Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи дисциплины (модуля) Цель освоения дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» - сформировать у обучающихся представление о феномене всемирного культурного наследия человечества и познакомить их с международно-правовым регулированием вопросов охраны культурных ценностей.
Задачи освоения дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» связаны с общими целями ОП ВО по направлению «Международные отношения»:
сформировать устойчивые представления о многообразии форм развития человеческой культуры; познакомить студентов с основными теориями и подходами в изучении культуры и культурного наследия, важнейшими направлениями деятельности мирового сообщества и современных государств по сохранению и использованию в интересах человечества всемирного культурного достояния; познакомить с общепризнанными памятниками культуры, включенными в Список всемирного культурного наследия. сформировать у студентов устойчивые навыки самостоятельного изучения и анализа источников и литературы в области международных культурных связей. 2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) Таблица 1
При освоении программы дисциплины принимаем, что уровни сформированности компетенций определяются:
«Знать» - базовый уровень; «Уметь» - средний уровень, «Владеть» - высокий уровень
Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины (модуля) Таблица 2
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы Учебная дисциплина «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» Б1.В.ДВ.02.01 относится к вариативной части учебного плана по направлению бакалавриата «Международные отношения» и является дисциплиной по выбору. Читается дисциплина в первом семестре на первом курсе бакалавриата. Изучение дисциплины «Всемирное культурное наследие и международная практика сохранения культурных ценностей» Б1.В.ДВ.02.01 служит опорой для изучения дисциплины: «Культурология» Б1.В.ДВ.02.02
Объем дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 72 академ. часа. Таблица 3
Содержание и структура дисциплины (модуля) 5.1. Учебно-тематический план Таблица 4
Содержание дисциплины
Тема 1. Некоторые теоретические вопросы сохранения Всемирного культурного наследия. Рождение идеи и концепции всемирного культурного наследия. Культурно-исторический процесс как основа прогресса человеческой цивилизации. Роль мировой культуры в жизни личности и общества. Основная терминология курса. Понятие «культура» и основные подходы в изучении теории и истории культуры. Культура и цивилизация. Культурные ценности и культурное наследие. Всеобщность культурного достояния планеты.
Тема 2. Многообразие культурных направлений в развитии человечества в различные исторические эпохи. Основные типы и виды культурно-исторического наследия. Направления развития человеческой культуры. Памятники культуры различных эпох. Первобытная культура. Памятники Древнего мира. Культурное наследие Древней Греции и Древнего Рима. Культура Востока. Средневековая культура Европы. Возрождение. Культурное наследие Европы в эпоху Нового времени. Просвещение. Культурное наследие новейшего времени. Уникальность русской культуры. Тема 3. Роль музеев в сохранении культурных ценностей. Музееведение и музеология. Формирование художественных коллекций и особенности их демонстрации на ранних этапах развития музеев. Экспонирование культурных ценностей в период становления публичных музеев (XIX – начало ХХ в.). Специфика деятельности музеев в период между двумя мировыми войнами. Современная выставочная деятельность музеев мира. Крупнейшие музеи мира. Современные концепции экспозиционно-выставочной и фондово-хранительской деятельности музеев. Тема 4. Система всемирного культурного наследия: нормативно-правовая база и важнейшие институты. Пакт Рериха. Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Римская конвенция УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях 1955 г. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Парижская конвенция о мерах, направленных на запрещение ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 1972 г.). Конвенция об охране подводного культурного наследия (Париж, 2 ноября 2001 г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.), Декларация, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия (Париж, 17 октября 2003 г.) и др. Важнейшие международные институты в области охраны Всемирного наследия. ЮНЕСКО, Фонд охраны Всемирного культурного и природного наследия, Межправительственный комитет по охране культурного и природного наследия (Комитет Всемирного наследия), Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. Роль в сохранении Всемирного наследия международных неправительственных организаций: Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (Римский центр), Международный совет по охране памятников и исторический мест (ИКОМОС), Организация городов Всемирного наследия и др.
Тема 5. Культурное достояние человечества и Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящегося под угрозой. Географическое распределение объектов из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии внесения объектов в Список Всемирного наследия. Угрозы Всемирному наследию. Объекты Всемирного культурного наследия в Европе. Всемирное культурное наследие Азии. Всемирное культурное наследие Америки. Объекты Всемирного культурного наследия в Африке. Объекты Всемирного культурного наследия в Австралии. Тема 6. Современная международная практика сохранения культурных ценностей. Международно-правовое регулирование охраны и использования памятников истории и культуры. Система международно-правового регулирования охраны культурных ценностей в Европе. Деятельность Совета Европы в данной сфере. Охрана памятников истории и культуры в странах Западной Европы: в Германии, Италии, Португалии и др. Охрана памятников истории и культуры в странах Восточной Европы: в Болгарии, Польше и др. Охрана памятников национального значения в США. Международное сотрудничество в сфере охраны культурных ценностей на современном этапе. Тема 7. Всемирное культурное наследие России. Российский опыт в сохранении культурных ценностей и культурного наследия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Российский комитет по сохранению нематериального культурного наследия. Объекты всемирного культурного наследия на территории Российской Федерации. Первые объекты – «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников», «Кижский Погост», «Московский Кремль и Красная площадь», включенные в Список всемирного наследия. Проблемы сохранения Всемирного культурного наследия России.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) 1. Примерная тематика контрольных работ. 2. Примерная тематика докладов/сообщений. 3. Примерные тестовые задания по дисциплине. 4. Положение об организации самостоятельной работы студентов (см. на сайте sziu.ru/ Студентам /Учебно-методические материалы). 6.1.Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента Таблица 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|