Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры, помогающие обучению чтению




Игры, помогающие обучению чтению

 

Вначале немного теории.

Начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель – обязательно научить чадо грамоте и желательно в кратчайшие сроки.

Но родители забывают про то, что малыша надо развивать всесторонне, что чтение – это не единственный навык, необходимый подрастающему малышу.

 

Принципы обучения чтению

 

Начав учить ребенка чтению, постарайтесь соблюдать некоторые принципы. Первое – не ставьте себе сроков, в течение которых вы обязаны научить малыша читать. Не смотрите на соседских ребят или троюродную племянницу вашей двоюродной тети, которая бойко читала в два с половиной года. У каждого ребенка свои темпы освоения того или иного навыка. Двигайтесь потихоньку, подмечая, что интересно вашему малышу, а что нет. И не отчаивайтесь, если ваши усилия его абсолютно не волнуют. Значит, малыш еще не готов к чтению. Отложите ненадолго свои старания, переключитесь на рисование или спорт. Или просто играйте в куклы, машинки, конструкторы, каждый день читайте ребенку вслух. Читать он обязательно научится – всему свое время.

Второе – попробуйте задуматься, для чего вы хотите научить своего ребенка читать? Если главное для вас: «Все обзавидуются! » или: «Мой ребенок гений», то лучше вообще не начинать. Потому что вы просто замучаете своего малыша. Лучше отдайте его в дошкольную гимназию за год-два перед школой.

Цели, руководствуясь которыми вы начинаете учить ребенка читать, могут быть совсем другие, например развитие мышления и речи, расширение словарного запаса, развитие логики, подготовка к школе, наконец.

И последнее. Пожалуйста, не надейтесь на то, что, начав читать, ваш малыш избавит вас от обязанности ежедневно читать ему вслух. Это произойдет еще не скоро.

 

Как выбрать методику?

 

Полки магазинов в последние годы ломятся от разнообразных азбук, букварей, толстых книг и тоненьких брошюр, которые обещают быстрое и беспроблемное обучение чтению. Что же выбрать?

Первое, что сразу стоит вычеркнуть, – это азбуки. В них каждая буква сопровождается картинкой, название которой начинается с этой буквы. Как правило, яркие и красивые книжки нравятся и малышам, и родителям. Но пользы от таких азбук мало, а порой они еще и наносят вред. Каким образом? Да очень просто. Ребенок запоминает название буквы по картинке, которая помещена рядом: «А – аист», «Н – ножницы» и так далее. Впоследствии при виде, например, слова «ЛЕС» у малыша рождаются ассоциации «ЛИСА, ЕЛЬ, СОБАКА». Опять же, знание наименований букв не способствует легкому прочтению слов, так как «Эль, Е, Эс» с трудом складывается в слово «ЛЕС».

Теперь обратимся к букварям. Все они, как известно, рассчитаны на детей младшего школьного возраста, а если точнее – первоклашек. По современным теориям, обучение чтению в школе начинается со звуко-буквенного анализа и составления схем слов. Малышам дошкольного возраста (да и многим первоклассникам, не умеющим читать) такие ребусы не под силу. Они только запутывают детей и к умению читать не имеют никакого отношения. Обучив детей звуко-буквенному анализу, буквари плавно переходят к буквам (на странице эдак на шестидесятой), продолжая требовать составления схем слов. Миновать все это не получается, потому что из песни слова не выкинешь, а у детей в голове образуется каша, и обучение продвигается сложно и медленно.

И еще. Букварь, впрочем, как и азбука, предполагает ежедневное сидение за партой (или столом) с книжкой в руках и монотонные занятия. Если вы решили отнять у малыша детство, испортить ему зрение и осанку еще в нежном дошкольном возрасте, попробуйте пойти по этому пути.

Что же остается?

Наиболее популярны сейчас методики Глена Домана, «Складушки» Воскобовича, «Кубики Зайцева» и его же «Складовые картинки», а также методические рекомендации Николая Буракова – ученика Зайцева (как и у самого Зайцева, они основаны на методе складового чтения).

 

Чтение по Доману

 

Сначала поговорим о методике Глена Домана. Про нее сейчас не слышал только глухой. Его книги издаются и переиздаются. Ширится круг его последователей и приверженцев. Но в то же время увеличивается число разочарованных родителей, уставших от тех изнурительных трудов, к каким призывает Глен Доман. Часто люди брались за эту методику и получали сомнительные результаты или вовсе их не получали. В результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, многие изменяли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, всем известная французская мама Сесиль Лупан.

Методика Глена Домана построена на том, что малышу показываются не буквы или слоги, а целые слова, написанные на огромных картонных полосках красным цветом. Ребенок, по мнению Домана, увидев несколько раз слово, навсегда запомнит, как оно читается. А увидев много разных слов, сам догадается о правилах чтения и начнет читать незнакомые слова.

Весь методический материал необходимо подготовить заранее. Ребенок несколько раз в день усаживается в нужное место и смотрит на карточки, показываемые родителями в быстром темпе.

Ежедневно нужно писать несколько новых слов на карточках строго установленного размера (50 5 10 см). Старые слова, которые ребенок уже видел, второй раз использовать не рекомендуется.

Кроме чрезмерной трудоемкости, родителей пугают вопросы чисто методического характера, на которые в книгах Домана ответов не найти:

• С какой скоростью показывать карточки? Доман пишет, что показывать надо очень быстро, а если показывать медленно, будет ли достигнут положительный результат?

• Как часто менять слова, ведь у каждого ребенка все-таки свой темп освоения материала, а у каждого взрослого – своя скорость изготовления карточек?

• Можно ли все-таки возвращаться к уже пройденным словам, ведь если ребенок очень маленький, через месяц забудет убранные карточки?

• Как организовать свой день, чтобы успеть выполнить все необходимые рекомендации автора метода?

• Когда и как найти время просто поиграть с ребенком, обучающимся по этой методике?

Можно ли давать карточки ребенку в руки, а если можно, то как и когда?

Мне знакомы многие семьи, с увлечением окунувшиеся в занятия по этой методике. У некоторых даже были положительные результаты: ребенок начинал узнавать слова, написанные на карточках. Но… Разочарование наступало в тот момент, когда то же самое слово писали карандашом на бумаге или показывали в книге. Ребенок никак не хотел узнавать в нем то, что вроде бы уже хорошо умел прочитывать.

Главным результатом занятий по методике Глена Домана являются антресоли, заваленные огромным количеством бесполезных карточек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...