Составитель: С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с.
Рабочая программа по курсу «Бионика и бионическое моделирование». Составитель: С. А. Шаппо. Москва, 2012., 21 с.
Тема 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ БИОНИКИ.
1.Человек в процессе эволюционного развития прошел этапы органичного развития от примата-млекопитающего до человека-разумного и вышел на уровень осмысленного подражания живой природе и деятельности живых организмов. 2. В историческом разрезе развития осмысленной творческой деятельности человека можно выделить несколько хронологических этапов, предшествующих развитию бионики. 3. Первый этап – охватывает период с 1750000 лет назад до 8 –7в.в. до н. э. и заканчивается эпохой неолита. Он характеризуется утилитарно-функциональным подходом к осмысленному созданию вещей и сооружений. В них механически превносились природные формы. Это шалаши, землянки, норы, скорлупы, панцыри животных и т.д. 4. Второй этап – от начала формирования архитектуры и искусства Древнего мира, начиная со второй половины 7-6 в.в. до н.э. и кончая серединой 19 в. Это этап зарождения и упадка многих цивилизаций и культур. Для него характерен основной принцип – это подражание природе с использованием её форм в декоративно-изобразительных целях. Новые конструктивные системы и изделия, подобные природным не могли быть реализованы из-за ограниченности технических возможностей. 5. Третий этап – конец 19 в. – начало 20 в. – начало эпохи технической революции. Это зарождение и упадок стиля «Модерн» и его смена «Функционализмом» и «Конструктивизмом». 6. Четвёртый этап – 30 годы 20 столетия. Бурный расцвет промышленного производства даёт толчок к появлению новых технологий и материалов. Массовое производство вещей, предметов быта, машин и оборудования стимулирует развитие инженерных дисциплин и рекламы. Улучшение внешней формы изделий в рекламных целях с целью сбыта, привели к мягкой форме перехода от декоративности через «стайлинг» к дизайну.
7. Развитие дизайна дало начало появлению его новой мощной формы – био-дизайну или «Бионики». Датой рождения бионики считается 13 сентября 1960 года - день открытия в Дайтоне (штат Огайо) США, первого американского симпозиума на тему: «Живые прототипы искусственных систем – ключ к новой технике»
Тема 2. ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1. Первые упоминания об использовании живой природы с техническими целями встречаются в трудах Витрувия. 2. Арабские врачи делали глазные операции и первыми изучили роль хрусталика глаза, дав толчок к использованию линз из хрусталя в качестве увеличения изображения. 3. Леонардо да Винчи (1452-1519г.г.) делает схемы и рисунки аппаратов с машущими крыльями – прототипами птиц. 4. Немецкий астроном Иоган Кеплер (1576-1630г.г.), в трактате о «шестиугольном снеге», дал ряд рекомендаций по использованию пространства с наибольшей экономией и достижением наибольшей прочности. 5. В 16-17 в.в. по мере накопления материала по естествознанию, появляется интерес к механическим и изолирующим свойствам живых организмов. 6. Галилео Галилей в своих трудах приходит к выводу об идентичности работы живых организмов и предметов техники. Он выводит закон о рациональной конфигурации балок, полых сплошных, дав объяснение работе полых цилиндрических конструкций. 7. В 16в. вопросами целесообразности конструкций в природе занимался английский ботаник Неемия Грю. Он дал объяснение прочности листовых черенков в зависимости от расположения в пространстве листа. 8. Итальянский физиолог Луиджи Гальвани открыл животное электричество и привёл к созданию гальванических элементов – химического источника энергии.
