Использование запрещенных технологий при достижении спортсменом результатов экстра-класса.
Введение. Акмеология - новая междисциплинарная наука о "человеке развивающемся", о закономерностях, обеспечивающих оптимальное раскрытие творческих возможностей личности, достижение вершин социального успеха и профессионального мастерства. Акмеология изучает развитие личности под влиянием самоопределения, жизненного опыта, социального окружения и образования, создает условия для личностного роста человека. Акмеология от греч. «akme» – пик, вершина, высшая степень достижения, точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого logos – учение, наука изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – «акме». Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должнобыть сформировано у человека на каждом возрастном этапе вдетстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свойпотенциал на ступени зрелости. Понятие акмеология было введено в 1928 г. психологом Н.А. Рыбниковым, как учебная дисциплина была внедрена в учебный процесс вузов в 1993 г. Следует подчеркнуть, что научный приоритет в создании акмеологии по всеобщему признанию принадлежит России. За рубежом к акмеологии проявляется повышенный интерес, особенно к тем научным направлениям, которые непосредственно связаны с развитием профессионализма личности и деятельности. Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами многих выдающихся российских ученых и прежде всего члена-корреспондента Российской академии образования, профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена Российской академии образования, профессора Алексея Александровича Бодалева. Именно их научные идеи и интуиция, талант организаторов, энергия и жизнеутверждающий оптимизм позволили акмеологии в короткие сроки уверенно занять ведущие позиции в системе наук о человеке. По их инициативе и с их непосредственным участием были созданы кафедры и отделения акмеологии в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и ее филиалах, Калужском государственном педагогическом университете им. К.Э.Циолковского, Северо-Осетинском государственном университете, ряде высших учебных заведений Санкт-Петербурга, Воронежа, Шуи и других городов. Под руководством лидеров этих направлений успешно защищены сотни кандидатских и докторских диссертаций, созданы научные школы, увидели свет десятки монографий и сборников.
Столь стремительное становление и развитие акмеологии обусловлено не только тем, что акмеологические идеи сплотили немало талантливых ученых и организаторов науки, но и необычайно привлекательным объектным и предметным полем акмеологии, высокой значимостью и результативностью акмеологических исследований. Основная область исследований акмеологии связана с изучением профес- сионализма как высшей ступени развития человека. Основополагающей категорией акмеологии является категория «профессионализм», что означает приобретенную в ходе учебной и практической деятельности способности к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определенном виде занятий, соответствующий уровню сложности выполнения задач. Дергач А.А., Зазыкин В.Г. предлагают рассматривать профессионализм во взаимосвязи с профессионализмом личности и профессионализмом деятельности. Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность. Разнообразие эффективных профессиональных навыков и
умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивность. Характеристика, подлежащая дальнейшему развитию. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие. Акмеологические инварианты профессионализма – это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности, практически независимо от ее содержания и специфики. Акмеологичские инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала. Акмеологические инварианты профессионализма бывают: общими, не зависящими от профессиональной специфики деятельности: сила личности, развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, креативность, высокая и адекватная мотивация достижений. А также выделяют специфические или особенные акмеологические инварианты профессионализма, в определенной мере отражающие специфику конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная высокопродуктивная деятельность отличается высокими показателями качества: производительностью, оптимальной напряженностью и интенсивностью, высокой точностью и надежностью, организованностью, стабильностью, опосредованностью, и сохраняющая здоровье и способствующая прогрессивному развитию. Малопродуктивной, с акмеологической точки зрения, считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности, а так же если в ней не выражено стремление к достижению положительных, социально значимых целей и она не способствует развитию личности.
Мастерство - определяется как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода. Обретение профессионального мастерства является основополагающим этапом движения в «АКМЕ». Акмеологический уровень, характеризуется уровнем достижения профессионализма, определяется особенностями профессиональной деятельности. Становление настоящего профессионала и его профессионализма всегда связано с личностно-профессиональным развитием. Личностно-профессиональное развитие – процесс развития личности, ориентированный на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий. Проявляется в двух направлениях: в профессионально-квалификационном развитии, то есть в профессиональной квалификации и в профессионально- должностном развитии, то есть в профессиональной карьере. Профессионал - это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, самоэффективности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус, динамически развивающуюся систему личностной и деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, имеющие социально-позитивное значение. Акмеологические условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно ее профессионализма. Акмеологические факторы – основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и ее профессионализма. Отмеченные категории и понятия являются на сегодняшний день базовыми для акмеологии. Акмеологическая технология – совокупность средств, направленных на раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие свойств и качеств, способствующих достижению высокого уровня личностно-профессионального развития и профессионализма.
