Раздел 3. Психология развития
Семинар № 1. Проблема развития в психологии(2 ч.) План: 1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты. 2. Созревание и развитие. Биологические основы развития. 3. Социокультурная детерминация в развитии. Социокультурный фон развития. 4. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе. 5. Соотношение обучения и развития. Влияние образования на развитие. 6. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Литература: · Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996. · Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996. · Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977. · Величковский Б.Т., Кирничев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. 1997. · Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 1. С. 512.. · Выготский Л.С. Проблема культурного возраста / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 14. С. 736. · Газман О. Воспитание как педагогическая поддержка // Народное образование № 6, 1998. · Коменский Я. Великая Дидактика. · Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981. · Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Избр. психол. произв. М., 1983. Т.1. Раздел 1. · Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка / там же. Раздел 3.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу (Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Костюк Р.С. «Принцип развития в психологии»; Ананьев Б.Г. «Психология и проблемы человекознания»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»): · проблема психического развития в психологии; · диалектико-материалистическое учение об общественно-исторической обусловленности человеческого сознания; · признаки развития (Л.С. Выготский); · типы развития (Л.С. Выготский); · факторы психического развития. По 2-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»): · проблема наследственности и среды в развитии человека; · роль биологического фактора в психическом развитии; · биологические условия и предпосылки психического развития. По 3-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»; Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров»): · социальная ситуация развития; · становление образа «Я». Социальная личность в психологических теориях; · историогенез в изучении личности. По 4-му вопросу (Леонтьев А.Н. «К теории психического развития ребенка»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»): · формирование личностно-смысловой основы деятельности в школьном возрасте; · потребность в социальном и профессиональном самоопределении, в самостоятельности; · духовная и социальная зрелость; · обобщение способов познавательной и профессиональной деятельности (система ЗУМ: знания, навыки, умения). По 5-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблема культурного возраста»): · культурно-историческое развитие личности; · понятие культурного возраста; · роль обучения и воспитания в развитии психики и формировании личности человека; · соотношение обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский). По 6-му вопросу (Ян Амос Коменский «Великая Дидактика»; О. Газман «Воспитание как педагогическая поддержка»; Величковский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда»):
· здоровая природосообразная педагогика; · понятие педагогической поддержки; · поддержка физического и психического здоровья ребенка; · поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями.
Семинар № 2. Закономерности и динамика психического развития(2 ч.) План: 1. Понятие психического развития в отечественной психологии. 2. Исторический анализ понятия «детство». Детство как предмет науки. 3. Закономерности и специфика психического развития ребенка: а) условие развития психики; б) источники психического развития; в) движущие силы психического развития; 4. Периодизация психического развития в детском возрасте. Стабильные и критические периоды развития. 5. Критерии психического развития. Литература: · Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977., стр. 131-138. · Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 (Вопросы детской психологии) С. 892-911, 984-989. · Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1977, стр. 409-415. · Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 7-10. · Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981., стр. 10-13. · Леонтьев А.Н. Теория развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии. 1996, стр. 20-27. · Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001. Гл.1. · Фельдштейна Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития / В кн. «Психология развития» / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., · Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 27-31. · Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М.,1995. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Схемы возрастной периодизации рекомендуется законспектировать.
По 1-му вопросу (Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах»): · парадоксы и противоречия процесса развития ребенка, выделенные Д.Б. Элькониным; · значение детства на разных этапах развития общества; · зависимость продолжительности детства от уровня материальной и духовной культуры. По 2-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития»): · понятие детства и его этапов; · детство как предмет детской психологии. По 3-му вопросу (Л.С. Выготский «Проблемы психического развития ребенка», А.В. Запорожец «Условия и движущие силы психического развития ребенка»; Р.С. Костюк «Принцип развития в психологии»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Леонтьев А.Н. «Теория развития психики ребенка»): · понятие роста и развития; · признаки развития; · преформированный и непреформированный типы развития; · условия и движущие причины психического развития ребенка. По 4-му вопросу (Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте», Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»): · критерии периодизации психического развития; · стадиальность развития по Л.С. Выготскому; · периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину; · кризисных и стабильных периодов развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского; По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»); Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте»): · социальной ситуации развития; · роль деятельности в психическом развитии ребенка; · понятие возрастных новообразований;
Семинар № 3. Теории психического развития(2 ч.) План: 1. Биогенетический подход к пониманию психического развития. 2. Проблема научения и развития в классическом бихевиоризме и теориях социального научения.
