Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музей Людвига в Русском музее.




Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное учреждение культуры

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ»

Отдел научно-методической работы

ЭКСКУРСИЯ

ПО МРАМОРНОМУ ДВОРЦУ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Автор-составитель:

 

старший научный сотрудник

 

Прозорова А.В.

 

 

Санкт-Петербург - 2012

Методические рекомендации

Незадолго до назначенного занятия необходимо уточнить у сотрудников дворца, будет ли открыта экспозиция (нередко, особенно в праздничные дни, помещения дворца сдаются для проведения мероприятий). Необходимо накануне посетить дворец и посмотреть его экспозицию. Если идет монтаж выставки, которая захватывает территорию Мраморного зала, покоев Александры Иосифовны – анфилада вдоль Миллионной улицы на втором этаже – показать эти интерьеры будет возможно только с разрешения главного хранителя. Интерьер Белого зала труднодоступен для осмотра, его могут открыть для группы особого внимания по заранее согласованному распоряжению главного хранителя дворца.

В субботу и воскресенье – общевыходные дни – все действующие выставки открыты для осмотра, помещения во временную аренду (как правило) не сдаются.

Экскурсии в личных апартаментах великого князя Константина Константиновича проводят только сотрудники Мраморного дворца.

Мраморный дворец – уникальная возможность показать экскурсантам произведения разных видов искусства, разного времени – архитектура XVIII века, рельефный портрет архитектора дворца А. Ринальди, уникальные интерьеры XVIII и середины XIX века, произведение монументальной скульптуры (памятник Александру III); декоративную скульптуру и рельефы (работы Ф. Шубина и М. Козловского), живописные плафоны, постоянные экспозиции и временные выставки работ отечественных и зарубежных художников; - это дает большие возможности разнообразной компоновки материала, возможность провести не одно, а несколько занятий.

Как показала практика, целесообразно провести два занятия с группой.

1-й вариант:

1-е занятие. Общий вид здания.

Остановка во дворе. Памятник Александру III. Парадная лестница. Портрет А. Ринальди. Интерьер лестницы. Работы Ф. Шубина и скульпторов его мастерской в нишах лестницы. Коллекция Ржевских.

2-е занятие. Интерьеры второго этажа.

Мраморный зал. История создания дворца. Владельцы дворца.

2-й вариант:

1-е занятие. Общий вид здания. Остановка во дворе. Памятник Александру III. Портрет А. Ринальди. Интерьер парадной лестницы до второго этажа. Интерьер Мраморного зала. История постройки дворца.

2-е занятие. Интерьеры анфилады второго этажа вдоль Миллионной улицы. Владельцы Мраморного дворца. Выставки. Коллекция Ржевских.

 

Архитектор А. Ринальди.

1709/10 – 1794 – приехал из Рима уже сформировавшимся у себя на родине архитектором позднего барокко, по приглашению украинского гетмана графа Кирилла Разумовского строить в его любимом Батурине и Глухове. В 1754 году уехал с ним через Москву в Петербург, стал архитектором при «малом дворе» великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны. С воцарением Екатерины II – стал ее придворным архитектором.

Постройки: Ораниенбаум. Дворец Петра III (1756 – 1762).

Ораниенбаум. Китайский дворец (1762 – 1768).

Ораниенбаум. Катальная горка (1762 -74).

Работы по постройке Гатчинского дворца (1766 – 1772).

Царское село. Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Орловские ворота – 1770-е годы.

Работы по постройке Исаакиевской церкви.

1784 год – возвращение на родину, в Рим, где и умер. В России более 30 лет творческой жизни.

(Ф. Б. Растрелли работал в духе города, был первым и вел за собой всех. А. Ринальди – чужак, итальянец ни на кого не похож).

 

Мраморный дворец.

Построен по проекту А. Ринальди в 1767 – 1785 годах. Предназначался в подарок графу Григорию Орлову.

1796 – пожалован императрицей Екатериной II Великому князю Константину Павловичу.

1832 – Указ императора Николая I «О назначении дворца Великому князю Константину Николаевичу».

1917 – национализирован.

1918 – 36 – Российская Академия истории материальной культуры.

1937 – 91 – Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина.

1991 – решением Мэрии Санкт – Петербурга № 695 от 06.12.91. «О передаче Русскому музею помещений Мраморного дворца».