9. 17-18в.в. не дали большого развития инженерно-биологическим исследованиям в живой природе, сводя вопросы физико-механической прочности растений к простому «заякориневанию» в землю. 10. В 1859г. Чарльз Дарвин выпускает труд «О происхождении видов». 11. В 1864г. Герберт Спенсер (английский инженер, философ и биолог) в книге «Основания биологии», приводит мысли, сходные с мыслями Галилео Галилея по поводу роста организма в различных средах. Его постулат: … «естественный отбор благоприятствует наиболее отвесно растущим формам и в природе идёт борьба за укрепление отвесного устойчивого положения». Он даёт понятие спирали как исходной позиции в образовании цилиндра в природе. 12. Швейцарский инженер-биолог Симон Швендер (1829-1889г.г.) становится основателем учения об архитектонике растений. Он пишет о том, что растение строит себя по тем же правилам, что и инженер, строящий изделия, только они тоньше, изящнее и экономичнее. 13. Русский физик Н.А.Умов (1846-1915г.г.) указал на возможность моделирования свойств животных. Он сформулировал теоретические основы кибернетики, указав, что живая материя может быть заменена автоматом. 14. Н.Е.Жуковский (1847-1921г.г.) положил основание в гидро и аэродинамические исследования. В своих исследованиях он использовал метод идеализации, позволивший ему создать теорию движения в воздухе птиц и на этой базе дать возможность развитию воздухоплавания. 15. Бионические принципы на практике впервые во всей своей красоте реализовались в постройках Антонио Гауди и Луиджи Нерви, причём у последнего в более открытой форме. 16. Начиная с 60-х годов бионические исследования начинают носить постоянный упорядоченный характер и бионика формируется как наука.
Тема 3. БИОНИКА В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ.
1. В науке смена лидирующих направлений – закономерность. Механика занимавшая лидирующее положение в естествознании до 15-16в.в.сыграла роль трамплина для других наук. 2. В 19в. на базе законов механики вперёд выходят химия, физика, биология, астрономия и геология. 3. Революция в естествознании началась с проникновения физики в область микромира, поэтому физика более чем на полвека заняла лидирующее положение в естествознании. На этой базе развивались и другие науки, химия, астрономия, биология.
4. В качестве нового лидера после физики выходит биология. Учение Чарльза Дарвина об эволюции организмов путём отбора дало мощный толчок к пониманию развития живой формы в историческом, временном аспекте. 5. Начало взаимодействия математики и биологии привело к развитию кибернетики – науке изучающей процессы передачи информации в технических устройствах. 6. Область исследования традиционных наук и биологии дали жизнь новому научному направлению – “ Бионика” 7. Бионика – это наука занимающаяся, исследованием биологических систем и процессов, происходящих в живой природе на молекулярном, клеточном, организменном, и популяционном уровнях с целью их творческого использования в технике. 8. Название “Бионика” (от слов био-жизнь и электроника) предложено американским учёным Джеком Стилом и принято на 1 симпозиуме по бионике, проходившем в г. Дайтоне (США) в 1960г. 9. К вопросам, решаемым бионикой относятся: - расширение сырьевой, энергетической и продовольственной базы путём освоения биосферы, включая мировой океан. - синтез новых органических материалов. - продление жизни человека. - оптимизация трудовой деятельности. - нормализация среды обитания человека. - создание искусственного интеллекта. - разработка технических средств в системе «человек-машина-среда». - новые системы связи, навигации, транспорта, космические разработки. - охрана окружающей среды. - исследования живых организмов и условий их обитания. 10. Бионика отвергает принципы слепого копирования живой природы в технических аналогах. Она базируется на методе «функционального моделирования». 11. Бионика – наука междисциплинарная, в ней отражаются особенности научно-технической революции в форме интеграции различных по своему назначению и методам наук, в число которых входят биология, химия, физика, ботаника, психология, архитектура и т.д. ситезирующие свои знания с методами математического анализа и инженерными дисциплинами.
12. Бионика соединяет разнородные знания в соответствии с законами единства живой природы 13. Структура бионики складывается из трёх крупных направлений: - теории бионики, бионических исследований и бионического моделирования.
Тема 4. ФОРМА И ФУНКЦИЯ.
