Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Акцентуации личности




Понятие акцентуации личности было наиболее детально проработано К.Леонгардом. Под акцентуацией он понимал усиление степени определенной черты характера.Далеко не все черты характера могут быть акцентуированными. Акцентуированные личности относятся к норме, но при усилении акцентуации могут перейти в патологию

Акцентуаций характера также порождают для их носителей некоторые проблемы и трудности. Вот почему как сам термин, так и первые исследования акцентуированных характеров появились в работах психиатров. Однако не в меньшей мере проблема акцентуированных характеров относится к психологии личности. Достаточно сказать, что больше половины подростков имеют акцентуированные характеры.

Акцентуации отличаются от психопатий (т.е. психопатологии) по трем главным признакам. Во-первых, акцентуации обычно обостряются в подростковом возрасте, а с повзрослением сглаживаются. Во-вторых, черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. В-третьих, при акцентуациях социальная дезадаптация либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

К.Леонгард выделил две группы акцентуаций: связанных с характером и с темпераментом. Во вторую группу К.Леонгард отнес те варианты акцентуации, которые в большей степени связаны с динамическими характеристиками поведения. Например, гипертимическая акцентуация связана с повышенным фоном активности, а циклотимическая – с частой и непредсказуемой сменой эйфории и депрессии.

К акцентуациям характера он отнес следующие варианты:

а) демонстративный тип - тщеславие, лживость, необдуманность поступков;

б) педантический тип - нерешительность, ипохондрия, сверхаккуратность;

в) застревающий тип - стойкость эмоциональных состояний, подозрительность, упрямство;

г) возбудимый тип - неконтролируемые побуждения, импульсивность, конфликтность.

К акцентуациям связанным с темпераментом он причислил следующие типы:

д) гипертимический тип - словоохотливость, инициативность, оптимизм;

е) дистимический тип - серьезность, подавленность, замкнутость;

ж) циклотимический - аффективно-лабильный тип – частая смена настроений, переходы от веселости к подавленности;

з) тревожный тип – пугливость, покорность, застенчивость;

и) экзальтированный тип - сострадательность, сильные эмоции, избыточная восторженность;

к) эмотивный тип - впечатлительность, чувствительность, мягкосердечие.

Таблица 2.

Связь типа акцентуации с психопатологией

Тип акцентуации Психопатология Персонаж с данным типом акцентуации
1. демонстративный истерия Хлестаков «Ревизор»
2. педантический ипохондрия, невроз навязчивых состояний Акакий Акакиевич «Шинель» Гоголя
З. застревающий паранойя, идея-фикс Рогожин «Идиот»
4. возбудимый эпилептоидная психопатия, склонность к криминалу Дмитрий Карамазов «Братья Карамазовы»  
5. гипертимический гипоманиакальные состояния, устойчивое перевозбуждение. Буратино «Золотой ключик»
6. дистимический реактивная депрессия, склонность к суициду Смердяков «Братья Карамазовы»
7. циклотимический маниакально-депрессивный психоз Ноздрев «Мертвые души» Гоголя
8. тревожный фобии Подколесин «Женитьба» Гоголя
9. экзальтированный психоз тревоги и счастья Настасья Филипповна «Идиот»
10. эмотивный депрессия Сонечка Мармеладова «Преступление и наказание»

Если конфликт между личностью и социумом не преодолевается, акцентуация может перейти в психопатологию.

В отечественной психологии данной проблемой занимался А. Е. Личко, который изучая подростков, выделил сходные типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Тема 7. Мотивационная сфера личности

 

Потребность большинством психологов определяется как переживаемая или осознаваемая человеком необходимость в каком-нибудь жизненном благе. В.С.Мерлин считает, что потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в чем-либо.

А.В.Петровский рассматривает потребность как состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования, которая выступает источником активности личности.

Потребности принято разделять на две большие группы. Первая группа связана с благами, обеспечивающими жизнь и существование человека, они называются биологическими или витальными. К ним относятся потребности в пище, отдыхе, безопасности, сексуальные потребности.

Вторая группа потребностей порождена участием человека в социальной жизни и ее благами. Они называются социальные или социогенные и включают в себя все потребности, связанные с общением и разными видами человеческой деятельности (игрой, познанием, трудом). Ш.Н.Чхартишвили определяет социогенную потребность как потребность в социальных взаимодействиях конкретного содержания.