3. Теория «трех ступеней» детского развития. 4. Соотношение биологического и социального в психическом развитии ребенка. 5. Психоаналитические теории детского развития. 6. Теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Литература: · Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 1.(«Методология») С. 57-60. · Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. М., 1989. Гл 2. · Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001. · Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. При изучении подходов к исследованию развития психики ребенка необходимо выделить, что является основным фактором развития в каждой концепции: По 1-му вопросу (Обухова Л.Ф «Детская психология.Теории, факты, проблемы»): · биогенетический закон в психологии · теория рекапитуляции С. Холла. По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы», Л.С. Выготский «Психология»): · идея Э. Торндайка об отождествлении научения и развития. · формирование личности ребенка в русле теории «оперантного научения» Э.Торндайка и Б. Скиннера; · изучение мотивации и познавательного развития ребенка в концепциях научения Н. Миллера и К. Халла. · роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения ребенка на основе подражания в концепции А. Бандуры; По 3-му вопросу (Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской; Л.С. Выготский): · связь трех ступеней развития (К. Бюлер) с созреванием мозга, окружающей средой, с развитием аффективных процессов и переживанием удовольствия. По 4-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Л.С. Выготский «Психология» («Исторический смысл психологического кризиса»): · проблема соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка; · теория конвергенции двух факторов В. Штерна. По 5-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы»): · развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд; · Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. По 6-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы»): · факторы интеллектуального развития ребенка в учении Ж.Пиаже; · стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже.
Семинар № 4. Психическое развитие ребенка до поступления в школу(2 ч.) План: 1. Динамика психического развития младенца. Кризис 1 года. 2.Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. 3. Кризис 3 лет. 4. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры. 5.Психологические новообразования дошкольного возраста. Литература: · Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - 1981. · Выготский Л.С. Психология. М.. 2000. Раздел3. (Вопросы детской психологии) с. 911-947. · Запорожец А.В. Развитие восприятия / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 1. · Запорожец А.В. Развитие мышления / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 2. · Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994, № 6. · Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001. · Мухина В.С. Возрастная психология. Учеб.- М.: Академия, 2003. · Смирнова Е.О. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни // Вопросы психологии, 1987, № 3. · Эльконин Д.Б. Психология игры. Избранные психологические труды. - М., 1978. · Эльконин Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1987, № 3. · Эфрусси П.О. Мир восприятия и мышление ребёнка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные симптомы возрастных кризисов рекомендуется законспектировать. По 1-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Психология игры»; Мухамедрахимов Р.Ж. «Формы взаимодействия матери и младенца»; Выготский Л.С. «Психология» («Младенческий возраст»): · изменения социальной ситуации в младенчестве; · новообразования младенчества; По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология», Мухина В.С. «Возрастная психология»; Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. «Изменения в структуре игры в связи с развитием речи»; Смирнова Е.О. «Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни»): · совместная деятельность взрослого и ребенка; · предпосылки сюжетно-ролевой игры; · основные структурные компоненты сюжетно-ролевой игры. По 3-му вопросу (Мухина В.С. «Возрастная психология», Эльконин Д.Б. «Психология игры): · сущность детской игры; · социально-историческое происхождение игры; · классификация игр; · основные функции игровой деятельности. По 4-му вопросу (Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»; Запорожец А.В. «Развитие восприятия», «Развитие мышления»; Эфрусси П.О. «Мир восприятия и мышление ребёнка»): · особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста; · особенности восприятии в детском возрасте; · особенности развития личности в дошкольном возрасте. По 5-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Кризис детства и основания проектирования форм детского развития»; Выготский Л.С. «Психология» («Кризис первого года жизни»; «Кризис трех лет»): · особенности кризисного течения развития; · черты кризиса 1 года; · черты кризиса 3 лет.
