ЛЕКЦИЯ V - Эволюция сознания
97] На прошлой неделе мы рассмотрели – конечно, весьма недостаточно – эволюцию человека, мыслителя, временного обитателя тел, использующего эти тела во время цикла эволюции. Мы увидели, что он является итогом всех предшествующих ему эволюций. К изучению эволюции человека нас подвели две лекции, в которых мы сначала коснулись субстанции, или атомной материи до построения из неё формы, и крошечного атома до включения его в состав какого-либо средства выражения, или проводника. А затем мы говорили о построении форм посредством великого закона притяжения, заставляющего атомы собираться вместе, соединяться в определённом порядке и вибрировать в унисон, в результате чего и образуются формы, или совокупности атомов. Мы увидели, что атомная субстанция представляет один аспект Божественности, Божества, центральной Силы, или энергии, Солнечной системы, проявляющейся как аспект интеллекта, и увидели также, что в формальном аспекте природы проявляется другое качество Божества, качество любви, или притяжения, связующая сила, дающая 98] форме целостность. Далее мы перешли к человеку и отметили, что в нём сходятся все три божественных аспекта, и признали человека центральной волей, которая проявляется через форму, состоящую из атомов, и демонстрирует три качества Бога: интеллект, любовь-мудрость и волю, или могущество. От материального аспекта проявления, который был предметом нашего разговора в предыдущих лекциях, мы переходим сегодня к рассмотрению сознания внутри формы. Мы поняли, что атом можно рассматривать как центральную жизнь, проявляющуюся через сферическую форму и проявляющую качество ума. Но и человеческий атом можно рассматривать как центральную положительную жизнь, использующую форму и демонстрирующую вышеперечисленные качества. А далее мы пришли к выводу о том, что если наша гипотеза об атоме верна и человека можно рассматривать как атом, то эту исходную концепцию можно распространить и на планету и утверждать, что в планетарном атоме заключена великая Жизнь, проявляющаяся через форму, демонстрирующая свои особые качества и осуществляющая свой определённый замысел. Эту же концепцию мы приложили к великой сфере Солнечной системы и к пребывающему в ней Божеству.
Итак, мы будем говорить о сознании и немного изучим эту проблему, обратив 99] внимание на реакцию жизни внутри формы. И если я смогу дать вам ещё несколько основных понятий, продолжающих нашу тему, то положу ещё один камень в возводимую нами конструкцию. Слово «сознание» («consciousness») происходит от двух латинских слов: соn – «с» и scio – «знать» и буквально означает «то, что мы знаем». В словаре вы найдёте приблизительно такое определение: это «состояние осведомлённости» или состояние восприимчивости, способность откликаться на стимулы, ощущать контакты, синхронизироваться с вибрацией. Все эти фразы можно включить в любое определение сознания, но сегодня я хочу выделить определение из «Нормативного словаря», как раз то, которое я процитировала. Просматривая большинство книг по данному предмету, средний мыслящий человек, скорее всего сочтёт их слишком путаными из-за приводимых в них многочисленных классификаций сознания и состояний осведомлённости, в которых можно совершенно запутаться. Сегодня мы только коснёмся трёх видов сознания, которые назовём Абсолютным сознанием, универсальным, или всеобщим, сознанием и индивидуальным сознанием. На самом деле из этих трёх видов сознания сколь-нибудь ясное определение можно дать лишь двум. 100] Среднему мыслящему человеку практически невозможно постичь абсолютное сознание. В одной книге оно определяется как «такое сознание, которое включает в себя и всё, что есть, и всё, что может быть», и охватывает всё, что могло происходить, происходит и может произойти в будущем. Вероятно, это и есть абсолютное сознание и, с точки зрения человека, это сознание Бога, Который включает в Себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Каково же, тогда, универсальное сознание? Его можно определить как сознание, мыслящее в понятиях времени и пространства, сознание, для которого актуальны местопребывание и последовательность событий, или, в действительности, групповое сознание, сама группа, образующая большее или меньшее целое. И, наконец, индивидуальное сознание можно определить как ту часть универсального сознания, которую способна воспринять и постичь отдельная единица.