Существуют более развернутые классификации потребностей. П.Н.Симонов выделяет в качестве самостоятельных по происхождению и базисных по своим характеристикам три вида потребностей: витальные, социальные и идеальные. Социальные в свою очередь подразделяются им на потребности “для себя”, которые воспринимаются субъектом как права, потребности “ для других” (обязанность делать что-либо для других людей) и потребности в норме и идеологии. Идеальные потребности направлены на духовные объекты и включают в себя познавательные, эстетические, этические, религиозные и т.п. потребности. Наряду с ними существуют две вспомогательные потребности: потребность в вооруженности или компетентности и потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Первую из них П.Н.Симонов рассматривает как стремление к мастерству, к развитию способностей, к накоплению знаний, позволяющих контролировать внешнюю среду. Вторую потребность он связывает с волей и считает ее, как и первую, инструментальной, т.е. проявляющейся во всякой деятельности человека и связанной со способом ее выполнения.

Витальные и социогенные потребности нельзя противопоставлять друг другу, т.к. первые также несут на себе большой отпечаток культурных традиций. Это видно на примере даже такой простой витальной потребности как пищевая, удовлетворение которой обросло разными традициями, смыслами и иногда превращается в целый ритуал. В то же время социогенные потребности качественно отличаются от витальных. В частности, социогенные потребности, как правило, являются ненасыщаемыми, т.е. в их динамике трудно зафиксировать фазу, после которой потребность исчезает. Но главное отличие состоит в том, что социогенным потребностям человек научается в процессе социализации, и они не могут возникнуть у человека сами по себе без влияния окружающих людей. По мнениюХ.Хекхаузена, «мотив является гипотетическим конструктом, которым люди пользуются для объяснения своего или чужогоповедения». Из этого следует, что личность не может использовать те объяснения, которым она не была обучена. Так, например, до описания А.Адлером комплекса неполноценности никто не мог сказать, что он испытывает потребность избавиться от комплекса неполноценности. В связи с этим является не совсем корректной интерпретация поведения людей прошедших эпох в терминах современности, как это сделал З.Фрейд относительно Леонардо да Винчи.

В детстве ребенку окружающие его люди внушают, к чему он должен стремиться и чего он должен избегать, тем самым, закладывая у него систему ценностных ориентаций и, соответственно, иерархию его потребностей. Передача представлений о том, что есть благо, может быть прямой, когда с ребенком ведут беседу на тему “Что такое хорошо и что такое плохо”, и косвенной: через личный пример, через создание условий, благоприятствующих развитию данной потребности. Например, для развития познавательной потребности у ребенка необходимо создание богатой в информационном отношении среды (географическая карта вместо ковра, конструкторы вместо дорогих, но малофункциональных игрушек). Помимо родителей и воспитателей большую роль в формировании системы ценностей человека играют каналы массовой коммуникации (кино, телевидение, книги, газеты и пр.).

По мнению П.Н.Симонова, воздействие на сферу потребностей развивающейся личности имеет следующую закономерность. Сначала необходимо обеспечить человека информацией о социально-ценных способах удовлетворения социогенных потребностей, которая приведет его к соответствующим видам деятельности. Вторым этапом является возвышение, одухотворенность потребностей, сформировавшихся ранее. Так, например, на основе любознательности необходимо формировать устойчивую потребность в познании, на основе стремления ребенка к участию в делах других людей - альтруистическую потребность.

Социогенные потребности имеют общественно-историческую природу и они могут меняться на протяжении длительных отрезков времени. Во-первых, могут меняться способы удовлетворения потребности. Это хорошо можно проследить на примере познавательной потребности, которая вначале могла быть удовлетворена преимущественно через передачу информации непосредственно от одного человека к другому. Но затем с развитием письменности, изобретением радио и телевидения, созданием компьютерных сетей способы ее удовлетворения так видоизменились, что можно уже говорить не об одной потребности, а о целой группе.

Во-вторых, потребность может менять свое место в иерархии потребностей, характерных для данного общества. В каждом обществе существует своя иерархия ценностей, которая определяется государственным устройством и его идеологией, поэтому одна и та же потребность может иметь разный вес в разных странах. Например, в нашей стране долгие годы ведущими были коллективистические потребности, состоящие в стремлении принадлежать к какой-то группе, не выделяться из нее, отстаивать ее интересы иногда вопреки собственным. В связи с изменением идеологии в нашей стране в настоящее время большее значение начинают приобретать мотивы личностного самоопределения и самоактуализации.