1992 – Русский музей приступил к капитальному ремонту, реконструкции и реставрации дворца.

Площадь земельного участка 8900 кв. м.

Площадь застройки 4535 кв. м.

Общая площадь дворца 10432 кв. м.

1994 – установка во дворце памятника Александру III (1909 год), Паоло Трубецкой.

 

 

Владельцы дворца.

Строится для Григория Орлова. На главном фасаде Мраморного дворца по первоначальному замыслу предполагалось начертать надпись «Здание благодарности». Прощальный подарок императрицы своему фавориту. В течение двенадцати лет Г. Орлов был сподвижником императрицы, имел огромное влияние в армейских кругах и при дворе. Григорий Орлов (1734 – 1783) не жил во дворце. Екатерина II выкупает здание у родственников (у братьев) в 1783 году.

1796 – Дворец пожалован Екатериной II Великому князю Константину Павловичу по случаю его предстоящего бракосочетания с принцессой Саксен-Зайльфельд-Кобургской Юлианой-Генриеттой-Ульрикой (Анной Федоровной).

15.02.1796 – бракосочетание. Во дворце жили недолго.

В 1801 году – Анна Федоровна навсегда уехала к родителям в Кобург.

В конце февраля 1797 году в Мраморном дворце поселился бывший польский король Станислав Понятовский. 12.02.1798 – умер во дворце (был похоронен в костеле Св. Екатерины на Невском проспекте. В настоящее время урна с прахом – в Кафедральном соборе в Варшаве).

Тадеуш Костюшко не жил в Мраморном дворце (см:Дворцы Русского музея с. 170 – 174).

Мраморный дворец был возвращен Великому князю Константину. Жил во дворце очень редко. 15.06.1831 умер от холеры.

16.03.1832 Николай I назначил Мраморный дворец во владение своему сыну Константину, которому не исполнилось еще пяти лет. В дальнейшем Константин Николаевич – глава морского ведомства (при нем флот из парусного стал паровым, а затем броненосным). Входил в комитет по крестьянскому делу, готовивший отмену крепостного права, Председатель Государственного Совета, Председатель Русского географического общества и Русского археологического общества.

При Великом князе Константине Николаевиче Мраморный дворец стал местом постоянного пребывания большой великокняжеской семьи, многолюдным домом.

Супруга Константина Николаевича, великая княгиня принцесса Саксен-Альтенбургская Александра Иосифовна, от брака – шесть детей, многочисленные внуки. Для детей приспосабливались комнаты в третьем и первом этаже дворца.

Второй сын – Великий князь Константин Константинович (1858 – 02.06.1915 – умер в Мраморном дворце). Поэт «К. Р.» - наследник дворца.

Главой дома после его смерти стала супруга великая княгиня Елизавета Маврикиевна, принцесса Саксен-Альтенбургская, герцогиня Саксонская.

 

Облик Мраморного дворца.

Великолепно дворец смотрится с Невы, он словно вырастает из набережной розового гранита – рапакиви (рапакиви с финского – крошащийся камень) – нижний ярус дворца облицован тем же финским «диким камнем», что и набережные Невы.

Неправильность участка – стоит под углом к Миллионной, если идти от Зимнего дворца, эффектно завершает перспективу Миллионной улицы.

Прекрасно смотрится с угла Марсова поля и Миллионной.

Главный фасад – обращен к Летнему саду – позднее закрыт Служебным корпусом. Первоначально два дворца соединяла ограда, был двор – курдонер.

«Новаторство автора Мраморного дворца заключалось в том, что граниты и мраморы были не просто декоративной облицовкой, но и составным элементом каменной кладки стен. Толщина стен значительна. Она доходит до полутора – двух метров. Кирпичная кладка выполнена из обожженного крупного кирпича (7х14х30). Для обеспечения прочности она делалась в три - четыре кирпича (более метра). Уравновешивая и поддерживая массивные облицовочные блоки гранитов и мраморов толщиной от 20 до 50 сантиметров, кирпичная кладка составляет с ними единую конструктивную систему».(Кючарианц, с.132)

Если поставить группу во дворе у правого ризалита, заметна несимметричность здания - неправильность земельного участка. Но Ринальди делает это совершенно незаметным.

