Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

к лабораторной работе № И1

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ СВЕТА

Лабораторная работа № И1

 

Изучение  интерференционного  опыта  Юнга

С  помощью  лазера

 

Цель работы: наблюдение интерференционной картины от двух отверстий, освещенных лазером, и определение расстояния между ними.

Оборудование: гелий-неоновый лазер, пластинка с двумя отверстиями, экран, линза, линейка.

                            

Краткие теоретические  сведения

Явление интерференции света осуществляется при наложении когерентных световых волн от двух точечных источников света S 1 и S 2, находящихся на расстоянии d друг от друга (рис. 1).

 

 

Рис. 1

 

В некоторой точке пространства М происходит усиление или ослабление света в зависимости от величины разности хода между интерферирующими лучами света: D = r2 – r1.

Максимальное усиление света наблюдается в тех точках пространства, для которых разность хода световых лучей D равна целому числу длин волн или четному числу полуволн:

 

(  = 0, 1, 2, 3,... – порядок интерференции).

 

Минимум интенсивности при ослаблении света наблюдается при условии, если разность хода D равна полуцелому числу длин волн или нечетному числу полуволн

(  = 0, 1, 2, 3,....).

В целом интерференционная картина представляет собой систему чередующихся светлых и темных полос в некоторой плоскости Р, находящейся на расстоянии r от источников S 1 и S 2 (см. рис. 1). Когда расстояние r намного превосходит расстояние d между источниками света (при r >> d), можно считать, что

 

 ,    ,

 

где y – координата, определяющая положение интерференционной полосы относительно центра О интерференционной картины, что следует из подобия треугольников S 1 BS 2 и МСО. В этом случае положение светлых и темных полос в положительном и отрицательном направлении оси y будет определяться формулой

 

 

За ширину интерференционной полосы принимают расстояние между центрами двух соседних светлых или темных полос:

 

D y = y m y m-1 = .

В данной работе ставится задача нахождения расстояния между источниками света S1 и S2:

 

                                                    = .                                              (1)

Описание установки

 

В опыте Юнга в качестве источников света S 1 и S 2 используются два отверстия в пластинке, помещаемой на пути лазерного луча. Поскольку лазерное излучение обладает большой пространственной когерентностью по всему поперечному сечению светового пучка, отверстия S 1 и S 2 представляют собой когерентные источники света, что является необходимым условием осуществления интерференции света. Для нахождения расстояния d между источниками, согласно (1), необходимо знать длину волны l лазерного излучения, расстояние r от отверстий до плоскости Р и ширину интерференционных полос. Непосредственные измерения D y практически невозможны из-за мелкого масштаба наблюдаемой интерференционной картины. Поэтому между лазером и экраном помещают линзу L, дающую увеличенное изображение интерференционных полос на экране Э (рис. 2).

На рисунке D y ' соответствует увеличенному изображению ширины D y интерференционной полосы, равной расстоянию между центрами соседних светлых полос нулевого (m = 0) и первого (m = 1) порядков.

Из подобия треугольников АМО и А'M'O следует:

 

                                                   .                                               (2)

 

 

Рис. 2

 

Расстояние  от плоскости Р до линзы L можно найти по формуле линзы:

 

,

где F – фокусное расстояние линзы. Тогда

 

.

 

Подставив это выражение в (2), получим

 

.

 

Учитывая, что

,

 

и подставляя выражение, полученное для D y, в (1), получим формулу для вычисления расстояния между источниками света S 1 и S 2:

 

                                        d = .                                   (3)

 

Расстояние l от пластины с отверстиями до линзы, ширину наблюдаемой интерференционной полосы D y ' и расстояние а ' от линзы до экрана Э измеряют с помощью линейки. Фокусное расстояние линз F указывается на установке. Длина волны излучения гелий-неонового лазера l = 632,8 нм.

 

Порядок выполнения работы

1. Включить лазер и направить луч на экран.

2. Поставить на пути луча пластинку с отверстиями. На экране появится интерференционная картина.

3. Поместить между пластинкой с отверстиями и экраном линзу с известным фокусным расстоянием F для получения увеличенного изображения интерференционных полос.  

4. Измерить ширину D y ' интерференционных полос, полученных на экране. Для этого, положив лист бумаги на экран, отметить карандашом середины темных полос, измерить ширину нескольких полос и разделить ее на число полос.

5. Измерить расстояние l и а '.

6. Вычислить расстояние d по расчетной формуле (3).

7. Измерения провести для трех различных положений линзы.

8. Определить среднее значение

 

< d > = .

 

 9. Результаты измерений и вычислений занести в таблицу.

      10. Оценить абсолютную и относительную погрешности измерений по формулам:

,

 

e = %.

                                                                                              Таблица

 

li ai ', м Δ yi' di, м < d >,м | di –< d >|, м   Δ d ε, %
1        

 

 

 

 

2          
3          

λ = 632,8 нм

F =

 

Контрольные вопросы

1. Что такое интерференция света? Каковы условия ее осуществления?

2. Получить выражение для ширины интерференционных полос в опыте Юнга.

3. Почему в центре интерференционной картины в опыте Юнга наблюдается светлая полоса?

4. Как осуществить опыт Юнга от обычной лампочки накаливания, являющейся некогерентным источником света?

5. С какой целью используется линза в данной работе?

6. Получить условия максимума и минимума интенсивности света в опыте Юнга.

7. Вывести формулу для определения расстояния между источниками света в опыте Юнга.

 

Библиографический список

к лабораторной работе № И1

1. Савельев, И. В. Курс общей физики / И. В. Савельев. – М., 1978. –
Т. 2. – § 119.

2. Зисман, Г. А. Курс общей физики / Г. А. Зисман, О. М. Тодес. –
М., 1972. – Т.3. – § 11.

3. Детлаф, А. А. Курс общей физики / А. А. Детлаф, Б. М. Яворский. – М., 1979. – Т. 3. – § 5.2.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...