Чтобы понять эти неопределённые выражения – абсолютное, универсальное и индивидуальное сознание, – я постараюсь привести некоторые пояснения. В предыдущих лекциях мы увидели, что атом в человеческом теле следует считать малой сущностью, крохотной наделённой интеллектом жизнью, активной, микроскопической сферой. Если мы примем эту маленькую клетку за точку отсчёта, она поможет нам получить представление об этих трёх видах сознания 101] с точки зрения атома и человека. Для крохотного атома в человеческом теле индивидуальное сознание – это его собственная вибрирующая жизнь, его внутренняя активность и всё, что имеет к нему непосредственное отношение. Универсальным сознанием по отношению к этой маленькой клетке можно считать сознание всего физического тела, если рассматривать его, как совокупность, включающую в себя этот атом. А абсолютным сознанием по отношению к атому можно считать сознание мыслящего человека, энергетизирующего данное тело. Для атома оно представляет собой нечто столь далёкое от его внутренней жизни, что практически неизвестно и непостижимо для него, однако это сознание подчиняет своей воле и форму, и атом в этой форме, и всё, что к ним относится. Остаётся только перенести эту мысль на человека, посмотреть на него как на атом, или клетку, в теле великой Сущности, и развить данную концепцию о трёх видах сознания подобным же образом. А теперь нам стоит опуститься на землю и рассмотреть более практические вопросы, нежели абсолютное сознание.
Западная наука постепенно приходит к выводу, давно сделанному эзотерической философией Востока, о том, что сознание следует считать присущим не только животному и человеку. Нужно признать, что оно распространяется на растительное и минеральное царства, а венцом эволюционного 102] роста сознания в трёх низших царствах следует считать самосознание. Невозможно за столь короткое время, какое имеется в нашем распоряжении, провести это увлекательнейшее исследование развития сознания в животном царстве и в растительном, а также его проявления в царстве минеральном. Подобное исследование позволило бы нам узнать, что даже минералы проявляют признаки сознательной реакции на возбудитель и признаки усталости и что минерал можно отравить и даже убить почти так же, как можно убить человека. Наличие у растений сознания признаётся всё шире, и публикуются очень интересные статьи на эту тему, открывающие широкий диапазон мнений. Как мы видели, единственное, что можно с уверенностью сказать об атомной субстанции, это то, что она обладает интеллектом, то есть способностью различения и выбора. Это основная особенность сознания, проявляющегося через минеральное царство. В растительном царстве проявлено другое качество – зачаточная сенситивность, или чувствительность. Это царство откликается иначе, чем минеральное. В животном царстве обнаруживается третья реакция: животное демонстрирует не только чувствительность гораздо в большей степени, чем в растительном царстве, но и признаки интеллекта, или зародыша ума. Инстинкт признаётся за всеми животными единицами, а 103] само слово (instinct) происходит от того же корня, что и слово «побуждать» («instigate»). Когда в какой-либо животной форме возникает способность откликаться на побуждение, это свидетельствует о начале проявления зародыша ума. Во всех этих царствах существуют различные градации и виды сознания, а у человека мы видим уже первые признаки самосознания, или того, что позволяет ему осознавать себя отдельным существом, движущей силой в теле, тем, кто познаёт посредством этих оболочек. На это давно указывают на Востоке, а «эзотерическая философия учит, что все живёт и обладает сознанием, но не все жизни и сознания подобны человеческим»; она обращает особое внимание на то, что «целые пропасти существуют между сознанием атома и цветка, сознанием цветка и человека, сознанием человека и Бога». Как говорит Браунинг: «Но в человеке вновь возникает стремленье к Богу». Человек ещё не Бог, но становится Богом, проявляет образ Божий, и когда-нибудь это проявление будет совершенным. Через объективное он стремится к демонстрации субъективной, божественной, тройственной жизни.
