Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Психология развития

 

Семинар № 1. Проблема развития в психологии(2 ч.)

План:

1. Проблема развития: методологический и исторический аспекты.

2. Созревание и развитие. Биологические основы развития.

3. Социокультурная детерминация в развитии. Социокультурный фон развития.

4. Развитие социально-психологической компетентности в онтогенезе.

5. Соотношение обучения и развития. Влияние образования на развитие.

6. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека.

Литература:

· Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

· Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

· Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977.

· Величковский Б.Т., Кирничев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. 1997.

· Выготский Л.С. Проблема развития высших психических функций / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 1. С. 512..

· Выготский Л.С. Проблема культурного возраста / Психология. М., 2000. Раздел 3. Гл. 14. С. 736.

· Газман О. Воспитание как педагогическая поддержка // Народное образование № 6, 1998.

· Коменский Я. Великая Дидактика.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981.

· Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Избр. психол. произв. М., 1983. Т.1. Раздел 1.

· Леонтьев А.Н. К теории психического развития ребенка / там же. Раздел 3.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Костюк Р.С. «Принцип развития в психологии»; Ананьев Б.Г. «Психология и проблемы человекознания»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· проблема психического развития в психологии;

· диалектико-материалистическое учение об общественно-исторической обусловленности человеческого сознания;

· признаки развития (Л.С. Выготский);

· типы развития (Л.С. Выготский);

· факторы психического развития.

По 2-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»):

· проблема наследственности и среды в развитии человека;

· роль биологического фактора в психическом развитии;

· биологические условия и предпосылки психического развития.

По 3-му вопросу (Леонтьев А.Н. «Биологическое и социальное в психике человека»; Асмолов А.Г. «Культурно-историческая психология и конструирование миров»):

· социальная ситуация развития;

· становление образа «Я». Социальная личность в психологических теориях;

· историогенез в изучении личности.

По 4-му вопросу (Леонтьев А.Н. «К теории психического развития ребенка»; Выготский Л.С. «Проблема развития высших психических функций»):

· формирование личностно-смысловой основы деятельности в школьном возрасте;

· потребность в социальном и профессиональном самоопределе­нии, в самостоятельности;

· духовная и социальная зрелость;

· обобще­ние способов познавательной и профессиональной деятельности (сис­тема ЗУМ: знания, навыки, умения).

По 5-му вопросу (Выготский Л.С. «Проблема культурного возраста»):

· культурно-историческое развитие личности;

· понятие культурного возраста;

· роль обучения и воспитания в развитии психики и формировании личности человека;

· соотношение обучения и развития (Ж.Пиаже, Л.С. Выготский).

По 6-му вопросу (Ян Амос Коменский «Великая Дидактика»; О. Газман «Воспитание как педагогическая поддержка»; Величковский Б.Т. и др. «Здоровье человека и окружающая среда»):

· здоровая природосообразная педагогика;

· понятие педагогической поддержки;

· поддержка физического и психического здоровья ребенка;

· поддержка успешности в общении со сверстниками и родителями.

 

Семинар № 2. Закономерности и динамика психического развития(2 ч.)

План:

1. Понятие психического развития в отечественной психологии.

2. Исторический анализ понятия «детство». Детство как предмет науки.

3. Закономерности и специфика психического развития ребенка:

а) условие развития психики;

б) источники психического развития;

в) движущие силы психического развития;

4. Периодизация психического развития в детском возрасте. Стабильные и критические периоды развития.

5. Критерии психического развития.

Литература:

· Басов М.Я. Проблема развития человека / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1977., стр. 131-138.

· Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 (Вопросы детской психологии) С. 892-911, 984-989.

· Выготский Л.С. Проблемы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1977, стр. 409-415.

· Запорожец А.В. Условия и движущие силы психического развития ребенка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 7-10.

· Костюк Р.С. Принцип развития в психологии / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981., стр. 10-13.

· Леонтьев А.Н. Теория развития психики ребенка. Хрестоматия по детской психологии. М.: Институт практической психологии. 1996, стр. 20-27.

· Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001. Гл.1.

· Фельдштейна Д.И. Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития / В кн. «Психология развития» / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.,

· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 1981, стр. 27-31.

· Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. - М.,1995.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Схемы возрастной периодизации рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Д.Б. Эльконин «Психическое развитие в детских возрастах»):

· парадоксы и противоречия процесса развития ребенка, выделенные Д.Б. Элькониным;

· значение детства на разных этапах развития общества;

· зависимость продолжительности детства от уровня материальной и духовной культуры.

По 2-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития»):

· понятие детства и его этапов;

· детство как предмет детской психологии.

По 3-му вопросу (Л.С. Выготский «Проблемы психического развития ребенка», А.В. Запорожец «Условия и движущие силы психического развития ребенка»; Р.С. Костюк «Принцип развития в психологии»; Басов М.Я. «Проблема развития человека»; Леонтьев А.Н. «Теория развития психики ребенка»):

· понятие роста и развития;

· признаки развития;

· преформированный и непреформированный типы развития;

· условия и движущие причины психического развития ребенка.

По 4-му вопросу (Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте», Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»):

· критерии периодизации психического развития;

· стадиальность развития по Л.С. Выготскому;

· периодизация возрастного развития по Д.Б. Эльконину;

· кризисных и стабильных периодов развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;

По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Проблема возраста»); Д.Б. Эльконин «К проблеме периодизации и психического развития в детском возрасте»):

· социальной ситуации развития;

· роль деятельности в психическом развитии ребенка;

· понятие возрастных новообразований;

 

 

Семинар № 3. Теории психического развития(2 ч.)

План:

1. Биогенетический подход к пониманию психического развития.

2. Проблема научения и развития в классическом бихевиоризме и теориях социального научения.

3. Теория «трех ступеней» детского развития.

4. Соотношение биологического и социального в психическом развитии ребенка.

5. Психоаналитические теории детского развития.

6. Теория интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже.

Литература:

· Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 1.(«Методология») С. 57-60.

· Гамезо М.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. М., 1989. Гл 2.

· Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001.

· Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2001.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. При изучении подходов к исследованию развития психики ребенка необходимо выделить, что является основным фактором развития в каждой концепции:

По 1-му вопросу (Обухова Л.Ф «Детская психология.Теории, факты, проблемы»):

· биогенетический закон в психологии

· теория рекапитуляции С. Холла.

По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы», Л.С. Выготский «Психология»):

· идея Э. Торндайка об отождествлении научения и развития.

· формирование личности ребенка в русле теории «оперантного научения» Э.Торндайка и Б. Скиннера;

· изучение мотивации и познавательного развития ребенка в концепциях научения Н. Миллера и К. Халла.

· роль когнитивных процессов в становлении и регуляции поведения ребенка на основе подражания в концепции А. Бандуры;

По 3-му вопросу (Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской; Л.С. Выготский):

· связь трех ступеней развития (К. Бюлер) с созреванием мозга, окружающей средой, с развитием аффективных процессов и переживанием удовольствия.

По 4-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Л.С. Выготский «Психология» («Исторический смысл психологического кризиса»):

· проблема соотношения биологического и социального в психическом развитии ребенка;

· теория конвергенции двух факторов В. Штерна.

По 5-му вопросу (М.В. Гамезо «Возрастная и педагогическая психология», Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы»):

· развитие классического психоанализа в работах А.Фрейд;

· Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

По 6-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология.Теории, факты, проблемы»):

· факторы интеллектуального развития ребенка в учении Ж.Пиаже;

· стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже.

 

Семинар № 4. Психическое развитие ребенка до поступления в школу(2 ч.)

План:

1. Динамика психического развития младенца. Кризис 1 года.

2.Орудийно-предметная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте. Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

3. Кризис 3 лет.

4. Социально-историческое происхождение, структура и функции детской игры.

5.Психологические новообразования дошкольного возраста.

Литература:

· Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - 1981.

