Оформление курсовой работы
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет» (ФГБОУ ВПО «МГИУ»)
Кафедра: «Бухгалтерского учета и аудита»
Методические указания
для выполнения курсовой работы по дисциплине: «Бухгалтерский управленческий учет»
Составитель: доц. Грибанова О.В.
Москва 2012
Содержание
Введение 4
Рекомендуемая литература 17 Приложения 18
Введение Курс бухгалтерского управленческого учета является одной из основных базовых дисциплин для подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Управленческий учет – это система учета, обеспечивающая формирование информации для оперативного и стратегического управления предприятием, контроля экономичности его деятельности, сопоставление осуществленных затрат и полученных результатов. Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Бухгалтерский управленческий учет». Она должна показать насколько глубоко студент усвоил теоретические основы курса «Бухгалтерский управленческий учет». Кроме этого, студент должен продемонстрировать в курсовой работе практические навыки ведения управленческого учета и умения применять методологию бухгалтерского управленческого учета к анализу конкретных данных. При выполнении курсовой работы студент приобретает навыки по исчислению затрат и результатов производственной деятельности организаций, учатся использовать информацию управленческого учета для принятия управленческих решений.
Написание курсовой работы закрепляет и развивает общетеоретические и практические знания студента и позволяет более глубоко изучить такие смежные профилирующие дисциплины учетного цикла по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», как: «Бухгалтерский финансовый учет», «Финансовый менеджмент» и др. В курсовой работе следует использовать учебники и учебные пособия по бухгалтерскому управленческому учету российских и зарубежных авторов, по финансовому менеджменту и знания по бухгалтерскому финансовому учету. Информационной базой для выполнения курсовой работы могут быть данные управленческого учета конкретного предприятия, на примере которого студент пишет курсовую работу. Но поскольку информация управленческого учета закрыта для сторонних физических лиц (т.е. является коммерческой тайной), то студент может изменить реальные цифры или воспользоваться данными сборников заданий и примеров по управленческому учету. В методических указаниях приводятся: перечень тем курсовых работ и их примерное содержание; структура курсовой работы; требования к ее содержанию и оформлению, а также нормативные документы, учебники и учебные пособия, которые необходимо использовать студентам при написании курсовой работы.
Структура курсовой работы
Курсовая работа должна состоять из введения, теоретической и аналитической части, заключения и списка использованной литературы. Приступив к выполнению курсовой работы, студент в первую очередь должен составить содержание (оглавление) работы, т.е. перечислить перечень разделов, которые будут рассмотрены в его работе. Содержание курсовой работы должно соответствовать выбранной теме исследования. Тему и оглавление курсовой работы студент согласовывает с преподавателем. Основная задача студента при написании курсовой работы – полное раскрытие содержания выбранной темы.
Во введении надо обосновать актуальность выбранной темы, изложить цели работы и задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели. Если студент использует в курсовой работе данные управленческого учета конкретного предприятия, то во введении следует дать краткую характеристику этого предприятия. Студенты, прошедшие производственную практику по курсу: «Управленческий учет» и собравшие практический материал по затратам на производство и реализацию продукции (работ, услуг), могут поместить данные, характеризующие конкретное предприятие в аналитической части работы. Охарактеризовывая предприятие, на примере которого студент пишет курсовую работу, следует ответить на такие вопросы, как: 1. Организационно-правовая форма предприятия 2. Основной вид деятельности предприятия, а также иные виды его деятельности. 3. Виды выпускаемой продукции. 4. Основные технико-экономические показатели предприятия (выручка от продажи, объём продаж, себестоимость продаж и т.д.) Итак, краткую характеристику предприятия можно приводить во введении, а более подробные сведения о предприятии следует размещать в аналитической части работы (Как представить эту информацию в аналитической части – смотри далее). Во введении помимо всего вышеперечисленного студенту следует написать, чему посвящена данная курсовая работа. Например, студент выбрал тему курсовой работы: «Трансфертное ценообразование». «Формирование трансфертных цен – актуальная проблема в условиях рыночной экономики. Условия деятельности крупных корпораций предполагают изготовление и передачу продукции от одного предприятия корпорации к другому предприятию той же корпорации. В связи с новыми условиями хозяйствования перед корпорациями встал вопрос о том, какими принципами надо руководствоваться при формировании цены передачи (в настоящее время эту цену называют трансфертной). В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для средних по своим масштабам предприятий, разделенных на отдельные центры ответственности.
