Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка персонала с помощью экспертных




Технологий.

    Рассматривая возможные методы оценки эффективности персонала, следует обратить внимание на один из них, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции специалистов – метод экспертных оценок.

    Метод заключается в организации работы со специалистами - экспертами и обработке их мнений с целью подготовки информации для принятия решений ЛПР (лицами, принимающими решения). Для проведения работы по методу экспертных оценок создают рабочую группу, которая организует по поручению ЛПР деятельность экспертов, объединенных (формально или по существу) в экспертную комиссию. Основное назначение экспертиз – повышение профессионализма и эффективности принимаемых решений. Объективная и достоверная информация может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания об объекте исследования. Поэтому, рассматривая возможные методы отбора персонала, в организациях часто обращаются к методу экспертных оценок.

    Основная задача социальных технологий, базирующихся на экспертных методах, состоит в прогнозировании успешности деятельности, причем прогноз может основываться на сравнении как с эталоном, так и с оценками других членов исследуемой группы.

    Процедура экспертной оценки кадров довольно технологична, и во многих подразделениях ее проводят на основе специальных программ. Большинство имеющихся программ разрабатываются так, чтобы каждая из них могла быть настроена на любой перечень оцениваемых качеств, свойств или характеристик. Как правило, в процедуре оценивания применяется шкала до 9 баллов. Одновременно можно оценивать до 40 человек и до 40 качеств.

    Оценка деловых и личностных качеств руководителей и специалистов отражает качественную сторону реализации индивидом профессионально-должностных ролей, т.е. эксперты оценивают качества не сами по себе, а в контексте определенных статусно-ролевых ожиданий. Это является одним из видов социального контроля, который позволяет человеку ориентироваться в системе норм и требований к специалисту в организации и активизировать свою профессиональную деятельность. Оценивание рассматривается как прямой источник информации о соответствии специалиста той или иной должности. Такой подход дает цельную объективную картину профессиональных качеств, неформальной структуры коллектива, позволяет оценивать профессиональные, управленческие и социально-психологические характеристики руководителей, причем полученная информация преобразуется в конкретные рекомендации по определению должностей и установлению окладов.

    Использование метода групповой экспертной оценки личности позволяет выявить лиц, которые заслуживают продвижения по службе, и не справляющихся, по мнению коллектива, с выполнением своих функциональных обязанностей, а также тех, чей престиж или авторитет незаслуженно низок и по отношению к которым нужна дополнительная работа кадровой и социально-психологической служб. Подобная оценка нужна каждому члену группы, поскольку позволяет взглянуть на себя со стороны и при необходимости скорректировать свое отношение к работе, другим людям. Кроме того, на основе групповой оценки личности может быть осуществлена диагностика эффективности и расстановки кадров в подразделении.

    Методы получения экспертных оценок. Существует множество методов получения экспертных оценок. В одних случаях с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще, кроме него, является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других случаях экспертов собирают вместе с целью подготовки материалов для ЛПР, при этом они обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасывают. При применении методов число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения.

    В настоящее время не существует научно обоснованной классификации методов экспертных оценок, тем более – однозначных рекомендаций по их применению.

    Основные стадии экспертного опроса. Выделяют следующие стадии проведения экспертного опроса:

1. формулировка ЛПР цели экспертного опроса;

2. подбор ЛПР основного состава РГ (рабочая группа);

3. разработка РГ и утверждение у ЛПР технического задания на проведение экспертного опроса;

4. разработка РГ подробного сценария проведения сбора и анализа экспертных мнений (оценок), включая как конкретный вид экспертной информации (слова, условные градации, числа, ранжировки или иные виды объектов нечисловой природы), так и конкретные методы анализа этой информации (вычисление медианы Кемени, статистический анализ люсианов и иные методы статистики объектов нечисловой природы и других разделов прикладной статистики);

5. подбор экспертов в соответствии с их компетентностью;

6. формирование экспертной комиссии (целесообразно заключение договоров с экспертами об условиях работы и ее оплаты, утверждение ЛПР состава экспертной комиссии);

7. проведение сбора экспертной информации;

8. анализ экспертной информации;

9. при наличии нескольких туров – повторение двух предыдущих этапов;

10. интерпретация полученных результатов и подготовка заключения для ЛПР;

11. официальное окончание деятельности РГ.

Таким образом, можно выделить следующие этапы процесса: формирование экспертной комиссии, организация и проведение экспертиз, получение экспертной информации, определение результирующих экспертных оценок (результат коллективной работы экспертов), получение многокритериальных оценок, анализ результатов экспертиз, использование компьютерных систем поддержки, получение и обработка экспертной информации.

Подбор экспертов. Как сформировать группу экспертов? Эта проблема является одной из наиболее сложных. Очевидно, в качестве экспертов необходимо привлекать тех людей, чьи суждения в наибольшей степени помогут принятию адекватного решения. Но как выделить, найти таких людей? Надо прямо сказать, что нет методов подбора экспертов, наверняка обеспечивающих успех экспертизы. Часто предлагают использовать методы взаимооценки и самооценки компетентности экспертов. С одной стороны, кто лучше может знать возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности оценивается скорее степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность, тем более что само понятие «компетентность» строго не определено. Можно его уточнять, выделяя составляющие, но при этом усложняется предварительная часть деятельности экспертной комиссии.

