Специальные программы — 300 рублей с человека
Музейный куратор проекта «Литературный багаж»: Раншакова Татьяна Владимировна – 8 (904) 558-64-67; RanshakovaTV@gmail.com
Реализация проекта «Литературный багаж» в музее ГЛМ «ХХ век»: Программа для 4-5 классов по рассказам «Лёля и Минька» на базе экспозиции музея-квартиры М. М. Зощенко состоит из цикла занятий: · Музейное занятие №1. Знакомство с писателем. · Музейное занятие №2 - №9. Знакомство с рассказами («Не надо врать», «Ёлка», «Калоши и мороженное», «Бабушкин подарок», «Тридцать лет спустя», «Находка», «Великие путешественники», «Золотые слова»). · Музейное занятие №10. Современные Лёля и Минька. *Каждое занятие может быть рассмотрено как самостоятельное. Однако для более полноценного понимания и освоения материала советуем, как минимум, посетить занятие №1 и одно из занятий №2-9 на выбор.
Занятие №1
Занятие №2-9
Музейное занятие №10
Рекомендации о возможной форме итогового проекта: 1. Чемодан «сокровищ» Лёли и Миньки. Представление предметов из рассказов. 2. Мини-выставка-сравнение: «Как у Лёли с Минькой, а как у нас?». Представление старых предметов и их современных аналогов. 3. «Кукольный домик». Воссоздание мест действия событий рассказов. 4. Научное исследование «что правда, а что вымысел». Выявление автобиографических элементов в рассказах о Лёле и Миньке. 5. Кукольный театр по рассказам о Лёле и Миньке. 6. Своя собственная современная театральная интерпретация рассказов.
Информационные материалы: 1. Справка о месте цикла рассказов «Лёля и Минька» в творческой биографии писателя. Детские рассказы М. М. Зощенко можно разделить на две категории: а) ранние, известные вещи, переделанные и опубликованные для детей, и б) сочинения, написанные специально для детей. <...> Среди сочинений, написанных специально для детей, есть и рассказы, стоящие особняком, и несколько четко различимых циклов: рассказы о животных, житийные (агиографические) рассказы о Ленине и цикл «Леля и Минька». Все эти сочинения для детей появились между 1937 и 1940 гг. (лишь два из них — позже). Для автора это были годы напряженного изучения и переоценки самого себя; можно рассматривать их как отражение его растущего интереса к своей роли наставника, ее более глубокого понимания. Зощенко постепенно расширял свой жанровый репертуар в течение 30-х годов, стараясь обрести новых читателей. Он пытался расширить их круг еще больше и общаться непосредственно с восприимчивой, впечатлительной детской аудиторией. Для этого он поставил перед собой «формальную задачу достичь <...> предельной ясности в языке, в композиции и в теме».
Среди многочисленных сочинений, написанных Зощенко для детей, выделяется цикл рассказов, озаглавленных «Леля и Минька». Все они, кроме одного, появились в 1938— 1940 годах и публиковались не в том порядке, в каком были расположены позже. Когда Зощенко, наконец, опубликовал их вместе (в 1946 г.), под общим заголовком, выбранный им порядок связал рассказы так умело, глубоко и последовательно, что эти восемь вещей образовали вполне единое целое, безупречное по структуре. Ясно, что для этого собрания рассказов Зощенко привлек собственные воспоминания детства. На это указывает все: объединяющее заглавие «Леля и Минька» (его старшая сестра и он сам), время и характерные черты его детства и жизни семьи, воскрешаемые повествованием от первого лица, частые упоминания его собственной деятельности и написанных им сочинений. Кроме того, реальное время, когда эти рассказы были написаны и упорядочены, дает ещё одно подтверждение источника. Цикл «Лёля и Минька» определенно вырос из подготовки автора к написанию повести «Перед восходом солнца»; это, пожалуй даже, её побочный продукт. Некоторые элементы двух сочинений иногда удивительно похожи. Можно вспомнить, что повесть «Перед восходом солнца» построена как поиск героем в прошлом ключей к своим сегодняшним страданиям. Он углубляется в прошлое все больше; ему приходится вспомнить многие события своего детства и отрочества, по которым он старается определить, какое влияние (возможно, никакого) они могли оказать на его психику. В этом серьезном сочинении повествователь как бы вновь становиться ребенком, а может быть, и бесплотным духом, созерцающим события издалека, говорящим о своем детстве в настоящем для времени для взрослой аудитории. Он надеется, что его опыт научит читателя тому, как силой разума победить нездоровье психики и тела.