Цель курсовой работы – изучить методы трансфертного ценообразования. Задачи, которые стоят перед студентом при изучении методов установления трансфертных цен: 1) раскрыть содержание таких понятий, как трансфертная цена и трансфертное ценообразование; 2) ознакомиться со структурой управления предприятием, по данным которого студент пишет работу; 3) изучить методы расчета трансфертных цен; 4) выявить преимущества и недостатки методов трансфертного ценообразования; 5) выбрать оптимальный метод расчета трансфертной цены для данного предприятия. Введение представляет собой вступительную часть курсовой работы и должно занимать не более 10% от общего объема работы. В теоретической части курсовой работы должны быть отражены такие вопросы, как: – законодательные основы бухгалтерского управленческого учета; – предпосылки появления управленческого учета, как самостоятельного направления бухгалтерского учета; – предмет и объекты управленческого учета; – методы, используемые в управленческом учете; – отличительные и общие черты бухгалтерского управленческого и финансового учета. Кроме всего вышеперечисленного в теоретической части необходимо ответить на вопросы, раскрывающие содержание конкретной темы, выбранной студентом. Перечень тем курсовых работ и их примерное содержание представлены в третьем разделе методических указаний. Для написания теоретической части курсовой работы студент должен иметь представление об основных понятиях, рассматриваемых в данной теме, о методе управленческого учета и элементах метода. В качестве объектов исследования могут выступать: – текущие и капитальные затраты предприятия и его отдельных структурных подразделений – центров ответственности; – результаты хозяйственной деятельности, как всего предприятия, так и отдельных центров ответственности;
– внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен; – бюджетирование; – внутренняя (сегментарная) отчетность. К методам, используемым в управленческом учете, можно отнести: · элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение и отчетность); · индексный метод (применяемый в статистике); · приемы экономического анализа (в частности факторный анализ); · математические методы (корреляции, линейного программирования, наименьших квадратов и др.); · компьютерные методы обработки информации. Например, в курсовой работе по теме: «Трансфертное ценообразование» должны быть раскрыты такие понятия, как: · трансфертная цена; · трансфертное ценообразование; · центр ответственности; · центр прибыли и центр инвестиций; · сегмент, сегментарный учет и отчетность; · маржинальный доход; · себестоимость (переменная, полная и нормативная). Также в теоретической части данной работы надо рассмотреть методы расчета трансфертных цен: 1) на основе рыночных цен; 2) на основе себестоимости; 3) на основе договорных трансфертных цен. В аналитической части следует раскрыть тему курсовой работы на примере конкретного предприятия. Желательно собрать исходный материал для написания курсовой работы в период прохождения производственной практики по бухгалтерскому управленческому учету. Также в курсовой работе можно использовать конкретные примеры из сборников заданий и примеров по управленческому учету. В курсовой работе допускается совмещение теоретической и аналитической частей в одном разделе, т.е. сначала излагается теория, а затем следует конкретный пример. Например, студент сначала рассматривает методы трансфертного ценообразования на теоретическом уровне, используя материал учебников и учебных пособий, а затем приводит конкретные примеры расчета трансфертных цен, используя данные управленческого учета конкретного предприятия. ,, … Расчет трансфертной цены на основе себестоимости подразумевает наличие 3 вариантов расчета: 1) трансфертная цена рассчитывается на базе полной фактической себестоимости; 2) трансфертная цена рассчитывается на базе нормативной себестоимости; 3) трансфертная цена рассчитывается на базе переменной себестоимости…
Пример. Трансфертная цена подразделения определяется по формуле «115% от полной себестоимости». Во втором квартале произведено 2500 изделий. Постоянные расходы центра ответственности – 4000 руб., переменные – 10000 руб. (т.е. на одно изделие приходится четыре рубля переменных затрат).
Полная себестоимость единицы составляет: (4000+4х2500)/2500=5,6 руб. Трансфертная цена составит: 5,6х115%/100%=6,44 руб. и т.д. ” Теоретическая и аналитическая часть курсовой работы должна занимать наибольший удельный вес в общем объеме работы (»80%). В заключении курсовой работы по результатам проведенного исследования студент должен сделать необходимые выводы. Например, в заключении курсовой работы по теме: «Трансфертное ценообразование» студент должен написать: «Объектом исследования в данной работе выступает трансфертное ценообразования, которое представляет собой процесс установления внутренних расчетных цен между различными структурными подразделениями одной организации. Трансфертное ценообразование применяется организациями… Трансфертная цена – это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию… В России проблемы трансфертного ценообразования актуальны как для крупных, так и для средних по своим масштабам предприятий… С трансфертным ценообразованием напрямую связаны вопросы составления сегментарных отчетов… Существует 3 метода определения трансфертных цен: 1) Расчет трансфертных цен на базе рыночных цен. 2) … Достоинством первого метода является объективность рыночных цен… К недостаткам этого метода можно отнести то, что … Проблемы трансфертного ценообразования в данной работе рассматривались на примере ОАО “Профессионал”. В этом обществе используются два метода расчета трансфертных цен: на базе рыночных цен и на базе полной себестоимости… Оптимальным методом расчета трансфертных цен для ОАО “Профессионал” является определение трансфертных цен на основе рыночных цен, т.к….» Если автор курсовой работы в ходе исследования обнаружил какие-либо недостатки в организации управленческого учета на конкретном предприятии и разработал пути их устранения, или выявил резервы снижения себестоимости и т.п., то эту информацию также следует поместить в заключение работы. Заключение должно составлять около 10% от общего объема курсовой работы. После заключения необходимо поместить список использованной литературы. В список литературы включаются все нормативные документы, учебники и учебные пособия, брошюры, журналы и т.п., которые студент использовал при написании курсовой работы. Количество использованных источников литературы должно быть не менее 15 наименований. После списка использованной литературы можно разместить приложения. В качестве приложений к курсовой работе можно давать: регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, формы бухгалтерской отчетности, формы внутренней отчетности, исходные данные по конкретному предприятию, справочный материал, план счетов управленческого учета и т.п.
