Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и наук РФ ГОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса Кафедра: Отечественная история
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине: «Отечественная история» На тему: «Советский союз в первые и послевоенные годы (1945-1953)
Выполнила Студентка гр. ФЗК-12 Шифр: 09.01.460 Проверила Преподаватель: Мухамедина Ш. М.
Уфа 2011 Содержание Введение…………………………………………………………………………2 1. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития…..4 2. Общественно-политическая и культурная жизнь………………………….13 3.Внешняя политика СССР. «Холодная война»………………………………19 Заключение………………………………………………………………………24 Список использованной литературы……………………………..…..………...25
Введение. Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас – граждан сегодняшней России, т.к. поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет.
Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный период в истории советского общества начался в 1946 г. К этому времени Госплан подготовил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. В области промышленности предстояло решить три важные задачи: во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство, во-вторых, восстановить разрушенные предприятия; в-третьих, осуществить новое строительство. Формальное решение первой задачи в основном завершилось в 1946-1947 гг. Были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковой, минометного вооружения, боеприпасов). Осенью 1945 г. сразу после разгрома милитаристской Японии в СССР было прекращено чрезвычайное положение и упразднен ГКО, внеконституционный орган власти, сосредоточивший в своих руках диктаторские полномочия. В 1946-1948 гг. прошли перевыборы советов всех уровней и был обновлен депутатский корпус, сформированный еще в 1937-1939 гг. Первая сессия ВС СССР нового, второго созыва состоялась в марте 1946 г. Она утвердила 4-й пятилетний план, приняла закон о преобразовании Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР (что соответствовало общепринятым в мировой практике наименованиям), удовлетворила просьбу М.И. Калинина об освобождении его от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР в связи с болезнью. На этот пост был избран Н.М. Шверник. Наконец, в 1949-1952 гг. возобновились после долгого перерыва съезды общественных и общественно-политических организаций СССР. Так, в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет после предыдущих). А в 1952 г. состоялся XIX съезд партии, последний съезд, на котором присутствовал И.В. Сталин. Съезд принял решение переименовать ВКП (б) в КПСС. 5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Миллионы советских людей оплакивали эту смерть, другие миллионы связывали с этим событием надежды на лучшую жизнь. Тех и других разделяли не только разные чувства, но часто и колючая проволока многочисленных концлагерей. К этому времени, по словам Н.С. Хрущева, в концентрационных лагерях и ссылке находилось около 10 млн. человек. Со смертью Сталина заканчивалась сложная, героическая, но и кровавая страница истории советского общества. Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию с лапотной, а оставил с атомным оружием". После похорон И.В. Сталина (он был похоронен в мавзолее рядом с В.И. Лениным) высшее руководство государства перераспределило обязанности: главой государства был избран К.Е. Ворошилов, главой правительства утвержден Г.М. Маленков, министром обороны - Н.А. Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло и Министерство государственной безопасности) - Л.П. Берия.
Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. Промышленность. Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный период в истории советского общества начался в 1946 г. К этому времени Госплан подготовил 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. В области промышленности предстояло решить три важные задачи: во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство; во-вторых, восстановить разрушенные предприятия; в-третьих, осуществить новое строительство. Формальное решение первой задачи в основном завершилось в 1946-1947 гг. Были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковой, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали наркоматы (с весны 1946 г. — министерства) гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения, машиностроения и приборов). На стройки пятилетки пришли демобилизованные воины. Демобилизация, закон о которой был принят в июне 1945 г., была завершена в 1948 г. Всего демобилизовалось более 8,5 млн. человек. Численность Советской Армии сократилась с 11,4 млн. человек (май 1945 г.) до 2,9 млн. человек (конец 1948 г.). Однако в 1950 г., когда началась корейская война, она вновь увеличилась до 5,8 млн. человек.
Важнейшее место в восстановлении промышленности уделялось электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановление крупнейшей электростанции в Европе — Днепрогэса. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. заработала на полную мощность. Среди приоритетных восстановительных отраслей были угольная и металлургическая промышленности, прежде всего, шахты Донбасса и металлургические гиганты юга страны — Запорожсталь и Азовсталь. Но особое внимание в послевоенный период государство уделяло развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. На это были направлены огромные материальные средства в ущерб производству предметов потребления, сельскому хозяйству, социально-культурной сфере. Чтобы ликвидировать атомную монополию США, приходилось приносить в жертву благосостояние народа. В 1948 г. в Челябинской области был построен реактор по производству плутония, а к осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. В том же году правительство СССР заявило, что оно выступает за безусловное запрещение атомного оружия. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба. В конце 1940-х гг. в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества; началось строительство атомной электростанции. Первая в мире АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 тыс. кВт, вступила в строй летом 1954 г. В целом промышленность была восстановлена уже в 1947 г. Она достигла уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысила его на 73% при плане 48%. В строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Легкая и пищевая промышленности план не выполнили.