· Выготский Л.С. Психология. М.. 2000. Раздел3. (Вопросы детской психологии) с. 911-947.

· Запорожец А.В. Развитие восприятия / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 1.

· Запорожец А.В. Развитие мышления / Избр. психол. труды: в 2 т. М., 1986. Т.1. Раздел 2.

· Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994, № 6.

· Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М., 2001.

· Мухина В.С. Возрастная психология. Учеб.- М.: Академия, 2003.

· Смирнова Е.О. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни // Вопросы психологии, 1987, № 3.

· Эльконин Д.Б. Психология игры. Избранные психологические труды. - М., 1978.

· Эльконин Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1987, № 3.

· Эфрусси П.О. Мир восприятия и мышление ребёнка / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные симптомы возрастных кризисов рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Психология игры»; Мухамедрахимов Р.Ж. «Формы взаимодействия матери и младенца»; Выготский Л.С. «Психология» («Младенческий возраст»):

· изменения социальной ситуации в младенчестве;

· новообразования младенчества;

По 2-му вопросу (Обухова Л.Ф. «Детская психология», Мухина В.С. «Возрастная психология»; Лурия А.Р., Юдович Ф.Л. «Изменения в структуре игры в связи с развитием речи»; Смирнова Е.О. «Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребёнка на первом году жизни»):

· совместная деятельность взрослого и ребенка;

· предпосылки сюжетно-ролевой игры;

· основные структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

По 3-му вопросу (Мухина В.С. «Возрастная психология», Эльконин Д.Б. «Психология игры):

· сущность детской игры;

· социально-историческое происхождение игры;

· классификация игр;

· основные функции игровой деятельности.

По 4-му вопросу (Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»; Запорожец А.В. «Развитие восприятия», «Развитие мышления»; Эфрусси П.О. «Мир восприятия и мышление ребёнка»):

· особенности развития познавательной сферы детей дошкольного возраста;

· особенности восприятии в детском возрасте;

· особенности развития личности в дошкольном возрасте.

По 5-му вопросу (Эльконин Д.Б. «Кризис детства и основания проектирования форм детского развития»; Выготский Л.С. «Психология» («Кризис первого года жизни»; «Кризис трех лет»):

· особенности кризисного течения развития;

· черты кризиса 1 года;

· черты кризиса 3 лет.

 

Семинар № 5. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника (2 ч.)

 

План:

1. Проблема готовности ребёнка к школе. Социально-психологическая адаптация.

2. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

3. Деятельность как основа развития личности.

4. Новообразования младшего школьного возраста.

5. Кризис семи лет.

Литература:

· Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Выготский Л.С. Психология. М., 2000. Раздел 3 («Вопросы детской психологии») С. 989-998. Выготский Л.С. Кризис семи лет / Собр. соч. Часть 2. «Вопросы детской (возрастной) психологии». М., 1984. Т.4.

· Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Ительсон Л.Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

· Цветков С.А Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению // Вопросы психологии, 1985, № 2.

· Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию. Основные черты и особенности возрастных кризисов рекомендуется законспектировать.

По 1-му вопросу (Цветков С.А. «Диагностика уровня готовности младших школьников к обучению», Божович Л.И. «Этапы формирования личности в онтогенезе»):

· понятие психологической готовности к школьному обучению;

· критерии психологической готовности к школе;

· группы детей по уровню готовности к школе;

· проблемы диагностики готовности к школе.

По 2-му вопросу (Д.Б. Эльконин «Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте», Л.Б. Ительсон «Учебная деятельность, её источники, структура и условия», В.В. Давыдов «Психологические проблемы процесса обучения младших школьников»):

· учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте;

· проблема формирования учебной деятельности;

· трудности учебной деятельности младших школьников.

По 3-му вопросу (Д.И. Фельдштейн «Закономерности развития деятельности как основа развития личности», Н.А. Менчинская «Психологические проблемы активности личности в обучении»):

· деятельность как основа развития личности;

· формы проявления деятельности;

· различные виды деятельности младшего школьника;

По 4-му вопросу (Л.И. Божович «Этапы формирования личности в онтогенезе»):

· психологические новообразования младшего школьного возраста.