Метод эволюционного развития сознания человека является лишь повторением на более высоком витке спирали двух этапов, которые мы отмечали в эволюции 104] атома: этапов атомной энергии и групповой связанности. В настоящее время человечество проходит атомный этап проявления, ведущий к ещё не достигнутой цели – групповому этапу. Для тех из нас, кто хоть как-то интересуется способностью осознавать и имеет обыкновение отмечать то, что происходит вокруг, очевидно, что у людей есть разные уровни ментальности и разные типы сознания. Есть люди энергичные, живые, замечающие всё вокруг, тонко чувствующие, следящие за течением мысли в различных областях человеческой активности и ничего не упускающие. А есть люди, как будто пребывающие во сне, которых, кажется, ничто не интересует; всё проходит мимо их сознания, они инертны, слабо реагируют на внешние возбудители и умственно пассивны. Это заметно и у детей: одни реагируют очень быстро, а других мы называем глупыми. Но дело вовсе не в том, что одни глупее других, просто всё определяется внутренним этапом эволюции ребенка, числом его воплощений и длительностью периода развития сознания. Давайте теперь рассмотрим два этапа – этап атома и этап формы – и проследим развитие сознания человека, не забывая, 105] что в человеческом атоме заключено всё то, что было обретено на предыдущих этапах в трёх низших царствах природы. Стать человеком можно, лишь пройдя громадный эволюционный процесс в этих царствах и собрав его плоды. Человек начинает своё развитие, уже имея в латентном состоянии всё, что было достигнуто в трёх низших царствах. Он обладает самосознанием и имеет перед собой чёткую цель: достижение группового сознания. Для атома субстанции целью было достижение самосознания, для человека же целью является более великое Сознание и более широкий круг осведомлённости.
Атомный этап, который мы сейчас рассматриваем, представляет особый интерес потому, что именно этот этап проходит сейчас бóльшая часть человечества. Этот этап включает период (весьма необходимой) сосредоточенности на себе, цикл, в течение которого человека волнуют лишь его собственные дела и то, что интересно только ему; он интенсивно живёт собственной жизнью и вибрационно откликается только на касающиеся его проблемы. Долгое время в прошлом и даже сейчас (так как я не думаю, что многие из нас обидятся, если назвать их не достигшими совершенства, или пока не достигшими цели) мы, в большинстве своём, были и остаёмся слишком эгоистичными; происходящее в мире волнует нас только по следующим причинам: либо оно представляет интерес для ума, либо способно растрогать наши сердца, либо из-за нашей нелюбви к неприятностям, либо когда мы просто следуем моде. Но 106] несмотря на интерес ума, наше внимание в подавляющей степени фокусируется на том, что касается нашей собственной жизни. Мы проходим атомный этап и всецело поглощены своими личными проблемами. Понаблюдайте за толпами на улицах большого города, и везде вы увидите людей, находящихся на атомном этапе, занятых лишь собой и собственными делами, ищущих удовольствий и желающих только развлечений и лишь изредка занятых тем, что касается группы. Это необходимый и защитный этап, очень важный для каждого отдельного представителя человечества. Понимание этого, несомненно, сделает всех нас терпимее к нашим братьям и сёстрам, которые так часто раздражают нас. Но каким образом мы развиваемся на атомном этапе и после него? На Востоке многие века процесс эволюции считается двойственным. Человека учат, что он эволюционирует и развивает осведомлённость сначала посредством пяти чувств, а позже через развитие способности различения наряду с беспристрастностью. Здесь же, на Западе, мы прежде всего акцентировали пять чувств и не говорили об огромной важности различения. Наблюдая за развитием младенца, вы увидите, например, что обычно он развивает пять чувств в 107] определённой последовательности. Сначала развивается слух: ребёнок поворачивает голову в сторону шума. Затем следует осязание: ребёнок начинает всё ощупывать своими ручками. Далее пробуждается зрение. Я не хочу сказать, что ребёнок не видит или рождается слепым, как котёнок, но нередко проходит несколько недель, прежде чем он начнёт сознательно смотреть и узнавать то, что видит. Зрение было у него с самого рождения, но не было осознания видимого. Так же обстоит дело и с большими расширениями сознания и реализациями, которые предстоят современному человеку. В этих первостепенных, или основных, чувствах – слухе, осязании