Рекомендовано методическим Советом (бюро) факультета
Стр 1 из 3Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «Самопознание»
Специальность: 5В012300- Социальная педагогика и самопознание Форма обучения: дневная
г. Алматы, 2014
УМК дисциплины составлен к.п.н, ст.преп. кафедры общей и этнической педагогики Отарбаевой Асель Болатовной
На основании ГОСО специальностей
Рассмотрен и рекомендован на заседании кафедры ___________________________________________________________
От «___» __________________ 2014 г., протокол №____
Зав. кафедрой _________________ Мынбаева А.К.
Рекомендовано методическим Советом (бюро) факультета «__»_____________ 2014 г., протокол №__
Председатель ________________________ Кабакова М.П.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Краткое содержание курса: Содержание дисциплины «Самопознание» ориентировано на приобретение не только теоретических знаний по основным аспектам самосознания и самопознания, но и практических навыков самоосознания и самопознания через применение технологии личностного роста, предполагающей организацию индивидуальной, парной и групповой конструктивно-познавательной деятельности студентов. Цель курса: ознакомление студентов с психологическими основами самосознания и самопознания, вооружение инструментарием исследования личности и другими аспектами процесса самопознания Задачи: 1. формирование мотивационно-ценностного отношения к изучаемой дисциплине и выявление ее роли в общественном сознании; 2. систематизация и обобщение исторических предпосылок возникновения и развития сознания и самосознания; 3. ознакомление со спецификой сознания, самосознания, самопознания и целями изучения данных психологических категорий; 4. ознакомление с концептуально-теоретической основой самопознания как процесса;
5. формирование представлений о психологических явлениях, свойствах и состояниях, основанных на самосознании личности; 6. ознакомление с современными методами и методиками исследования самосознания; 7. формирование умений самопознания и содействие развитию практических навыков разработки индивидуальных программ саморазвития личности.
Основные формы компетенции бакалавра: Освоение дисциплины должно вооружить знаниями: Ø научно-теоретических основ современной психологии самосознания и самопознания; Ø путей и приёмов оценки индивидуальных свойств и состояний личности; Ø актуальных вопросов по познавательной и личностной проблематике, основанных на методах и приемах самопознания; Ø сущности деятельности социального педагога и преподавателя курса «Самопознание» в школе. обеспечить умениями: Ø применения наиболее известных методов и приемов самопознания в работе со школьниками; Ø предупреждения делинквентного и аддиктивного поведения школьников на основе знания акцентуаций характера, личностных качеств и особенностей детей и подростков; Ø разработки оптимальных путей построения и самостоятельного проведения занятий по курсу «Самопознание”. вооружить навыками: · проведения и интерпретации основных психодиагностических методик по выявлению индивидуально-психологических особенностей учащихся в рамках организации их самопознания; · составления анкет, опросников для организации эффективного самопознания; · разработки индивидуальных и групповых программ самопознания, основанных на полученных знаниях по психологии самосознания, самопознания, саморазвития.
Лекция 3. Образ "Я" и "Я-концепция"
Содержание лекции: Психологическая суть образа "Я". Структура образа "Я": когнитивный компонент (характеризует содержание представлений о себе); эмоционально-оценочный (отображает отношение к себе в целому или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок); поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении).