Мрамор – марморос – блестящий. Единственная горная порода, способная излучать едва уловимый свет. Кальцит – минерал, входящий в состав мрамора – преломляет свет.

2 – 3 этажи – светло-серый сердобольский гранит (добывается на северном берегу Ладожского озера). Пилястры из бледно-розового тивдийского мрамора (у деревни Тивдиевка на северо-западном берегу Онежского озера).

Наличники окон 2 – 3 этажей – пепельно-серый рускеальский мрамор – приладожский. Базы колонн, капители и гирлянды из дубовых ветвей под окнами 3-го этажа – белый уральский мрамор на фоне темно-серых плит из ювенского мрамора – добывался на финском острове Иоенсу. 86 ваз венчает здание (из светлого Ревельского доломитового мрамора). Мраморный дворец – П-образное здание. Центральная часть здания – башня с часами. По сторонам башни статуи работы Ф. Шубина Верность и Щедрость (с рогом изобилия) 1770-е годы (см «Программа художественного убранства» А. Е. Ухналев. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге). Ограда и решетки ограждающие пространство с набережной и Миллионной улицы. Здание завершает Дворцовую набережную, является торжественным цветовым аккордом.

 

Барельеф «Служение лошади человеку» (ул. Миллионная, 5).

Западный фасад служебного корпуса Мраморного дворца украшают медальоны с изображениями лошадиных голов под окнами второго этажа. На нижнем этаже этого помещения раньше размещался манеж.

Огромный фриз представляет собой барельеф длиной почти 70 метров, высотой около двух метров. Барельеф содержит четыре сюжета.

На первом – лошадь, прошедшую испытания, подводят к судье. Судья в античной одежде велит слуге отвести ее в богатую конюшню. На двух средних барельефах – изображение кавалерийского сражения и другие сцены, рассказывающие о роли лошади в военных действиях. На последнем барельефе – торжественный въезд богатого вельможи и сцена охоты на оленей.

А. П. Брюллов выполнил барельеф по рисункам П. К. Клодта (1785). Для двух боковых фронтонов того же здания П. К. Клодт сам выполнил барельефы, на которых изображены ростры, дельфины и трубящие в раковины тритоны. Этим изображением скульптор хотел подчеркнуть связь здания с Невой. (Е. В. Дмитриева. Санкт – Петербург. Пособие по истории города. СПб., 2001. с. 285 – 286).

 

Планировочная структура Мраморного дворца в XVIII веке.

Несмотря на перестройки, дворец в значительной степени сохранил первоначальные объемы своих помещений.

1830 – фиксационные акварели; 1785 – каталог картинной галереи сопровождается выполненными акварелью развертками стен с показанием развески живописных полотен.

Парадные залы 1 – 5 (см план): Лаковый зал – 1; «Собранное зало» - 2 с большим портретом императрицы под балдахином; 3 – Галерея или Орловский зал, украшенный бюстами братьев Орловых и мраморными барельефами, посвященными их деяниям; 4 – Мраморный зал с небольшим кабинетом в восточной стене (6);

Китайский зал (5) использовался как парадная столовая. Широким арочным проемом он был связан с небольшой служебной комнатой – буфетной(7).

Во дворце было 2 кухни – большая и малая. Малая – под покоем № 14 второго этажа; блюда поднимались в средний этаж по служебной лестнице (Д).

Большая – под покоем № 21; поднимались блюда по лестнице С.

Жилые покои (8 – 14): от Собранного зала образуют анфиладу с окнами во внутренний двор. Спальня (8) – ее окна выходят в висячий сад, а остекленная дверь – в смежную с ним оранжерею (15).

К анфиладе примыкала обширная, богато украшенная комната – столовая для повседневного использования (14).

Завершалась анфилада комнатой (22), двери из которой вели в картинную галерею (17 – 21) и дворцовые бани (23 – 24).(Все обозначения по плану – прилагаются. Дворцы Русского музея.стр.181).

Группа помещений среднего этажа в юго-восточной части здания примыкает к жилым покоям и картинной галерее. Пользуясь современной терминологией, их можно назвать спортивно-оздоровительным комплексом: ванная (23), парная (24), зал для игры в мяч (25), ряд залов, служебные помещения и лестницу.

