Прочие виды внешнеэкономических связей
ВВЕДЕНИЕ Эстония и Россия всегда были и будут постоянными экономическими партнерами. Это обусловлено географическим соседством этих двух государств. Россия всегда будет одним из важнейших экономических партнеров Эстонии. Их соседство никогда не позволит им прервать их экономическое сотрудничество ни из-за каких-либо политических разногласий.
Эстония обладает очень выгодным географическим положением: на западе имеются важные для современного производства технологии, научно-техническая информация и кредитные источники, а на востоке расположены огромные сырьевые и энергетические ресурсы, которых не хватает в самой Эстонии.
Благодаря своему географическому положению Эстония играет роль моста между Востоком и Западом.
Обладая огромными природными ресурсами,Россия в данное время является сырьевой базой для многих стран,в их числе и Эстония. Экономика России по-прежнему находится в упадке, политическая ситуация не стабильна. Данная курсовая работа содержит анализ внешнеэкономических отношений Эстонии и России, сложившихся на текущий момент- начало 1997 года.
Работа состоит из трех частей. Первая часть- исторический обзор эстоно-советских отношений в период 1919-1996 годов. Во второй части рассматривается торговля между Эстонией и Россией в 1991-1996 годах.
Третья часть посвящена другим видам внешнеэкономических связей: транзиту, туризму, инвестициям.
1. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР В конце 1919 года Россия и Эстония поняли о необходимости нормализации отношений. В Тарту начались мирные переговоры.
13 декабря 1919 года состоялось первое заседание экономической комиссии, созданной специально для разработки разрешения различных экономических проблем и вопросов, возникающих при переговорах.
На этом заседании предполагалось достичь режима наибольшего благоприятствования в торговле между двумя государствами.(13,стр.62). Тартусский мирный договор закрепил результаты работы комиссии. Статья XII содержит следующие положения:
“Параграф 1. Россия выдает Эстонии 15 млн. рублей золотом, из коих 8 млн. в месячный, а остальные 7 млн. в двухмесячный срок со дня ратификации мирного договора срок.”
Параграф 2. Эстония не должна была нести никаких долговых и прочих обязательств в отношении бывшей Российской Империи. Как российская, так и эстонская стороны предоставляли друг другу режим наибольшего благоприятствования в торговле.
Тартусским договором Россия юридически признавал независимость Эстонии. Для России этот договор открывал возможности выхода на мировой рынок, что жизненно необходимо государству, находящемуся в экономической и политической блокаде.
В 1922 - 27 годах СССР играл важную роль в эстонской внешней торговле. В 1922 году на долю СССР приходилось 25,7 % эстонского экспорта (12,стр.36). Позднее роль Советского Союза во внешней торговле стала уменьшаться, и в 30 - х годах доля СССР в экспорте Эстонии составляла в среднем уже 2,7 - 2,8 %, а в импорте - 4,7 - 4,8 %. СССР практически постоянно занимал III - IV места как в экспорте, так и в импорте. Импорт чаще всего превышал экспорт.(12,стр.38-39) В период с 1922 по 1931 года основной статьей экспорта являлась бумага. Однако с 1932 года основными предметами экспорта стали продукты животноводства, кожа и домашний скот (5, стр.10).
Импортировалось в основном сырье химической промышленности, зерно. Начиная с 1928 года ввозились в Эстонию и продовольственные товары. Очень был важен в отношениях двух государств советский транзит через территорию Эстонии, который, начиная с 1920 года, непрерывно увеличивался и в 1924 году достиг своего максимального значения - 345788 тыс. тонн (5,стр.10). Но после подавления в Эстонии коммунистического восстания 1 декабря 1924 года в 1925 году объем транзитных перевозок сократился в 2,6 раза по сравнению с 1924 годом. Позднее транзит все уменьшался, и в 1938 году составил всего 1572 тыс. тонн (15, стр.14).
Продолжалось расширение экономического сотрудничества между Эстонией и Россией. 17 мая 1929 года в Таллинне был заключен договор, согласно которому при советском посольстве в Таллинне открывалось торговое представительство. Статья XVI договора говорила о том, что Советский Союз давал согласие на транзит эстонской текстильной продукции через свою территорию(5, стр15-16). 28 мая в Москву была направлена эстонская торговая делегация, которая в ходе визита встретилась с представителями различных заинтересованных министерств и ведомств. Основной темой обсуждения была проблема уравновешивания торгового баланса. Рассматривалась возможность увеличения экспорта в Советский Союз изделий из бумаги, кожи и металлов, а также возможность поставок пищевых товаров в Ленинградскую область.