"Я-концепция" как динамическая система представлений человека о себе. Слоговые "Я-концепция: которое реальное "Я" (представление о себе в данный момент); динамическое "Я" (то, каким субъект имеет намерения стать); фантастическое "Я" (то, субъект желал бы стать, если бы это было возможной); идеальное "Я" (то, каким субъект, по его мнению, должен стать, ориентируясь на моральные нормы). Я-концепция и самооценка. Краткий конспект лекции: Психологическая суть образа "Я". Совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют: 1) <образ Я>-представление индивида о самом себе; 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию-те конкретные действия, которые могут быть вызваны <образом Я> и самооценкой. Структура образа "Я": когнитивный компонент (характеризует содержание представлений о себе); эмоционально-оценочный (отображает отношение к себе в целому или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок); поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом: · «настоящее Я», · «динамическое Я», · «фактическое Я», · «вероятное Я», · «идеализированное Я». Принятие Я-образа Признание и принятие всех аспектов своего Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Я-концепция (Я-образ) — то зерно, которое несет в себе как зародыш, так и его потенциал роста и развития. Согласованность работы всех структур, их гармоничное взаимодействие есть необходимое условие психологического комфорта. В. Ротенберг в своей книге «Образ Я» приводит примеры восприятия образа-Я под гипнозом: «Когда одному испытуемому внушили, что он Поль Морфи — гениальный американский шахматист, и предложили сыграть в шахматы, первой его реакцией было требование огромного гонорара — миллиона долларов. Ему вручили пачку чистой бумаги, объявив, что это и есть вожделенный миллион, и в этот момент на энцефалографе был зарегистрирован мощный всплеск электрической активности кожи, свидетельствующий о выраженной эмоциональной реакции. Кстати, играл с этим испытуемым сам Михаил Таль, и он же сыграл с ним партию в его обычном состоянии вне гипноза. На фотографиях было видно, как уверенно держался во время игры испытуемый, пока считал себя Полем Морфи, для которого имя Таля ничего не значит, — и как робко вжался в стул тот же испытуемый вне гипноза, хорошо представляя себе, с кем он играет. Между прочим, Таль признал, что хотя „в образе“ испытуемый играл, конечно же, не на уровне Морфи, но все же примерно на два разряда выше, чем без гипноза. Спустя несколько месяцев, на вопрос журналиста: „Какая партия за последнее время запомнилась Вам больше других?“, Таль ответил: „Встреча с Морфи“, и объяснил ошеломлённому репортёру, что галлюцинаций у него ещё нет. Итак, именно внушение целостного образа позволяет выявить в гипнозе уникальные возможности, о которых сам человек не догадывается. Разумеется, эти возможности именно выявляются, а не привносятся состоянием гипноза».
Психологические конфликты становятся своеобразными пунктами проверки качества на пути к личностному росту и самореализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов, каждый из которых, являясь существенной частью Я-концепции, силится «заявить о себе», «заговорить», «быть услышанным», но не принимается за свой, отторгается или защитно трансформируется. Сложность и непредсказуемость образа Я создает трудности для его изучения. Иногда педагог имеет дело с учеником, у которого различные части и составляющие образа Я «размыты», не связаны между собой. Следствием психологической недифференцированности и зависимости, составляющих основное системообразующее свойство «пограничного самосознания», являются его три взаимосвязанные характеристики: 1. Высокий уровень пристрастности образа Я и доступность его субъективным искажениям; 2. Сверхзависимость от оценок значимых других, стрессодоступность и уязвимость Я-концепции, по отношению к эмоционально-травмирующему опыту; 3. «Узость» и «уплощенность» системы индивидуальных значений, репрезентирующих образ Я. «Фактором, создающим наибольший риск дестабилизации самоотношения, является низкая степень дифференцированности Я-концепции и вследствие этого недостаточная автономность когнитивных и аффективных процессов, увеличивающих стрессодоступность всей целостной системы», — считает Соколова Е. Т. В структуре личности особо выделяют психическую составляющую, ответственную за целостность психики. Это некое ядро — самость. Самость — это «центр тяжести». Система сбалансирована, когда самость (как солнце) освещает, согревает и даёт энергию всем остальным составляющим личности, которые, имея свои собственные орбиты и вращения, не оставляют или не изменяют основной траектории движения — вокруг самости. Книга «Психологические типы», Карла Юнга, вобрала в себя размышления о многих философских познавательных проблемах. В ней освещаются различные стороны сознания, возможные мировоззренческие установки, при этом человеческое сознание рассматривается с так называемой клинической точки зрения. К. Юнг рассматривал «самость» как первичный образ, архетип, — комплекс, существующий в коллективном бессознательном. Самость — это архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности. И. С. Кон, раскрывая понятие «Я» как активно-творческое интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность, отмечает двойственность этого понятия, сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:
