Эластичность спроса и предложения.
Тема 6. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса и Предложения (4 часа)
Спрос — это количество товаров, которое покупатель хочет и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы — 10 рублей за 1 килограмм, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем покупок — как покупателями, так продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом? 1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще. 2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар. Эти две причины называют эффектом дохода, т. е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.
3. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей. Эту причину называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо более дорогостоящих свинины, телятины и пр. Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить (Q) по каждой из этих цен (Р) при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Кривая спроса Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса, т. е. причиной изменения величины спроса является изменение цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахерских увеличилась — число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличивается. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса. К основным неценовым детерминантам спроса относятся: 1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами: увеличение дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, ювелирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении, и пр.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокращается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.
2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаимозаменяемым товарам можно отнести медь—алюминий, сливочное масло—маргарин, говядина—свинина и т. д. В случае повышения цены на свинину кривая спроса на говядину сдвигается вправо. Товары называются взаимодополняемыми, если увеличение цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой: автомобиль — бензин, кофе в зернах — кофемолка, молоток — гвозди, DVD-плейеры — компакт-диски и т. д. В случае повышения цен на DVD-плейеры снижается спрос на компакт-диски (так как меньше людей будет покупать DVD-плейеры). Кривая спроса на компакт-диски сдвигается влево. 3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей формируются под влиянием предпочтений, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т. д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево. 4. 5. Численность потребителей на рынке. Увеличение числа потребителей на рынке обусловливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения и т. д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо.
Предложение товара — это количество товара, которое продавцы желают и могут поставить на рынок в течение некоторого периода. По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на бананы была установлена 200 руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы покупать бананы по такой высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т. е. предложение определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж — поведением как продавцов, так и покупателей.
Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости между ценой и количеством предлагаемого товара: с повышением цены предложение товара возрастает, а со снижением цены — сокращается, так как в случае роста цены производитель получает больший доход (при неизменных издержках). По аналогии со спросом, существует и шкала предложения, на основе которой на графике строят кривую предложения. Обычно она является возрастающей (кривая S), так как показывает прямую связь между ценой (Р) и количеством предлагаемого товара (Q) (рис. 4.2). Повышение цены с Р0 до Р1 приводит к увеличению предложения с Q 0 до Q 1. При построении кривой предложения мы также исходим из того, что неценовые факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными.
Q0 Q1 Q Рис. 4.2. Кривая предложения
Положение и угол наклона кривой определяются главным образом издержками производства товара. Фирмы не будут поставлять товар на рынок, пока цена не перекроет издержки на его производство. При движении вдоль кривой предложения, например, из точки А в точку В (см. рис. 4.2) изменяется величина предложения товара, т. е. причиной изменения величины предложения служит изменение цены на данный товар. Остальные факторы предложения остаются при этом постоянными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривые предложения сдвигаются либо вправо, если предложение увеличивается (кривая S1), либо влево, если предложение уменьшается (кривая S2). Тогда мы говорим об изменении предложения, или объема предложения.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся: 1. Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы уменьшает издержки производства на единицу продукции и тем самым увеличивает доходы производителя (при неизменной цене). Кривая предложения сдвигается вправо. Например, снижение цены на кожу увеличивает предложение обуви, изготовленной из этого материала. 2. Технология производства. Любое усовершенствование технологии создает (в конечном счете) возможности для удешевления производства продукции, так как издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, мы уже знаем, приводит к увеличению предложения. Кривая S (см. рис. 4.2) сдвигается вправо. 3. Налоги и дотации. Повышение налогов приводит к увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьшению предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличение дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения вправо, т. е. предложение увеличивается. 4. Цены на другие товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Например, фирма производит футбольные и баскетбольные мячи и при этом работает на границе своих производственных возможностей, т. е. полностью использует имеющиеся ресурсы. Тогда при повышении цены на футбольные мячи фирма сократит производство баскетбольных мячей, увеличив производство первых. Кривая предложения баскетбольных мячей сдвинется влево. 5. Ожидания изменения цен. Производители могут ожидать изменения цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом: • ожидание повышения цен на дорогостоящие товары, например автомобили, может существенно сократить их предложение в данный момент. Кривая предложения автомобилей сдвинется влево; • ожидание повышения цен в отраслях обрабатывающей промышленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо. 6. Число продавцов на рынке. Чем больше число продавцов, тем больше предложение товаров. Кривая предложения сдвигается вправо. 7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием роста доходов, рекламы и других маркетинговых мероприятий. Теперь, рассмотрев понятия спроса и предложения, мы можем выяснить, каким же образом устанавливается рыночное равновесие.