Довольно интересным событием было заключение в Москве 31 ноября 1934 года торгового договора, согласно которому СССР обязался ежегодно продавать Эстонии товаров на сумму 800 тыс. золотых рублей. Договор предполагал уравновешенность внешнеторгового баланса. Срок действия договора - 3 года. Хотя это не спасло ситуацию, и сальдо внешней торговли с Советским Союзом осталось негативным.
Летом 1940 года Эстония вошла в состав СССР. После окончания войны экономика Эстонии развивалась как часть агропромышленного комплекса Советского Союза. Экономика Эстонии строилась по принципу плановой системы. Было построено много предприятий союзного подчинения, широко развивалась инфраструктура. Товарообмен происходил в основном с союзными республиками, внешняя торговля была строго централизована. Многие предприятия получали сырье из союзных республик, перерабатывали его и отсылали обратно. Одной из основных целей эстонского сельского хозяйства было обеспечение продовольствием Ленинградской области.
Недостатки экономической системы Эстонии были прямым следствием недостатков всей советской системы. Для независимой Эстонии данная система была непригодна.
Несомненными плюсами плановой экономики являлась возможность массированных инвестиций. Благодаря им Эстонии получила хорошо развитую инфраструктуру (в первую очередь - автомобильные дороги и порты) и современные предприятия в области легкой промышленности. Одним из основных направлений эстонского народного хозяйства являлась обработка грузов, направляющихся из СССР за рубеж и из-за рубежа в советские республики. В 1990 году эстонские порты обрабатывали 7 - 10 % всех грузов.
12 января 1991 года был заключен договор “Об основах межгосударственных отношений РСФСР и Эстонской республики”. Договор содержал следующие положения в отношении экономики:
Статья XIV предполагала заключение соглашения о взаимном предоставлении статуса наибольшего благоприятствования. В ней также заявлялось, что “стороны не будут применять в одностороннем порядке дестабилизирующие или наносящие ущерб другой стороне меры”.
Статья XV предполагала заключение соглашения о взаимных платежах, ценах, таможенных тарифах и т.д.
Статья XVI договора предполагала заключение договора о транзите.
20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской республики провозгласил независимость Эстонии. 6 сентября 1991 года Государственный Совет СССР своим постановлением признал эту независимость.
Несмотря на то, что экономические связи между двумя странами сохранились, существует очень много нерешенных проблем. На данный момент практически отсутствует механизм взаимоотношений между двумя государствами. Россия отказывается признать Тартуский мирный договор, рассматривая в качестве единственной основы договор 1991 года.
Сейчас отношения Эстонии с Россией остаются очень нестабильными, хотя в последнее время наметилась устойчивая тенденция к их улучшения.
На сегодняшний день экономические контакты осуществляются на региональных и частном уровнях, а также на уровне различных министерств и ведомств. Официальные Таллинн и Москва ведут себя в этих вопросах достаточно сдержанно. Эстонию уже посетили делегации многих российских регионов с предложениями о прямом экономическом сотрудничестве. Регионы России получили довольно большую самостоятельность в экономических вопросах, и многие из них уже сейчас готовы вступить в серьезные отношения. Наиболее тесные связи сложились у Эстонии с Ленинградской областью. Хорошие деловые отношения поддерживаются между министерствами транспорта обоих государств.
Можно смело утверждать, что какие-либо положительные сдвиги в эстоно-российских экономических отношениях могут произойти только после разрешения политических проблем. Остается надеяться, что политики не забудут, что тесное и полное экономическое сотрудничество очень выгодно как для Эстонии, так и для России.
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ.
Внешняя торговля государства является одной из важнейших характеристик развития экономики государства. Внешняя торговля также характеризует внешнеэкономические связи государства и характер отношений между государствами.
В 1991 году Россия официально признала независимость Эстонии. Несмотря на провозглашение независимости, Эстония продолжала по сути дела оставаться частью агропромышленного комплекса бывшего СССР. Преобладающая часть ее экспорта и импорта была направлена в республики бывшего СССР. Источник: “ V ä liskaubandus ”, 1994, стр. 20. График 1. Внешнеторговый оборот Эстонии по странам в 1991 г.