Сельское хозяйство. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян. Вознаграждение за труд носило символический характер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Городские жители разбивали огороды и садовые участки на общественных землях. Государство усмотрело в росте личных подсобных хозяйств покушение на свою собственность. Уже осенью голодного 1946 г., когда многие районы страны поразила страшная засуха, оно развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем борьбы против разбазаривания общественной земли и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства не только были урезаны, но и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был платить налог на землю, а также поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и других продуктов. Порой доходило до абсурда — был введен налог и на каждое фруктовое дерево, независимо от того, давало оно урожай или нет. Фактически государство относилось к колхозникам как людям «второго сорта». Колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей. Восстановление и развитие сельского хозяйства должны были основываться, по мнению руководства страны, на усилении не материальной заинтересованности тружеников, а административного нажима. В 1947 г. оно подтвердило принудительный характер труда в колхозах, введенный в 1930-е гг. Все сельские жители, которые не работали в промышленности или не служили в советских учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах. Кто уклонялся от труда или не вырабатывал норму трудодней, подлежал ссылке. В том же году был взят курс на дальнейшую концентрацию сельскохозяйственного производства, который рассматривался как рычаг подъема сельского хозяйства и укрепления колхозов. Количество колхозов сократилось более чем в два раза. Несмотря на принимаемые меры, сельское хозяйство было отсталой отраслью народного хозяйства. Оно не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сырье. Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства увеличились. Как и в 1930-е гг., из деревни изымались огромные средства. Отношения города и деревни не были взаимовыгодными. Деревня оставалась «дойной коровой» города. В условиях планового хозяйства советское правительство проводило политику формального снижения цен на предметы потребления. Это достигалось не экономическими, а административными методами, прежде всего, путем снижения закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Треть созданного в 1946-1953 гг. в сельском хозяйстве национального дохода ушла в другие сферы экономики.
План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940 г. Важными событиями 1947 г. стали отмена карточной системы на продовольственные и промышленные товары и денежная реформа. Деньги обменивались в ограниченном количестве и из расчета 10:1. Эта конфискационная мера способствовала укреплению финансовой системы, хотя и вызвала недовольство населения. . Советская экономика в годы войны (1941-1945) и в послевоенный период (1945-1953) К началу Великой Отечественной войны Германия превосходила СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза. Поэтому первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. В это тяжелое время последствия использования директивной системы управления имели достаточно противоречивый характер. Так, в минимальные сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю после начала войны правительство приняло "мобилизационный народнохозяйственный план" на третий квартал 1941 г. В августе был принят военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. 26 июня 1941 г. вышел указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", согласно которому отпуска отменялись и вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых – 11 часов при шестичасовой рабочей неделе. С февраля 1942 г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки среди трудоспособного городского населения, включая 14-летних подростков. Однако военная экономика, сопряженная с дефицитом сырья, кадров, неблагоприятной политической обстановкой и т. п. факторами, не могла функционировать в условиях чрезмерного централизма. Уже 1 июля 1941 г. вышло постановление правительства "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени", которое фактически использовалось для расширения прав не только наркомов, но и руководителей крупнейших предприятий прежде всего в области распоряжения материальными ресурсами. В ноябре 1941 г. были воссозданы политотделы в МТС и совхозах, а также утвержден институт уполномоченных ГКО и парторгов ЦК ВКП(б) на предприятиях всех отраслей промышленности. Зачастую параллельное существование партийных и государственных органов управления осложняло экономическую жизнь страны, создавало неразбериху и суету, приводило к ошибкам, некомпетентным решениям и припискам. Вместе с тем в условиях военного времени реализация лозунга “Все для фронта” позволила обеспечить наибольшую (по сравнению с германской) эффективность экономики. Известно, например, что к концу войны в расчете на 1000 т выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность Безусловно, основным источником развития военной экономики, обеспечивающей единство фронта и тыла, был трудовой героизм советских людей. Однако особую роль в монолитности СССР сыграла его тоталитарная сущность, ежедневное жестокое и государственное регулирование жизни отдельных людей и целых народов, террор против реальных и мнимых противников режима. За 1941-1945 гг. в ГУЛАГ прибыло 2,55 млн. человек, а убыло 3,4 млн. человек, в том числе в армию – 900 тыс. (в первые два года войны). За весь