13.2.4. Духовное образование в Церкви Чешских земель и Словакии
13. 2. 4. Духовное образование в Церкви Чешских земель и Словакии
В Прешове существует с 1950 г. Православный Богословский факультет — основное образовательное заведение Церкви. Целью его является подготовка будущих священнослужителей, преподавателей религиозных и. этических дисциплин, работников в сфере православного богословия и социального служения, а также сотрудников учреждений Православной Церкви. На факультете ведется образовательная и исследовательская деятельность во всех отраслях богословского знания, а также в области литургики, православной духовности и миссии Церкви. В состав факультета входит 9 кафедр: библейских наук, систематического богословия, практического богословия, церковной истории, византологии, церковного права, философии, основного богословия и социального служения, педагогики и психологии. С 1990 г. факультет имеет в Оломоуце свой филиал, в котором ведется заочное обучение. Существует также семинария при этом факультете. Кроме филиала Православного богословского факультета на территории Оломоуцко-Брненской епархии действует епархиальное духовное училище и двухлетние заочные курсы. В Брно открыта Святовацлавская музыкальная школа. Образовательной деятельностью также занимаются неполитические общественные организации: Православная Академия в Вилемове (Чешская республика) и Православная Академия Словакии в Михайловцах. В их задачи входят богословские и культурные обмены, конференции, семинары, образовательно-воспитательные и культурные программы, издательская деятельность, создание православных СМИ, практическая диакония и благотворительность. Основные издания — «Голос Православия» и «Заповедь святых Кирилла и Мефодия». Выпускается «Православный богословский сборник».
14. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В АМЕРИКЕ
14. 1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке
14. 1. 1. История основания Православной Церкви в Америке
Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском континенте связано с освоением русскими людьми Аляски и Западного побережья США. Одним из первых, кто основал русские поселения на этой земле и начал здесь строительство православных храмов, был Григорий Шелихов (1748–1795). По его инициативе в 1793–1794 г. г. на остров Кадьяк была направлена миссия, составленная из иноков Валаамского монастыря во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Среди членов миссии был священномученик иеромонах Ювеналий и преподобный Герман Аляскинский, ныне почитаемые православные святые. Уже к концу 1796 г. число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Успех миссии поставил вопрос о назначении на Аляску самостоятельного епископа, которым стал с титулом «Кадьякский» в 1799 г. архимандрит Иоасаф. Трагическая гибель не позволила ему приступить к архипастырским обязанностям. В 1811 г. в результате конфликта с Российско-Американской промысловой компанией кафедра была закрыта, и ее возрождение связано со священником Иоанном Вениаминовым, ставшим впоследствии митрополитом Московским Иннокентием (+1879), и за свои миссионерские труды причисленным к лику святых. Отец Иоанн прибыл на остров Уналашку в 1823 г. и не только перевел на алеутский язык Священное Писание и богослужение, но и активно изучил местную культуру и быт. Он начал с открытия православной школы для детей, создал алеутам письменность, которой у них до этого не было, перевел множество библейских текстов. Это быстро принесло свои плоды. В 1840 г. на острове Ситке в Новоархангельске открылась епископская кафедра, и принявший монашество с именем Иннокентий, отец Иоанн в 1849 г. стал ее первым епископом.
В 1867 г. император Александр II продал Аляску США, однако договор оставлял все храмы и часовни в собственности Русской Церкви. В 1870 г. была создана Алеутская и Аляскинская епархия. Одним из ее выдающихся епископов стал будущий Патриарх Московский Тихон (+1925), причисленный к лику святых, который управлял кафедрой с 1899 по 1907 г. г. В 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско, тогда же в церковное богослужение был введен английский язык. С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в. в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г. В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии — Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.
До 1921 г. Русская Православная Церковь в лице своей Американской епархии объединяла всех православных в США, к какой бы юрисдикции и к какой бы национальности они не принадлежали, и это положение вещей признавалось законным и другими Церквами. К этому моменту православных в Америке было до 300 тыс. человек. Число храмов было около 300. События Первой мировой войны и революции ослабили связи Американской епархии с Русской Церковью, а сама епархия оказалась в сложном положении. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Всероссийский собор 1917–1918 г. г. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Православной Церкви в Америке, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих критических проблем. С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 г. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий — епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский собор избрал его архиепископом Североамериканским, и это избрание было утверждено Патриархом Тихоном. Но занимал он этот пост недолго.
В 1922 г. в США эмигрировал митрополит Платон (Рождественский), занимавший Американскую кафедру в 1907–1914 г. г. Он был избран правящим архиереем на церковном соборе, что было признано Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. До русской революции 1917 г. Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы — свою, арабы — свою, и т. д. Таким образом, возникло в противоречии с каноническим порядком существование параллельных юрисдикции на одной территории. В дальнейшем у митрополита Платона возникли конфликты с обновленцами, претендовавшими на власть в Церкви, и с «Заграничным Архиерейским Синодом» — так называемым «карловацким расколом», который требовал признания своих незаконных полномочий. Однако в своей деятельности он не смог сохранить и нормальных отношений с Московской Патриархией. В условиях отрыва от Матери-Церкви Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке предстала одинокой перед хорошо организованными и целенаправленно действующими католическими и протестантскими миссиями. Прежде всего трудным положением епархии не преминул воспользоваться Ватикан, который начал привлекать к себе на началах унии выбитые из колеи православные приходы. Стремились не отстать от него и протестанты. Последние стали привлекать на свою сторону бедствующую Православную Церковь, оказывая ей материальную помощь. Так, они назначили ежемесячное «жалованье» митрополиту Платону, а также отпустили необходимые средства на созыв в 1924 г. Детройтского собора, который принял первое антиканоническое постановление о временной автономии Русской Православной Церкви в Америке без предварительного солгасия на то со стороны Матери-Церкви, обоснованное условиями невозможности нормальных сношений с Патриархом Московским. Патриарх Тихон принял решение о смещении митрополита Платона с должности главы епархии. Однако кончина Патриарха, внутренние нестроения в Русской Церкви, вызванные репрессиями и расколами, позволили только в 1933 г. направить в США архиепископа Вениамина (Федченкова) для выяснения церковной ситуации. 22 ноября 1933 г. в Америке был учрежден Экзархат Русской Церкви во главе с архиепископом Вениамином, а церковное общение с митрополитом Платоном и его паствой было прервано. В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван собор, который опять-таки сражался с проблемой разных юрисдикции, с живоцерковнической проблемой и т. д. В связи с этим было еще раз подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой был избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.
В 1937 г. было принято «Временное положение» об управлении Митрополичьим Округом в Америке, как теперь называла себя бывшая епархия Русской Церкви. Здесь так же, без согласования с Матерью-Церковью, был подтвержден курс на церковную автономию. В этих условиях произошло ослабление церковной дисциплины, Православие в Америке все с большим трудом могло противостоять натиску протестантизма. В 1946 г. Церковный собор в Кливленде принял решение о возвращении в состав Русской Церкви на правах широкой автономии. Патриарх Московский Алексий I согласился на этот шаг, однако из-за позиции тогдашнего главы Округа митрополита Феофила (Пашковского) переговоры окончились безрезультатно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|