На первом этапе отбора в качестве критериев целесообразно использовать два признака: род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень, образование, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Первый список экспертов может быть весьма широким, однако в последующем его целесообразно сузить, так как не каждый человек способен выступить в роли эксперта.

Центральный среди критериев отбора экспертов – компетентность. Для ее определения применимы (с той или иной степенью точности) два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов. Необходимо подчеркнуть, что подбор экспертов в конечном счете – функция РГ и никакие методики подбора не снимают с нее ответственности. Другими словами, именно на РГ лежит ответственность за компетентность экспертов, их принципиальную способность решить поставленную задачу.

Математические методы анализа экспертных оценок. При анализе мнений экспертов можно применять разнообразные статистические методы. При этом эксперта рассматривают как прибор, измеряющий интересующий ЛПР параметр – номер лучшего по конкурентоспособности изделия, ранжировку проектов и т.д. Поэтому и экспертные оценки сопоставляют с результатами измерений – традиционным видом данных, обрабатываемых с помощью методов прикладной статистики.

Тем не менее выделяют основные, широко используемые в настоящее время методы математической обработки экспертных оценок – это проверка согласованности мнений экспертов (или классификация экспертов, если нет согласованности) и усреднение мнений экспертов внутри согласованной группы.

Проверка согласованности и классификация экспертов. А.И.Орлов дает следующие рекомендации по организации экспертного опроса: не следует заставлять эксперта давать ранжировку или разбиение. Ему трудно это сделать, да и имеющиеся математические методы не позволяют далеко продвинуться. Эксперту гораздо легче на каждом шагу сравнивать только два объекта. Пусть он занимается парными сравнениями.

При отсутствии согласованности экспертов естественно разбить их на группы сходных по мнению.

Нахождение итогового мнения комиссии экспертов. Если мнения комиссии экспертов или какой-то ее части признаны согласованными, каково же итоговое (среднее, общее) мнение комиссии? Согласно идее Кемени следует минимизировать суммарное расстояние от кандидата до мнений экспертов. Найденное среднее мнение называют медианой Кемени.

Математическая сложность состоит в том, что мнения экспертов лежат в некотором пространстве объектов нечисловой природы. И среднее мнение при увеличении числа экспертов (чьи мнения независимы и одинаково распределены) приближается к некоторому пределу.

 


Заключение

Нет общепринятой концепции управления персоналом, что вызывает различное трактование функций кадрового менеджмента – от взваливания всех обязанностей по управлению на отдельного менеджера «персональщика», до делегирования всех полномочий линейным менеджерам, которые на сегодня не готовы к разнообразным функциям по управлению. Серьезным барьером в оптимизации процесса управления является некомпетентность первых лиц организации, чьи иллюзии о своем понимании бизнес-процесса и стратегии развития организации часто далеки от реальности.

Сегодня в активном словаре кадрового менеджмента достаточно большое количество терминов (менеджер по персоналу, привлечение персонала, отбор, рекрутмент, собеседование, аттестация, развитие, карьера, тренинг и т.д.), но очень часто понимание этих определений отличается в зависимости от того, в каком регионе они употребляются, от уровня развития организации и уровня обученности первых лиц.

Можно встретить ситуацию, когда «менеджер по персоналу» занимается «маркетингом» (или процессом, который директор называет маркетингом), а сам директор занимается отбором, или процедурами «похожими на отбор», формируя представление о кандидате по принципу – «хороший мужик» или «так себе».

Кадровые стратегии развиваются без учета динамики рынка труда и скорости развития бизнесобразования, способного динамично развивать персонал в ответ на изменения окружающей экономической, юридической и социальной среде. Серьезных изменений можно ожидать в связи с появлением новой специальности – «управление персоналом».

Есть два подхода к решению кадровых проблем: «Не надо искать идеальных людей. Самое эффективное и надежное – обучить и настроить тех, кто уже работает» либо «Людей уже не изменишь – их можно только заменить другими. Их квалификация и связи – все можно восстановить, если точно подобрать тех, которые подходят. Или – кратко - необучаемых нет, незаменимых нет».

Поиск и отбор кадров, являясь ключевым элементом кадровой политики, должен быть тесно увязан со всеми основными направлениями работы в сфере управления персоналом.

Участившийся в последнее время процесс привлечения специалистов по управлению персоналом на серьезные профессиональные сборы (семинары, конференции) и уровень подготовки большинства из них дает основания с оптимизмом смотреть на развитие кадрового менеджмента не только в мегаполисах, но и в России в целом.

Объем проведенных исследований пока еще недостаточен для окончательных выводов о результативности программ по реорганизации условий труда, но уже имеющиеся данные показывают, что такие программы способствуют развитию чувства удовлетворения работой, повышению качества продукции.

 


Список используемой литературы

1. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.

2. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Аксенова и др. Управление персоналом. – М: ЮНИТИ, 2000.

3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: наем персонала. – М.: Экзамен, 2002

4. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации. М.: Экзамен, 2003

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...