военный период в системе НКВД было добыто 315 т золота, 6,5 тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля. В годы войны усилилась репрессивная политика по отношению к отдельным национальностям (немцам Поволжья, балкарцам, карачаевцам, калмыкам, крымским татарам и другим). В особенно сложных условиях развивалось сельское хозяйство: почти весь урожай колхозы и совхозы должны были сдавать государству в счет обязательных поставок. Между тем сбор зерновых в 1942 и 1943 гг. составил всего 30 млн. т по сравнению с 95,5 млн. т в 1940 г. Поголовье крупного рогатого скота сократилось вдвое, свиней – в 3,6 раза. Важное значение в подготовке победы имел внешний фактор, а именно деятельность антигитлеровской коалиции. Усилению мощи Советского Союза способствовало выполнение подписанного 2 августа 1941 г. тройственного соглашения с Великобританией и США о снабжении Советской Армии оружием, военной техникой и материалами. Особое место имел закон о ленд-лизе, по которому происходила передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др. С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление разоренной экономики. Помимо этих работ, предстояло провести конверсию промышленности. Конверсия военного производства (реконверсия) – перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданской, мирной продукции. Однако конверсия в этот период носила частичный характер, т.к. одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов и пр. происходила модернизация военно-промышленного комплекса, разработка новых видов оружия, включая атомное. Подобный характер имела и демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11, 4 млн. человек в мае 1945 г. до 2, 9 млн. человек в 1948 г., а в начале 50-х гг. снова вырос до 6 млн. человек. Стратегия послевоенного развития народного хозяйства заключалась не только в ликвидации нанесенного войной ущерба и достижении довоенного уровня народного хозяйства, но и в дальнейшем подъеме производительных сил. При переходе к мирному строительству руководство страны вновь вернулось к разработке пятилетних планов как основной формы планирования. Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения. Победа в войне, сохранив и упрочив независимость страны, одновременно укрепила командно-административную систему, распространив ее влияние и на так называемый социалистический лагерь. Источники послевоенного экономического роста: 1. Внешние: · репарации (4,3 млрд. долл.); · труд 2 млн. военнопленных; · вывоз промышленного оборудования; · создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г. 2. Внутренние: · мобилизационный характер экономики; · принудительные займы у населения; · неэквивалентный товарообмен; · увеличение налогов и сборов крестьянских хозяйств. По имеющимся данным, послевоенный пятилетний план по развитию народного хозяйства был в основном выполнен, а по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог даже перевыполнен. Так, капиталовложения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946-1950 гг. в 2,3 раза превысили вложения довоенных лет третьей пятилетки. Такие масштабы инвестиций обеспечивали быстрое восстановление народного хозяйства. В эти годы в СССР не было экономических районов, где бы не осуществлялось крупное капитальное строительство. В целом в четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий. В четвертой пятилетке восстанавливались текстильная, пищевая, швейная, трикотажная, обувная и другие отрасли легкой промышленности. Но их продукция увеличилась в 1950 г. по сравнению с 1940 г. лишь на 17 %. Основными причинами отставания производства предметов потребления являлись медленный рост сельского хозяйства, недостаточность сырья и финансирования для легкой и пищевой промышленности. Сказались огромные потери сельхозугодий, сильная засуха 1946 г., недостаточное количество трудоспособного населения, слабая техническая оснащенность и неэффективная организация сельскохозяйственного производства. В целях повышения отдачи от аграрного сектора экономики в 1948 г. был принят грандиозный Сталинский план преобразования природы, предусматривающий создание в определенных районах полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения воздействия суховеев, а также строительство оросительной системы в Средней Азии и Волго-Донского канала. Однако главным результатом этих преобразований стало нарушение экологического баланса. В начале 50-х гг. было проведено укрупнение колхозов под предлогом усиления процесса механизации. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов сократилось с 237 тыс. в 1950 г. до 93 тыс. в 1953 г. Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Население страны за этот период выросло на 30-40 млн. человек, поэтому продовольственная проблема оставалась очень острой. Отмену карточной системы удалось провести только в конце 1947 г. Одновременно был осуществлен переход к торговле по единым ценам. В результате сближения существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен новые розничные цены выросли в среднем в 3 раза. Зарплата же увеличивалась медленно и за четыре послевоенных года выросла лишь в 1,5 раза. Параллельно в конце 1947 г. осуществлялась и денежная реформа. Таким образом, развитие экономики в первые послевоенные годы осуществлялось на основе тех же тенденций, которые имели место в 30-40-е гг., а именно: свертывание товарно-денежных отношений, укрепление монопольного положения государства в экономике, фактическое подчинение хозяйственного механизма государственно-политическому управлению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|