В 1991 году на долю России приходилось 56,5 % экспорта (288,4 млн. ЕЕК) и 45,9 % импорта (204,5 млн. ЕЕК) (График 1).. Доля Финляндии была 2,3 % (11,9 млн. ЕЕК) и 2 % (8,9 млн. ЕЕК) соответственно (9, стр.20). Вся экономика Эстонии была по-прежнему ориентирована на Восток. Ситуация коренным образом изменилась в 1992 году. В начале 1992 года отношения между Россией и Эстонией резко ухудшились.
В результате в 1992 году были введены таможенные пошлины и квоты. Помимо этого в России была объявлена либерализация цен, что сделало неконкурентноспособными на эстонском рынке многие виды российских товаров. Введение в июле 1992 года своей национальной валюты в Эстонии тоже негативно сказалось на отношениях между Эстонией и Россией. Из-за этого возникли задержки платежей, неопределенность сроков поставок, и такой хаос в банковской системе привел к резкому уменьшению удельной доли России в эстонском внешнеторговом обороте.(см. График 2).
Источник: “ V ä liskaubandus ”, 1994, стр. 20. График 2. Внешнеторговый оборот Эстонии по странам в 1992 г.
В 1992 году импорт составил 1456,9 млн. ЕЕК, а экспорт в свою очередь 1156 млн. ЕЕК (График 3).. Произошло значительное увеличение оборота по сравнению с 1991 годом- экспорт увеличился в 4 раза, а импорт в 7,1 раза. Хотя при этом доля России как в экспорте, так и в импорте резко и значительно уменьшилась. Так доля в экспорте снизилась с 56,5 % до 20,8 %. Россия уступила первое место по объему экспорта Финляндии (21,2 %, 1172,7 млн. ЕЕК). Точно также доля в импорте снизилась с 45,9 % до 28,4 %. Уменьшение удельной доли России произошло за счет увеличения долей Финляндии, Швеции, Германии. Таким образом можно сделать вывод, что экономика Эстонии переориентировалась в сторону Запада.
В 1992 году структура внешней торговли существенно изменилась. В экспорте произошли следующие сдвиги.
Резко увеличилась доля продовольственных товаров (с 4,9 % до 7,9 %). Хотя в целом доля пищевых продуктов уменьшилась с 25,6 % до 19 %, это уменьшение произошло в основном за счет жиров и масел (с 5,5 % до 0,1 %) и за счет овощей (с 1,2 % до 0,6 %) (6).
Резко увеличился экспорт транспортных средств (0,6 % до 21,1 %). Доля готовой одежды снизилась с 25,3 % до 12,8 % (6). В импорте тоже произошли сдвиги.
Резко возросла доля минерального топлива (с 21,2 % до 55,2 %), которое стало основным предметом импорта из России. Произошло уменьшение долей в импорте станков и оборудования (с 11,2 % до 4,9 %), а также значительно снизилась доля готовой одежды (с 9,8 % до 5,4 %). Виной этого снижения стало появление на эстонском рынке более качественных западных товаров. С 5 % до 12,8 % увеличилась доля транспортных средств(6).
Негативное сальдо в 1992 году объяснялось возросшей долей минерального топлива в импорте Эстонии.
В 1993-1994 годах Россия заняла во внешней торговле Эстонии довольно стабильную позицию.
График 3. Изменение российского экспорта и импорта Эстонии в 1991-1996 гг. В 1993 году экспорт составил 2408,5 млн. ЕЕК, импорт 2033,3 млн. ЕЕК, сальдо было положительным и равнялось 375,2 млн. ЕЕК (6) (График 3)..
Экспорт в 1993 году экспорт характеризовался быстрым ростом поставок транспортных средств (658,4 млн. ЕЕК, 27,4 % от экспорта) и продовольственных товаров (556,6 млн. ЕЕК, 23,1 %).
В 1993 году между двумя странами по-прежнему существовал существенный ряд разногласий, и отношения оставались сложными. Так 30 августа 1993 года правительство Эстонии приняло постановление об обложении 70-ти процентной пошлиной пшеницы, импортируемой из России. Несколько позже со стороны Эстонии были ужесточены правила таможенного контроля для товаров из России.
