Глава 1.2. Философия Древнего Китая (2)
Глава 1. 2. Философия Древнего Китая (2)
Периодизация истории китайской философии
Китайская философия сложилась в VII - VI вв. до н. э. на рубеже эпох Чуньцю (VIII - V вв. до н. э. ) и Чжаньго (V - III вв. до н. э. ) во время правления династии Чжоу (XI - III вв. до н. э. ). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (VI в. до н. э. ), Конфуция (551 - 479 гг. до н. э. ) и " Книги перемен" (VIII - IV вв. до н. э. ). Вследствие отсутствия единого критерия периодизация китайской философии осуществляется в историко-философской науке по различным основаниям. 1. По порядку смены правящих династий. Напр, философия периода Чуньцю-Чжаньго, философия периода двух династий Хань и т. д. 2. По европейской линейной матрице со смещением хронологических вех. Выделяют четыре периода: древний (XI - III вв. до н. э. ), средневековый (III в. до н. э. - XIX в. н. э. ), новый (середина XIX в. - 4 мая 1919 г. ), новейший (с 1919 г. по настоящее время). 3. По основным направлениям, каждое из которых подразделяется на периоды в зависимости от изменения содержания. Например: раннее конфуцианство, ортодоксальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное конфуцианство и т. д.
Школы и течения в древнекитайской философии
Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (II - I вв. до н. э. ) в трактате " Основные указания о шести школах". Сыма Тань условно выделил шесть школ: " натурфилософы" (инь-ян цзя), " ученые-конфуцианцы" (жу цзя), " монеты" (мо цзя), " школа имен" (мин цзя), " законники" (фа цзя), " даосисты" (дао дэ цзя). Среди названных школ в качестве направлений выделяются даосизм, конфуцианство и учение " Книги перемен".
Становление китайской философии
Все школы и направления китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. В социально-историческом и теоретическом срезах становление китайской философии охватывает два периода: 1) родовой и 2) переходный от рода к государству с соответствующими типами родового и переходного мировоззрений. Культура Дао сложилась в первый период. Дао понимается как сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы с вписанным в нее кубом. Жизненные функции Дао поддерживаются вселенскими ритмами инь и ян: ян воспринимается извне и генерируется внутри Дао сферой, инь - кубом. Организм Дао наполнен пустотой, в которой растворены идеальное, духовное и телесное качества. Пустота пронизана системой энергетических полей. Пять иньских полей располагаются по горизонтали, они взаимодействуют по кругу и в такой же последовательности поочередно заходят в центр. Пять янских полей располагаются вертикально и взаимодействуют по траектории в виде восьмерки и тоже в определенной последовательности входят в центр. Все энергетические поля являются парными аналогами друг друга. В центре - противоположные поля инь и ян сливаются в единство и образуют новый ритм цзы. Вместе с инь и ян он составляет генетическую триаду культуры Дао: инь-цзы-ян. В полном цикле сопряжения поля сплетают 25-частную спираль Дао. С началом разрушения рода и зарождением государства культура Дао деформировалась. Элементы инь и ян сходят со своих спиральных орбит, в центробежной направленности разрывают объем Дао, а в центростремительной сталкиваются в противоборстве. В результате Дао ввергается в хаос. Философы направляются в центр Дао как ставленники природных и социальных верхов и низов: от широкой Земли и народа (минь), от высокого Неба и правителя (цзюнь). Соответственно они реставрируют Дао на горизонтальной и вертикальной составляющих архетипа у чан/усин. В китайской философии рождаются два основных направления - даосизм. и конфуцианство, между которыми помещается призванное интегрировать их учение " Книги перемен".
Каждое из направлений вырабатывает свой термин и понятие философии. В конфуцианстве философия называется хаосюэ. Дословно хаосюэ, как и в греческом языке, означает любовь к мудрости: хао - любить, сюэ - мудрость, учение. В даосизме философия называется цзюэсюэ - отрицание мудрости: цзюэ - отрицать, сюэ - мудрость. Однако это только отрицание иллюзорной человеческой самости и утверждение подлинной всеобщей самости человека, входящей в даосизме в понятие цзыжань - естественность. Даоская философия цзюэсюэ, противоположная конфуцианской хаосюэ, в греческой транскрипции может быть названа агапософия. Учение " Книги перемен" вырабатывает свой термин и понятие философии, которые не изрекаются в слове, но выражаются символически в триграммах и гексаграммах. Таким образом, китайская философия вводит в мировую философскую культуру не один, а сразу три термина и соответственно три идеи философии. Реставрация культуры Дао конфуцианством, даосизмом и ицзинистикой начинается с духовной сущности. Этим определяются исходные характеристики древнекитайской философии: 1. В своих истоках и эволюции китайская философия есть философия Дао (в аналогах инь и ян - это философия Дао и Дэ). 2. Китайская философия начинается с решения духовно-нравственной проблематики. 3. Китайская философия сознает и именует себя в специальных терминах, понятиях и идеях, стоит вровень с мировой философией и открывает путь историко-философской компаративистики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|