Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Первые политические организации.





В феврале 1816 г. после воз­вращения большей части русской армии из Европы в Петербурге воз­никло тайное общество будущих декабристов — «Союз спасения». С февраля 1817 г. оно было названо «Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основали: П.И. Пестель, А.Н. Муравьев, CJI. Трубец­кой. К ним присоединились К.Ф. Рылеев, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин, С.И. Муравьев-Апостол и др.

«Союз спасения» — первая русская политическая организация, имев­шая революционную программу и устав — «Статут». В нем были зало­жены две основные идеи переустройства российского общества — лик­видация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как позор и главный тормоз для поступательного развития России, самодержавие — как отжившая политическая система. В документе говорилось о необходимости введения конституции, кото­рая ограничила бы права абсолютной власти. Несмотря на жаркие спо­ры и серьезные разногласия (некоторые члены общества горячо выска­зывались за республиканскую форму правления), большинство считало идеалом будущего политического устройства конституционную монар­хию. Это был первый водораздел во взглядах декабристов. Споры по данному вопросу продолжались вплоть до 1825 г.

В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия» — довольно круп­ная организация, насчитывавшая около 200 человек. Ее состав по- прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней бьио мно­го молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителя­ми стали А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, П.И. Пестель, И.Д. Якушкин, М.С. Лунин и др. Организация получила довольно четкую структуру. Были избраны Коренная управа — общий руководящий орган — и Совет (Дума), обладавший исполнительной вла­стью. Местные организации «Союза благоденствия» появились в Петер­бурге, Москве, Тульчине, Кишиневе, Тамбове, Нижнем Новгороде.

Программа и устав союза назывались «Зеленая книга» (по цвету пе­реплета). Заговорщическая тактика и конспиративность руководителей вызвали разработку двух частей программы. Первая, связанная с ле­гальными формами деятельности, была предназначена для всех членов общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества, введении конституционно­го правления и, главное, об осуществлении этих требований насильст­венными средствами, была известна особо посвященным.



Все члены общества принимали участие в легальной деятельности. Они пытались воздействовать на общественное мнение. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литера­турные альманахи. Члены общества действовали и личным примером — отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпус­кали на волю наиболее одаренных крестьян.

Члены организации (в основном, в рамках Коренной управы) вели яростные споры о будущем устройстве России и тактике революцион­ного переворота. Одни настаивали на конституционной монархии, другие — на республиканской форме правления. К 1820 г. стали преоб­ладать республиканцы. Средством достижения цели Коренная управа считала заговор с опорой на армию. Обсуждение тактических вопро­сов — когда и как производить переворот — выявило большие разногла­сия между радикальными и умеренными руководителями. События в России и Европе (восстание в Семеновском полку, революции в Испа­нии и Неаполе) вдохновляли членов организации на поиск более ради­кальных действий. Наиболее решительные настаивали на скорейшей подготовке военного переворота. Умеренные возражали против этого.

В начале 1821 г. из-за идейных и тактических разногласий было принято решение о самороспуске «Союза благоденствия». Предприни­мая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от пре­дателей и шпионов, которые, как оно не без оснований полагало, могли проникнуть в организацию. Начался новый период, связанный с созда­нием новых организаций и активной подготовкой к революционному выступлению.

В марте 1821 г. на Украине было образовано Южное общество. Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республи­канец, отличавшийся некоторыми диктаторскими замашками. Учреди­телями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его при­знанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубец­кой, М.С. Лунин. Оба общества «не иначе мыслили, как действовать вместе». Это были крупные для того времени политические организа­ции, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами.

НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них. обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй — увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа «Освобождение труда». Бывшие активные участники «Черного передела» Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции.

В 1883 г. в Женеве была образована группа «Освобождение труда».

Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории. Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.).

Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.