1. Гармония – это упорядоченное состояние мироздания. 2. Объективное состояние гармонии – неразделимое состояние взаимодействия функции и формы. 3. Гармония функции и формы идентична понятию «системности» и «цельности». 4. Философские категории «содержание» и «форма» родственны понятиям «функция и форма», но не тождественны им. 5. Функция по своей природе динамична, а содержание – статично. 6. Функция подразумевает в конечном итоге цель. 7. Целесообразность действия и связь его с формой является процессом материализации формы. 8. Форма материализуется во взаимодействии трёх состояний: формы, структуры, пространства, при этом форма занимает среднее граничное значение между внешним пространством и внутренней структурой, сливаясь с ними в единое целое. 9. Функция развивается по иерархическому закону от части к целому с постепенным формированием основного назначения предмета, т.е. без функции элементарной единицы не может существовать никакая другая выше её стоящая по иерархии функционирующая система. 10. Возникновение новой функции связано с развитием новых свойств, которые превращаются в новую функцию в том случае, когда они начинают служить сохранению данной системы и выполнению её основной функции, т.е. свойства – потенциал развития функции. 11. Форма консервативнее функции и менее динамична в своём развитии. 12. Функция обладает свойством жить в различных материальных формах, отсюда «универсальность» – отличительная черта существования различных функций. 13. «Специализация» в противовес «универсальности» ведёт к наиболее устойчивым формам. 14. В специализированных системах максимально проявляется статичность формы во времени и закрепление за нею понятия «стиль». 15. Критериями формы служат величина (размерность), фигура (очертание), положение в пространстве. 16. Форма является результатом движения функции. 17. В процессе увеличения (движения) формы начинается её деление на элементы, обусловленное функциональными и конструктивными особенностями. 18. «Малые изменения» несут в себе огромные потенциальные возможности развития форм, к ним относятся: эволюция видов, экономия энергии, регуляция, трансформация, комбинаторика, гармоничность.
19. Влияние на форму пространства осуществляется через поле. Поле является продолжением твёрдого тела. 20. Пространство условно делится на поле и вещество, границей является форма. 21. Все искусственно созданные материальные формы по своему знаковому характеру условно делятся на положительные, отрицательные, нейтральные и смешанные. 22. Пространство существует во многих видах на различных иерархических уровнях существования во времени. 23. Время ввиду своей динамики является функцией, а пространство – формой существования этой функции.
Тема 5. СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИИ ФОРМЫ.
1. Чтобы найти связь между средствами гармонизации формы, необходимо определить их иерархию в системе организации формы. 2. Объективная сущность любой организационной функционирующей системы может быть раскрыта через три основные закономерности функциониро - вания: совместимость функций, принцип их существования и развития, сосредоточение функций. 3. Закономерности функционирования родственны определённым уровням развития структуры формы. Совместимости функций соответствует уровень полимеризации формы, принципам существования и развития функций - уровень дифференциации формы, сосредоточению функций - уровень интеграции формы. 4. Уровням развития структуры формы соответствует аналогичная иерархия средств гармонизации формы. 5. Совместимость функций - это основа взаимодействия элементов любой сложной динамической равновесной системы в форме простейшей организации - "полимеризации". На этом уровне действует механизм сложения отдельных одинаковых по функции и форме элементов. 6. В период полимеризации преобладает структурный статический момент организации формы в виде количественного роста элементов на метричес- кой основе. Нарушение симметрии почти не наблюдается. 7. В системе полимеризации в виде малых изменений заложена возможность самоорганизации в полифункциональную систему. 8. На уровне полимеризации исследуются метрические, статические и симметричные свойства систем. 9. На первом уровне равновесных систем начинают проявляться первичные объёмно-плоскостные пластические преобразования. 10. Изменение форм на уровне полимеризации связано с действием гравитации на Земле. 11. В космосе взаимодействие форм носит другой характер, ввиду изменений гравитации. 12. Второй принцип функционирования - это рождение новых функций системы, сосредоточенных на выполнении общей цели. Этот принцип осуществляется через дифференциацию ранее однородных элементов, благодаря чему и достигается разнообразие их свойств. 13. Дифференциация отражает динамическую сторону организации системы, необходимость её изменения в интересах сохранения целостности системы и её выживания в условиях изменения среды. 14. Динамизм развития, рождает неоднородность системы, изменение её форм по временному вектору развития. 15. Чередование симметричных и асимметричных состояний, вызванных механизмом сохранения видовых признаков, восстанавливает нарушенную динамикой равновесность системы. 16. На уровне дифференциации, динамика ритмов позволяет вести оценку пропорций и масштабных соотношений элементов ввиду их неоднородности. Обогащается пластика. 17. Третий принцип функционирования - сосредоточение функций. При этом происходит интеграция всех функций системы, направленная на поддержание основной функции. 18. Чрезмерная интеграция может привести к излишнему усложнению формы, поэтому здесь действует принцип целесообразности и экономичности. 19. На уровне интеграции решаются вопросы взаимоотношения частей и целого. 20. Гармония и средства гармонизации вплотную связаны с развитием функциональных систем. 21. Переход от объективных законов гармонии к эстетическим связан с мерой геометрических отношений и их психологическим восприятием. 22. Механизмы, объединяющие средства гармонизации формы, раскрываются и исследуются на базе логического и психологического методов анализа формы.