В мотивационной сфере каждого человека можно выделить социально-типичные особенности, характерные для людей его круга, пола, возраста, страны, национальности, и индивидуально-своеобразные, обусловленные тем микроклиматом, в котором он рос и формировался: стилем семейного воспитания, книгами, которые он читал, влиянием авторитетных фигур. Соотношение этих двух составляющих может быть очень отличающимся у разных людей: от типичной структуры мотивов до уникального их сочетания.

Социогенные потребности изучаются не только психологами, но и социологами, культурологами, психоисториками, т.к. через их изучение можно лучше узнать, чем живет и к чему стремится тот или иной народ.

Большой вклад в понимание сущности потребностей и мотивов внес А.Н.Леонтьев. Потребности, с его точки зрения, двояко обусловлены психическим отражением, но до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета. Когда это происходит, потребность трансформируется в мотив. Таким образом, мотив – это опредмеченная потребность.

Под мотивом он понимал все, что динамизирует, активизирует процессы деятельности и что, по определению, может натолкнуться на препятствия. Мотив он соотносил с понятием цели. Цель — это представленный заранее результат, к которому стремится мое действие, а мотив то, ради чего совершается действие, или как предмет, ради которого осуществляется деятельность. Мотив - то объективное, что отвечает потребности, побуждает и направляет деятельность.

Цели и мотивы, как правило, не совпадают. Цель бывает одна, а мотивов ее достижения много. Например, цель – поступить на факультет психологии. Мотивы при этом могут быть разные: стать профессиональным психологом, разобраться со своими внутриличностными конфликтами, познакомиться с интересными сверстниками и пр. Из перечисленных мотивов только первый совпадает с целью, остальные мотивы могут быть реализованы с помощью других действий. Для того, чтобы решить свои проблемы, лучше обратиться к психотерапевту. Познакомиться со сверстниками можно через Интернет.

А.Н.Леонтьев выделял разные группы мотивов: знаемые, которые человек осознает и вербализует, и действенные, которые на самом деле лежат в основе поведения человека. Смыслообразующие мотивы – те, которые задают смысл самой деятельности, мотивы-стимулы – мотивы, которые способствуют этой деятельности, но со смыслом не связаны (например, мотив получения вознаграждения за творческую работу у истинного художника).

А.В.Петровский предлагает делить мотивы на осознанные и неосознанные. К осознанным мотивам он относит интересы и убеждения, а к неосознанным - влечения и установки.

Интересы он определяет как «эмоциональные проявления познавательных потребностей человека». Они рассматриваются как мотивы, поскольку побуждают человека к деятельности, соответствующей данным интересам.

Убеждения – это «система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением».

Влечение – недостаточно осознанное и дифференцированное стремление человека, основанное на неосознаваемой потребности. В психоанализе наиболее изучены эротические влечения и стремление к смерти.

Установка – это мало осознаваемая готовность личности к определенной деятельности по удовлетворению потребности.

А.Г.Асмолов выделил четыре вида установок:

а) первичная;

б) ситуативная;

в) целевая;

г) социальная.

Первичная установка представляет собой готовность личности действовать определенным образом на определенный тип объектов. Она связана преимущественно с восприятием объектов. В отечественной психологии динамику возникновения и угасания первичных установок изучал. Д.Н.Узнадзе.

Операциональная или ситуативная установка связана с готовностью личности реагировать на определенный класс задач или ситуаций, в которых человек оказывался ранее. Эта готовность помогает человеку входить в подобные ситуации с меньшей тревогой.

Целевая установка связана с готовностью субъекта действовать до достижения поставленной перед ним цели. Человек стремится к завершению начатых действий и дел. На этом основан эффект незавершенного действия Зейгарник, состоящий в том, что испытуемые возвращались к выполнению незавершенных тестов, выполнение которых было искусственно прервано экспериментатором. На этом основан интерес зрителя к окончанию сериала.

Социальная установка или аттитьюд представляет собой тенденцию личности действовать за или против некоторого социального фактора, в качестве которого могут выступать социальные группы или социальные явления. Этот вид установок детально изучается в социальной психологии и социологии. Все исследования общественного мнения основаны на выявлении установок по отношению к тем или иным политическим лидерам, партиям, реформам и пр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...