Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субкультура и контркультура




Отрасли культуры

Экономическая культура

Она включает в свой состав культуру производст­ва, культуру распределения, культуру обмена, культу­ру потребления, культуру управления, культуру труда.

 Когда предприятие выпускает бракованную продук­цию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда ин­тересы потребителя в обществе игнорируют, когда по­купатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, го­ворят о низкой культуре потребления.

Низкая культура управления проявляется в непро­думанности законодательных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных практиче­ских решений, принимаемых правительством и аппа­ратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарный стиль ру­ководства, пренебрежительное обращение началь­ников с подчиненными входит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельном пред­приятии.

В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокуп­ность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель как должностное лицо обязан следить за распреде­лением заданий, организацией труда и трудовой дис­циплины, правильным и своевременным выполне­нием приказов, повышением производительности труда и т. д. Однако подчиненные, имея другие ин­тересы, часто не совпадающие с интересами орга­низации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы адми­нистрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.

Таким образом, управленческая культура, т. е. осо­бенности поведения руководителей, выступает эле­ментом более широкого понятия организационной культуры, куда можно включить также культуру тру­да, если понимать под ней совокупность норм и пра­вил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.

Политическая культура

Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленче­ской культуры. Содержание политической культуры оп­ределяется господствующим политическим режимом власти. Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное со­держание политической культуры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности

подчиненных.

Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они со­ответствуют международным правилам, степень реа­лизации и защиты этих прав, стиль и формы межпар­тийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.

Профессиональная культура

В принципе, ею должен обладать каждый, кто за­нят оплачиваемой работой, неважно, в общественном или частном секторе. Профессиональная культура включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет­ным видом труда. Степень владения профессиональ­ной культурой выражается в квалификации и ква­лификационном разряде. Необходимо различать а) формальную квалификацию, которая удостоверя­ется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной про­фессии теоретических знаний, б) реальную квалифи­кацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практи­ческих навыков и умений, т. е. профессиональный опыт. 

2.4. Педагогическая культура

Она охватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные крите­рии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уро­вень интеллектуальности нации.

Во Франции уже в XII веке в городах и во многих деревнях существовали школы (в том числе для бедных), а во Флоренции к XVI веку практически все население было грамотно. С XII по XV век в Европе возникло 46 университетов, обладавших мощным идейным и поли­тическим влиянием.

В России первые церковно-приходские школы возникают только в 1839 году. В начале 80-х годов XIX века в них училось 100 тыс. детей. К этому вре­мени в Западной Европе было грамотно уже 90% на­селения.

Таким образом, педагогическая культура включа­ет всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Есте­ственно, что она охватывает и то, насколько новатор­скими по сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения в средней и высшей школе. В этом смысле советская педагоги­ческая культура (а до того российская дореволюцион­ная) считалась одной из самых передовых в мире. К сожалению, в 70—80-е годы наша педагогика скорее почивала на лаврах и в результате серьезно отстала от мировых стандартов.

Разумеется, педагогическая культура невозмож­на без материально-технического оснащения. Призна­ком низкой культуры служат примеры того, как на уроках информатики учитель рассказывает теорети­чески все о компьютере, не имея возможности ничего показать на практике. Уровень компьютеризации России на несколько порядков отстает от уровня США и Японии.

 

§ 3. Виды культуры

Доминирующая культура

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство чле­нов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть националь­ной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культу­ры, касающихся преимущественно обыденной жизне­деятельности, бытовой культуры. Она имеет ядро и пе­риферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, по­стройки, одежду, пищу, средства передвижения, жи­лище, знания, верования, виды народного искусства1.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

■ исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элемен­тами;

■ исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые эле­менты, закрепленные многовековой традицией. Поэто­му считается, что они составляют каркас этнической культуры. При таком подходе этническая культура предстает как единство преемственности и обновления. Обновление культуры может быть экзогенным (заим­ствованным) и эндогенным (возникшим внутри куль­туры без влияния извне). Преемственность, устойчи­вость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, действующих на протяжении несколь­ких лет или десятилетий и охватывающих лишь часть этноса (смежные возрастные группы); межпоколенных традиций, существующих на протяжении исторически длительного времени и выступающих механизмом пе­редачи ценностей от поколения к поколению.

Этническая культура — это культура людей, свя­занных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством, так сказать, «крови и почвы», почему она и меняется от одной местности к другой. Местная ограни­ченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одна из основных черт этой культуры. В ней господству­ет сила традиции, привычки, раз и навсегда при­нятых обычаев, передающихся из поколения к по­колению на семейном или соседском уровне2.