Тема 6. СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ.
1. Общее представление о симметрии включает в себя толкование её как свойство объектов, как абстрактная система построения, как описание картины мироздания. 2. Симметрия это своего рода эталон, к достижению которого стремится всё, она включает в себя восприятие порядка в видимом хаосе Вселенной. 3. Симметрия, в широком смысле этого слова является идеей, посредством которой человек пытается постичь и создать порядок, красоту и совершенство. 4. Абсолютная симметрия это лишь абстрактный идеал, эталон, с которым мы сверяем окружающую нас реальность. 5. В науке принято следующее определение "симметрии" - это соразмерность, неизменность структуры материального объекта относительно его преобразований. 6. В точных науках симметрия выступает основным признаком упорядочения предмета исследования и строится в разрезе закона единства и борьбы противоположностей. 7. Одна из фундаментальных основ симметрии - противоположность "правое - левое". 8. Первоначальный смысл симметрии - это гармония, равновесие, соразмер- ность элементов, образующих каркас или структуру произведения. 9. Симметрия также употребляется в виде значения "равновесия", одной из основных потребностей существования живой формы. 10. Стремление к равновесию в композиции это стремление к простоте, но не к упрощению. 11. В неорганической природе не встречаются "платоновые тела" пентагональ- ной структуры, зато в органике они предстают в своём многообразии. Это свидетельствует о неразрывном единстве живого и неживого мира. 12. Упорядочение на низшем уровне полимеризации структуры формы наиболее полно отражается в орнаменте. 13. Симметричные космограммы характерны для многих мировых культур, что говорит о симметрии, как о макрокосмическом показателе формы. 14. Симметрия преследует одну цель - множество сводится к гармоничному единству. 15. Двойственное состояние симметрии характеризуется тем, что оно одновременно может вызывать прямо противоположные чувства: раздражение и покой, подавленность и свободу, равнодушие и восторг. 16. К симметричным закономерностям относятся определённые виды симметричных преобразований на плоскости и в пространстве: это вращение вокруг оси, переносы, зеркальные отражения, сетки и спирали, которые служат исходными данными для важнейших приёмов в композиции. 17. Необходимое условие симметрии геометрического тела - это наличие у него элементов симметрии: осей, плоскостей и центров. 18. Симметрия и асимметрия - это два противоположных приёма построения формы. С точки зрения математики асимметрия - это отсутствие симметрии, а дисимметрия - частичное нарушение симметрии. 19. Единство и равновесие такие же цели асимметричных композиций, однако достигаются они другими путями, тождественность заменяется зрительным равновесием масс. 20. В условиях гравитации вертикальная ось симметрии имеет приоритетное значение. 21. Симметрия считается более общим понятием чем асимметрия. 22. Симметрия является результатом процесса накопления энергии, а асиммет-рия процессом расходования энергии организмом в процессе его активной жизнедеятельности. 23. Симметрия и асимметрия взаимодополняют друг друга, без них невозможен рост и развитие организмов, закрепление наследственности, совершенство форм. 24. Характерным примером единства симметрии и асимметрии в природе является "митоз" - деление клетки. 25. При движении изнутри наружу, от структуры к форме наблюдается постепенное приближение форм к внешне симметричным. 26. В живой природе, искусстве и технике наблюдается несколько видов симметричных форм имеющих ось равновесия: А - зеркально-тождественная, Б - зеркальная, В - зеркально-асимметричная одноосевая, Г -зеркально-асимметричная многоосевая. 27. В мире органическом и неорганическом фактически отсутствует полная зеркально-тождественная симметрия, что свидетельствует о несимметричности жизни. Широко распространены зеркально-симметричные системы левой и правой ориентации и уравновешенные зеркально-асимметричные системы в которых действует закон компенсации нарушения симметрии за счёт массы, очертаний, положения в пространстве, цвета, и т. п.