и зрении – мы видим интересную аналогию и связь с тройственным проявлением Божества, «Я», «не-Я» и взаимоотношениями между ними. «Я» оккультно слышит и реагирует на вибрацию, сознавая себя. Оно познаёт окружающий мир и его материальность через осязание, но только когда включается зрение, или сознательное распознавание, устанавливается прочная связь «Я» и «не-Я». Есть ещё два чувства, которые помогают «Я» контактировать с миром, это вкус и запах, но они не имеют такого значения для интеллектуального раскрытия, как три вышеупомянутых. Посредством этих пяти чувств мы осуществляем все возможные контакты на физическом плане, благодаря им мы учимся, растём, познаём и развиваемся, и благодаря им же 108] развиваются все важнейшие инстинкты. Эти чувства выполняют важную защитную роль, так как не только позволяют нам контактировать с окружающей средой, но и защищают нас от неё. Раскрыв интеллект и расширив сознание посредством этих пяти чувств, мы переживаем кризис, и в действие вступает ещё один фактор – различение с помощью ума. Я имею в виду способность различения самосознательной единицы. Я говорю о том сознательном выборе, который демонстрируем мы с вами и к которому вынуждены будем прибегнуть, когда под действием эволюции научимся отличать «Я» от «не-Я», реальное от нереального, жизнь в форме от самой формы, познающего от познаваемого. В этом и состоит вся цель эволюции: достижение сознания истинного «Я» через посредство «не-Я». Мы проходим длительный период, или цикл, многих жизней, в течение которого отождествляем себя с формой и настолько объединяемся с «не-Я», что не видим между собой и им никакой разницы, будучи всецело поглощены преходящим и непостоянным. Такое отождествление с «не-Я» и является причиной всех страданий, неудовлетворённости и печали в этом мире, тем не менее, следует помнить, что именно благодаря 109] этой реакции «Я» на «не-Я» мы неизбежно учимся и в итоге вырываемся из непостоянного и нереального. Цикл такого отождествления с нереальным соответствует этапу индивидуального сознания. Так же как атом субстанции оказывается в конце концов в какой-либо форме и пополняет своей жизненностью большее целое, так и человеческий атом в результате эволюционного развития сознания должен достичь точки, где осознает своё место в большем Целом и примет на себя часть ответственности в рамках групповой активности. Очень многие люди приближаются сегодня к этой стадии. Как никогда прежде, люди сознают сейчас разницу между реальным и нереальным, между постоянным и непостоянным. Боль и страдания помогают им понять недостаточность «не-Я», и они ищут вовне и внутри себя то, что наиболее полно отвечало бы их потребностям. Люди стремятся понять самих себя, найти царство Божие внутри себя, и через «Ментальную Науку», «Новое Мышление» и изучение психологии они придут к определённым осознаниям, которые будут бесценны для рода человеческого. Это говорит о быстром приближении к этапу формы и о переходе от атомного этапа к чему-то бесконечно лучшему и великому. Человек начинает 110] ощущать вибрации той большей Жизни, в теле Которой он подобен атому, и постепенно, всё более сознательно откликается на Её зов и ищет каналы возможного понимания этой большей Жизни, Которую он ощущает, но пока ещё не знает. Проявив в этом достаточную настойчивость, он обязательно найдёт группу, к которой относится, и тогда переместит центр своего внимания. Он уже больше не будет ограничен узкими атомными рамками, через которые он перешагнёт, но станет сознательной, активной и мыслящей частью большего целого. Но как же происходит такая перемена? На атомном этапе развитие происходило посредством пяти чувств и способности различения. Этап, на котором человек пробуждается к групповому осознанию и становится сознательным участником активности группы, включает две составляющих: медитацию и ряд посвящений. Говоря о медитации, я имею в виду не то, что обычно подразумевается под этим словом: состояние пассивного восприятия, или транса. Подлинная суть медитации почти не понимается в настоящее время, и немало так называемых медитаций вполне укладываются в общую формулу, которую не так давно кто-то сформулировал так: «Я закрываю глаза, открываю рот и жду, что произойдёт». Настоящая же медитация 111] требует самого напряжённого участия ума, строжайшего контроля за мыслями и состояния, которое не является ни пассивным, ни активным, но совершенно уравновешенным. Полезным и просвещающим будет размышление над словами одного из Восточных Писаний о