В цикле «Леля и Минька» рассказчик — взрослый, говорящий о своем детстве в прошедшем времени и обращающийся к детской аудитории. И здесь автор тоже надеется, что его опыт научит маленьких читателей, как стать (когда они вырастут) добрыми, правдивыми и нравственно здоровыми. Используется тот же метод: автор вспоминает происшествия своего детства, не пытаясь решить какую-то проблему (он утверждает, что у него проблем нет, что он здоров и счастлив), но желая преподать юным читателям некие основные правила жизни.
Этот цикл повествует о самых обыкновенных шалостях и переживаниях детства, подобно лучшим книгам для детей, способным и взрослым доставить удовольствие. 2. Рассказ «Не надо врать» и фрагмент произведения «Пред восходом солнца» (см. в отдельном приложенном документе). Подготовка учеников к посещению: Краткое описание «бэкграунда», на который рассчитывает музейный педагог при проведении занятия: дети должны иметь общее представление об авторе и исторической эпохе. Организационные моменты: просьба предупредить детей о правилах поведения в музее на занятии. «Что ещё»: культурный контекст произведения: 1. Список дополнительных образовательных материалов для школьников: Ø Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России. Телепередача «Будильник» (1984 год). https://www.youtube.com/watch?v=_kBQC9LPFKg Ø Мультфильм «Ёлка» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=6h880x_F8zk Ø Мультфильм «Глупая история» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=xQsZ5k33ffQ
Ø Мультфильм «История болезни» по мотивам рассказов М. М. Зощенко «Лёля и Минька» (2014) https://www.youtube.com/watch?v=XQSh1FBftFs
2. Список книг для учителя: Ø Лицо и маска Михаила Зощенко / Сост. Ю. В. Томашевский. — М.: Олимп-ППП, 1994. Прежде чем стать мастером, которого знали все, Зощенко исписал сотни страниц. Эти страницы он скрыл от читательских глаз, и вот теперь практически все, что сохранилось, собрано в эту книгу: письма, новеллы, эссе, дневниковые записи и т. д. Однако эта книга не только самого Зощенко, но и о Зощенко. Любовь и ненависть окружили писателя. Эту трагедию взаимосвязь отражает раздел, где собраны статьи о его творчестве 1920 - 1950 гг. Тут же помещены критические этюды наших соотечественников, оказавшихся после революции на чужбине. Заключают книгу работы современных литературоведов, а также впервые составленная «Хронологическая канва жизни и творчества М. М. Зощенко». Ø Жолковский А. Михаил Зощенко: поэтика недоверия. Изд. 2, испр. — М.: ЛКИ, 2007. В книге известного литературоведа А. К. Жолковского, профессора Университета Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), развивается оригинальное прочтение творчества выдающегося отечественного писателя Михаила Зощенко в свете его автопсихоаналитической повести «Перед восходом солнца» и воспоминаний о нем современников. «Зощенковский персонаж» предстает своего рода портретом самого автора в, по выражению Гоголя, «разжалованном виде из генералов в солдаты». Главы, посвященные сквозным мотивам прозы Зощенко, чередуются с разборами знаменитых рассказов в терминах этих мотивов и на фоне русской и западной литературной традиции. Статьи: Ø Скаттон Л. Цикл рассказов Зощенко «Лёля и Минька»: выделение важнейшего / Л. Скаттон // Лицо и маска Михаила Зощенко. — Санкт-Петербург, 1991. — С. 318—331.
Ø Васильева С. С. Рациональное и эмоциональное в «детских» циклах рассказов «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве» М. М. Зощенко / Васильева С.С. // Диалектика рационального и эмоционального в искусстве слова: Сб. статей к 60-летию А. М. Буланова / Ред.: А.Н. Долгенко и др. — Волгоград, 2005. — С. 326—330.
Ø Костюхина М. С. «Порочный» Минька и «добродетельный» Михаил Зощенко: к проблеме цитирования жанра / М. С. Костюхина // Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства. — Москва, 2003. — С. 317—321.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|