Тема 7. ПРОЦЕССЫ ВЕТВЛЕНИЯ И СПИРАЛЕОБРАЗОВАНИЯ В ПРИРОДЕ.
1. Ветвление и спиралеобразование - наиболее характерные морфологические характеристики природных систем на всех уровнях развития природных форм. 2. Процесс ветвления характеризуется следующим признаками: а) Разветвлением образуются системы состоящие из одноимённых однородных членов, что говорит об уровне полимеризации структуры формы. б) В результате процесса ветвления возникает новая пространственная система объединённая в единую форму процессами роста в) Процессы ветвления формы несут в себе особенности характеристик случайного и закономерного. 3. Фундаментальная морфологическая характеристика роста особенно ярко выражена в древесных растительных формах на всех уровнях их развития. 4. Рост и ветвление растительных форм и формирование вегетативной системы организма напрямую связано с изменениями в окружающей среде, с концентрацией и интенсивностью света и питательных веществ в результате чего у организма увеличивается поверхностное соприкосновение с окружающей средой. 5. Процесс ветвления носит очаговый характер в узлах и сочленениях, и связан с образованием "метамеров" (от греч.-метамер-расчленение тела) 6. По своим морфологическим характеристикам модели ветвления подразделя-ются на следующие виды. Палка-формирует главную ось. Крючок-даёт изменение направлению роста и развития. Вилка-позволяет равномерно заполнить объём при развитии поверхностного соприкосновения со средой с сохранением одинакового расстояния от основной оси. Сучок-имеет главную опору, позволяющую достаточно долго расти в определённом направлении. Розетка-чаще всего встречается у лишайников, водорослей и цветов. Мутовка-представляет собой метамеры заложенные одинаково к основанию главного метамера. Пучок-это образование метамеров с сильно сближенными основаниями, рас- тущий в одну сторону. 7. Большинство систем ветвления формируется с преобладанием системы "сучок" в формировании главной оси до минимального предела, после чего система несколько раз "вильчато" разделяется и прекращает свой рост. 8. Процессы ветвления аналогичны движению потоков, которые характеризу- ются следующими отличительными признаками: а) пространственным ветвлением б) плотностью ветвления в) интенсивностью ветвления г) оптимальной скоростью ветвления 9. Процессы ветвления часто соединяются с процессами спиралеобразования. 10. Спиралевидные образования имеют различную конфигурацию в виде геометрической спирали или винтовой кривой. 11. Геометрическая спираль (от лат. изгиб, извив)-это кривая, которая описывается точкой, движущейся с постоянной скоростью вдоль луча, вра- щающегося около неподвижной точки с постоянной угловой скоростью. 12. Винт является частным случаем спирали. 13. В зависимости от начальных условий и закономерности движения относительно полюса, различают следующие виды спиральных кривых: -спираль Архимеда; -гиперболическая спираль; -логарифмическая спираль; -параболическая спираль; -спираль Корню; -эвольвента окружности; -циклоида; -клотида (кручение, прядь.); -конусообразный винт и т.д. 14. В физическом отношении спираль-это взаимодействие двух сил: центро- бежной и притяжения Земли. 15. Большинство природных форм имеют конфигурацию логарифмической спирали. 16. В зависимости от направления движения спиралевидные формы имеют левую и правую ориентацию. 17. Спираль проявляется как морфологический стандарт на различных урав- нях структуры формы: в виде ДНК, раковин малюсков, цветков растений, волос, полярных шапок на Марсе, спиралевидных галактик. 18. Спираль-это сжатие, концентрация энергии, распрямление её - это отдача Энергии. 19. Чувство значимости спирали отражено в орнаментах, украшениях, архи- тектуре, технике, в точных науках. 20. Спираль позволяет протяженную форму сделать компактной, способствует упрочнению конструкции, обладает энергоёмкостью и мощной динамикой роста и в конечном итоге стремится к динамичному взаимопроникновению внутреннего и внешнего пространства.