человеке, практикующем медитацию и преуспевающем в ней: «Маха Йогин – это великий подвижник, средоточие высшего совершенства, достигнутого суровым аскетизмом и абстрактной медитацией, дающими безграничные возможности, способность творить чудеса, приносящими высшее духовное знание и в конце концов – единение с великим Духом Вселенной». Здесь единение с групповой жизнью показано как результат медитации, и иного пути достижения нет. Истинная медитация (предварительные стадии которой составляют концентрация и следование какому-либо направлению размышления) для разных людей различается. Человек религиозный, мистик, будет фокусировать внимание на жизни внутри формы, на Боге, на Христе или на том, в чём воплощён его идеал. Человек деловой, профессионал, который в своё рабочее время всецело сосредоточен на непосредственных делах и всё внимание отдаёт проблеме, 112] которую должен решить, тем самым учится медитировать. Позже, подойдя к более духовному аспекту медитации, он увидит, что самый трудный отрезок пути уже пройден. Человек, читающий трудную книгу и напрягающий всю силу и способности своего мозга в попытках постичь написанное между строк, тоже медитирует в меру своих возможностей в данное время. Я говорю об этом, чтобы мы не падали духом, поскольку в нынешнем цикле о медитации нам приходится читать книги. Каждая из них передаёт какой-то аспект истины и может нести большую пользу, но ни одна не является универсальной для всех людей. Нужно найти собственный метод концентрации, собственный подход к тому, что заключено внутри нас, и изучить вопрос медитации применительно к самому себе. Здесь я хотела бы сделать одно предостережение. Избегайте тех школ и методов, которые сочетают формы дыхательных упражнений с медитацией, обучают различным асанам и концентрации внимания на физических органах или центрах. Следование этим методам – путь к катастрофе, и помимо физических опасностей и риска помешательства и нервных расстройств это поглощение формой, которая представляет собой ограничение, а не духом, который есть жизнь. Этот путь не приводит к цели. 113] Для большинства из нас истинной медитации, о которой лишь немногие знают достаточно, должна предшествовать умственная концентрация, дающая контроль над умом и способность мыслить чётко и не отвлекаясь на посторонние предметы. Истинная медитация, о которой я не могу говорить здесь подробно, приведёт к явному изменению поляризации, откроет перед человеком возможности для обретения опыта и установления контактов, которых он и представить себе не мог, и позволит ему найти своё место в группе. Он уже не будет ограничен рамками собственной жизни, но начнёт добиваться её слияния с бóльшим целым, а вместо личных эгоистических интересов направит своё внимание на проблемы группы. Он перестанет тратить время на культивирование собственной индивидуальности и будет стремиться к постижению той великой Индивидуальности, частью Которой является. Именно это, в действительности, и начинают в той или иной степени делать все продвинутые люди. Как бы плохо ни осознавал это обыватель, но великие мыслители, такие как Эдисон и другие, находят решение своих задач путём медитации. Глубокая концентрация, постоянные размышления, напряжённое внимание в интересующем их направлении мышления дают им результаты и позволяют черпать вдохновение и силы из внутренних резервов и 114] нести плоды с высших уровней ментального плана на благо группе. Когда мы достигнем определённых результатов, практикуя медитацию, когда интерес к самим себе мы заменим групповым интересом, когда наши физические тела будут развитыми, сильными и чистыми, когда наши эмоциональные тела будут управляться нами, а не нашими желаниями, а ментальные тела из наших хозяев превратятся в наши инструменты, тогда мы и узнаем истинный смысл медитации. Вступив благодаря медитации в контакт с группой, к которой он относится, и потому неуклонно развивая групповое сознание, человек может пройти то, что называют рядом посвящений. Эти посвящения представляют собой просто расширения сознания, которые осуществляются с помощью Тех, Кто уже достиг цели, отождествился с группой и является сознательной частью тела Небесного Человека. Благодаря Их помощи и поддержке человек постепенно приближается к достигнутой Ими реализации. Сегодня к теме посвящения всюду проявляется огромный интерес, при этом явно переоценивается его церемониальный аспект. Следует помнить, что каждое значительное раскрытие сознания уже представляет собой посвящение. Каждый следующий шаг на пути осознания – это посвящение. 