Если этнос указывает на социокультурную общ­ность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую ор­ганизацию.

Структура национальной культуры сложнее этни­ческой. Национальная культура включает наряду с тра­диционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А по­скольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав на­циональной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Амери­канская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврей-

 

скую и другие этнические культуры. Большинство со­временных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механиче­ской сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты куль­туры, возникшие тогда, когда представители всех эт­носов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково востор­женно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осоз­нание большими социальными группами своей привер­женности к территории своего расселения, общена­циональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание нацио­нальной культуры1.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространст­вах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления на­циональной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамот­ной части населения2.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьмен­ной, например, культура отсталых племен, сохранив­шихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной территории, должна называться доминирующей.

Вот почему национальная культура изучается пре­имущественно филологией, имеющей дело с памятниками письменности, а этническая культура — этногра­фией и антропологией, имеющими дело прежде всего с дописьменной литературой1.

Субкультура и контркультура

Поскольку общество распадается на множество групп — национальных, демографических, социаль­ных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система цен­ностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

У одного языка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,— субкультуры, груп­пы, говорящие на разных языках,— различные культу­ры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные цен­ности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры — всего лишь варианты одной, господствую­щей, культуры.

Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоя­щая целому, но в главных чертах согласующаяся и про­должающая культуру нации, которая получила назва­ние доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обы­чаями. Различия могут быть очень сильными, но суб­культура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культу­ры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Контркультура обозначает такую субкультуру, ко­торая не просто отличается от доминирующей культу­ры, но противостоит, находится в конфликте с господ­ствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит куль-

 

 

тура богемы. «Среди других ценностей богемы выделя­ются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощ­рение равенства мужчин и женщин и любовь к экзо­тике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, само­ограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми

правилами»1.

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доми­нирующая культура, которой противостоит контркуль­тура, упорядочивает только часть символического про­странства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контр культуры. Те и другие крайне важ­ны доминирующей культуре, хотя на одних она смот­рит с недоверием, а на других— с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневе­ковые утопические коммуны, а затем идеология боль­шевиков.

Иногда провести четкие различия между субкуль­турой и контркультурой затруднительно или невозмож­но. В таких случаях на равных правах к одному явле­ния применяют оба названия.

Преступная субкультура, произрастающая в кол­лективных тюрьмах, которые называют «фабриками насилия», отличается специфическим поведением, пра­вилами и даже языком. Здесь своя система иерархии и привилегий. «Особо привилегированные» (босс, бу­гор, рог зоны) — неформальные лидеры, имеют луч­шее спальное место, лучшую пищу, эксплуатируют других. «Просто привилегированные» (борзый, отри­цал) — сподручные и советники босса. Они — испол­нители его воли и толкователи норм. Ниже по лестни­це стоят «нейтральные» (пацаны) — основная масса осужденных. Им запрещается контактировать и ока­зывать помощь «непривилегированным» (шестерки, чушки, шныри), которые используются для грязной работы и служат орудием издевательств над «лишенными привилегий» (опущенные, обиженные). Для под­держания внутригрупповой стратификации (структу­ры) используется особый механизм «прописка». Она проводится в форме игры, загадок и других процедур испытания. Борьба за сохранение или повышение ста­туса носит, как правило, остроконфликтный характер и отличается особой агрессивностью, жестокостью и культом насилия. Конфликт с лидером чреват трагиче­скими последствиями, которые нередко принимают форму самоубийства или членовредительства.

Сельская культура

Сельская культура получила в литературе ряд наиме­нований: сельский тип культуры, культура села, деревен­ская культура, культура крестьянства. Известный специа­лист по социологии культуры Л.Н. Коган предлагает различать понятия — сельское население (в него входят все, кто проживает в сельской местности, в том числе го­рожане-дачники, сельчане, работающие на городских предприятиях, служащие, проживающие в селе, но не яв­ляющиеся крестьянами, и т. д.) и крестьяне (только те, кто занят сельскохозяйственным трудом и проживает на селе). Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культу­ры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сель­ской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: «Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки, не знающая выходных дней и фиксированного рабочего дня, компенсируется большим количеством праздников, приходящихся в ос­новном на зиму и период межсезонья. Поэтому такую большую роль в старой деревне всегда играла празд­ничная культура»2.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными. Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность,

 

 

все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (племянник, кум, сват, сосед и т. д.).

3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни. Посте­пенно формируется дух сплоченной закрытой общины, где все за одного и один за всех. Высокий уровень взаи­моконтроля соседствует со столь же высокой степенью взаимозаменимости и взаимообмена (предметами, дей­ствиями). Неработающие соседи обеспечивают при­смотр за детьми, когда родители находятся в поле, на сенокосе или ферме. Принципы воспитания детей, вы­бор брачного партнера и иные ключевые вопросы под­вергаются коллективному обсуждению. По их поводу выносится общественное мнение, которое и служит ос­новой принятия индивидуального решения.