В реакцию на это российская сторона ответила тем, что в конце 1993 - начале 1994 года ввела квоты и лицензирование на вывоз из России в Эстонию некоторых товаров (например, спирт, пшеницу, рыбу). Такой шаг Россия объясняла необходимостью защиты своего внутреннего рынка. Большая часть товаров, на которые распространялись введенные ограничения, относилась к разряду продовольственных товаров (150 наименований из 800).
Экспорт в Россию вырос в 1994 году по сравнению с 1993 г. в 1,6 раза(3914,6 млн. ЕЕК), импорт немного больше- в 1,8 раза(3620 млн. ЕЕК). Сальдо баланса внешней торговли с России было положительным (График 3).
В 1993-1994 годах удельный вес продовольственных товаров сильно возрос. В 1994 году он составлял уже 42,1% всего экспорта. Значительно в экспорте уменьшилась доля предметов готовой одежды, мебели, станков и оборудования,но в сравнении с 1991 годом довольно возросла доля транспортных средств(3).
Состоявшееся в 1994 году падение вывоза автомобилей не был характерен только в экспорте в Россию - это была общая тенденция. Но бум торговли автомобилями(особенно ввоз и вывоз подержанных автомашин) во внешней торговле Эстонии уже прошел.
В 1994 году возросла доля минеральной продукции, это было связано с тем, что бартерной сделкой Эстония продала электроэнергию взамен на каменный уголь(3).
Вывоз продовольственных товаров в Россию развивался в 1994 году довольно быстро и интересно. На это оставило отпечаток установка со стороны России повышенных таможенных тарифов на вывозимые из Эстонии товары. Этот шаг, как признала российская сторона, имел чисто политическую подоплеку. Их ввели 15 марта 1994 года, но через две недели отменили. Заново вступили в силу повышенные тарифы с 1-го июля. Из-за этого до указанного срока был вывезен очень много продовольственных товаров. Особенно это было характерно в июне. По новым правилам товары Эстонии подлежали обложению двойным тарифом по сравнению с нормальной ставкой. Так, для картошки она составила 50 %, продуктов из рыбы - 30 %, сосисок - 40 %, маргарина - 20 %, кондитерских изделий - 30 %, косметики - 40 %, готовой одежды - 50 %, пластмасс - 50 %.* Из-за этого в июле произошло резкое снижение экспорта продовольственных товаров(в апреле 1994 года это снижение было меньше). Если за июнь месяц общий экспорт составил 404,2 млн. ЕЕК, то в июле эта цифра уменьшилась до 240,9 млн. ЕЕК. Такой спад (на 40 %) произошел прежде всего из-за уменьшения на 2/3 объема экспорта продовольственных товаров (с 220 млн. ЕЕК в июне до 70 млн. ЕЕК в июле) (7).
Но в последующие месяцы 1994 года вывоз постоянно рос и достиг прежнего уровня к концу года. В итоге Эстония даже закончила 1994 год с положительным сальдо 294,6 млн. ЕЕК(9).
Хотя в последние годы, как было уже рассмотрено, сальдо баланса внешней торговли с Россией было положительно, но в 1995 году оно резко изменилось и стало отрицательным (График 1). Виной этому было ка раз то, что летом 1994 года со стороны России были введены повышенные таможенные тарифы для товаров из Эстонии. В то время как экспорт эстонских товаров в Россию уменьшился и составил 17,5 % от общего экспорта Эстонии, увеличился импорт оттуда на 29,9 %.
Уменьшение объема экспорта было обусловлено прежде всего с уменьшением вывоза продовольственных товаров почти на четверть (на 23,8 %).
Импорт товаров из России составил в 1995 году 16,1 % от общего импорта Эстонии.
Среди товаров, ввозимых из России, на лидирующем месте были минеральные товары, хотя увеличение их импорта(на 15,3 %) было меньше от роста всего импорта. Ввоз товаров из России увеличился в большинстве групп товаров, но больше всего вырос импорт транспортных средств (на 120,5 %) и металлов и изделий из металлов (на 105,7 %) (14).
Оборот товаров, ввозимых из России в Эстонию для переработки с последующем возвратом в страну-изготовитель, в 1995 году увеличился почти в два раза. Переработка охватывает в основном минеральные товары (165,1 млн. ЕЕК) и транспортные средства (164 млн. ЕЕК), а также предметы готовой одежды (82 млн. ЕЕК).
