Часть третья. Некоторые наследственные факторы, стимулирующие умственную активность. 1. Введение в проблему
Часть третья Некоторые наследственные факторы, стимулирующие умственную активность
1. Введение в проблему
Считая достоверно установленным, что в выровненных, в общем благоприятных условиях развития очень большое значение приобретают наследственные различия в одаренности, мы занялись вопросом, какими же наследственными факторами может определяться столь ярко выраженная особенность, как огромный талант или гениальность. В связи с этим мы обратили внимание на довольно давно обнаруженную повышенную умственную активность подагриков и на замечательную работу «История английского гения» Г. Эллиса (Ellis Н., 1927). Эллис не только показал очень высокую частоту подагриков среди выдающихся людей Англии, но и дал четкое характерологическое определение гения «подагрического типа», противопоставив этих твердых, неуклонно решительных, работоспособных, мужественных гениев, – быстро вспыхивающим, ярким, переменчивым, блистающим, несколько женственным типам «чахоточного гения». Поскольку подагра и гиперурикемия (повышенный уровень мочевой кислоты) довольно четко наследуются при разнообразных нарушениях обмена, возникла следующая рабочая гипотеза. Это нарушение обмена является одним из многих возможных механизмов возникновения и передачи потомству той доли повышенной активности интеллекта, которая, как показали исследования на близнецах, являлась наследственно обусловленной. Более того, подагрическая стимуляция мозга является одним из тех механизмов, которые могут повышать интеллектуальную активность до уровня талантливости и гениальности. Если бы эта гипотеза нашла свое подтверждение, можно было бы считать, что хотя бы часть случаев гениальности поддается естественнонаучной расшифровке, и гениальность из предмета спекулятивных рассуждений превращается в объект научного изучения.
Исходя из этих соображений, мы решились предпринять «междисциплинарное» исследование, посвященное роли подагриков в мировой истории и культуре. Получив целый ряд необычайно веских подтверждений, свидетельствующих о том, что весьма значительная доля крупнейших деятелей истории и культуры действительно страдала подагрой, и устранив различные гипотезы (в частности, диетарную), которыми можно было объяснить эту чрезвычайно высокую частоту гениальности среди подагриков (помимо стимулирующего действия мочевой кислоты на мозг), в ходе изучения патографий различных замечательных личностей, мы обратили внимание на два других, гормональных, механизма стимуляции, имеющих место при синдроме Марфана (адреналовый механизм) и синдроме Морриса (тестикулярная феминизация, андрогенный механизм), а также на необычайно стимулирующую умственную деятельность гипертимную фазу циклотимии, которую мы будем в дальнейшем называть гипоманиакальностью. Наконец, после того, как стала очевидной большая роль этих четырех факторов, мы были вынуждены обратить внимание на то, что среди гениев необычайно часто встречается броское высоколобие и даже гигантолобие. (Биологам достаточно обратить внимание на портреты Менделя и Моргана). Но, конечно, здесь в первую очередь был бы необходим широчайший подход, подтвержденный статистикой, чего мы, естественно выполнить не можем, а посему ограничимся лишь констатацией. Из фактического материала, который будет представлен далее, следуют, как нам представляется, существенные междисциплинарные и социологические выводы, которых мы сможем коснуться лишь после изложения собранных нами данных по найденным факторам резкого повышения интеллектуальной активности и активизации умственной энергии.
Первую часть работы мы посвящаем кратким биографиям и патографиям выдающихся подагриков. Вторую часть – проблеме гипоманиакальной стимуляции умственной энергии. Третью часть – сочетанию подагрической стимуляции с гипоманиакальной (гиперурикемия‑ гипоманиакальность). Четвертую – двум гормональным механизмам стимуляции умственной активности. Пятую – династической гениальности и талантливости, при которой в ряде случаев просматривается безусловная генетическая передача подагрического механизма стимуляции наряду с социальной преемственностью, а в ряде случаев на неизвестный нам генетический механизм одаренности накладывается социальная преемственность. В шестой части мы кратко остановимся на обнаруженном нами частом высоколобии и даже гигантолобии у гениев. В Заключении мы приведем некоторые выводы, которые, по нашему мнению, имеют важное социальное значение. Рассматривая факторы повышенной умственной активности, мы, разумеется, нисколько не сомневаемся в том, что наличие любого из них, отдельно либо попарно, вовсе не гарантирует высокой умственной активности. Совершенно очевидно, что любой из них может быть абсолютно подавлен множеством отрицательных наследственных же, биологических, биосоциальных и социальных факторов. Это утверждение – трюизм, не заслуживающий, как нам кажется, подробного рассмотрения, то есть достаточно самоочевидный. Анализируя роль подагрического и иных механизмов повышенной умственной активности в жизни замечательных деятелей мировой истории и культуры, мы, несмотря на самоочевидную неполноту патографической летописи, никоим образом не могли выдерживать какую‑ либо историческую и географическую последовательность. Чтобы наглядно показать, насколько еще недостаточными остаются в итоге наши знания о механизмах гениальности, мы рассмотрим очень немногие из тех семей, в которых механизм несомненно наследуется, тогда как сущность его остается совершенно непонятной. Мы полагаем, что представленный материал в достаточной мере докажет необходимость развития двух междисциплинарных областей, которые мы назовем «гениелогией» и «историогенией». Это тем более необходимо, что механизмы творческого стимула, ведущего к гениальным достижениям, нам удалось в какой‑ то мере расшифровать лишь у трети крупнейших деятелей мировой истории и культуры. Однако существует множество гениев, патография которых оказалась недостаточной. Мы предполагаем, что нахождение новых данных будет вполне соответствовать найденным нами закономерностям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|