Тема 8. ПОВТОРЯЕМОСТЬ И КОМБИНАТОРИКА.
1. Свойства повторяемости и комбинаторики лежат в глубоких уровнях сознания человека т. к. живое формирует себе подобное в огромных ко- личествах и масштабах на всех уровнях развития структуры формы. 2. Разнообразие форм порождает необходимый процесс систематизации, в про- тивном случае наступает процесс распада 3. Стандартизация необходима в условиях существования различных систем для их взаимоувязки, примером тому служат различные международные и отраслевые стандарты. 4. Принципы стандартизации - это расчленение, разрезка, блокировка. 5. На трёх уровнях развития структуры формы стандарт проявляется по разному: а) на уровне полимеризации стандарт выступает как жёсткая схема при единообразии элементов. б) на уровне дифференциации стандарт выступает в роли комбинаторики из различных элементов или узлов. в) на уровне интеграции большой разброс комбинаций из стандартных элементов и узлов заканчивается сборкой в единую моноформу. 6. Стандарт и комбинаторика базируются на модульной координации, которая бывает метричной, ритмичной и иррациональной. Примером тому служит "золотое сечение". 7. Живую природу можно в полной мере назвать индустриальной из за её принципов повторяемости и сборности. 8. Повторяемость однотипных элементов в живой природе связана с необходи- мостью выживания, замены, экономии, энергетики, с продолжением рода. 9. В живом мире повторяемые элементы образуют функционально - физиологи- ческую и конструктивную основу организма. 10. Повторяющиеся элементы живого мира по форме могут быть, точечными, линейными, плоскостными, объёмными и пространственными. 11. Плоскость, равномерно заполняется без зазоров из стандартных элементов правильной формы лишь трех видов: а) треугольником; б) квадратом; в) шестиугольником. 12. Пространство заполняется целиком из правильных многогранников без за- зоров лишь кубом. Другие заполнения получаются лишь на базе полупра- вильных многогранников. Примером тому служит тетракайдекаэдр или многогранник Кельвина. 13. Размещение повторяющихся элементов в природе осуществляется по пря- мой, по спирали, концентрически, зеркально, зеркально с поворотом, в ви- де ковровой мозаики. 14. В целом в природе редко встречаются два абсолютно тождественных эле- мента. При этом предельная однотипность наблюдается у организмов живу- щих в постоянной малоизменяющейся среде, к которым относятся морские организмы. 15. В природе действуют следующие приципы: а) чем меньше стандартный элемент, тем он более гибок; б) малые изменения форм значительно повышают их вариантную способ- ность; в) многовариантность-это критерий эффективности и целесообразности в су- ществовании видов. 16. "Конструкции" и "Опорные системы" могут быть стандартными, а живое вещество в них развивается по законам вида, что позволяет органично взаимодействовать статичным и динамичным элементам. 17. В целом стандарт в природе обеспечивает жизнеспособность существования организмов, а разнообразие в природе это способ приспособления к жизни.
Тема 9. ТЕКТОНИКА В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ.