Оформление курсовой работы
Курсовая работа выполняется на отдельных листах, которые должны быть сброшюрованы. Текст курсовой работы пишется на одной стороне листа стандартного формата А4 и располагаются таким образом, чтобы его ограничивали поля: с левой стороны текста - шириной 4 см; с правой стороны - 1см; от верхней кромки листа до первой строки текста -3 см; а внизу страницы от последней строки текста до кромки листа 2 см. Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена, страницы должны быть пронумерованы. Текст работы надо набирать 14 шрифтом через 1,5 интервала. Объем курсовой работы составляет 25 страниц печатного текста. Курсовая работа должна иметь титульный лист (см. Приложение 1).Оглавление (содержание) курсовой работы помещается на первой странице (сразу после титульного листа). Кроме названных разделов в оглавлении необходимо указывать номера страниц, на которых располагается тот или иной раздел (см. Приложение 2 и 3) Таблицы в работе должны иметь название, содержать единицы измерения. Все таблицы, диаграммы, рисунки и схемы должны быть пронумерованы в том порядке, в котором они следуют по тексту. При ссылках в тексте на таблицу, схему и т.п. необходимо указывать их номер в круглых скобках. Новый раздел можно располагать с новой страницы, если на предыдущей странице осталось не менее 1/3 чистого листа. При составлении списка использованной литературы следует соблюдать следующую последовательность: 1) законодательные и нормативные акты, устанавливающие единые правовые и методические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России; 2) положения по бухгалтерскому учету (по состоянию на 1.12.2012 г. разработано 24 ПБУ); 3) методические указания, инструкции и рекомендации, утверждение федеральными органами, министерствами и т.п. 4) рабочие документы организации, утверждены ее руководителем; 5) учебники и монографии (в алфавитном порядке); 6) учебные пособия 7) брошюры; 8) журналы, газеты. В списке использованной литературы должны быть указаны: · для книг - фамилия и инициалы автора, наименование труда, издательство, место и год издания; · для статей фамилия и инициалы автора, название статьи, наименование сборника или журнала, год и номер издания, страницы. Приложения к курсовой работе должны быть пронумерованы в том порядке, в котором они используются в курсовой работе. Приложения не обязательны.
3. Перечень тем курсовых работ и их примерное содержание
Тема №1 «Основы бухгалтерского управленческого учета». Предпосылки появления управленческого учета в России. Понятие бухгалтерского управленческого учета, его предмет, метод, объекты исследования, задачи. Требования, предъявляемые к информации управленческого учета. Взаимодействие финансового и управленческого учета. Функции бухгалтера, осуществляющего управленческий учет.
Тема №2 «Классификация и учет затрат». Эволюция методов учета затрат. Понятие затрат, их классификация. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли. Классификация затрат для принятия решений и планирования. Классификация затрат для контроля и регулирования. Организация учета производственных затрат.
Тема №3 «Группировка и учет затрат на производство и реализацию продукции по элементам». Сущность и назначение группировки затрат по элементам. Понятие затрат и элемента затрат. Состав затрат. Учет затрат по элементам. Состав материальных затрат, затрат на зарплату, амортизационных отчислений и прочих затрат. Управление запасами товарно-материальных ценностей. Управление складским хозяйством.
Тема №4 «Группировка и учет затрат по калькуляционным статьям». Сущность и назначение группировки затрат по объектам калькулирования. Виды калькуляций. Объекты калькулирования. Понятие и статьи калькуляции. Номенклатура калькуляционных статей. Учет калькуляционных затрат. Методы калькулирования себестоимости продукции.
