Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания

Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Основные этапы развития науки и типы научной рациональности: классический, неклассический и постнеклассический.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на формирование объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а также социальный институт, обеспечивающий функционирование специфических норм и идеалов организации научно-исследовательского поиска. Наука как специфическая форма теоретического освоения действительности может быть рассмотрено, во-первых, в кчестве деятельности, направленной на производство нового научного знания, осуществляющейся исследователями в определенных социокультурных условий.

Во-вторых, в структуру научной деятельности включается также результат деятельности. Таким результатом выступает новое научное знание, имеющее истинный непротиворечивый, обоснованный, достоверный характер.

В-третьих, наука предстает как явление социальной, что дает оснований зафиксировать ее институциональный характер. Институциализация науки, т.е. функционирование науки как соц. института, связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются нормы и правила научного этоса, регулирующие исследовательский поиск, организуются соответствующие научные исследования и формируется особый способ воспроизводства субъекта научной деятельности.

Наука как важнейшая форма человеческого познания в ее взаимодействии с физическими сферами жизни общества играет, во-первых, культурно-мировоззренчискую функцию,

Во-вторых, ф-цию непосредственной производительной силы, учитывая неограниченные масштабы и темпы научно-технического прогресса. В-третьих, ф-цию социальной силы, когда результаты и методы науки используются для разработки перспективных планов и программ социального и экономического развития. В-четвертых, наука активно выполняет прогностическую ф-цию, обеспесивая научно обоснованные модели будущего развития природного, социального и духовного бытия.

Научная рациональность – специфический тип теоретико-рефлексивного рассуждения и способность оценки и отбора критериев обоснования, описания, конструирования научного знания в зависимости от социокультурных предпосылок и ценностных установок соответствующей эпохи, особенностей изучаемых объектов, субъект-объективных отношений, используемых средств и языка науки.

Согласно подходу В.С. Степина классическая наука исходила из того, что субъект был дистанцирован от объекта, все, что относится к субъекту и средствам познания элимировалось из описания и объяснения.

Неклассический этап в развитии науки и, соответственно, неклассический тип рациональности характеризуется относительности объекта к средствам и операциям деятельности, необходимостью экспликации этих средств и операций, что выступает к условием получения истинного знания об объекте.

Неклассическая наука наработала такие приоритеты, которые основывались на включении субъекта в структуры социальной и познавательной деятельности, невозможности элиминации самой деятельности из основных понятий и выводов. Здесь важно учитывать средства наблюдения изучаемых явлений и объектов, привликать вероятностные, статистические методы, категории многомерности, альтернативности, поливариантности и гибкости. С особой силой эти подходы заявляют о себе в современной науке в связи с постижением сложных и сверхсложных систем.

Постнеклассический тип рациональности учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами. Поиск научной истины соотносится как с внутринаучными, так и с социальными ценностями и целеполаганием. Объектами научного исследования становятся «человекоразмерные», исторически саморазвивающиеся система.

 

 

Научное познание и его специфика. Наука и вненаучное знание. Структура научного познания

 

Научное познание, по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. видами, имеет свои специфические особенности и представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особым профессионально-специальным языком.

Специфические объекты науки обусловливают и привлечение особых средств научно-позновательной деятельности. К средствам научного познания следует отнести и идеальный регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д.

Ненаучные знания – это такие формы познавательной деятельности, которые возникают: 1) как первичной формы осмысления реальности; 2) как знание, несоответствующее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; 3) как знание, дополняющее существующие виды научного знания; 4) как противоречащее науки знание, строящееся на игнорирование эмперических фактов.

В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический.

Эмперический и теоретический уровни знания отличаются друг от друга по: предмету, средством и методом исследования.

Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделение сущностных связей в чистом виде.

Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключаются в том, что если эмпирические исследования основываются на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдение и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объекта путем логического, а нереального эксперимента.

Различие теоретического и эмпирического уровней познания осуществляется и по методам познания. Для эмпиреческого уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описание и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

 

 

Понятие метода и методологии. Основные формы научного познания

Метод – это путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний; правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решение определенной задачи. Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности.

Методология науки – это учение о методе научно-позновательной деятельности. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности.

Выделяют общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания.

К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.

Анализ – процедура мысленного расчесления исследуемого объекта, св-ва предмета. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целой.

Абстрагирование – такой прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделение интересующих исследователя свойств и отношений.

Обобщение – прием мышления, устанавливающий общие свойства и признаки объектов.

Индукция – такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение.

Аналогия – такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и других признаках. Как правило, в науке преобладает аналогия.

Моделирование – такое метод познания, при котором изучение объекта осуществляется посредством создания и исследовании его копии, заменяющий оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.

Одним из важнейших методов эмпиреческого исследования является наблюдение, под которым понимается целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Наблюдение всегда связано с описание. Этот метод заключается в фиксации сведений об объектах.

Следующий метод эмпирического исследования – измерение, в результате которой получается численное значение измеряемых объектов.

На теоретическом уровне исследования наряду с общелогическимми методами используются специфические для данного уровня методы.

Одним из них является мысленный эксперимент, задачей которого является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности.

Метод формализация заключается в построении абстрактно-математических моделей, когда рассуждение об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками.

Специфическим методом является гипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно-связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В современной физике часто используется метод математической гипотезы, когда исследователь в начале стремится отыскать математический аппарат, оперирует с величинами.

Теоретическое познание, нацеленное на выявление существенных связей и зависимостей, постоянно обращается к методу восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изучаемого объекта, затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействие и в результате проникает в сущность изучаемого объекта. Это метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание при этом движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному.

Изучение сложных развивающихся систем предполагает использование исторического и логического методов исследований. Исторический метод на прослеживание истории во всей ее полноте и многообразии. Основа же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...