регистрации событий, и вторичные. Особый метод обработки документов контент-анализ (анализ содержания). Этот метод реализуется путём выделения в тексте определённых единиц содержания и последующего подсчёта частоты их употребления. Контент-анализ применяется в массовых коммуникациях. В соц. психологии его используют в работе с различными текстами.

3. Опрос- метод психологического исследования, при котором наличные качества исследуемого указывают его ответы на заданные психологом вопросы. Выделяют 2 вида опроса: устный и письменный. Устный- беседа, интервью. Письменный- анкетирование. Интервью- очный опрос, который заключается в непосредственном общении с объектом исследования по заданной программе, в результате которого собираются материалы об изучаемых психологических явлениях. Условием для проведения эффективного интервью являются: личностный контекст; понимание сущности обсуждаемой проблемы; конкретность отношения респондента к обсуждаемой проблеме. Анкетирование применяется для сбора массового материала в форме ответов на заранее подготовленные вопросы. Плюсы этого метода состоят в том, что при заполнении анкет респонденты меньше стесняются и отвечают более открыто. Для анкетирования необходимо, чтобы все вопросы были доступны и чётко сформулированы. Анкета состоит из вступительной, основной и заключительной частей. Вступительная включает простые вопросы, основная часть- сложные вопросы, заключительная- указывается информация о возрасте, образовании и семейном положении. Минусы анкетирования заключаются в недостаточном контроле над респондентами, которые могут уклоняться от ответов и степени их искренности. Данные методы желательно совмещать при проведении серьёзного психологического исследования.

4. Тестирование. Тест- краткое, стандартизированное испытание, в ходе которого испытуемый или выполняет специальное задание, или отвечает на вопросы. Любое испытание становится тестом после многочисленных проверок на большом числе людей. Личностные тесты используют в виде опросников. Опросники интересов выявляют склонности людей к различным профессиональным привязанностям. Положительная сторона тестов заключается в том, что они могут быть предложены людям разных профессий, возрастов, соц. положения. Недостаток - испытуемые могут сознательно повлиять на результаты тесты. В случаях изучения психических свойств и особенностей данной личности часто обращаются к проективным тестам. В их основе лежит механизм проекции, согласно которому человек приписывает другим людям негативные качества, свойственные ему самому. При помощи проективного теста психолог вводит испытуемого в воображаемую ситуацию и предлагает ему описать предложенную картину. Чаще такой метод применяется к детям.

5. Социометрия- совокупность одинаково построенных методик, применяемых для выявления системы личностных взаимоотношений. Данный метод исследования состоит в оценке межличностных и внутригрупповых отношений, симпатий, антипатий, предпочтений- являются объектом. Суть социометрии заключается в том, что каждый член группы выбирает тех, с кем он хотел бы сотрудничать. Наиболее существенными недостатками социометрии является скрытость мотивов выбора, что целесообразно лишь при исследовании малых групп.

6. Метод психокоррекции применяется с целью воздействия на клиента с целью изменения показателей его активности. Формы психокоррекционной работы: а) психологические игры позволяют человеку нормализовать своё состояние при осуществлении психологического состояния. б)психологический тренинг, помогающий в обучении обучению. Позволяет моделировать различные ситуации. Социально-психологический тренинг подразумевает 2 плана общения: коммуникативный и перцептивный. Перцептивная сторона общения в ходе тренинга предполагает взаимопонимание. Во время тренингов каждый его участник получает возможность составить своё мнение о других участниках. Применяется интенсифицирующие методы- стимуляция, активация.

7. Экспериментальные методы исследования. Эксперимент- организованное исследователем взаимодействие между испытуемым или группой испытуемых и различных ситуаций, в которых они находятся для выявления результатов этого взаимодействия. Ценность заключается в том, что условия, в которых изучается то или иное явление, создаётся экспериментатором. Суть эксперимента: выявление направления и устойчивости изменяемых характеристик в определённой экспериментальной группе, воздействие на неё. Проведение эксперимента включает 4 этапа: теоретический, методический, экспериментальный и аналитический. На теоретическом этапе определяется схема анализа изучаемого явления, формируется гипотеза исследования. Методический этап заключается в выборе общего плана эксперимента, объекта и методов. Экспериментальный этап- сам эксперимент, его проведение. На последнем этапе происходит количественная обработка и интерпретация полученных данных. Эксперименты делят на естественные и лабораторные. Наиболее точным является естественный. Естественный и искусственный эксперимент не может решить все проблемы исследования социальной психологии. Необходим комплексный подход для получения достоверных данных. Исследователь может занимать пассивную позицию при наблюдении за объектом наблюдения. В остальных случаях он занимает активную позицию.

 

Вопросы:

1. Что является методом научного исследования

2. Назовите основные проблемы исследования

3. Основные методы соц.-псих. исследования

4. Каковы основные достоинства и недостатки метода наблюдения

5. Расскажите о методе сбора информации- опрос, анкетирование

6. Рассказать о социометрическом исследовании

7. Расскажите о схеме работы психолога, занимающегося психокоррекцией

8. Что такое эксперимент и какие разновидности его вы знаете

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...