Комплекс этот уникален для архитектуры петербургских дворцов. Нигде, кроме Мраморного дворца, бани не располагались на втором этаже и не были так тесно связаны с помещениями для жилья. Здесь стремление к комфорту достигает своего апогея. Спорт, баня, после этого отдых в окружении произведений искусства – все удобства и роскошь римских терм служат здесь прихоти баловня Фортуны – Григория Орлова.

Зал для игры в мяч – самое большое, единственное двухсветное помещение дворца. Великий князь Константин Павлович устраивает в нем арсенал, размещая в нем коллекцию оружия. В описях за 1785 год его именуют Большим или Танцевальным залом.

Последняя группа помещений среднего этажа располагается в северо-западной части здания. Это несколько роскошно отделанных комнат (26 – 30), составляющих квартиру с отдельным входом и лестницей (В). На лестницу (В), ведущую в апартаменты, попадали из-под арки проезда с Мраморного переулка во внутренний двор. Ворота же под аркой были не решетчатыми из кованого железа, что больше соответствовало бы архитектуре дворца, а глухими дубовыми, делавшими невидимым с улицы происходящее за ними.

По-видимому, квартира эта предназначалась для кратких посещений (см.: Ухналев; Дворцы Русского музея с. 182).

Из планировочной структуры дворца видно, что в нем существует такое соотношение между представительской функцией и жилым назначением, которое характерно для частного богатого городского дома, а не для дворца – резиденции.

 

 

В 1780 году принимается решение о строительстве Служебного дома (по проекту архитектора Егорова П.Е. Строительство служебного корпуса начинается в 1781 г.) – для размещения конюшен, сенных и каретных сараев, манежа и служебных помещений. Служебный корпус изменил всю градостроительную ситуацию вокруг дворца. Марсово поле стало замкнутой площадью. Протекавший перед восточным фасадом дворца Красный канал вместе с перекинутым через него и только что отстроенным в камне мостом стали ненужными. Наконец, богатый и выразительный восточный фасад Мраморного дворца оказался заслоненным корпусом нового здания.

 

Парадная лестница.

Шесть маршей под углом 90 градусов. Мрамор серебристо-серый рускеальский, из него же исполнены более светлые по тоны балясины. Ступени – темно-зеленый брусненский кварцевидный песчаник, он включает углистое вещество (остров Брусный в Онежском озере). Компактность лестницы, она объединяет все этажи, одновременно являясь парадным вестибюлем.

Театральность архитектуры XVIII века, сложность пространственных построений. Восприятие лестничного пространства во времени. Узкая, темная внизу, торжественная, залитая светом на втором этаже, свободное пространство верхнего этажа.

Статуи в нишах: Ф. Шубин. Полдень. 1779.

Ф. Шубин. Вечер. 1779.

Неизвестный скульптор. Ночь. 1782.

Неизвестный скульптор. Утро. 1781.

Неизвестный скульптор. Весеннее равноденствие. 1780.

Неизвестный скульптор. Осеннее равноденствие. Начало 1780-х (А. Ухналев. Мраморный дворец в СПб.).

Рельефы верхнего этажа парадной лестницы: «Умеренность» - с уздечкой в руках, «Сила духа» - правая рука опущена вниз, «Благоразумие» - змея и зеркало в другой руке(осталась только рукоять), «Справедливость» - меч и весы (не сохранились). Эти качества души, получившие название «главных добродетелей», представлены Платоном, как необходимые для каждого достойного гражданина идеального города.

(Ухалев, стр. 74)

Вверху был куполок с часовым циферблатом. Теперь плафон «Суд Париса» работы Иосифа Криста, перенесенный из бывшего Лакового зала.

Мраморный зал

Площадь 167 кв. м., высота 11 м.

Первоначально был одноярусным, имел высоту 6 метров и завершался высокой падугой перекрытия. В центре был и ныне находится в зале плафон «Торжество Венеры» работы Стефано Торелли (первоначальное название «Свадьба Купидона и Психеи»).

Два барельефа М. Козловского «Камилл избавляет Рим» и «Возвращение Регула в Карфаген» - тема гражданской доблести.

Круглые барельефы на темы жертвоприношений – работы Ф.И. Шубина.

Двухъярусным зал становится после перестройки А. Брюлловым (40-е годы XIX века) – верхний ярус – искусственный мрамор.

Золоченый орнамент – А. Брюллов (стремится войти в стиль Ринальди – на своем уровне, свое понимание).