1. «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» — активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»; 2. «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства — объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я -концепция». Человеку свойственно иметь и строить не только теорию самого себя, такого, какой он есть сегодня в действительности, но и теорию идеального Я, такого, каким человек хочет быть в будущем. Полагается, что наличие такой концепции идеального Я, или будущего Я, является важнейшим мотивирующим фактором, побуждающим человека к действиям, направленным на саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию, поиск подлинной жизни. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Карен Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое, Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я — с другой. Актуальное Я — всеохватывающее понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я — то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное Я — это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное Я — это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации, с которой субъект может вновь достичь полной идентификации, когда он свободен от невроза. Реальное Я — это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Реальное Я для невротиков является возможным Я, в противоположность идеализированному Я — которого достичь невозможно. Несмотря на устойчивость, Я-образ — не статическое, а динамическое образование. На формирование Я-образа влияет целый комплекс факторов, из которых особенно важны контакты со «значимыми другими», в сущности определяющие представления о самом себе. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Я-идентичность — я-образ в сравнении себя с другими и определении своего места в социальной структуре. «Человеческое „Я“ существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими» (И. С. Кон). Формирование адекватной Я-концепции, как и самосознания в целом, является важным условием воспитания сознательного члена общества. Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное Я, с осознанием которого приходит понимание неидентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств. В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. Можно сказать, что заложено в Я-концепции, то подросток и пытается развить. Например, у физически больного ребёнка в Я-концепции заложено — здоров. Такой ребёнок будет пытаться физически себя подтянуть. Если уровень притязаний высокий, а собственные возможности осознаются недостаточными, может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство). На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе. Обнаружено, что динамика изменения Я-концепции личности начинается с изменения отношения к себе и внешнему миру, которое служит толчком для сдвига всех взаимозависимых компонентов многоуровневой системы. С нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласованность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей её структуры Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их <Я-концепции>. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной <Я-концепции> могут возникать серьезные затруднения. Позитивную <Я-концепцию> можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной <Я-концепции> становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности. <Я-концепция> играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена <Я-концепция>. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся <Я-концепции>, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. <Я-концепция> здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. <Я-концепция> определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: <Я знаю, что окажусь полным дураком> или <Я знаю, что плохо напишу эту контрольную>. Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В <Я-концепции> запрограммировано, каким должно быть поведение человека. <Я-концепция>- это представление о <Я>, которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. <Я-концепция> дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем <Я> запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое <Я>. Однако если в моем <Я> жестко записано, что я <беспощадный и сильный>, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения. Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с <Я-концепцией> и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между <Я-концепцией> и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в <Я>, тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление <Я-концепции> настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты. Слишком жесткая структура <Я-концепции> вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая <Я-концепция> делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между <Я-концепцией> и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может <гнуться> и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый. В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между <Я-концепцией> и реальным поведением, эта <Я-концепция> настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой. Хотя понятие <Я> предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных <образов Я>. <Образ Я>- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном <образе Я>: отрицательное отношение к себе, отрицание собственного <Я>, каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. <Образ Я> ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение. Вопрос об истинности <образа Я> правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Я-концепция. Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания]. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем Часть личности, которая осознается, называется Я-концепцией.Я-концепцию можно определить как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, то есть мысли и мнения о себе. Я-концепцию можно также назвать «самопредполагаемой, гипотетической идентичностью». Эриксон (1968) называет Я-концепцию «идентичностью это» индивида, или согласованным самовосприятием индивидом своей личности. Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Структура Я-концепции Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает. Когнитивная: Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая я-концепции. Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя. Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов. Оценочная: Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют: · соотнесение представлений о себе с «Идеальным я»; · соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями; · оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности. Поведенческая: Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая Я-концепции. Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании Я-образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на Я-образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|