Использование запрещенных технологий при достижении спортсменом результатов экстра-класса. Политическое, экономическое, социальное значение спортивных побед в современном мире постоянно возрастает; они способствуют как прославлению победителей и призеров соревнований, так и повышению престижа стран, представляемых спортсменами-триумфаторами. Однако непрекращающийся рост спортивных рекордов порождает весьма острое соперничество на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных турнирах, и, естественно, организм спортсменов подвергается высочайшим по интенсивности и объемам (нередко чрезмерным) тренировочным и соревновательным нагрузкам. Все упомянутые факторы побудили спортсменов и специалистов, работающих в спорте и смежных с ним сферах, заниматься не только совершенствованием системы отбора и подготовки спортивных талантов, техники и тактики видов спорта, улучшением материальной базы и решением организационных вопросов, но и изыскивать всевозможные, нередко неблаговидные способы, направленные на обеспечение победы на спортивных аренах любой ценой. Одним из таких путей является широкое использование в спорте различных лекарственных средств, применяемых в избыточных количествах, неестественными методами, идущими в разрез с интересами здоровья спортсменов, принципами спортивной этики. Эти средства, с одной стороны, стимулируют работоспособность спортсменов, а с другой — нарушают естественный ход физиологических и психологических процессов в организме спортсмена. Эти вещества и методы классифицируются как допинг, и их применение в спорте запрещено. История применения допинга в спорте и борьбы с ним началась очень давно. Вещества и методы, повышающие работоспособность человека, применялись задолго до того, как в Древней Греции были организованы первые Олимпийские игры, где различные стимуляторы использовались спортсменами для получения лучших результатов. Есть свидетельства, что еще в III в. до н. э. в Греции спортсмены-олимпийцы использовали вещества, улучшающие их результаты. Участники древнегреческих Олимпийских игр считали, что семена кунжута повышают выносливость в беге, а борцу перед схваткой необходимо съесть десять фунтов ягнятины, запив ее вином со стрихнином. Использовались также некоторые лекарственные растения, семенники убитых животных, употреблявшиеся в пищу, всякие методы заговоров и другие приемы. Использовали стимулирующие вещества и Вавилон, и Древний Египет, которые вели активные военные действия со своими соседями и нуждались в повышении боеспособности воинов, а также, возможно, и спортсменов. В дальнейшем и Европа стала применять стимулирующие средства в связи с завоеваниями Александра Македонского и впоследствии — Римской империи. Индейцы Северной и Южной Америки также издавна использовали различные стимуляторы, преимущественно растительного происхождения (кока, сарсапарилла).
Слово "допинг", первоначально использовавшееся для обозначения напитка, который южноафриканские племена принимали во время религиозных ритуалов, в спорте стало применяться с 1865 г. Впервые термин "допинг" применили по отношению к спортсменам, принимавшим стимуляторы во время соревнований по плаванию, проводившихся в Амстердаме. Однако имеются данные, согласно которым, словом "допинг" уже в первой половине XIX в. называли наркотические средства, которые давали лошадям, участвующим в конных скачках, проводившихся в Англии. Стимулирующие препараты не только помогали побеждать, но и нередко негативно воздействовали на здоровье спортсменов, иногда приводили к трагедиям. В 1886 г. на соревнованиях по велосипедному спорту была зафиксирована первая смерть одного из участников — англичанина Линтона, последовавшая из-за применения им допинга во время гонки по маршруту Париж — Бордо.