115] Когда атом субстанции вошёл в состав формы, это стало для него посвящением. Он познал иной тип силы, и диапазон его контактов расширился. Когда сознание растительного царства растворилось в сознании царства животного, и жизнь из более низкого царства перешла в более высокое, это было посвящением. А расширение животного сознания до сознания человеческого существа стало следующим великим посвящением. Вступление в каждое из четырёх царств представляет собой посвящение, или расширение сознания. Сейчас человечество стоит на пороге пятого, или духовного, царства, вход в которое тоже является определённым посвящением, что очевидно всем, кто с пониманием читает Новый Завет. Во всех перечисленных случаях посвящения принимаются с помощью Тех, Кто уже знает. Таким образом, в эволюционной схеме нет больших разрывов между царствами и между состояниями осознания, но происходит процесс постепенного развития сознания, в котором принимал и будет принимать участие каждый из нас. Если мы будем помнить о такой универсальности посвящения, у нас будет более правильное отношение к нему. Всякий раз, когда мы узнаём что-то новое об окружающем нас мире и пополняется наш умственный багаж, – это посвящение крошечного масштаба. Всякий раз, 116] когда раздвигается наш горизонт и мы начинаем видеть и мыслить более широко, – это посвящение, и в этом заключается ценность самой жизни и величие нашей благоприятной возможности. Я хотела бы обратить особое внимание на то, что каждое посвящение является плодом самостоятельных усилий. Тот конечный этап, когда мы получаем определённую помощь из внешних источников, достигается не потому, что некие Великие Существа страстно желают помочь нам и приходят к нам в стремлении развить, возвысить нас. Этот этап становится результатом проделанной нами самими необходимой работы, и ничто не может помешать его наступлению, потому что это наше право. Уже достигшие могут и обязательно будут помогать нам и поддерживать нас, но Их руки будут связаны, пока мы не выполним свою часть работы. Ничто из того, что мы делаем для увеличения своей полезности миру, ни единое усилие по построению лучших тел, по достижению самоконтроля и оснащению своего ментального тела не пропадает даром. Всё это пополняет тот собираемый нами общий итог, который когда-нибудь приведёт нас к великому откровению, и каждое наше усилие – каждого часа и дня – увеличивает поток энергии, которая принесёт нас к посвящению. Слово «посвящение» («initiation») означает «войти в». Это просто означает, что посвящённым является тот, кто сделал первые шаги в духовном царстве и получил первые духовные откровения, каждое из которых есть ключ к ещё большему откровению.
ЛЕКЦИЯ VI - Цель эволюции
119] Называя данную лекцию «Цель эволюции», я не чувствую никакой уверенности, поскольку понимаю, что могу изложить вам одни только предположения, основанные на моём воображении. И это естественно, так как конечный ум не в состоянии точно постичь план Божества. Всё, что мы можем, это изучить историю прошлого, проанализировать нынешнее положение вещей и установить, насколько возможно, тенденции развития человечества и природы, а затем логически вывести различные этапы и стадии. На основе собранных фактов и знаний мы можем построить гипотезу о возможной цели, но не более того. Как я уже говорила в первой лекции, в наших беседах об эволюции мы, в общем-то, рассматриваем предположения и возможности. Что-то мы определённо знаем, а что-то устанавливаем по ходу, ведь даже 120] научные выводы, например, те, о которых так много говорили и на которых настаивали ещё сорок лет назад, уже не считаются бесспорной истиной, не используются и не отстаиваются с таким упорством, как прежде. Наука сама с каждым годом убеждается в относительности своих знаний. Чем больше человек постигает и узнаёт, тем шире раздвигается его горизонт. Сейчас учёные пытаются проникнуть на тонкие планы материи, то есть в сферы недоказанного, и мы должны помнить, что ещё совсем недавно наука не признавала их существования. Мы выходим за границы того, что называется «твёрдой материей», в те сферы, которые подразумеваются, когда мы говорим об «энергетических центрах», «отрицательной и положительной силе», «электрическом явлении», и при этом всё в большей степени акцентируется качество, а не то, что называется субстанцией. Чем дальше мы заглядываем вперёд, тем более объемлющими становятся наши предположения, и чем настойчивее мы будем пытаться объяснить