Если посмотреть последние статистические данные можно сделать вывод, что торговые отношения у Эстонии с Россией развиваются медленно и не очень благоприятно для Эстонии: экспорт туда увеличился по сравнению с 1995 годом приблизительно на 11 %, и импорт также увеличился почти на 11 %. Таким результатом торговый дефицит увеличился на 10 %.
Экспорт в 1996 году вырос на 11,2 % за счет увеличения вывоза следующих товаров: пищевых продуктов (на 19,3 %), химических продуктов (на 17,9 %), предметов готовой одежды (на 69,1 %), дерева и бумаги (на 22 %), металлов и изделий из металлов (на 33,4 %) (14) (Прил. 1).
Импорт из России увеличился из-за увеличения импорта химических товаров (на 102 %), дерева (на 23 %), металлов и изделий из металлов (на 33 %) (14) (Прил.2).
Сальдо на окончание 1996 года было отрицательным (-1085,8 млн. ЕЕК), и отставание было большим, чем в 1995 году (-985,2 млн. ЕЕК). Не спасло и увеличение сальдо торговли продовольственными товарами (с 708,5 млн. ЕЕК до 866,4 млн. ЕЕК) и транспортными средствами (с 155,2 млн. ЕЕК до 449 млн. ЕЕК), а также изменение отрицательного сальдо торговли готовой одеждой в положительную сторону (с -27,8 млн. ЕЕК до 100,6 млн. ЕЕК) (14). В целом, на конец 1996 года между Эстонии и Россией сложилась следующая структура внешней торговли.
Россия продолжает оставаться одним из крупнейших торговых партнеров Эстонии. Хотя по сравнению с 1995 годом роль самых главных партнеров (России и Финляндии) уменьшилась. В настоящий момент она стабильно занимает второе место как по экспорту, так и по импорту. Общая доля России в торговле с Эстонии равнялась 14,4 % (Финляндии - 25,6 %). За 9 месяцев 1996 года ее доля в экспорте составила 16,8 %, уступая только Финляндии (18,4 %), а в импорте - 12,8 %, значительно уступая той же Финляндии (30,4 %). Для сравнения за тот же период в 1995 году эти цифры для России были 17,4 % и 16,7 %, соответственно.
Структура товарообмена, которая сформировалась в 1992 году, в целом значительных перемен не претерпела и сейчас имеет следующий вид.
Основными предметами экспорта являются продовольственные товары, а также транспортные средства. Вместе они составляют 53,4 %. Все остальные товары занимают сравнительно небольшую часть.Наиболее важным для Эстонии являеися экспорт продовольственных товаров. Россия является главным их импортером и туда было вывезено в 1996 году на сумму 1489,5 млн.ЕЕК.
Динамика роста экспорта продовольственных товаров показана на Графике 4.
Условные обозначения: I - живой скот и продукты животноводства; II - продукты растениеводства; III - животные и растительные жиры; IV - продовольственные товары. Источник: “ V ä liskaubandus ”,1994,стр. 136-139; “Эстония М”,24.03.1997,стр.14. График 4. Экспорт продовольственных товаров в Россию в 1991-1996 гг.
Для российских покупателей наибольший интерес представляют молоко и молочные продукты, а также готовые продукты из рыбы и мяса. Между тем, спрос на эстонские продовольственные товары значительно превышает их предложение. Эстонская продукция, произведенная на уровне мировых стандартов, хорошо зарекомендовала себя на российском рынке, показав высокую конкурентноспособность.
Второй по важности статьей эстонского экспорта в Россию является экспорт транспортных средств. В 1996 году было их экспортированона сумму 707,8 млн.ЕЕК, что составило 17,2 % общего экспорта в Россию. Наибольшим спросом в России пользуются машины советского производства, ввозимые в основном из Германии и германии. Это объясняется высоким (5 ECU с куб. см объема двигателя) таможенным тарифом на ввозимые иномарки. Динамика роста экспорта транспортных средств показана на Графике 5.
Источник:“ V ä liskaubandus ”,1994,стр. 136-139; “Эстония М”,24.03.1997,стр.14. График 5. Экспорт транспортных средств в Россию в 1991-1996 гг.