Широкое распространение получило применение спортсменами различных стимулирующих препаратов на Олимпийских играх в начале XX в. и позднее, став более частым в 1950—1960-е и последующие годы. На зимних Олимпийских играх 1952 г. были отмечены случаи использования фенамина конькобежцами, которым потребовалась медицинская помощь. На Играх XVI Олимпиады в Мельбурне (1956 г.) аналогичный случай произошел с велосипедистами. И только после гибели во время соревнований по велосипедному спорту на Играх XVII Олимпиады (Рим, 1960 г.) в результате применения фенамина датского гонщика Курта Йенсена, Международный олимпийский комитет начал борьбу с допингом. Первые пробы, призванные проверить, не применяли ли спортсмены запрещенные стимуляторы, были взяты в Токио в 1964 г. на Играх XVIII Олимпиады. Однако еще до этого (в 1960 г.) проблема применения допинга привлекла внимание Совета Европы: 21 западноевропейская страна приняла резолюцию против использования в спорте допинговых субстанций. В 1963 г. Совет Европы создал специальный комитет по борьбе с допингом, деятельность которого, к сожалению, оказалась неэффективной. В начале 1960-х годов антидопинговые инициативы проявили правительства ряда стран в содружестве с наиболее крупными международными организациями. В эти же годы начало проводиться тестирование спортсменов на применение стимуляторов, бета-адреноблокаторов, наркотических веществ и др. Однако несовершенство методов контроля позволяло спортсменам обходить тестирование или искажать его результаты. Знаменательное событие в истории допинга произошло на Международном конгрессе по спортивной медицине, проходившем в 1965 г. в Страсбурге (Франция), было сформулировано, что допинг — это введение в организм человека любым путем вещества, чуждого этому организму, или какой-либо физиологической субстанции в ненормальном количестве, или введение какого-либо вещества неестественным путем, для того чтобы искусственно и нечестным путем повысить результат спортсмена во время выступления в соревнованиях. Международные Федерации велосипедного спорта и футбола были первыми федерациями, которые в 1966 г. официально ввели пробы на допинг при проведении своих чемпионатов мира. В следующем году МОК учредил Медицинскую комиссию, принял определение допинга и выпустил первый перечень запрещенных препаратов. В 1968 г. на X зимних Олимпийских играх в Гренобле и на Играх XIX Олимпиады в Мехико Медицинская комиссия МОК впервые осуществила широкий антидопинговый контроль, в ходе которого проверку на предмет выявления применения стимуляторов и наркотических вешеств прошли более 750 спортсменов. Ужесточение допинг-контроля на этих Играх в определенной мере было стимулировано смертью во время гонки "Тур де Франс" в 1967 г. английского гонщика Томми Симпсона, злоупотреблявшего допинговыми средствами. На Играх XX Олимпиады (Мюнхен, 1972 г.) тестирование спортсменов с целью выявления применения ими запрещенных препаратов приобрело характер широкомасштабной акции. Пробы были взяты более чем у 2 тыс. участников Игр. Семь проб дали положительный результат. Все спортсмены, в том числе четверо медалистов, были дисквалифицированы.
С тех пор ведется "соревнование" между теми, кто расширяет перечень запрещенных препаратов и методов, относящихся к допинговым, и изыскивает действенные способы их обнаружения в организме спортсменов, и теми, кто разрабатывает все новые и новые разновидности допинга одновременно с поиском возможностей для их "прикрытия", технологий маскировки и побуждает спортсменов использовать запрещенные препараты и методы. Оба эти антагонистических направления нередко совпадают в деятельности одних и тех же лабораторий, призванных бороться с применением допинга в спорте. История допинга в спорте резко изменилась после изобретения в 1930-х годах синтетических мужских половых гормонов, которые в конце 1950-х — начале 1960-х годов получили распространение в американском спорте. В большом количестве публикаций препараты этого класса рекомендовались спортсменам, специализирующимся в силовых и скоростно-силовых видах спорта — тяжелой атлетике, бодибилдинге, легкоатлетических метаниях и др. Рекламную кампанию среди спортсменов проводили также фармацевтические фирмы, производившие анаболические стероиды, а врачи выписывали спортсменам рецепты, предусматривающие применение этих препаратов для улучшения результатов. Эта деятельность в основном коснулась США, но в дальнейшем стала проникать в спорт других стран, включая страны Восточной Европы, где анаболики стали широко использоваться в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Особую популярность анаболические стероиды приобрели в 1970—1980-х годах, когда было доказано, что эти препараты являются эффективным средством стимуляции возможностей системы энергообеспечения организма, активизации восстановительных реакций после больших тренировочных и соревновательных нагрузок. Это привело к внедрению анаболических стероидов в практику подготовки велосипедистов, пловцов, гребцов, конькобежцев и др. Распространение препаратов этого класса стимулировалось тем, что именно в этот период в подавляющем большинстве видов спорта появилась тенденция к резкой интенсификации тренировочного процесса, и очень многие победы на Олимпийских играх и чемпионатах мира, как и немало установленных феноменальных мировых рекордов, имели "анаболическое" происхождение. Методы, позволяющие выявлять использование спортсменами анаболических стероидов, были разработаны к середине 1970-х годов, и в 1975 г. МОК включил эти препараты в Список запрещенных веществ. К сожалению, включение анаболиков в Список не решило