1. Тектоника-это объективно-субъективная категория, существующая одновре- менно в виде природных форм органического и неорганического происхождения, а также в виде эстетического освоения конструкций и форм человеком. 2. Законченная форма состоит из трёх элементов: функционирующего про- странства, конструкции и материала, при этом все материальные средства живой природы направлены на достижение одной цели - оптимального функционирования. 3. Практически все живые формы тектоничны и являются прекрасными образ- цами для конструирования. 4. Тектоника - это понятие, выработанное человеком в результате его практи- ческой деятельности в процессе создания искусственной среды для его оби- тания. 5. На уровне инженерного конструирования, тектоника выступает как един- ство конструктивной формы и законов механики, на уровне живой природы конструкции включаются в систему живого организма, выполняющего сложные функции, в результате чего возникают новые формы. 6. Строительный материал природных и искусственно созданных форм разли- чен, т.к. природные формы с момента рождения конструктивны и подвержены динамике роста и развития. 7. Ткани растений подразделяются на: "образователи роста" - это покровные ткани, кожица, пробковая ткань и кор- ка; "проводящие ткани" - это сердцевина, мякоть листьев, плодов, в которых происходит накопление и образование органических веществ; "механические ткани" - это склеренхима и каменистые клетки. 8. Механические ткани совместно с мягкими тканями работают на растяжение, сжатие, изгиб и кручение и обладают высоким пределом прочности на разрыв. 9. Механические ткани растений в отличии от искусственных материалов со- четают в себе твёрдость и вязкость, прочность и эластичность, позволяющие универсально реагировать на различные нагрузки. 10. Основным недостатком искусственных материалов является недостаточная вязкость, связанная с сопротивлением образованию трещин. 11. Ключевым вопросом в создании новых материалов служит вопрос торможе- ния раскрытию трещин. 11. В древесине раскрытию трещин препятствует органическое соединение твёрдых и мягких тканей, а также наличие тонких волокон. 12. Роль тонких волокон велика, во первых - чем тоньше волокно, тем оно обладает большей способностью препятствующей трещинообразованию, во вторых - соединения с эластичным материалом дают новые покровные изделия и конструкции, обладающие высокой прочностью. 13. Одним из важнейших составляющих биосистем является вода, доходящая до 80-90% от массы растения. В живом состоянии материал в сочетании с водой становится тяжелее, одновременно с этим приобретает эластичность не теряя при этом прочности. 14. В животном мире по аналогии с растительным затвердевшим тканям соот- ветствуют скелеты, скорлупы и панцири, ещё более прочные чем механические ткани растений и мягкие ткани, которые в сочетании с костным материалом дают ещё более поразительные эффекты прочности. 15. Существуют две противоречивые тенденции развития всего живого мира, это во первых - непрерывный рост и развитие через механизмы полимери- зации и дифференциации и во вторых - ограничение роста связанное с эн- тропийностью т.е. с экономией энергии и стремлением к компактности реализуемое через механизмы итеграции. 16. Принципы формообразования всего живого строятся на взаимодействии двух систем: конуса устойчивости и конуса роста и развития, которые явля- ются следствием действия сил гравитации, ветровых и др. физических на- грузок. 17. В природных формах отсутствуют резкие острые и прямые углы и соеди- нения. Переход одной формы в другую идёт через мягкие компенсационные формы с переливом одной формы в другую. 18. В тектонике форм отражено противоборство действию сил гравитации и её преодоление. Законченная форма являет собой равнодействующую сил гравитации и Космоса.
Тема 10. ИСТОРИЯ ПРОПОРЦИОНИРОВАНИЯ.