Наиболее важным в сфере импорта здесь с большим отрывом от остальных товаров по-прежнему на первом месте стоит минеральное топливо. Это легко объясняется известным фактом, что Эстония очень плохо обеспечена необходимыми для ее экономики энергоносителями, и поэтому импорт топлива имеет для нее стратегически важное значение.
Минеральное топливо является одной из крупнейших статей эстонского импорта.В 1996 году в Эстонию из России было ввезено топлива на сумму 2299,9 млн.ЕЕК, что составило 44,2 % всего импорта.(Прил.2). Из России ввозится большая часть каменного угля, бензола, толуола, керосина, дизельного топлива, а также 100 % природного газа.
В последнее время резко возрос импорт автомобильного бензина. Если раньше крупнейшим поставщиком бензина была Финляндия, то теперь у нее появился достаточно серьезный конкурент в виде России. Если анализировать цены минерального топлива можно сделать выводы, что цена на бензин в России на данный момент находится на мировом уровне. Довольно выгодно покупать у России и дизельное топливо, и мазут. Например, покупая дизель в Финляндии, приходится платить приблизительно на четверть больше. А покупая мазут из Литвы, приходится платить на 1/3 больше (3).
Источник:“ V ä liskaubandus ”,1994,стр. 136-139; “Эстония М”,24.03.1997,стр.14 График 6. Импорт минерального топлива из России в 1991-1996 гг.
Другая ситуация с газом. В данном случае Эстония частично зависит от поставок из России потому что, газ попадает в Эстонию по трубопроводам. А с другими государствами у Эстонии трубопроводная связь отсутствует (3).
После введения Россией двойных таможенных налогов для Эстонии местные бизнесмены стали использовать так называемый “Украинский коридор” для торговли с Россией. За последнее время резко увеличилась торговля Эстонии с Украиной.В 1994 году экспорт из Эстонии на Украину составил 518,2 млн.ЕЕК, а в 1995 и 1996 годах (после последствий введения Россией двойных налогов) соответственно 790 и 1262 млн. ЕЕК. Произошло увеличение экспорта на 60 %. Однако как показала статистика только треть прибывших из Эстонии товаров оседало на территории Украине. Остальная часть переправлялась в Россию. Вот такой интересный ход использовали эстонские предприниматели, чтобы избежать двойных налогов (16).
Однако с осени 1996 года и “Украинский коридор” для Эстонии закрылся. Россия ввела сбор 20-ти процентного налога на добавленную стоимость с товаров, ввозимых с территории Украины. Теперь стоимость экспорта в Россию через Украину сравнялся с экспортом напрямую. Этот шаг нанес серъезный удар по эстонским бизнесменам, торгующим с Росссией (16).
Также с начала 1997 года в России вступило в действие постановление, по которому за импортируемый туда или проходящий транзитом спирт в дополнение к пошлинам на границе нужно платить акциз и налог с оборота. Можно сказать, что это нанесло серьезный удар на экспорт эстонских спиртозаводов, он прекратился. А Ракверский и Моэский спиртозаводы (экспорт которых составлял соответственно 48 % и 60 % от всего производства) находятся на грани остановления своей деятельности.
Как видно, внешняя торговля с Россией имеет весьма существенное значение для Эстонии. Поэтому, целесообразным является расширение и углубление деловых контактов как на государственном, так и на частном уровнях. Несомненно, что заинтересованность обеих сторон во взаимовыгодном сотрудничестве очень велика. Доказательством этого служат многочисленные встречи деловых кругов России и Эстонии.
К сожалению, практически все препятствия на пути расширения деловых контактов носят исключительно политический характер. Активно действующая Эстоно-Российская палата предпринимателей решила совершить довольно смелый поступок. 11 марта 1997 года члены палаты послали обращение к властям Эстонской Республикии и властям Российской Федерации, в которой они указали, что “деловые круги Эстонской Республики... крайне озабочены отсутствием позитивных сдвигов в эстоно-российских отношниях.” “Мы считали и считаем, что между двумя странами нет неразрешимых противоречий. Все существующие ныне разногласия являются результатом взаимного недоверия и отсутствия доброй воли к их устранению... Но мы уверены, что экономические санкции не являются адекватным средством решения внутригосударственных и межгосударственных проблем”,- таково мнения членов палаты. В письме они излагают возможные пути к разрешению проблем, суть которых также раскрывается в обращении. Письмо было подписано членами палаты, в том числе В. Поляковым, и было поддержано академиком Михаилом Бронштейном (14).