проблемы, поскольку эти вещества уже очень глубоко проникли в спорт. Началась активная борьба между Медицинской комиссией МОК, стремящейся выявить нарушителей, и самими нарушителями, разрабатывающими способы ухода от допинг-контроля, использования различных средств, маскирующих применение анаболиков. В последующие годы большинство случаев применения анаболических стероидов было связано с двумя видами спорта — тяжелой атлетикой и легкой атлетикой. Именно в этих видах спорта анаболики получили наибольшее распространение. Кроме того, они нашли применение в ряде других видов спорта — плавании, гребле, велосипедном и конькобежном спорте. Запрет на применение анаболических стероидов и жесткие наказания за их применение стимулировали поиск, синтез и внедрение в практику спорта других гормональных препаратов. Среди них наиболее сильнодействующим оказался соматотропный гормон (гормон роста), который, по неофициальным данным, впервые получил широкое распространение в спорте ГДР. В начале 1980-х годов Медицинская комиссия МОК столкнулась с проблемой использования спортсменами таких препаратов, как бета-адреноблокаторы и диуретики. В результате в 1984 г., после Игр XXIII Олимпиады, проходивших в Лос-Анджелесе, вещества, относящиеся к упомянутым группам, были включены в Список запрещенных препаратов. Довольно сложной (с точки зрения обнаружения фактов применения) оказалась проблема контроля на кровяной допинг, использование которого получило распространение в 1960— 1970-х и последующих годах в видах спорта, связанных с проявлением выносливости к длительной работе. Экспериментально было установлено, что применение кровяного допинга (гемотрансфузия, аутогемотрансфузия) повышает содержание гемоглобина в крови, способствуя тем самым существенному увеличению возможностей кислородтранспортной системы и повышению выносливости спортсмена в условиях продолжительной работы. В 1986 г., после введения МОК запрета на использование кровяного допинга в спорте, проблема еще более обострилась, во-первых, из-за отсутствия надежной системы контроля, а во-вторых, в связи с внедрением в спорт цитокиновых препаратов (эритропоэтина), которые явились синтетическими аналогами кровяного допинга. Запрету в 1990 г. применения эритропоэтина проблемы не снял, так как не было надежных методов контроле ля за применением этого препарата, и он широко применялся в видах спорта, требующих проявления выносливости в работе аэробного характера, вплоть до 2000 г. Позднее были разработаны и производятся различные препараты эритропоэтина и заменители крови на основе гемоглобина.
В последние годы среди участников международных соревнований в отдельных видах спорта требующих высокого уровня аэробной производительности (особенно в лыжных гонках), становится все больше спортсменов, предъявляющих медицинские справки о том, что они — астматики и потому не могут существовать без приема антиастматических лекарств, а прием этих препаратор (санкционированный врачами) даст таким спортсменам довольно существенные преимущества над соперниками. Одновременно широко внедряются препараты, не подлежащие выявлению в процессе допинг-контроля (например, ряд пептидных гормонов), идет поиск эффективных генных технологий стимуляции работоспособности. Проблема допинга в спорте обострилась еще и потому, что в последние годы получило широкое распространение производство диетических добавок и их интенсивное использование спортсменами. Эти добавки не относятся к лекарственному ассортименту фармакологических препаратов, не проходят строгих клинических испытаний, что значительно облегчает процесс их производства и выхода на рынок. Однако многие добавки содержат запрещенные вещества (анаболические стероиды, психомоторные стимуляторы и др.), хотя информация об этом отсутствует на этикетках и в инструкциях по их использованию. В этой связи у спортсменов и представителей антидопинговой системы возникли серьезные проблемы. Несмотря на исключительно активную борьбу с применением допинга, которую ведет МОК уже в течение более 40 лет, проблема использования запрещенных веществ и процедур в спорте не решена и с каждым годом приобретает все большую остроту. И здесь нельзя ни упомянуть о новости на днях появившейся в СМИ.
Такое решение вынес 6 декабря 2013г. суд по допинговым делам при национальном Олимпийском комитете Италии. В допинг-пробе 37-летнего велогонщика, взятой в апреле 2013 года, был обнаружен эритропоэтин (ЭПО). Гонщик попадает под санкции антидопинговых структур в третий раз в карьере. Ранее Ди Лука получил двухлетнюю дисквалификацию в 2009 году за ЭПО, однако за сотрудничество со следствием итальянец добился сокращения дисквалификации до девяти месяцев. Также Данило был дисквалифицирован на три месяца после победы на «Джиро д'Италия» в 2007 году за слишком частые посещения спортивного врача Карло Сантуччоне, который был пожизненно отстранен от деятельности из-за участия в распространении допинга. Ди Лука стал вторым после американца Лэнса Армстронга велогонщиком, дисквалифицированным пожизненно за употребление запрещенных веществ.
Список используемой литературы. 1. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Сфера ТЦ, 2004.- 448 с 2. Акмеология физической культуры и спорта: Учебное пособие/ О.Л.Жукова, Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 122 с. 3. Фармакология спорта. Горчакова Н. А., Гудивок Я. С., Гунина Л. М. (и др.); под общ. Редакцией С. А. Олейника, Л.М. Гуниной, Р. Д. Сейфуллы. – К.: Олимп. Л-ра, 2010. – 640с.: ил., табл. – библиогр.: с. 631-639. 4. www.sportswiki.ru/ 5. www.eurosport.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|