1. История пропорционирования в своих корнях восходит к Пифагорейцам и носит музыкально-теоретическое происхождение. 2. Основные вехи истории пропорционирования: Древний Египет дал нам три канона постоянных отношений частей человеческой фигуры. 1 КАНОН - 4-5 династия фараонов (5000 лет до н. э.) даёт членение фигуры человека до лба на 6 равных частей в одну ступню (фут). 2 КАНОН - 18 династия фараонов делит фигуру человека на 18 (3х18) частей 3 КАНОН - Птоломеевский даёт членение фигуры человека до лба на 7 частей (футов) с делением каждой части на 3. Итого 21(3х7) часть. 3. Диодор даёт членение фигуры человека на 21 1/4 части, где 1/4 часть-лобная. Это членение наиболее близко подходит к членению фигуры человека на целые части в пропорциях золотого сечения (большая часть-13, меньшая-8). 4. Древний Египет не дал чёткой системы пропорционирования. Он ввёл толь- ко модуль, как систему отсчёта. 5. Египетский треугольник с соотношением сторон 3:4:5 становится основой пропорционирования Египетский мастеров. 3-вертикаль - Озирис (мужское начало). 4-горизонталь – Изида (женское начало). 5-диагональ - Горус(третье начало созданное ими). 6. Среди философов Древней Греции Пифагор первый математически отобра- зил сущность гармонических отношений, связав числами гармонию звуков октавы. Он создаёт арифметическую, геометрическую и гармоническую про- порцию, дающую начало закона "золотого сечения". 7. Пентаграмма Пифагора-это вписанный в круг звёздчатый пятиугольник, построенный по закону "золотого сечения", он становится отличительным знаком школы Пифагорейцев. 8. Платон особое значение придавал в пропорционировании средней пропор- циональной, служащей связующим звеном разнородных величин А: В = В: С и А - В = В - С 9. Аристотель основным требованием красоты считал порядок, симметрию и и ограничение в размерах. 10. В трактатах римского архитектора Витрувия отразились каноны гармонии и пропорционирования, повлиявшие на весь ход истории пропорционирова- ния. Эвритмию, симметрию и пропорционирование он вводит в основу законов гармонии. 11. У Витрувия человек - мера всех вещей, части его тела находятся в опреде- лённых постоянных отношениях к его целому (высоте). Центром человеческого тела является пупок, а фигура человека вписывается в круг и квадрат. 12. Все вещи создаваемые человеком антропометричны: дюйм - толщина пальца; фут - длина стопы; пальма - кисть руки. 13. В эпоху Готики развивалась своя система пропорционирования, носившая характер франкмассонской тайны. Символы Готики. а) равносторонний треугольник - мудрость и Троица; б) квадрат - мир и природа; в) пентальфа - счастье и здоровье; г) семиугольник - святость числа 7, семь планет, семь дней сотворения мира; д) круг - сомвол Вселенной и Божественной силы. 14. В эпоху Возраждения Палладио издаёт труды Витрувия со своими комента- риями и рисунками. 15. Виньола развил учение Витрувия и получил широкое распространение в Италии, Франции и в Европе. 16. К наиболее последовательным приверженцам канонов пропорционирования человеческого тела принадлежали Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти и Дюрер. Все они сходились в одном, что все части тела челове- ка должны быть согласованы между собой и целым телом. 17.В 19 в. возникли новые идеи пропорционирования, отличные от идей прош- лого. Это учения Виоле ле Дюка, Пенторна, Тирша и Говштадта о гармонии геометрических построений на базе подобия частей и целого. Исследования Генчельмана, Свижановского, Сабанаева и Марутаева о связи
материальных форм и музыкальной гармонии и законы пропорционирова- ния всеобщие для природы и жизни в учениях Цейзинга, Шмелёва и Ле Корбюзье.
Тема 11. ФЕНОМЕН ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ.
1. Феномен золотого сечения обнаруживается в искусстве, математике, в области музыкальной гармонии, в формах живой природы, в архитектуре, в психологии и в технике. Он рассматривается как объективная характеристика и как явление в области восприятия. 2. Золотое сечение это закон пропорциональной связи целого и составляю- щих его частей. 3. Классическое определение золотого сечения-это среднепропорциональное отношение, в котором целое так относится к большей своей части, как большая часть относится к меньшей и выражается численным значением Ф = 1,618034… и Ф-1 = -0,618034… 4. Ряд чисел, получивших название рядов Фибоначчи обладает свойствами золотого сечения, одно из интересных свойств ряда заключается в том, что каждый член ряда равен сумме двух предыдущих. Золотое сечение является пределом отношения двух соседних чисел ряда Фибон<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|