Реальная цена на любом рынке и фактический объем покупок и продаж определяются в результате взаимодействия спроса и предложения. Мы уже знаем, что состояние экономики, при котором спрос и предложение совпадают, называется рыночным равновесием; объем спроса и предложения, а также цена, при которой оно имеет место — равновесными объемом и ценой. На графике рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса (D) и предложения (S) (рис. 4.3). Рассматривая рыночное равновесие, мы предполагаем, что рынок, хотя бы в первом приближении, является рынком совершенной конкуренции, т. е. отдельные продавцы и покупатели не могут влиять на рыночную цену. Рис. 4.3. Устойчивое рыночное равновесие Разность между спросом и предложением называется избыточным спросом. Если избыточный спрос положителен, т. е. спрос больше предложения, то имеет место дефицит товара. Рыночная цена на него растет. Если избыточный спрос отрицателен, т. е. спрос меньше предложения, то имеет место перепроизводство товара на рынке. Продавцы не могут его продать, и цена на этот товар снижается. Таким образом, покупатели и продавцы двигают цены по направлению к равновесной цене, которая устанавливается, как мы знаем, в точке равновесия. Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения, а также установление рыночного равновесия на примере «паутинообразной» модели, или модели «паутины». При рассмотрении модели «паутины» необходимо помнить, что: 1. Поведение покупателей иллюстрирует кривая спроса, а поведение производителей — кривая предложения. 2. Предложение реагирует на изменение цены с некоторым отставанием по времени (лагом), т. е. сегодняшнее предложение определяется ценой предыдущего периода. 3. Спрос реагирует на изменение цены мгновенно, т. е. сегодняшний спрос определяется ценой текущего периода. Здесь возможны три варианта: • устойчивое равновесие, когда «паутина» закручивается к точке равновесия. Кривая спроса является более пологой, чем кривая предложения (см. рис. 4.3); • неустойчивое равновесие, когда «паутина» раскручивается от точки равновесия. Кривая спроса является более крутой, чем кривая предложения (рис. 4.4); •
цена совершает постоянные колебания вокруг положения равновесия. Кривые спроса и предложения располагаются под одинаковым углом друг к другу (рис. 4.5). Рис. 4.4. Неустойчивое равновесие Рис. 4.5. Постоянные колебания цены
Рассмотрим случай первый — устойчивое равновесие (см. рис. 4.3). Допустим, под воздействием внешних факторов система вышла из состояния равновесия и оказалась в точке А на кривой спроса. В этой точке потребители по цене P 1 предъявляют спрос на Q 1 единиц товаров. По этой высокой цене P 1 производители произведут Q 2 единиц товаров (точка В на кривой предложения). Итак, по цене P 1 спрос равен Q 1, а предложение — Q 2. На рынке наблюдается перепроизводство, равное отрезку АВ, а значит, следует ожидать снижение цены. Действительно, Q 2 единиц товаров потребители согласны купить по цене Р 2 (точка С на кривой спроса). По этой низкой цене Р 2 производители произведут Q 3 единиц товаров (точка М на кривой предложения). Итак, по цене Р 2 предъявлен спрос на Q 2 единиц товара, а предложение равно Q 3. На рынке наблюдается дефицит товара, равный отрезку МС, а значит, следует ожидать повышения цен. И действительно, Q 3 единиц товара потребители согласны купить по более высокой цене Р 3 (точка N на кривой спроса). Далее рассуждаем аналогичным образом и видим, что «паутина» все более закручивается к положению равновесия. В результате устанавливается равновесие спроса и предложения. Таким образом, «паутинообразная» модель помогает понять механизм взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Эластичность спроса и предложения. Необходимо знать, и как в количественном отношении изменяются спрос и предложение под воздействием указанных факторов. Эта задача решается при помощи понятий эластичности спроса и предложения. Эластичность — это мера реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, представляет собой процентное изменение величины спроса на товар, вызванное 1%-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Она измеряется коэффициентом эластичности спроса по цене (Ed). Рассмотрим более подробно этот показатель. Если Q — это количество спрашиваемого товара, а Р — его цена, то коэффициент эластичности спроса по цене равен:
Напомним, что процентное изменение переменной равно абсолютному изменению переменной, деленному на первоначальное значение переменной, и умноженному на 100%: Точно так же Коэффициент эластичности спроса по цене обычно представляет собой отрицательную величину, так как кривая спроса показывает обратную зависимость спроса от цены (если числитель положительный, то знаменатель отрицательный, и наоборот). Но экономисты всего мира игнорируют отрицательный знак коэффициента эластичности и показывают только его абсолютную величину. Однако коэффициент эластичности спроса по цене может быть и положительным. Это бывает в следующих случаях: 1. Для таких товаров, как соль, спички, хлеб и т. д. увеличение цены не приводит к снижению спроса (цены на эти товары должны находиться под контролем государства). 2. Когда рынки заполнены товарами, потребность в которых насыщена. Тогда небольшое снижение цены не приведет к увеличению спроса (он может даже уменьшиться). 3. На рынках ряда продовольственных товаров (например, картофель, макароны). Если уровень экономического развития страны очень низок, то основная масса населения тратит на их приобретение большую часть доходов. В случае общего повышения цен спрос на эти товары еще более возрастает. В мировой экономической литературе это явление получило название эффекта Гиффена. 4. В случае безудержной инфляции, когда повышение цен способствует ажиотажному росту спроса. Спрос называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности больше 1). Например, уменьшение цены на апельсины на 33% привело к увеличению спроса на них на 50% (Ed = 1,5), т. е. спрос на апельсины эластичен по цене. Если спрос эластичен по цене, то ее снижение приводит к увеличению общей выручки за счет увеличения объема продаж (рис. 4.6). При первоначальной цене (P 1) общая выручка (произведение цены P 1 и количества товара Q 1) равна площади прямоугольника P 1A Q 1O.. Если цена снизится до Р2 , то спрос увеличится до Q 2. Общая выручка при этом будет равна площади прямоугольника Р2BQ2O, что, очевидно, больше, чем первоначальная выручка. Следовательно, если спрос эластичен по цене, то предпринимателю выгодно снижать цены. Спрос называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению спроса (коэффициент эластичности меньше 1). Например, цена на товар увеличилась на 3%, а спрос при этом уменьшился только на 1% (Ed = 0,3), т. е. спрос на данный товар неэластичен по цене. Если спрос неэластичен по цене, то уменьшение цены приводит к уменьшению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, оказывается больше прироста выручки за счет расширения объема продаж. Предпринимателю в этом случае не выгодно снижать цену.