4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом. Обраще­ние на «Вы» считается городской чертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька — Васька) или только по от­честву, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич).

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная ин­терпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной.

6. Практически всем жителям деревни присущ ог­раниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни. Их жизнь небогата историческими и обще­человеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющей­ся городской жизни.

7. Более высокий, чем в городе, удельный вес кол­лективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже про­смотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией.

 8. Уделяется большее, чем в городе, внимание эко­логической культуре и охране окружающей среды.

9. Ограниченный культурный выбор. Отсутствие культурного выбора, недоступность для сельчан мно­гих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т. п.), ограни­чивает культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют сформировать у сельчан, особенно молоде­жи, развитый культурный вкус, разносторонние по­требности, умение выбирать среди нескольких филь­мов или передач лучшее. В деревне, особенно глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в сель­ский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже не в моде.

10. Раннее занятие физическим трудом на откры­том воздухе сформировало иное отношение к физкуль­туре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организо­ванная ритмика рабочего дня, способность рациональ­но подходить к затратам времени, к своему здоровью.

Культурный лаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигает катастро­фических размеров. Правда, с массовым распростра­нением телевидения былое культурное отставание бы­стро сокращается. В результате неудовлетворенность качеством культурной жизни на селе, как показыва­ют социологические исследования, уже не служит ос­новной причиной миграции в город1. Когда закрытая деревенская культура после многих лет отставания вдруг открывается миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого вы­сокого качества. В 90-е годы в деревню широким по­током хлынула низкопробная «массовая культура» — порнографические и примитивно-приключенческие видеофильмы. И прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в со-

 

ветские годы поток низкопробной продукции сдержи­вали идеологические ограничения и партийный кон­троль. В годы экономических реформ никаких препят­ствий на этом пути нет.

Городская культура

Городская культура (культура города, индустри­альная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и адми­нистративных центров. Малые города и поселки город­ского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше сте­пень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.

Единого для всех городских поселений типа куль­туры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения (одно дело многомиллионные гиганты типа Санкт-Пе­тербурга или Самары, другое — 200—300-тысячные города с полупровинциальным укладом жизни) и раз­мерами, но также специализацией: есть текстильные города (Иваново), горной промышленности и шахтер­ские города (Кемерово), центры автомобильной про­мышленности (Тольятти), города науки, или «науко­грады» (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гар­низонов, религиозные центры (Загорск) и т. п. Есте­ственно, что в каждом типе города свой уклад и тип

культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающи­ми ее от сельской, выступают такие признаки, как вы­сокая плотность застройки городской территории; на­личие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развяз­ки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. 

Культурное пространство города организовано со­всем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танце­вальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнако­мых людей (анонимность социальных отношений), бла­годаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской культуры выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефон­ными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься сомнительными и преступными делами. Ха­рактерная черта городской жизни и городской культу­ры — транспортная усталость, возникающая вследст­вие ежедневных переездов на большие расстояния и тесноты в общественном транспорте. Нервные пере­грузки могут вызываться также более напряженным, чем на селе, и равномерным трудовым ритмом, стоя­нием в очередях, ажиотажным спросом и дефицитом, митингами и демонстрациями, постоянным нахожде­нием в толпе (на улицах, в транспорте, магазинах).

Городская среда насыщена гораздо большим чис­лом вредных и канцерогенных веществ, чем сельская. Она возникла лишь в последнее столетие, и биологи­чески человек не успел к ней приспособиться. Отсюда ослабленное здоровье и стремление горожан всеми доступными средствами его поддержать. Уровень ме­дицинского обслуживания, число обращений к врачам и занимающихся физкультурно-оздоровительными ме­роприятиями людей в городе существенно больше, чем на селе. Длительная оторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан. От­сюда массовое увлечение садово-огородническим дви­жением, не свойственное сельчанам. Пригородный участок и дача сегодня — непременные атрибуты го­родской культуры.

Если для сельской культуры характерно триедин­ство — единство места работы, места жительства и мес­та отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Большинство учреждений

 

культуры и бизнеса сосредоточены в центре города, а большинство жителей обитает в так называемых спаль­ных районах на окраине. Поэтому ездить в обществен­ном или личном транспорте горожанам приходится гораздо чаще и больше. Горожане чаще, чем сельчане, выезжают на отдых в другие города и страны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...