Хочется надеется, что обращение не останется криком в пустоту, и обе стороны примут решения о позитивных сдвигах.
Есть уже реальные надежды на то, что между Эстонией и Россией будет наконец-то заключен договор о режиме наибольшнго благоприятствования в торговле. Потому что обе страны собираются вступить во Всемирную торговую организацию, членами которой уже являютс 121 государство, а между членами этой организации действует режим свободной торговли (17).
ПРОЧИЕ ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ТРАНЗИТ
Географическое положение Эстонии на кратчайшем балтийском торговом пути с Востока на Запад и с Запада на Восток при наличии глубоководных и почти не замерзающих акваторий с развитой транспортной и портовой инфраструктурой - это важный элемент эстонского национального богатства и балансир устойчивости экономики и национальной валюты, особенно в условиях нарастающего дефицита торгового баланса.
По разным оценкам, транзитный коридор через Эстонию с учетом связанных отраслей обеспечивает от 20 до 25 % реально произведенного валового продукта в Эстонии (17).
В настоящее время доминируюшая часть перевозок происходит по железной дороге. Основной поток грузов направляется из портов в порты. Основная тяжесть перевозок ложиться на маршрут Таллинн-Тапа-Нарва. На него приходится 70 % всех транзитных перевозок. Учитывая планы развития порта Мууга, объем перевозок по железной дороге должен будет составить в 2005 году 24 млн. тонн, а более оптмистический вариант увеличивает это число до 38 млн. тонн в год. Большую часть этих перевозок будет занимать транзит.
Основные автомобильные перевозки ведутся по шоссе Таллинн-Нарва и Таллинн-Тарту-Выру-Печоры. В ближайшем будущем планируется построить объездную дорогу вокруг нарвы и новый мост через реку. Это позволит избежать задержек при движении в городской черте. Стоимость проекта составляет 50 млн.долларов (8).
С первого сентября 1996 года применяются экономические санкции к российским бизнесменам, использующим эстонский транзитный коридор. Для них установлены повышенные тарифы при перевозке грузов по российским железным дорогам. А это увеличивает транспортные расходы на 15 - 20 %.
В сентябре 1996 года состоялась презентация дочерней фирмы N-Терминала “Травенд” и паромной линии Таллинн-Киль. Цель данной линии обеспечение бесперебойного транзита грузов между Германией и Россией. Изучив различные варианты доставки продукции в Европу, немцы признали наиболее экономичным эстонский коридор (20).
8-9 мая в Нарве пройдет международная выставка и конференция под общим названием “ Нарва-Транзит- 97 “.Цель мероприятия - представить Нарву и Ида-Вирумаа в качестве важного транзитного пункта из Европы в Россию. Надеемся, что эта конференция, на которую соберутся местные и зарубежные компании, занятые в области транспортировки грузов, обслуживания, строительства,таможни, страхового бизнеса, связи, оптовой торговли и туризма, еще раз подтвердит, что Эстония является очень выгодным транзитным коридором между Западом и Востоком.
В силу своего географического положения Эстония считается одним из наиболее благоприятных мест для осуществления транзита нефтепродуктов.
Один из наиболее грандиозных проектов транзита нефтепродуктов связан с Тимано-Печерским месторождением. Запасы этого месторождения, находящегося северо-восточнее Архангельска, оцениваются в 400 млн.тонн. Проект стоимостью 4,5 млрд. долларов предусматривает строительство трубопровода из республики Коми через город Кирши, где находится нефтеперерабатывающий завод, в один из балтийских портов (21).