Рис.4.6. Изменение выручки Рис.4.7. Совершенно эластичный при эластичном спросе и совершенно неэластичный спрос Спрос имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене здесь равен 1. В случае единичной эластичности изменение цены не приводит к изменению общей выручки: потеря выручки, вызванная снижением цены, будет равна приросту выручки за счет расширения объема продаж. Спрос также может быть совершенно неэластичным и совершенно эластичным. В первом случае покупатели абсолютно никак не реагируют на изменение цены (кривая спроса D на рис. 4.7, Ed =0). Примером совершенно неэластичного спроса может быть спрос на жизненно необходимые лекарства. Во втором случае покупатели по данной цене приобретут любое количество товара, а если цена повысится, то не приобретут ничего (кривая спроса D1 на рис. 4.7, Ed здесь равен бесконечности). С совершенно эластичным спросом сталкивается небольшая конкурентная фирма на большом рынке. Если такая фирма назначит более высокую цену, то она потеряет всех покупателей. Ценовая эластичность предложения, или эластичность предложения по цене, показывает чувствительность предложения к изменению рыночной цены. Она представляет собой процентное изменение величины предложения товара, вызванное 1 %-ным изменением его цены, при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Ценовая эластичность предложения измеряется коэффициентом эластичности предложения по цене (Es).
Предложение называется эластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь больше 1 (кривая S1 на рис. 4.8). Рис. 4.8. Эластичность предложения Рис. 4.9. Крайние случаи эластичности предложения Предложение называется неэластичным по цене, если данное процентное изменение цены ведет к меньшему процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности здесь меньше 1 (кривая S2 на рис. 4.8). Предложение имеет единичную эластичность, если процентное изменение цены ведет точно к такому же процентному изменению предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене здесь равен 1 (кривая S3 на рис. 4.8). Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения — совершенно эластичное (кривая S1 на рис. 4.9, E s равен бесконечности) и абсолютно неэластичное (кривая S2 на рис. 4.9, E s = 0). Примером абсолютно эластичного предложения может служить кривая предложения труда на совершенно конкурентном рынке труда, а примером абсолютно неэластичного предложения — кривая предложения земли. Чувствительность спроса к изменениям в доходе потребителя измеряется при помощи эластичности спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу — это процентное изменение спроса, вызванное 1%-ным изменением дохода:
Для нормальных товаров эластичность спроса по доходу — величина положительная (E1>0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары увеличивается; а для товаров низшей категории — отрицательная (E1 <0), так как с увеличением дохода спрос на эти товары уменьшается. Спрос на предметы роскоши обычно эластичен по доходу (E1>1), а предметы первой необходимости имеют неэластичный спрос по доходу ( E1 <1). У богатых людей с ростом дохода доля потребительских расходов, приходящаяся на предметы первой необходимости, такие, как хлеб и обувь, падает. У бедных же большая часть доходов тратится на предметы первой необходимости. Таким образом, по мере того, как страна становится богаче (растет уровень благосостояния общества), отрасли, производящие товары низшей категории, сокращают выпуск продукции. Темпы роста отраслей, производящих товары первой необходимости, ниже средних, а темпы роста отраслей, производящих предметы роскоши, выше средних. Как нам уже известно, спрос на товары зависит также от цен на взаимосвязанные (взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Для того чтобы выявить количественно эту зависимость, в экономике используется понятие перекрестной эластичности. Перекрестная эластичность спроса по цене — это процентное изменение спроса на один товар, вызванное 1%-ным изменением цены другого товара:
Для взаимозаменяемых товаров коэффициент перекрестной эластичности положителен (Eij >0), так как с повышением цены на один товар увеличивается спрос на другой (повышается цена говядины — растет спрос на свинину). Чем больше положительный коэффициент эластичности между любой парой товаров, тем с большей легкостью покупатели заменяют один товар другим. Для взаимодополняемых товаров коэффициент перекрестной эластичности отрицателен (Eij <0), так как с ростом цены на один товар снижается спрос на другой (повышается цена DVD-плейеров — снижается спрос на компакт-диски). Высокая отрицательная перекрестная эластичность свидетельствует о важной дополняемости товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|