По 5-му вопросу (Л.С. Выготский «Психология» («Кризис семи лет»):

· основные черты кризиса семи лет;

· психологические особенности кризиса.

Семинар № 6. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте (2 ч.)

План:

1. Влияние историчес­кого времени на психическое развитие современных подростков.

2. Корни негативизма подростков. Общение подростка с взрослыми (с учителями).

3. Подростковая субкультура. Отношения со сверстниками, потребность в самоутверждении.

4. Психология трудного подростка. Девиантное поведение.

Литература:

· Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии, 1988, № 3.

· Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя и подростков // Вопросы психологии, 1984, № 2.

· Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии, 1988, № 3.

· Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1987, гл. 3.

· Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как социально-историческое явление / В кн. Психология развивающейся личности. М., 1996.

· Осмицкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений // Вопросы психологии -1994 - №3.

· Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. № 2. 2000.

 

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как социально-историческое явление», «Психология современного подростка»):

· факторы общественной среды, обусловливающие специфику развития в подростковом возрасте;

· социально-психологические характеристики возраста;

· особенности современных подростков.

По 2-му вопросу (Гуткина Н.И. «Психологические проблемы общения учителя и подростков»):

· психологические причины трудностей в общении подростков с взрослыми;

· смысловой барьер в общении с взрослыми;

· пути преодоления смыслового барьера.

По 3-му вопросу (Алёшина А.Ю., Коноводова А. С. «Взаимоотношения подростков в школьном коллективе»; Шильштейн Е.С. «Особенности презентации Я в подростковом возрасте»):

· группирование со сверстниками;

· особенности формирования статуса подростка в группе;

· особенности презентации и утверждения своей личности в подростковых группах.

По 4-му вопросу (Максимова Н.Ю. «Диагностика и коррекция поведения трудных подростков»; Осмицкий А.К. «Психологический анализ агрессивных проявлений»):

· психологические причины девиаций подросткового возраста;

· патопсихологические реакции подростков;

· коррекция девиантного поведения подростков.

 

Семинар № 7. Формирование интересов в переходном возрасте (2 ч.)

План:

1. Проблема интересов в переход­ном возрасте.

2. Развитие мышления в подростковом возрасте.

3. Развитие высших психических функций в переходном возрасте.

4. Особенности отношения подростка к учебной деятельности.

Литература:

· Выготский Л.С. Развитие интересов в переходном возрасте / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984. Т. 4. С. 6-40.

· Выготский Л.С. Развитие мышления подростка и образование понятий / там же. С. 40-111.

· Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте / там же. С. 111.

· Выготский Л.С. Воображение и творчество подростка / там же. С. 199.

· Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. № 6. 2000. С. 132-135.

· Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И.В.- М., 1987. Глава 2. «Отношение к школе и учению».

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие интересов в переходном возрасте»):

· изменение структуры направленности поведения в подростковом возрасте;

· проблема соотношения биологического и социального в развитии интересов;

· основные фазы в развитии интересов в подростковом возрасте.

По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие мышления подростка и образование понятий»):

· место интеллектуальных изменений в целостном психическом развитии подростка;

· содержание мышления подростков;

· развитие у подростков новой высшей формы интеллектуальной деятельности – мышления в понятиях;

По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций в переходном возрасте», «Воображение и творчество подростка»):

· соотношение низших и высших психических функций в подростковом возрасте;

· изменения в развитии восприятия;

· изменения в развитии памяти; изменения внимания;

· особенности воображения и творчества в подростковом возрасте.

По 4-му вопросу (Гончарова Е.Б. «Формирование мотивации учебной деятельности подростков»; Дубровина И.В «Отношение к школе и учению»):

· психологические причины изменения учебной мотивации у подростков;

· особенности отношения подростков к школе и учению.