телепатические, психические и прочие феномены, тем глубже сможем проникнуть в пока ещё субъективные и подсознательные сферы и тем настоятельнее будет для нас необходимость выражаться в категориях качества или энергии. Если мы сможем объяснить то, что необычно и пока необъяснимо для нас, и удостовериться в реальности оккультного, 121] то окажемся в почти парадоксальном положении. Субъективное будет постепенно становиться для нас объективным. Тема, к которой я хочу перейти теперь, касается нас самым непосредственным образом: это достижение человеком того группового сознания, которое является его целью, и последовательные расширения его малого сознания, пока оно не вместит то великое сознание, которое включает его в себя. Вы помните, что, объясняя разницу между самосознанием, групповым сознанием и сознанием Бога, я указала, что маленький атом субстанции в физическом теле – крохотная централизованная жизнь, входящая в состав человеческой формы, – соответствует самосознанию человека; что жизнь физического тела, рассматриваемая во всех его аспектах как единое целое, для этой маленькой независимой ячейки является тем же, чем для нас является групповое сознание; и что сознание реального человека – насыщающей сущности, заключённой в тело, – для этого атома то же самое, что для нас сознание Бога, необъяснимое и столь же далёкое. Распространив эту концепцию атома в нашем теле и его отношения к человеку, мыслителю, на человеческий атом как ячейку в ещё большем теле, мы увидим радикальное отличие между этими тремя типами сознания. 122] Очень интересная аналогия просматривается между эволюцией атома и человека (а, значит, и планетарного Божества, и Солнечного Логоса) в процессе раскрытия обоих. Мы видели, что атом имеет собственную атомную жизнь и что каждый атом субстанции в Солнечной системе сам напоминает маленькую солнечную систему с положительным центром, или центральным солнцем, и вращающимися вокруг него по своим орбитам электронами, составляющими отрицательный аспект. Такова внутренняя жизнь атома, его центрированность на себе. Мы также отмечали появление нового направления в исследовании атома – изучение его радиоактивности; становится очевидным, что во многих случаях происходит активное излучение. Невозможно сказать, куда приведёт это открытие, так как изучение радиоактивных веществ ещё только начинается и о них известно мало. В физической науке благодаря открытию радия произошла настоящая революция, и чем больше узнают учёные, тем очевиднее становится (и это признают они сами), что мы стоим на пороге величайших открытий и глубоких откровений. В эволюции и развитии человека одинаково чётко прослеживаются два этапа. На раннем, или атомном, этапе все интересы человека заключаются в нём самом, в его собственной сфере, а сосредоточенность на себе является законом 123] его существования, необходимой защитной стадией эволюции. Он абсолютно эгоистичен и поглощён прежде всего собственными делами. Затем следует этап, на котором его сознание начинает расширяться, его интересы постепенно выходят за рамки его маленького мира и он начинает чувствовать группу, к которой относится. Этот этап можно сравнить с этапом радиоактивности. Теперь он является не только центрированной на себе жизнью, но начинает оказывать определённое воздействие на окружающих. Он отвлекает своё внимание от личной эгоистической жизни и ищет для себя больший центр. Из атома он постепенно превращается в электрон и попадает под влияние той великой центральной Жизни, Которая удерживает его в сфере Своего влияния. Если это так, то аналогичные этапы должны быть и в жизни планетарного Божества, что могло бы объяснить различные пертурбации и события на планете. Нередко происходящее в мире мы объясняем человеческой активностью. Мировую войну, скажем, часто называют результатом ошибок и порочности человека. Возможно, это и так, потому что экономические условия и человеческие амбиции должны были сыграть немалую роль в её разжигании. Но, может быть, её причиной частично явилась и реализация замысла 124] великой центральной Жизни, сознание Которой нам пока недоступно и Которая имеет собственные планы, цели и идеалы и, возможно, тоже экспериментирует с жизнью. В Своих более широких масштабах на Собственном высоком уровне этот планетарный Дух учится жить, учится контактировать и тоже расширяет Своё сознание. Он проходит Свою школу так же, как мы с вами – свою. То же самое можно сказать о Солнечной системе и о величинах такого масштаба, какие вообще не умещаются в наши