Тема №5 «Группировка издержек производства и реализации продукции по видам затрат». Понятие издержек производства. Виды затрат. Критерии группировки. Учет по элементам затрат и по статьям калькуляции. Измерение материальных и трудовых затрат. Амортизация активов. Учет расходов на освоение новых видов производств и на ремонт основных средств.
Тема №6 «Калькулирование себестоимости». Понятие себестоимости продукции, ее состав и виды. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством. Принципы калькулирования, его объекты и методы. Калькулирование полной и производственной себестоимости. Калькулирование себестоимости по переменным расходам.
Тема №7 «Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции». Понятие себестоимости продукции. Классификация методов калькулирования. Позаказный, попроцессный, попередельный методы. Фактический и нормативный методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. Система «стандарт-кост» как продолжение нормативного метода учета затрат. Метод «директ-кост».
Тема №8 «Измерение и контроль полных затрат на основе нормативной себестоимости (стандарт-кост)». Необходимость учета затрат по нормативам. Понятие стандарт-коста. История стандарт-коста. Отличия стандарт-коста и нормативного учета. Нормирование и контроль затрат материалов, труда и зарплаты. Выявление и учет отклонений от нормативов комплексных расходов.
Тема №9 «Измерение и оценка затрат предприятия на базе переменных расходов (директ-костинг)». Понятие, особенности, история директ-костинга и его преимущества. Варианты директ-костинга. Система директ-костинга и система учета полной себестоимости. Возможности применения директ-костинга на российских предприятиях. Использование данных учета переменных расходов для управления и в ценовой политике.
Тема №10 «Учет расходов предприятия по местам затрат и центрам ответственности». Понятие места и центра затрат, их классификация. Виды центров ответственности. Методы группировки издержек по местам формирования и центрам ответственности. Способы распределения затрат по местам и центрам формирования.
Тема №11 «Системы управленческого учета на предприятии». Учет себестоимости на базе реальных и средних затрат. Содержание и назначение нормативного учета затрат. Методы учета отклонений от норм. Учет расходов на обслуживание производства и управление. Связь показателей управленческого и финансового учета.
Тема №12 «Использование данных управленческого учета для оценки эффективности производственных инвестиций». Понятие и виды инвестиций, их отражение в учете. Принципы и методы оценки. Срок окупаемости. Риски инвестирования. Методы оценки риска. Учет инфляции.
Тема №13 «Принятие управленческих решений». Анализ безубыточности производства. Планирование ассортимента продукции, подлежащей реализации. Принятие решений по ценообразованию. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора. Решения по реструктуризации бизнеса. Решения о капиталовложениях.
Тема №14 «Бюджетирование и контроль затрат». Планирование в системе бухгалтерского управленческого учета. Виды бюджетов. Генеральные и частные бюджеты. Контроль и анализ деятельности предприятия. Статические и гибкие бюджеты. Бюджетирование и контроль деятельности центров ответственности.
Тема №15 «Организация бухгалтерского управленческого учета». Понятие бухгалтерского управленческого учета. Варианты организации управленческого учета: автономная и интегрированные системы. Система записей хозяйственных операций на счетах управленческого и финансового учета. Применение системы интегрированного учета на различных предприятиях.
Тема №16 «Сегментарная отчетность организации». Сущность, значение и правила построения сегментарной отчетности. Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности. Порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации.
Тема №17 «Место сегментарной отчетности в системе управленческого учета». Понятия и правила построения сегментарной отчетности. Анализ эффективности функционирования существующей организационной структуры предприятия. Задачи и этапы построения системы сегментарной отчетности организации. Бюджетирование и оценка фактических результатов деятельности центров ответственности.
Тема №18 «Трансфертное ценообразование». Понятие трансфертной цены. Виды и принципы формирования трансфертных цен. Связь трансфертного ценообразования с внутренней отчетностью. Методы расчета трансфертных цен. Преимущества и недостатки методов трансфертного ценообразования.
Тема №19 «История возникновения бухгалтерского управленческого учета и перспективы его развития». Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета. Предпосылки возникновения управленческого учета за рубежом и в России. Сущность управленческого учета, его предмет, методы и объекты исследования. Цели и задачи управленческого учета. Перспективы развития управленческого учета в РФ.
Тема №20 «Управленческий учет, финансовый учет, производственный учет и налоговый учет: взаимосвязь и различия». Понятие управленческого, финансового, производственного и налогового учета. Общие черты для различных видов учета, их взаимосвязь. Критерии сравнения различных видов учета: обязательность ведения, пользователи информации, методы ведения учета, свобода выбора, единицы измерения, группировка затрат, объект учета, периодичность ведения, степень надежности и открытости информации и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|