Семинар № 8. Психологические особенности формирования личности в подростковом возрасте (2 ч.)

План:

1. Подростковый кризис. Амбивалентность и парадоксальность характера подростка.

2. Фор­мирование личности подростка. Роль ценностных ориентаций в форми­ровании личности.

3. Самосоз­нание подростков.

4. Понятие «чувство взрослости».

Литература:

· Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка / Собр. соч. Часть 1. «Педология подростка» М., 1984. Т. 4. С. 220.

· Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 345 – 419. раздел 3, глава 8.

· Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии, 1996, № 1.

· Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 371 – 380, 448 - 477.

· Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994, с. 191-201, 165 – 168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.

· Фельдштейн Д.И. Подростковый возраст как этап психического развития / В кн. Психология развивающейся личности - М., Воронеж, 1996.

· Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / там же.

· Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2005. – 160с.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

 

По 1-му вопросу (Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»; Ремшмидт Х. «Подростковый и юношеский возраст»):

· типы протекания подросткового кризиса;

· черты подросткового кризиса;

· фаза негативизма в подростковом кризисе.

По 2-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста»):

· открытие собственного «Я» в подростковом возрасте;

· развитие рефлексии и самосознания в подростковом возрасте;

· стадии развития личности в подростковом возрасте.

По 3-му вопросу (Выготский Л.С. «Динамика и структура личности подростка»; Фельдштейн Д.И. «Подростковый возраст как этап психического развития»; Поливанова К.Н. «Психологическое содержание подросткового возраста»):

· механизм развития самосознания в подростковом возрасте;

· черты развития самосознания;

· «Я-концепция» подростка.

По 4-му вопросу (Хухлаева О.В. «Психология подростка»; Мухина В.С. «Возрастная психология»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

· понятие чувства взрослости;

· соотношение внешней и внутренней взрослости у подростков;

· проявления чувства взрослости в поведении, деятельности, общении.

Семинар № 9. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте (2 ч.)

План:

1. Зависимость межличностных отношений старшеклассников от отношения к учёбе.

2. Самоопределение старшеклассников.

3. Общение старшеклассников с учителем.

4. Развитие самосознания старшеклассников.

Литература:

· Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 539 – 571. глава 16.

· Горбатенко Т.М. Межличностные отношения в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. № 2. 1988.

· Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. №.4. 2000.

· Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989 (разделы «Самосознание: открытие «Я»; «Учителя и учащиеся».

· Кон И. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.-с.237-244.

· Кричевский. Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. № 6.

· Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.

· Снегирёва Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2.

· Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А.В. М., 1987. Глава 6. «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса».

· Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – Спб., 2004. – С. 478 – 528.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть предлагаемые далее основные аспекты вопросов семинара. Статьи из журналов и хрестоматий рекомендуются к конспектированию.

По 1-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Горбатенко Т.М. «Межличностные отношения в старшем школьном возрасте»; А.В.Петровский «Отличник учёбы в системе межличностных отношений школьного класса»):

· особенности социализации в ранней юности;

· проблема социальной адаптации к новому коллективу;

· отношение к учению в старшем школьном возрасте.

По 2-му вопросу (Кон И. «Психология ранней юности»; Кирилова Н.А. «Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников»; Снегирёва Т.В. «Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте»):

· понятие самоопределения;

· направленность личности старшеклассника;

· проблемы личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.

По 3-му вопросу (Абрамова Г.С. «Возрастная психология»; Кричевский.«Общение классного руководителя с коллективом старшеклассников»; И.В. Дубровина «Практическая психология образования»):

· особенности юношеской субкультуры;

· общение со сверстниками, юношеская дружба;

· отношение к учителю в старшем школьном возрасте.

По 4-му вопросу (И.В. Дубровина «Практическая психология образования»; Кон И. «Психология старшеклассника»; Мудрик А.В. «Современный старшеклассник»):

· психосоциальная идентичность в ранней юности, особенности ее формирования;

· кризис идентичности;

· общественно-исторические условия и их влияние на самосознание в ранней юности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...