Семинар № 5. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника (2 ч.)
План: 1. Проблема готовности ребёнка к школе. Социально-психологическая адаптация. 2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника. 3. Деятельность как основа развития личности. 4. Новообразования младшего школьного возраста. 5. Кризис семи лет. Литература: · Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 («Вопросы детской психологии») С. 989-998. Выготский Л.С. Кризис семи лет / Собр. соч. Часть 2. «Вопросы детской (возрастной) психологии». М., 1984. Т.4. · Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. · Цветков С.А Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению // Вопросы психологии, 1985, № 2. · Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные черты и особенности возрастных кризисов рекомендуется законспектировать. По 1-му вопросу (Цветков С.А. «Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению», Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»): · понятие психологической готовности к школьному обучению; · критерии психологической готовности к школе; · группы детей по уровню готовности к школе; · проблемы диагностики готовности к школе. По 2-му вопросу (Д.Б. Эльконин «Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте», Л.Б. Ительсон «Учебная деятельность, её источники, структура и условия», В.В. Давыдов «Психологические проблемы процесса обучения младших школьников»): · учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте; · проблема формирования учебной деятельности; · трудности учебной деятельности младших школьников. По 3-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Закономерности развития деятельности как основа развития личности», Н.А. Менчинская «Психологические проблемы активности личности в обучении»): · деятельность как основа развития личности; · формы проявления деятельности; · различные виды деятельности младшего школьника; По 4-му вопросу (Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе»): · психологические новообразования младшего школьного возраста. По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Кризис семи лет»): · основные черты кризиса семи лет; · психологические особенности кризиса. Семинар № 6. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте (2 ч.) План: 1. Влияние исторического времени на психическое развитие современных подростков. 2. Корни негативизма подростков. Общение подростка с взрослыми (с учителями). 3. Подростковая субкультура. Отношения со сверстниками, потребность в самоутверждении. 4. Психология трудного подростка. Девиантное поведение. Литература: · Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1988, № 3. · Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя и подростков // Вопросы психологии, 1984, № 2. · Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988, № 3. · Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1987, гл. 3. · Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как социально-историческое явление / В кн. Психология развивающейся личности. М., 1996. · Осмицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии -1994 - №3. · Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. № 2. 2000.
Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как социально-историческое явление», «Психология современного подростка»): · факторы общественной среды, обусловливающие специфику развития в подростковом возрасте; · социально-психологические характеристики возраста; · особенности современных подростков. По 2-му вопросу (Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя и подростков»): · психологические причины трудностей в общении подростков с взрослыми; · смысловой барьер в общении с взрослыми; · пути преодоления смыслового барьера. По 3-му вопросу (Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. «Взаимоотношения подростков в школьном коллективе»; Шильштейн Е.С. «Особенности презентации Я в подростковом возрасте»): · группирование со сверстниками; · особенности формирования статуса подростка в группе; · особенности презентации и утверждения своей личности в подростковых группах. По 4-му вопросу (Максимова Н.Ю. «Диагностика и коррекция поведения трудных подростков»; Осмицкий А.К. «Психологический анализ агрессивных проявлений»): · психологические причины девиаций подросткового возраста; · патопсихологические реакции подростков; · коррекция девиантного поведения подростков.
