Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специальные программы — 300 рублей с человека

Музейный куратор проекта «Литературный багаж»:

Раншакова Татьяна Владимировна – 8 (904) 558-64-67; [email protected]

 

Реализация проекта «Литературный багаж» в музее ГЛМ «ХХ век»:

Программа для 4-5 классов по рассказам «Лёля и Минька» на базе экспозиции музея-квартиры М. М. Зощенко состоит из цикла занятий:

· Музейное занятие №1. Знакомство с писателем.

· Музейное занятие №2 - №9. Знакомство с рассказами («Не надо врать», «Ёлка», «Калоши и мороженное», «Бабушкин подарок», «Тридцать лет спустя», «Находка», «Великие путешественники», «Золотые слова»).

· Музейное занятие №10. Современные Лёля и Минька.

*Каждое занятие может быть рассмотрено как самостоятельное. Однако для более полноценного понимания и освоения материала советуем, как минимум, посетить занятие №1 и одно из занятий №2-9 на выбор.

 

Занятие №1

Тематические блоки Методы работы
1. Вступительное слово  
2. Кто такой Зощенко? (мемориальный кабинет) Обсуждение
3. Что предметы могут рассказать о своем владельце? (мемориальный кабинет) Исследование музейных предметов, обсуждение, анализ
4. Семья и детство писателя (литературная экспозиция) Исследование музейных предметов, обсуждение
5. Честь, отвага и литература (литературная экспозиция) Исследование музейных предметов, обсуждение
6. Зощенко – популярный писатель (литературная экспозиция) Исследование музейных предметов, обсуждение, анализ
7. Какие предметы живут в рассказах Зощенко? (литературная экспозиция) Исследование музейных предметов, обсуждение, анализ
8. Тяжело ли быть писателем? (творческая работа) Проблемный метод, анализ текстов, обсуждение, самостоятельная творческая работа
9. Подведение итогов занятия Обсуждение творческих работ

 

Занятие №2-9

Тематические блоки Методы работы
1. Вступительное слово  
2. Знакомство с рассказом Чтение
3. Анализ поступков героев рассказов Обсуждение и анализ рассказа
4. А как на самом деле? (автобиографические элементы в рассказе) Исследование музейных предметов и документов
5. Какие необычные предметы живут в рассказе? Исследование музейных предметов, анализ, обсуждение
6. Творческое задание Мастер-класс / Игра
7. Подведение итогов занятия Обсуждение результатов / Викторина

 

Музейное занятие №10

Тематические блоки Методы работы
1. Вступительное слово  
2. Зощенко и детская литература Исследование музейных предметов, обсуждение, анализ
3. Кто такие Лёля и Минька? Анализ фрагментов произведения «Лёля и Минька»
4. Есть ли Лёля и Минька среди нас? Обсуждение
5. Как писать рассказы Мастер-класс
6. Творческое задание Работа в мини-группах
7. Подведение итогов занятия Обсуждение результатов

Рекомендации о возможной форме итогового проекта:

1. Чемодан «сокровищ» Лёли и Миньки. Представление предметов из рассказов.

2. Мини-выставка-сравнение: «Как у Лёли с Минькой, а как у нас?». Представление старых предметов и их современных аналогов.

3. «Кукольный домик». Воссоздание мест действия событий рассказов.

4. Научное исследование «что правда, а что вымысел». Выявление автобиографических элементов в рассказах о Лёле и Миньке.

5. Кукольный театр по рассказам о Лёле и Миньке.

6. Своя собственная современная театральная интерпретация рассказов.

 

                                     

 

 

Информационные материалы:

1. Справка о месте цикла рассказов «Лёля и Минька» в творческой биографии писателя.

Детские рассказы М. М. Зощенко можно разделить на две категории: а) ранние, известные вещи, переделанные и опубликованные для детей, и б) сочинения, написанные специально для детей. <...> Среди сочинений, написанных специально для детей, есть и рассказы, стоящие особняком, и несколько четко различимых циклов: рассказы о животных, житийные (агиографические) рассказы о Ленине и цикл «Леля и Минька». Все эти сочинения для детей появились между 1937 и 1940 гг. (лишь два из них — позже). Для автора это были годы напряженного изучения и переоценки самого себя; можно рассматривать их как отражение его растущего интереса к своей роли наставника, ее более глубокого понимания. Зощенко постепенно расширял свой жанровый репертуар в течение 30-х годов, стараясь обрести новых читателей. Он пытался расширить их круг еще больше и общаться непосредственно с восприимчивой, впечатлительной детской аудиторией. Для этого он поставил перед собой «формальную задачу достичь <...> предельной ясности в языке, в композиции и в теме».

Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже. Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последовательно, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре.