Симметрия и ритмика зала – 14 пар каннелированных пилястр бледно-розового тивдийского мрамора с темно-красными прожилками (десятки оттенков). Вишнево-красная разновидность этого камня – нижняя часть стен очерчена как лентой. Белый греческий статуарный мрамор – рельефы М. Козловского, обрамлены двойной каменной рамой – голубое лазуритовое поле (сибирский лазурит) и золотисто-желтый мрамор с черными и коричневыми жилками (итальянский мрамор). Этот мрамор с золотом капителей и сиянием люстр создает эффект закатного солнечного света.

Сдержанная нежная и богатая гамма. Изысканное благозвучие цвета.

 

Музей Людвига в Русском музее.

Музей Людвига в Русском музее, основанный супругами Петером и Ирэне Людвиг, был открыт для широкой публики10 марта 1995 года в Мраморном дворце Санкт – Петербурга.

Коллекционеры подарили Русскому музею 118 выдающихся произведений современного интернационального искусства. После десятилетий изоляции Русский музей снова выполняет свою традиционную задачу показа русского искусства в диалоге с мировым искусством.

Назрела необходимость в таком собрании, в котором русское искусство экспонировалось бы именно в интернациональной атмосфере, в интернациональных рамках.

Музей Людвига в ГРМ предоставляет такую возможность. Произведения художников разных стран и континентов, включая и русских художников, демонстрируемые вместе в постоянной экспозиции под одной крышей – подарок супругов Людвиг, - и выставки, организуемые Русским музеем совместно с отечественными и зарубежными партнерами, образуют своеобразный музей актуального искусства ХХ века, носящий имя – Музей Людвига в Русском музее.

Экспозиция отражает основные направления западного искусства второй половины ХХ века – поп-арт, неоэкспрессионизм, гипперреализм, концептуализм и абстрактные тенденции, представленные самыми известными именами: Дж. Джонс, Р. Лихтенштейн, Э. Уорхол, Д. Сегал, П. Пикассо и др. Особый раздел подаренной коллекции составили работы русских художников – И. Кабакова, Э. Штейнберга, Э. Булатова, И. Чуйкова, В. Янкилевского, В. Пивоварова – их творчество развивалось в русле альтернативной культуры и не могло в прежние годы войти в сферу государственного музейного собирательства. «Музей Людвига» можно рассматривать как первый в нашей стране музей современного искусства. Появление его именно в Русском музее не случайно. Это часть обширной программы, связанной с рассмотрением отечественного искусства в контексте мировой культуры, что особенно важно для репрезентации художественных процессов второй половины ХХ века. Сегодня без знания актуального мирового опыта, без непосредственного сопоставления зарубежной и отечественной творческой практики невозможно формировать полноценную коллекцию собственно российского новейшего искусства. «Западный фон» позволяет выявить место русской изобразительной культуры в мировом процессе, равно как и ее национальную идентичность.

Петер и Ирэне Людвиг: коллекционеры, донаторы, основатели музеев.

В начале 50-х годов приобрели первые произведения искусства.

Высококвалифицированные историки искусства (Петер Людвиг в 1950 году написал диссертацию о Пикассо) собирали вначале только искусство Средневековья. Через несколько лет, когда им обоим было за тридцать, они в первый раз подарили некоторые свои приобретения в музейные собрания в Кельне и Аахене. Уже в 1968 году им стало ясно, что ими движет: «В нашей деятельности мы руководствовались желанием заполнить информационные пробелы, донести до публики то, что могло бы вызвать ее интерес и расширить горизонты представлений» - вспоминал Петер Людвиг.

Петер и Ирэне Людвиг сумели собрать самую значительную коллекцию второй половины ХХ века – с начала 60-х годов они обратились к самому актуальному искусству разных стран, в то время, когда им почти никто не интересовался.

Музей Людвига: в Кельне; Зуермондт – Людвиг музей в Аахене; Музей современного искусства и фонд Людвига в Вене; Музей античности в Базеле и собрание Людвига; Музей современного искусства в Будапеште; Людвиг – форум интернационального искусства в Аахене; Музей Людвига в Дойчхерренхаузе в Кобленце (родном городе Петера Людвига); Людвиг – музей интернационального искусства в Китайской художественной галерее в Пекине; Галерея Людвига в замке Оберхауген.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...