Семинар № 7. Формирование интересов в переходном возрасте (2 ч.) План: 1. Проблема интересов в переходном возрасте. 2. Развитие мышления в подростковом возрасте. 3. Развитие высших психических функций в переходном возрасте. 4. Особенности отношения подростка к учебной деятельности. Литература: · Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984. Т. 4. С. 6-40. · Выготский Л.С. Развитие мышления подростка и образование понятий / там же. С. 40-111. · Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / там же. С. 111. · Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка / там же. С. 199. · Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. № 6. 2000. С. 132-135. · Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1987. Глава 2. «Отношение к школе и учению». Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие интересов в переходном возрасте»): · изменение структуры направленности поведения в подростковом возрасте; · проблема соотношения биологического и социального в развитии интересов; · основные фазы в развитии интересов в подростковом возрасте. По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие мышления подростка и образование понятий»): · место интеллектуальных изменений в целостном психическом развитии подростка; · содержание мышления подростков; · развитие у подростков новой высшей формы интеллектуальной деятельности – мышления в понятиях; По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций в переходном возрасте», «Воображение и творчество подростка»): · соотношение низших и высших психических функций в подростковом возрасте; · изменения в развитии восприятия; · изменения в развитии памяти; изменения внимания; · особенности воображения и творчества в подростковом возрасте. По 4-му вопросу (Гончарова Е.Б. «Формирование мотивации учебной деятельности подростков»; Дубровина И.В «Отношение к школе и учению»): · психологические причины изменения учебной мотивации у подростков; · особенности отношения подростков к школе и учению. Семинар № 8. Психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте (2 ч.) План: 1. Подростковый кризис. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка. 2. Формирование личности подростка. Роль ценностных ориентаций в формировании личности. 3. Самосознание подростков. 4. Понятие «чувство взрослости». Литература: · Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984. Т. 4. С. 220. · Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 345 – 419. раздел 3, глава 8. · Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, № 1. · Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 371 – 380, 448 - 477. · Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994, с. 191-201, 165 – 168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149. · Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как этап психического развития / В кн. Психология развивающейся личности - М., Воронеж, 1996. · Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / там же. · Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2005. – 160с. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.
По 1-му вопросу (Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»; Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст»): · типы протекания подросткового кризиса; · черты подросткового кризиса; · фаза негативизма в подростковом кризисе. По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста»): · открытие собственного «Я» в подростковом возрасте; · развитие рефлексии и самосознания в подростковом возрасте; · стадии развития личности в подростковом возрасте. По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как этап психического развития»; Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»): · механизм развития самосознания в подростковом возрасте; · черты развития самосознания; · «Я-концепция» подростка. По 4-му вопросу (Хухлаева О.В. «Психология подростка»; Мухина В.С. «Возрастная психология»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»): · понятие чувства взрослости; · соотношение внешней и внутренней взрослости у подростков; · проявления чувства взрослости в поведении, деятельности, общении. Семинар № 9. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте (2 ч.) План: 1. Зависимость межличностных отношений старшеклассников от отношения к учёбе. 2. Самоопределение старшеклассников. 3. Общение старшеклассников с учителем. 4. Развитие самосознания старшеклассников. Литература: · Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 539 – 571. глава 16. · Горбатенко Т.М. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. № 2. 1988. · Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. №.4. 2000. · Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 (разделы «Самосознание: открытие «Я»; «Учителя и учащиеся». · Кон И. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.-с.237-244. · Кричевский. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. № 6. · Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994. · Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2. · Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А.В. М., 1987. Глава 6. «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса». · Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – Спб., 2004. – С. 478 – 528. Методические рекомендации: При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. По 1-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Горбатенко Т.М. «Межличностные отношения в старшем школьном возрасте»; А.В.Петровский «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса»): · особенности социализации в ранней юности; · проблема социальной адаптации к новому коллективу; · отношение к учению в старшем школьном возрасте. По 2-му вопросу (Кон И. «Психология ранней юности»; Кирилова Н.А. «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников»; Снегирёва Т.В. «Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте»): · понятие самоопределения; · направленность личности старшеклассника; · проблемы личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. По 3-му вопросу (Абрамова Г.С. «Возрастная психология»; Кричевский.«Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»): · особенности юношеской субкультуры; · общение со сверстниками, юношеская дружба; · отношение к учителю в старшем школьном возрасте. По 4-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Кон И. «Психология старшеклассника»; Мудрик А.В. «Современный старшеклассник»): · психосоциальная идентичность в ранней юности, особенности ее формирования; · кризис идентичности; · общественно-исторические условия и их влияние на самосознание в ранней юности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|