Ясно, что для этого собрания рассказов Зощенко привлек собственные воспоминания детства. На это указывает все: объединяющее заглавие «Леля и Минька» (его старшая сестра и он сам), время и характерные черты его детства и жизни семьи, воскрешаемые повествованием от первого лица, частые упоминания его собственной деятельности и написанных им сочинений. Кроме того, реальное время, когда эти рассказы были написаны и упорядочены, дает ещё одно подтверждение источника. Цикл «Лёля и Минька» определенно вырос из подготовки автора к написанию повести «Перед восходом солнца»; это, пожалуй даже, её побочный продукт. Некоторые элементы двух сочинений иногда удивительно похожи.

Можно вспомнить, что повесть «Перед восходом солнца» построена как поиск героем в прошлом ключей к своим сегодняшним страданиям. Он углубляется в прошлое все больше; ему приходится вспомнить многие события своего детства и отрочества, по которым он старается определить, какое влияние (возможно, никакого) они могли оказать на его психику. В этом серьезном сочинении повествователь как бы вновь становиться ребенком, а может быть, и бесплотным духом, созерцающим события издалека, говорящим о своем детстве в настоящем для времени для взрослой аудитории. Он надеется, что его опыт научит читателя тому, как силой разума победить нездоровье психики и тела.

В цикле «Леля и Минька» рассказчик — взрослый, говорящий о своем детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. И здесь автор тоже надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать (когда они вырастут) добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Используется тот же метод: автор вспоминает происшествия своего детства, не пытаясь решить какую-то проблему (он утверждает, что у него проблем нет, что он здоров и счастлив), но желая преподать юным читателям некие основные правила жизни.

 

Этот цикл повествует о самых обыкновенных шалостях и переживаниях детства, подобно лучшим книгам для детей, способным и взрослым доставить удовольствие.

2. Рассказ «Не надо врать» и фрагмент произведения «Пред восходом солнца» (см. в отдельном приложенном документе).

Подготовка учеников к посещению:

Краткое описание «бэкграунда», на который рассчитывает музейный педагог при проведении занятия: дети должны иметь общее представление об авторе и исторической эпохе.

Организационные моменты:  просьба предупредить детей о правилах поведения в музее на занятии.

«Что ещё»: культурный контекст произведения:

1. Список дополнительных образовательных материалов для школьников:

Ø Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России. Телепередача «Будильник» (1984 год). https://www.youtube.com/watch?v=_kBQC9LPFKg

Ø Мультфильм «Ёлка» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=6h880x_F8zk

Ø Мультфильм «Глупая история» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=xQsZ5k33ffQ

Ø Мультфильм «История болезни» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=XQSh1FBftFs

 

2. Список книг для учителя:

Ø Лицо и маска Михаила Зощенко / Сост. Ю. В. Томашевский. — М.: Олимп-ППП, 1994.

Прежде чем стать мастером, которого знали все, Зощенко исписал сотни страниц. Эти страницы он скрыл от читательских глаз, и вот теперь практически все, что сохранилось, собрано в эту книгу: письма, новеллы, эссе, дневниковые записи и т. д.

Однако эта книга не только самого Зощенко, но и о Зощенко. Любовь и ненависть окружили писателя. Эту трагедию взаимосвязь отражает раздел, где собраны статьи о его творчестве 1920 - 1950 гг. Тут же помещены критические этюды наших соотечественников, оказавшихся после революции на чужбине. Заключают книгу работы современных литературоведов, а также впервые составленная «Хронологическая канва жизни и творчества М. М. Зощенко».

Ø Жолковский А. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. Изд. 2, испр. — М.: ЛКИ, 2007.

В книге известного литературоведа А. К. Жолковского, профессора Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), развивается оригинальное прочтение творчества выдающегося отечественного писателя Михаила Зощенко в свете его автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца» и воспоминаний о нем современников. «Зощенковский персонаж» предстает своего рода портретом самого автора в, по выражению Гоголя, «разжалованном виде из генералов в солдаты». Главы, посвященные сквозным мотивам прозы Зощенко, чередуются с разборами знаменитых рассказов в терминах этих мотивов и на фоне русской и западной литературной традиции.

Статьи:

Ø Скаттон Л. Цикл рассказов Зощенко «Лёля и Минька»: выделение важнейшего / Л. Скаттон // Лицо и маска Михаила Зощенко. — Санкт-Петербург, 1991. — С. 318—331.

 

Ø Васильева С. С. Рациональное и эмоциональное в «детских» циклах рассказов «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве» М. М. Зощенко / Васильева С.С. // Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова: Сб. статей к 60-летию А. М. Буланова / Ред.: А.Н. Долгенко и др. — Волгоград, 2005. — С. 326—330.

 

Ø Костюхина М. С. «Порочный» Минька и «добродетельный» Михаил Зощенко: к проблеме цитирования жанра / М. С. Костюхина // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. — Москва, 2003. — С. 317—321.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...