На начало текущего года ситуация с проектом прокладки нефтепровода была такова. Существовало 3 варианта прокладки нефтепровода: 1. через Эстонию в порты Мууга или Палдиски; 2. через Финляндию; 3. через Латвию. Существовал еще вариант строительства собственных портов Россией на побережье Балтийского моря. Прокладка нефтепровода по территории Эстонии оказывалась на 10-15 % дешевле других вариантов. По предварительным оценкам, только за счет наличия нефтепровода Эстония смогла бы получать 150 млн. долларов в год. Помимо этого, существенно была бы упрощена и удешевлена доставка нефти в Эстонию для внутренних нужд, резко бы ускорилось развитие порта (а следовательно и города) Палдиски. К тому же благодаря нефтепроводу на территории Эстонии можно было бы построить современный нефтеперерабатывающий завод (приблизительной стоимостью в 5 млрд. ЕЕК), идею строительства которого еще в 1995 году выдвинуло руководство ГАО “Esoil”. (21)
Однако все эти надежды рассыпались в начале 1997 года. В феврале текущего года губернатор Ленинградской области и президент компании “Сургутнефтегаз” подписали договор о сотрудничестве и назначили срок проведения конкурса на строительство порта в бухте Батарейная. К этому порту будет проведен нефтепровод длиной 320 км от завода в Киршах. По мнению руководителей Estonian Oil Service, “...строительство новых портов в Ленинградской области не повредит большинству топливных фирм, возящих топливо из России через Эстонию...”
По мнению министра путей сообщения и связи Райво Варе, которое он высказал на лекции в Тартуском университете, нельзя строить долговременные планы, основанные на том, что Россия начнет в будущем перевозить нефть через Эстонию. Россия предпочитает строить для себя новые порты.
Особо следует остановиться на портах Эстонии. За годы Советской власти в Эстонии был построен мощный и современный комплекс портовых сооружений. Эстонские порты были созданы для нужд бывшего Советского Союза, поэтому неудивительно, что их возможности далеко превышают внутренние потребности Эстонии. Основную часть грузов составляет транзит. Сейчас на него приходится 75-78% грузооборота(22). У Эстонии имеется 79 портов, из них экспортно-импортным требованиям соответствуют 19. Наиболее крупные порты Эстонии- Мууга, Кесклинна, Палдиски и Копли. Все они входят в состав ГАО “ Tallinna Sadam ”. (17)
Самым важным портом является порт Мууга, через который в 1996 году было вывезено 14 миллионов тонн груза. Жидкое топливо составило 5,8 миллиона тонн из этого объема. По наиболее оптимальным прогнозам в 2010 году через порты Эстонии пройдет 40 мил. тонн груза, по пессимистическим - 29 млн. Последний вариант, по мнению министра наиболее вероятен, поскольку в течении последних трех лет удельный вес транзитной торговли снизился.
Существует очень много проблем между Россией и Эстонией в области транзита. И можно сказать, что проблем возникает все больше и больше. Так с первого марта сего года Министерство транспорта России изменяет требования, установленныедля эстонских автоперевозчиков при транспортировке грузов и перевозке людей в Россию. Теперь они должны иметь специальное разрешение на перевозку, которое выдается Эстонской ассоциацией международных автомобильных перевозок.
Вопрос транзита стал очень болезненным. Эстонии нужно налаживать отношения с российскими структурами - государственными, таможенными, транспортными, чтобы снять больные вопросы, отрегулировать безопасность грузопотока, ликвидировать контробанду. Проблемы нужно решать на разных уровнях и срочно, иначе грузопоток из Европы может вообще миновать Эстонию; уже в этом году будет сдан мост через пролив между Данией и Швецией, автомобильный транспорт сможет идти из Европы в Швецию, следовать на Россию через Финляндию. А на Российско-финской границе сдан в эксплуатацию большой автопереход Торфяновка с возможностю пропуска от двух до трех тысяч машин в сутки. То есть ворота для приема еврпопейских грузов готовы (17).
Однако многие жизненно важные вопросы до сих пор не закреплены юридически. Главное же препятствие - общая неотрегулированность эстоно-российских отношений. “Очень важно построить нормальное, не политизированное общество, в котором политика и экономика будут не соперничать, а работать друг на друга,”- сказал председатель совета N-Терминала Эндель Сифф (21).
ТУРИЗМ
Эстония богата историческими достопримечательностями и памятниками архитектуры. Здесь имеется хорошо развитая сеть гостиниц и курортов.
После 1991 поток туристов из республик бывшего Советского Союза с каждым годом неуклонно иссякал. В 1994 году этот процесс притормозился. С 1995 года в нем наметилась явная активизация.
По данным департамента статистики, в 1995 году туризм составлял 16,5 % от общего экспорта Эстонии, в 1996 году он, по предварительным оценкам, составит примерно 18%.
|
|
|