представления. Возможно, происходящее в Солнечной системе отчасти является следствием реализации планов Божества, или Логоса, той центральной Жизни, Которая являет Собой энергетизирующий источник всего сущего в Солнечной системе. Этого я в точности не знаю, но здесь заключено интересное направление для размышлений, и наши предположения не принесут никакого вреда, если в результате мы расширим своё в и дение, станем терпимее, мудрее и большими оптимистами. Рассмотрев этапы активности и радиоактивности эволюции всех атомов в Солнечной системе, давайте рассмотрим возможные пути развития сознания человеческого атома. Мне хочется сконцентрироваться именно на человеческом сознании, потому что человеческая эволюция является центральной в Солнечной системе. Когда соединяются три аспекта божественной 125] жизни – вечно сущая жизнь, или дух, материальная форма, или субстанциональный проводник, и фактор интеллектуальной активности, – достигаются особые результаты. Мы увидим постепенное проявление сознания того или иного вида, развитие психического качества, влияние субъективной жизни на материальную форму, использование формы для определённых целей и обретение живущей в ней сущностью определённых свойств. Истинная природа центральной жизни – будь то Бог или человек – проявится во время жизненного цикла, солнечного или человеческого. Это верно и для вас, и для меня, и, вероятно, для Планетарного Логоса, а если для Него, то и для Солнечного Логоса. Давайте попробуем проследить, насколько возможно, пути развития атомов четырёх известных нам видов – материального, человеческого, планетарного и космического. Одним из первых и важнейших достижений будет появление сознательного отклика на каждую вибрацию и способность к контакту, то есть способность реагировать на «не-я» на каждом плане. Позвольте мне пояснить это на примере. В этом городе я могу пойти в те районы, где живёт малообеспеченная часть населения, и собрать аудиторию из чернорабочих и необразованных людей, чтобы повторить им всё то, что говорила сегодня вам, но не получить при этом никакого отклика. Но я могла бы говорить с ними и так, 126] как говорила десять лет назад, строго придерживаясь Евангелия, и получить быструю ответную реакцию. Дело здесь не в правильном или неправильном подходе, а лишь в различном отклике на контакт и вибрацию у людей различного уровня развития и склада, находящихся на различных этапах эволюции. Это просто означает, что некоторые люди ещё проходят стадию, когда их можно пронять эмоциональным обращением и направить на путь собственного спасения, пока они находятся на раннем этапе атомного развития. Следующий этап, включающий в себя предыдущий, позволяет, тем не менее, откликаться на более интеллектуальное обращение и отличается определённым интересом к дискуссиям, подобным нашим, что даёт возможность исследовать такие вопросы, которые касаются, например, группы. Но оба этапа одинаково необходимы. Можно сказать об этом иначе. Мы можем встретить великих людей, удивительных мужчин и женщин, которые не произведут на нас никакого впечатления. Мы пройдём мимо, не распознав их и не получив от них того, что они могли бы дать нам. Две тысячи лет назад в Палестине так случилось с Христом. Почему? Потому что мы ещё не слишком зрелы, чтобы реагировать на них. Нам пока не достаёт того, что позволило бы сознавать, или чувствовать, их особую вибрацию. 127] Я где-то слышала (и полностью согласна с этим), что если бы Христос вернулся на землю и ходил бы, как когда-то, среди людей, то мог бы прожить всю Свою жизнь день за днём среди нас, и мы не заметили бы ничего особенного, что отличало бы Его от других добрых и бескорыстных людей, которых мы знаем. У нас ещё не выработана способность откликаться на божественное в своём брате. Мы, как правило, видим лишь плохое и грубое и в основном замечаем лишь промахи наших братьев. Мы пока остаёмся бесчувственными к лучшим людям. Ещё одним достижением будет способность сознательно функционировать на всех планах бытия. Сейчас мы сознательно функционируем на физическом плане и очень немногие могут так же сознательно функционировать на следующем, более тонком плане, который называется астральным (хотя это слово мне очень не нравится, так как не передаёт истинной сути того, что обозначает), или планом эмоциональной природы, на котором человек активен вне своего физического тела в часы сна или сразу после смерти. Очень немногие люди могут функционировать на м<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|