Вопрос 6: Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей среды
Законодательство об окружающей среде стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Основными законами являются: - Конституция РФ (статья 42) - Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; - Федеральный закон "Об экологической экспертизе"; - Федеральный закон "О радиационной безопасности населения"; - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"; - Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Законодательство о природных комплексах включает: - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"; - Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; - Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"; - Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"; - Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"; - Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне"; - Федеральный закон "Об охране озера Байкал"; - Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов: - Земельный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";
- Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства"; - Федеральный закон "О мелиорации земель"; - Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"; - Федеральный закон "О землеустройстве"; - Федеральный закон "О государственном земельном кадастре"; - Водный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами"; - Лесной кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах"; - Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции"; - Федеральный закон "О животном мире"; - Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха". В настоящее время проблемы охраны окружающей среды не ограничиваются рамками отдельных стран и регионов, а приобрели глобальный характер. В мире сложилась такая ситуация, когда само развитие человеческой цивилизации ставит выживание человека под реальную угрозу экологической катастрофы. Поэтому проблемы экологической безопасности могут быть решены совместными усилиями государств и неизбежно требуют международного сотрудничества, совместных согласованных действий государств и международных организаций. В рамках современного международного права сложилась самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения между государствами по обеспечению экологической безопасности в мировом масштабе, - международное экологическое право (международное право окружающей среды) - это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие между государствами и другими субъектами международного права, складывающиеся по поводу рационального использования и охраны окружающей природной среды.
Международно-правовые принципы по охране окружающей природной среды были сформулированы в различных программных документах международных конференций, проводимых под эгидой ООН по проблемам охраны окружающей среды. Первой международной экологической конференцией, проведенной под эгидой ООН, является Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей среды, которая состоялась в июне 1972 года в Швеции. По итогам этой конференции были приняты Декларация принципов и План действий. Эти документы получили одобрение Генеральной Ассамблеи ООН и явились началом регулярной программы ООН по охране окружающей среды. Дальнейшее развитие принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в Резолюции от 28 октября 1988 года. В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН, которая приняла Декларацию по охране окружающей среды и развитию, которой были определены цели международно-правовой охраны окружающей среды: - налаживание нового и равноправного сотрудничества в мировом масштабе посредством установления новых уровней международного сотрудничества; - определение перспектив развития международно-правовой охраны окружающей среды; - развитие национального законодательства в области охраны окружающей среды; - установление мер, наиболее эффективных для поддержания благоприятного состояния окружающей среды и ее восстановления. В мае 2000 года в Мальме (Швеция) прошел Первый глобальный форум по окружающей среде на уровне министров - Шестая специальная сессия Совета управляющих Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). По итогам форума была принята Мальменская декларация министров от 31 мая 2000 года. В этой Декларации были сформулированы основные направления природоохранной деятельности правительств стран - участников Первого глобального форума по окружающей среде. Необходимой составляющей программы сохранения и восстановления окружающей среды должны стать технические нововведения, новые ресурсосберегающие технологии, разработки альтернативных видов топлива, приоритет экологических интересов над экономическими при принятии решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другие направления охраны окружающей среды.
Россия также участвовала в этом Глобальном форуме и подписала Декларацию министров. Основную долю в решении экологических проблем в мире занимают международные экологические организации. По правовому статусу они делятся на неправительственные и межправительственные. К межправительственным экологическим организациям относятся: - Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП (United Nations Environment Programme), включающая в себя: Совет управляющих, секретариат и фонд окружающей среды; - Комиссия ООН по устойчивому развитию при Экономическом и социальном Совете ООН - ЭКОСОС; - Международное агентство по атомной энергетике - МАГАТЭ; - Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ; - Всемирная метеорологическая организация - ВМО и другие организации. Наряду с межправительственными экологическими организациями в охране мирового экологического правопорядка принимают участие и неправительственные экологические организации. В мире функционирует более 500 таких организаций, наиболее значимыми и имеющими резонанс в экологической деятельности являются: - Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП; - Гринпис - Greenpeace; - Всемирный фонд охраны дикой природы - WWF; - Всемирный фонд охраны дикой живой природы; - Международный совет по охране птиц; - Всемирная федерация по охране животных и другие организации. Межправительственные экологические организации в своей деятельности руководствуются принципами международно-правовой охраны окружающей среды и в отличие от неправительственных экологических организаций имеют реальные рычаги воздействия на нарушителей международных экологических норм. Эти способы воздействия заключаются в наложении экономических санкций на государства, не соблюдающие установленные международные правила охраны окружающей среды, исключении этих государств из претендентов на международную экономическую помощь и других международно-правовых мерах охраны окружающей среды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|